ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 609
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Тема 2. Как выбрать книгу? (Виды чтения: просмотровое, ознакомительное)
Тема 4. Что и о чём? (Углубление понятия о тексте). Выявление понимания термина «текст»
Тема 5. С чего начинается текст? (Роль заглавия)
Тема 6. Зачем нужен эпиграф? (Роль заглавия и эпиграфа)
Тема 7. Внимание к слову. Наши друзья и помощники (Словари и справочники)
Тема 8. Учимся читать учебный текст (Элементы учебного текста)
Тема 10. Учимся читать учебный текст (Маркировка информации). Аналитическое чтение.
К не сплошным текстам относят:
Тема 13. Воображение и прогнозирование (Приёмы прогнозирования)
Тема 14. Учимся читать «между строк» (Скрытая информация в тексте).
Тема 15. Диалог с текстом (Выделение главной мысли).
Тема 16. Практикум-диагностика
Виды и средства связи предложений в тексте
Морфологические средства связи
Тема 3. Ролевая игра «Заседание Учёного совета лексикографов».
Тема 4-5. Стили речи. Погружение в текст.
Тема 6. Воображение и прогнозирование.
Тема 8. Диалог с текстом («Толстые и тонкие» вопросы).
Тема 9. Диалог с текстом (Выделение главной мысли).
Тема 10. Игра-состязание «Аукцион вопросов и ответов»
Тема 11. Учимся читать «между строк» (Скрытая информация в тексте)
Тема 12. Что помогает понять текст? (План текста)
Общие правила составления плана при работе с текстом.
Но следует обратить внимание на тот факт, что в чистом виде описание, повествование и рассуждение встречаются не всегда. Очень распространенными являются тексты, в которых наблюдается комбинация названных типов. Например, в художественной прозе часто встречаются тексты, в которых присутствуют и элементы описания, и элементы повествования. Кроме того, и рассуждение может включать в себя как элементы описания, так и элементы повествования. Это придает тексту выразительность.
С некоторой долей условности можно ориентироваться на следующие схемы текстов названных типов:
Схема текста-повествования
-
Начало события. -
Его развитие. -
Конец события.
Примечание. В художественных текстах присутствует еще и кульминация, предшествующая концу события.
Схема текста-описания
-
Общее впечатление о предмете (явлении). -
Признаки предмета (явления). -
Отношение к предмету (явлению). Схема текста-рассуждения
-
Вступление. -
Тезис. -
Доказательства (объяснения). -
Вывод.
Примечание. В тексте-рассуждении иногда вступление и тезис могут совпадать. Кроме того, в тексте этого типа вывод в некоторых случаях может отсутствовать.
Самый простой способ определения типа текста (применяемый уже в начальной школе) – это использование вопроса и приема
«фотографирования»:
Исследовательская задача:
-
спрогнозировать тему занятия по эпиграфу «Связь предложений в тексте – это, прежде всего, связь смыслов» (Л.В. Щерба); -
доказать справедливость суждения академика, выполнив задание на восстановление последовательности предложений в тексте. -
Составление таблицы/опорной схемы/опорного конспекта по теории типов речи.
Упражнение на формирование умения переводить информацию в другую форму: заменять готовую таблицу схемой или кластером (графическое оформление текста в определённом порядке в виде «грозди»). Практикум-исследование «Как построен текст?»: анализ строения текста с точки зрения типа речи, установление смысловых и
грамматических связей предложений.
При ознакомительноми изучающемчтении текстов используются вопросы и задания:
-
Каким типом речи является данный текст? Докажите. -
Отметьте сочетание типов речи. Как это связано с композицией? -
Сколько микротем в тексте и как это связано с типом речи? -
Какова роль первого и последнего предложений в тексте? -
Объясните деление текста на абзацы? -
Какой способ связи между предложениями (частями) в тексте? -
Определите средства связи между … и …предложениями. -
Почему для связи предложений используется местоимение, а не речевой повтор?
Тема 2. «Сцепления» в тексте (Смысловые связи в тексте)
Установление логических связей в тексте как важнейшее умение, формирующее понимание того, о чём говорится в тексте, что говорится и как говорится. Обучающий эффект игровых заданий на развитие интеллектуальных умений выявлять и определять причинно-следственные связи, устанавливать аналогии и сравнения и т.п.
Связность. Все предложения в тексте стоят в определенном порядке и связаны друг с другом
по смыслу и грамматически. Этот признак обеспечивается не одним или несколькими приемами, а достаточно серьезным комплексом разнообразнейших средств. В каждом конкретном произведении используется определенная их часть.
Смысловая целостность (цельность). Текстом мы называем только тот речевой продукт, который воспринимаем как целое. Смысловая целостность текста обеспечивается единством его темы и единством основной мысли.
Предложения в составе текста соединяются по особым законам, воплощая правила развертывания мысли.
Основные средства создания смысловой и грамматической цельности текста: единая тема, способ сцепления предложений, характер синтаксических конструкций, порядок слов, ударение, тематическая лексика, повтор слов, однокоренные слова, местоимения, союзы.
В тексте предложения связаны:
цепной связью. Это последовательная связь второго предложения с первым, третьего со вторым: [1] [2] [3] [4] – Солнце светит. На улице очень жарко. И, кажется, что эта жара не пройдет никогда.
параллельной связью. Второе, третье четвертое предложение соподчиняется первому.
[1] [2] [3] [4]
Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же изгнанники, С милого севера в сторону южную.
Лексические средства связи.
-
Лексические повторы.
Например, «Она испекла большой торт. Торт был украшен взбитыми сливками и казался очень вкусным».
-
Однокоренные слова.
Например, «Они решили купить этот дом и обосноваться
в деревне. Их решение было роковой ошибкой».
-
Синонимы, в том числе контекстуальные, родовидовые слова, описательные обороты
Например, «Художник творил в этой студии до конца своей жизни.
Мастер создал здесь свои главные шедевры».
-
Антонимы
Например, «Стало понятно, что друзей у нее было мало. Врагов было намного больше».
-
Слова-связки для логики изложения: так как, поэтому, следующее, заключении и т.д.
Например, «Весна в этих краях холодная. Вот почему нужно тепло одеваться даже в мае».
-
Слова, связанные тематически
Например, «Поспел урожай. На следующей неделе был организован сбор фруктов и овощей».
Морфологические средства связи
-
Местоимения
Например, «Мама встала очень рано. Она не могла дождаться приезда моего брата».
-
Союзы и частицы, особенно в начале предложения
Например, «Я не успел на автобус. Зато встретил друга, когда шел пешком».
-
Наречия времени и места
Например, «Комната казалась заброшенной. На столе была пыль. С потолка свисала паутина. Везде царил беспорядок».
-
Глаголы-сказуемые в одной временной форме
Например, «Показалось солнце. Листья заблестели в его лучах. С крыши падали последние капли дождя».
-
Степени сравнения прилагательных и наречий
Например, «Поле было огромным. Больше него я в своей жизни ничего не видел».
Интеллектуальная разминка: установление оснований для классификации и обобщения.
Интеллектуальные игры:
-
«Как говорят пословицы»: изучающее чтение и определение
«сцеплений» мысли в пословицах (смысловые части соединены
по сходству, по противоположности, с элементами того и другого).
-
«Угадай продолжение»: выявление смысловых связей в пословицах и высказываниях (цитаты, крылатые выражения). -
«Собери предложение»: первый уровень – из «рассыпанных» слов, второй уровень – из частей, которые связаны причинно-следственными и другими смысловыми отношениями. -
«Построй текст»: достраивание сложных предложений по заданным началу или концу, соединение предложений в смысловое единство. -
«Самое оригинальное сравнение»: придумывание сравнения.
Практикум-исследование учебного или научно-популярного текста: выявление и маркировка информации по смысловому содержанию –
причина, цель, следствие, пояснение и т.д.
Практикум-исследование «Как связаны смысл и пунктуация?»: выявление связи, смысла и пунктуации в текстах-«путаницах».
Тема 3. Ролевая игра «Заседание Учёного совета лексикографов».
Проводится как отчёт комиссий лексикографово возможностях разных словарей «Словари и справочники – спутники цивилизации»: защита групповых проектов, представляющих определённые виды словарей. Обсуждение и оценивание проектов.
Тема 4-5. Стили речи. Погружение в текст.
Умение определять главную мысль текста и понимать, как автор логически выстраивает текст, подчиняя замыслу композицию, выбирая языковые средства в зависимости от стиля речи.
Умение анализировать текст-рассуждение, один из востребованных функциональных типов, являющийся