ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 608
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Тема 2. Как выбрать книгу? (Виды чтения: просмотровое, ознакомительное)
Тема 4. Что и о чём? (Углубление понятия о тексте). Выявление понимания термина «текст»
Тема 5. С чего начинается текст? (Роль заглавия)
Тема 6. Зачем нужен эпиграф? (Роль заглавия и эпиграфа)
Тема 7. Внимание к слову. Наши друзья и помощники (Словари и справочники)
Тема 8. Учимся читать учебный текст (Элементы учебного текста)
Тема 10. Учимся читать учебный текст (Маркировка информации). Аналитическое чтение.
К не сплошным текстам относят:
Тема 13. Воображение и прогнозирование (Приёмы прогнозирования)
Тема 14. Учимся читать «между строк» (Скрытая информация в тексте).
Тема 15. Диалог с текстом (Выделение главной мысли).
Тема 16. Практикум-диагностика
Виды и средства связи предложений в тексте
Морфологические средства связи
Тема 3. Ролевая игра «Заседание Учёного совета лексикографов».
Тема 4-5. Стили речи. Погружение в текст.
Тема 6. Воображение и прогнозирование.
Тема 8. Диалог с текстом («Толстые и тонкие» вопросы).
Тема 9. Диалог с текстом (Выделение главной мысли).
Тема 10. Игра-состязание «Аукцион вопросов и ответов»
Тема 11. Учимся читать «между строк» (Скрытая информация в тексте)
Тема 12. Что помогает понять текст? (План текста)
Общие правила составления плана при работе с текстом.
Составление граф-схемы по теории типа речи рассуждения, учитывающей виды рассуждений (доказательство, объяснение, размышление), строение текста-рассуждения (тезис, аргументы, вывод) и ход развития мысли (дедуктивный: вступление – тезис-доказательства тезиса-вывод, индуктивный: вступление-факты и аргументы-тезис). Слова- помощники (вопрос почему?, союзы потому что, так как).
Практикум-исследование учебного (научно-популярного) текста: выявление и маркирование информации, отражающей строение текста- рассуждения. Подбор собственных аргументов к тезису. Фиксирование результата в портфолио.
Практикум на основе комплексного анализа текста. Обсуждение итогов работы и фиксирование результатов деятельности в портфолио (результат выполнения работы в раздаточном комплекте).
Дополнительные задания к практикуму:
-
Коллективное составление плана текста, запись плана (выявление затруднений). -
Устный пересказ текста по плану (с сохранением лица). -
Устное рассуждение «С чем ассоциируется для вас понятие родины?»
Тема 6. Воображение и прогнозирование.
Умение задавать вопросы и прогнозировать развёртывание мысли, ход развития замысла автора, необходимое при чтении как научного, так и художественного текстов. Технология «чтение с остановками» и прогнозирование дальнейшего развития действия.
Использование приёма прогнозирования содержания воспринимаемого текста по заголовку или его фрагменту способствует концентрации
внимания обучающихся на содержании речевого сообщения, позволяет опираться на прогноз при восприятии текста, проверять правильность предвосхищения результата.
Технология продуктивного чтения позволяет сделать процесс восприятия управляемым и сознательно контролируемым, совершенствовать умения создавать собственные тексты, которые в первую очередь строятся на таком виде работ, как сочинение. Оно активизирует умственную работу, развивает способности творческие и воссоздающие, а также внимание, память, логическое мышление учащихся и их самостоятельность.
Практикум «Сделай остановку и придумай продолжение»: творческое чтение текста и придумывание (прогнозирование) продолжений. Слушание прогнозов и комментарий в процессе работы, сравнение продолжений с авторским вариантом. Сравнение прогнозов с авторским вариантом, вывод о возможностях разных вариантов реализации мысли
Тема 7. Диалог с текстом.
Умение задавать вопросы как мыслительная операция, которая делает процесс чтения активным, рефлексивным, помогает понять логику движения и развития мысли в тексте. Разминка (в парах) «Сочиняем истории по вопросам»: придумывание историй (сказок) по вопросам, которые задаются поочерёдно друг другу и на которые так же в порядке очерёдности отвечают оба участника.
Практикум «Учимся задавать вопросы»: приёмы обнаружения в тексте скрытых вопросов, прогнозирование ответов на скрытые вопросы и вопросы, заданные автором, проверка предположений и т.д.
Начинается диалог с текстом с вычитывания информации из каждой единицы текста (слова, словосочетания, предложения) и, в первую очередь, с внимания к СЛОВУ. Это может быть ключевое слово, помогающее понять мысль автора; или незнакомое слово, значение которого нужно выяснить; или слово образ, сравнение, в которое автор заложил свое отношение к описываемому в тексте. Вычитанная информация позволяет читателю установить, что ему непонятно в тексте, и сформулировать непонятное в виде вопроса. Многие тексты содержат скрытые вопросы (как это было в нашем примере). Если скрытого вопроса в тексте нет, то читатель может задаться вопросами: что следует из прочитанного? К чему это приведет? Что случится дальше?
Тема 8. Диалог с текстом («Толстые и тонкие» вопросы).
Умение задавать вопросы, требующие простого, односложного ответа («тонкие» вопросы), и вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа («толстые» вопросы).
Технология «РКМЧП» представляет опыт практической реализации
личностно-ориентированного подхода в обучении. Особенностью данной
педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат.
Приём «Таблицы вопросов»
«Тонкие» вопросы | «Толстые» вопросы |
Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Как звали…? Было ли…? Согласны ли вы…? Верно ли…? | Дайте три объяснения, почему… Объясните, почему… Почему вы думаете…? Почему вы считаете…? В чем различие…? Что, если…? |
Ромашка Блума (технология РКМЧП). Шесть лепестков – шесть типов вопросов: простыевопросы,отвечая на которые нужно назвать какие-либо факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию; уточняющиевопросыдля установления обратной связи, выявления подразумевающейся, но необозначенной информации («То есть ты говоришь, что?..», «Если я правильно понял, то?..», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о?..»); интерпретационные(объясняющие)вопросы, направленные на установление причинно-следственных связей («Почему
…?»); творческиевопросы, содержащие элементы условности, предположения, прогноза («Если бы…»; «Как вы думаете, что (как) будет
…?»); оценочныевопросы, направленные на выяснение
критериев оценки событий, явлений, фактов («Почему что-то хорошо, а что-то плохо?»); практическиевопросы, направленные на установление взаимосвязи между теорией и практикой («В каких ситуациях мы можем использовать?»)
Интеллектуальная разминка «Верите ли вы, что…?»: поиск ответов на заданные по тексту вопросы ― для возникновения интереса, выяснения общего понимания смысла учебного/познавательного текста.
Аукцион вопросов: пояснение технологии задавания «тонких» и
«толстых» вопросов, самостоятельная работа в парах и составление вопросов по тексту, взаимообмен вопросами с другими парами, поиск ответов и выбор лучших вопросов и оформление их в таблицу.
Оформление результатов деятельности в виде таблицы «тонких» и
«толстых» вопросов, которая вносится в портфолио.
Тема 9. Диалог с текстом (Выделение главной мысли).
Умение задавать вопросы к тексту и понимать логику развития мысли автора, выделять в тексте главную мысль. Умение выявлять скрытые вопросы в тексте и искать ответы на них в тексте или обдумывать свои ответы.
Интеллектуальный марафон «Почемучки»: составление вопросов в группах, взаимообмен вопросами между группами и ответы на те из них,
которые не были учтены группой. Завершение марафона (финишная черта) – обоснование и запись главной мысли текста.
-
Озаглавить текст (должно использоваться в совокупности с другими) -
Составить план текста -
Оформить результат в любой из следующих видов таблицы: