ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 618
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Тема 2. Как выбрать книгу? (Виды чтения: просмотровое, ознакомительное)
Тема 4. Что и о чём? (Углубление понятия о тексте). Выявление понимания термина «текст»
Тема 5. С чего начинается текст? (Роль заглавия)
Тема 6. Зачем нужен эпиграф? (Роль заглавия и эпиграфа)
Тема 7. Внимание к слову. Наши друзья и помощники (Словари и справочники)
Тема 8. Учимся читать учебный текст (Элементы учебного текста)
Тема 10. Учимся читать учебный текст (Маркировка информации). Аналитическое чтение.
К не сплошным текстам относят:
Тема 13. Воображение и прогнозирование (Приёмы прогнозирования)
Тема 14. Учимся читать «между строк» (Скрытая информация в тексте).
Тема 15. Диалог с текстом (Выделение главной мысли).
Тема 16. Практикум-диагностика
Виды и средства связи предложений в тексте
Морфологические средства связи
Тема 3. Ролевая игра «Заседание Учёного совета лексикографов».
Тема 4-5. Стили речи. Погружение в текст.
Тема 6. Воображение и прогнозирование.
Тема 8. Диалог с текстом («Толстые и тонкие» вопросы).
Тема 9. Диалог с текстом (Выделение главной мысли).
Тема 10. Игра-состязание «Аукцион вопросов и ответов»
Тема 11. Учимся читать «между строк» (Скрытая информация в тексте)
Тема 12. Что помогает понять текст? (План текста)
Общие правила составления плана при работе с текстом.
-
«Сюжетная таблица»
Кто?
Что?
Когда?
Где?
Почему?
-
Таблица-синтез
Ключевые моменты
текста
Что привлекло внимание?
Почему именно это?
-
«Трехчастный дневник»
Ключевые слова | Комментарии к ним | Комментарии к комментариям |
| | (Заполняется дома, так как после завершения урока часто происходит переосмысление некоторых позиций) |
Тема 10. Игра-состязание «Аукцион вопросов и ответов»
Проводится как командная игра, победителем в которой становится команда, задавшая последний вопрос. Дидактическая цель – диагностировать умение задавать вопросы к тексту, разные по характеру и форме.
Тема 11. Учимся читать «между строк» (Скрытая информация в тексте)
Умение осмыслять информацию, осуществляя мыслительные операции анализа и выделения главной и второстепенной, явной и скрытойинформации; развитие воображения, умения прогнозировать. Выявление смыслов из всех слов, словосочетаний, предложений, а также из их монтажа в тексте. Обучающий тренинг «Словам тесно, а мыслям — просторно»: анализ текста и выявление скрытой информации в тексте.
Игра (командная) «Моментальное фото»: актуализация фактора времени при знакомстве с учебным (познавательным) текстом, решение
задачи — собрать коллективными усилиями максимум информации и установить на этапе коллективного обсуждения фиксирование значимых для данного текста информационных единиц. Игровой результат действия команд определяется наличием именно этих единиц.
Фиксирование результатов деятельности (диплом/сертификат) в портфолио.
Тема 12. Что помогает понять текст? (План текста)
Умение структурировать информацию во время чтения и после чтения, перерабатывать и фиксировать сжатую информацию в форме плана. Виды и формы плана: простой и сложный; назывной/номинативный (слово или словосочетание
с существительным в именительном падеже), вопросительный, тезисный.
Обучающий тренинг «Как составить план»: изучающее чтение учебного текста, выявление главной мысли в каждом абзаце, параллельная запись главной мысли в разных формах.
Во время чтения и анализа текста используются притекстовые вопросы и задания:
-
выделите по ходу чтения ключевые слова, термины, незнакомые слова; -
выделите в тексте определения понятий (формулировки правил, примеры, вспомогательную информацию и т.п.); -
выясните значение незнакомых слов, терминов; -
выделите слова, которыми передаётся главная мысль каждого абзаца; -
запишите главную мысль абзаца кратко; -
откорректируйте запись и составьте план в одной форме (назывной, вопросный и т.д.)
Тема 13. Что помогает понять текст (Перекодирование информации: пометки, выписки, цитаты)
Умение делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии с коммуникативным замыслом на этапе понимания и преобразования текстовой информации.
Обучающий тренинг «Кто записывает, тот читает дважды»: изучающее чтение учебного текста, составление и запись плана, выписки, соответствующие пунктам плана (фактов, ключевых понятий, цитат). Формы записи могут создаваться с использованием технологий РКМЧП (таблица «Что? Где? Когда? Где? Почему?», приёма ведения
двухчастного дневника).
Полное понимание текста - это вычитывание трех видов текстовой информации:
-
фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде); -
подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается
«между строк»);
-
концептуальной (основная идея текста, его главные смыслы).
В соответствии видами текстовой информации выделяются типы учебных заданий, связанных с основными группами читательских умений (деятельность).
1гр.Поискинформации,заданнойвявномвиде:
найти конкретные сведения;
-
найти значения слова и фразы; -
определить тему или основную идею, если они представлены в тексте в явном виде; -
определить время и место действия рассказа.
2гр.Формулированиепрямыхвыводов,заключенийнаосновефактов,имеющихсяв тексте:
-
установить связь между событиями; -
понимать, какое существительное заменяет местоимение, встретившееся в тексте; -
понимать (определять) обобщения, имеющиеся в тексте; -
выводить общий смысл, основываясь на серии аргументов.
3гр.Интерпретацияиобобщениеинформации:
-
распознать общую идею или тему текста; -
описывать отношения между героями; -
сравнивать и противопоставлять информацию, почерпнутую из текста; -
понимать настроение и общий тон рассказа; -
находить практическое применение информации из текста.
4гр.Оценка
содержания,языкаиструктурытекста:
-
оценивать правдоподобность описанных событий; -
описывать, какими средствами автор воспользовался для создания неожиданного эффекта; -
оценивать полноту или ясность информации, представленной в тексте; -
определять отношения автора к основной теме текста.
Вариант задания: используя приёмы просмотрового чтения, отобрать материал по определённой теме (предоставленный учащимся материал должен быть избыточным и обязательно включать тексты, которые не связаны с темой), сделать выписки; предложить варианты использования собранного материала.
Приём “Ромб ассоциаций”.
Тема текста
Слева – фразы, слова, Справа – чувства, образы, словосочетания из текста ассоциации, возникшие при чтении этих слов и пропущенные через призму темы
Приём “Шкатулка”.
Собери в шкатулку все, что необходимо герою с твоей точки зрения, все, что поможет ему в дальнейшем. А что бы ты положил в данной ситуации для себя?
Приём “Диаманта”.
Описание:Диаманта – стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением, полезно для работы с понятиями, противоположными по значению 1,7 строчки – существительные антонимы;
2 – два прилагательных к первому существительному; 3 – три глагола к первому существительному;
4 – два