ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 604
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Тема 2. Как выбрать книгу? (Виды чтения: просмотровое, ознакомительное)
Тема 4. Что и о чём? (Углубление понятия о тексте). Выявление понимания термина «текст»
Тема 5. С чего начинается текст? (Роль заглавия)
Тема 6. Зачем нужен эпиграф? (Роль заглавия и эпиграфа)
Тема 7. Внимание к слову. Наши друзья и помощники (Словари и справочники)
Тема 8. Учимся читать учебный текст (Элементы учебного текста)
Тема 10. Учимся читать учебный текст (Маркировка информации). Аналитическое чтение.
К не сплошным текстам относят:
Тема 13. Воображение и прогнозирование (Приёмы прогнозирования)
Тема 14. Учимся читать «между строк» (Скрытая информация в тексте).
Тема 15. Диалог с текстом (Выделение главной мысли).
Тема 16. Практикум-диагностика
Виды и средства связи предложений в тексте
Морфологические средства связи
Тема 3. Ролевая игра «Заседание Учёного совета лексикографов».
Тема 4-5. Стили речи. Погружение в текст.
Тема 6. Воображение и прогнозирование.
Тема 8. Диалог с текстом («Толстые и тонкие» вопросы).
Тема 9. Диалог с текстом (Выделение главной мысли).
Тема 10. Игра-состязание «Аукцион вопросов и ответов»
Тема 11. Учимся читать «между строк» (Скрытая информация в тексте)
Тема 12. Что помогает понять текст? (План текста)
Общие правила составления плана при работе с текстом.
6 – два прилагательных ко второму существительному.
Тема 14. Когда текст прочитан (Обработка и предъявление информации: план текста и пересказ)
Создание вторичноготекста на базе другого (исходного текста): пересказ (изложение) как средство формирования коммуникативных умений. Использование умения анализировать композицию текста и отражать её в плане. Изложения с элементами описания, с элементами рассуждения (по характеру текстового материала); полное, подробное, близкое к тексту, сжатое, выборочное, с элементами сочинения (по способу передачи содержания).
Устное изложение: подготовка устного сжатого пересказа текста повествовательного характера с элементами рассуждения (в качестве исходного предлагается один из знакомых учащимся текстов). Замена/расширение информации своими аргументами/примерами.
Подготовка к пересказу.
Какие мысли, эмоции, переживания вызвал текст после прочтения? Как автор относится к главным героям и событиям? А как относится он сам? Согласен ли он с автором? Как можно точнее опишет, что ему понравилось в тексте, а что – нет. Ответить на шесть вопросов, которые помогут освежить в голове содержание текста:
-
Кто? -
Что делает? -
Когда? -
Где? -
Как? -
Почему?
В качестве помощи можно использовать сюжетные картинки: готовые или
нарисованные самим в процессе подготовки к пересказу. Пересказ текста – это тренировка не столько запоминания, сколько понимания.
План текста – это краткая программа, которую важно наметить во время подготовки к сочинению, изложению, пересказу, докладу.
Как работать над планом.
Структура плана рекомендуется как перечисление основных событий, вопросов по принципу деления целого на части. Предлагается следующий процесс составления плана: чтение, деление на части с присвоением каждой из них краткого наименования.
План может быть простым и сложным. Простой план отражает выделение и наименование главных частей. В сложном плане главные части соответственно разделятся на дополнительные. Преимущество сложного плана состоит в том, что он полнее раскрывает построение и содержание текста, позволяет глубже проследить за ходом мысли и замыслом автора.
Сложный план поможет выработать умение сжато производить записи, последовательно излагать свои мысли, быстро восстанавливать в памяти прочитанное, мобилизовать внимание.
Правила составления плана.
-
Каждая работа начинается с внимательного чтения всего текста. -
Раздели его на части, выдели в каждой из них главную мысль. -
Озаглавь каждую часть. -
В каждой части выдели несколько положений, развивающих главную мысль. -
Проверь все ли основные идеи, заключенные в тексте, нашли отражение в плане.
Памятка по составлению плана.
1. Деление содержания на смысловые части.
-
Выделение в каждой из них главной мысли. -
Нахождение заголовка для каждой части (формулировка пунктов плана).
Составление плана.
Как составлять простой план.
-
Прочтите текст (представьте мысленно весь материал). -
Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль. -
Озаглавьте части; подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными. -
Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане. -
Запишите план.
Запомните требования к плану:
а) план должен полностью охватывать содержание текста (темы);
б) в заголовках (пунктах плана) не должны повторяться сходные формулировки.
Как составлять сложный план.
-
Внимательно прочитайте изучаемый материал. -
Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана). -
Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана). -
Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.
Общие правила составления плана при работе с текстом.
-
Для составления плана необходимо прочитать текст про себя, продумать прочитанное. -
Разбить текст на смысловые части и озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента. -
Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим. -
Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста
Тема 15. Когда текст прочитан (Оценка информации)
Умение соотносить прочитанную информацию со своим жизненным и знаниевым опытом, выявлять, насколько она полезна, интересна, практически значима, является важнейшим рефлексивным умением, формирующим по-настоящему активное, деятельное, целевое чтение. Во время рефлексивной работы с текстом используются послетекстовыевопросы и задания:
-
Как соотносится то, что вы прочитали, с тем, что вы уже знали? -
Что для вас оказалось интересным (неожиданным) в тексте? -
Что нового и полезного вы узнали из текста? -
Как можно оценить информацию: каковы положительные и отрицательные стороны информации? -
Возможны ли другие пути решения вопроса? -
Какая работа с этим материалом предстоит в дальнейшем? -
Где можно применить полученные знания? -
Над какими вопросами в процессе осмысления текста вы задумывались?
(при чтении данные вопросы адаптируются применительно к содержанию конкретного текста)
Диспут «Прочитав текст»: выявление личностной позиции учащихся после чтения текста.
Тема 16. Практикум-диагностика (Тестовая работа по комплексному применению умений работать с информацией и текстом)
Тема 17. Чему я научился (Подведение итогов, оформление
портфолио)
Заключительное занятие является подведением итогов, включает самооценку учащихся и оценивание их деятельности учителем.
Создание Памятки «название подбирают учащиеся» (Внимательномучитателю/Учись читать/Советы помощника/Школа чтения): обобщение теоретического