ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 67
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Концепция сознания в философии Э. Гуссерля
Оглавление
Введение 3
1.Предмет феноменологии. Учение о феноменологической редукции 4
2. Сознание как ноэзис и как переживание 8
3. Учение о достоверности, о жизненном мире и об очевидности 13
Заключение 21
Список литературы 22
Введение
В каждом философском учении существуют такие представители, которых можно охарактеризовать «законодателями мод». Феноменология, которая является одной из наиболее популярных систем познавания мира, не является исключением. В её лоне тоже есть свои корифеи, работы, которых называют классикой. Речь идёт о таких великих философов, как Франц Брентано, Эдмунд Гуссерль, Мартин Хайдеггер и других. Именно в их работах встречаются основные понятия феноменологии, которые и стали объектами данного реферата.
Термин «Феноменология» ещё раньше был предметом философии Гегеля. Им в 1807 году была опубликована работа под названием «Феноменология духа», в которой давалось происхождение диалектики, объяснялся принцип абсолютного идеализма: господство мирового разума в мире, абсолютной идеи, которая и создаёт окружающую действительность. Рассматривая исторически весь путь сознания, Гегель показал необходимость его развития.
В XIX в. и даже ранее термин «феноменология» имел самые различные значения. Со времени использования этого термина Гуссерлем с начала XX в. он стал употребляться и как феноменологический метод создания философии, и как любой описательный метод изучения данной темы.
Эдмунд Гуссерль (1859 – 1938) – немецкий философ, основатель феноменологии. Стремился превратить философию в «строгую науку» посредством феноменологического опыта. В дальнейшем обратился к идее «жизненного мира» как изначальному социально-культурному опыту, сближаясь с философией жизни. Оказал существенное влияние на экзистенциализм и философскую антропологию.
Целью настоящей работы является изучение концепции сознания в философии Э. Гуссерля.
-
Предмет феноменологии. Учение о феноменологической редукции
Феноменология – это философия сознания. Совсем недавно, в 1997 году, отмечалось двадцатилетие со времени созыва Первой Международной конференции феноменологов. Первые же шаги феноменологической философии связаны с именем Э. Гуссерля – математика, логика, философа, и выросли непосредственно из Психологического Мюнхенского Союза, работавшего в самом начале ХХ века. По образцу мюнхенского, создается философский клуб в Геттингене. В 1910-1912 годах Гуссерль закладывает фундамент истории феноменологии, а с 1939 года в Бельгии, куда были вывезены основные рукописи Гуссерля и создан гуссерлевский архив, начинает издаваться «Гуссерлиана»,– полное собрание сочинений философа с комментариями.
Сразу следует отметить, что та предметная область, которую исследует феноменология, является новой областью, а потому не имеет непротиворечиво сформированного категориального аппарата философии. В этом и только в этом состоит сложность понимания проблем, поднятых Э. Гуссерлем и решаемых его последователями. Но речь-то идет о нашем сознании, о том, знаем ли мы, что такое наше сознание, можем ли мы понять другого человека, наделенного таким, же сознанием (или не таким?); и если мы не понимаем другого, то что именно мы не понимаем, что не можем осознать нашим сознанием и, наконец, умеем ли мы им пользоваться.
Феноменологический анализ «предполагает ... полное исключение, каких бы то ни было допущений, установлений и убеждений» относительно объективности предмета, поскольку «феноменологические данные суть постижения времени», а поэтому «посредством феноменологического анализа нельзя обнаружить даже самую малость объективного времени», поскольку «переживаемое теперь, взятое как таковое, не есть точка объективного времени и т.д. Объективное пространство, объективное время и вместе с ними объективный мир действительных вещей и процессов – все это трансценденции» [3]. Порядок вещей и связи между ними, которые обнаруживает человек в собственных переживаниях, не встречаются в самом объективном мире, не является объективным порядком. Схватывание и удержание сознанием какого-либо предмета, считает Гуссерль, не означает схватывания объективности, не означает усмотрения объективной действительности. «Объективность принадлежит к «опыту» и притом к единству опыта, к закономерностям данных в опыте связей природы. Говоря феноменологически: объективность конституируется как раз не в «первичных» содержаниях, но в свойствах схватывания и в закономерностях, принадлежащих к сущности этих свойств».
Первая собственно феноменологическая работа Гуссерля – двухтомник «Логические исследования» написан в 1900-1901 г.г. Гуссерль приходит к выводу, что его стремление к поиску последних оснований, т.е. психологических оснований, науки (арифметики), не оправдалось и он выступает с резкой критикой психологизма в логике. Он называет свои первые «психологические» опыты «детской наивностью», страдавшими отсутствием философского знания. Уже здесь намечается различение, пока на арифметическом материале – материале числа, следующих аспектов:
1) «числа в себе», или знака;
2) понятия «число», или, мысли о предмете (предметное содержание мысли);
3) осознание понятия «число», или значения (смысл) [7, c. 102].
Если И.Кант уже в конце XVIII века выделил «вещь в себе» как особый предмет бытия и сознания, то необходимость различения:
а) содержания понятия (предметное содержание мысли);
б) сознания этого содержания (значение смысл), было четко осознано Гуссерлем.
В своей первой работе «Философия арифметики» Гуссерль исследует процесс образования понятия «число» (то, как образуется понятие «число»). В «Логических исследованиях» Гуссерль, напротив, анализирует содержание понятия «число» и утверждает, что предметом научного интереса ученого является не вещь в себе, а понятие о вещи в себе, как единство значения и смысла. Другими словами, ученый удивляется не самому предмету объективной реальности, а понятию об этом предмете, тому содержанию, которое имеется в представлении субъекта относительно данного понятия. Именно здесь, в «Логических исследованиях», Гуссерль наметил принципиальную установку на очищение научного исследования от всякого рода неявных предпосылок, тех предпосылок, что носят метафизический характер [4, c. 51].
Чтобы достичь бесспорных основ знания, Гуссерль стремится сделать предмет науки нейтральным для познания, феноменологически очищенным – вот принцип феноменологической установки, или феноменологической редукции. (Здесь очевидно влияние на Гуссерля Р.Декарта и старшего современника – Р. Авенариуса.)
Как феноменологически очистить существование предмета в мысли от формы проявления и множества функций? Как сделать, чтобы предмет мысли остался только предметом, без дополнительных функциональных, прагматических, ценностных и т.п. характеристик, т.е. без антропоморфного, субъективного содержания?
Чтобы приблизиться к пониманию феноменологической редукции, нужно вспомнить понятия логики, которыми оперирует Гуссерль. Это, прежде всего, «значение» «смысл» и «знак». Сегодня мы можем сказать, что понятие «значение» отождествляется Гуссерлем с понятием «смысл». Но различение логического значения и логического смысла осуществлено Г.Фреге уже после выхода «Логических исследований» и навеяно именно этой работой Гуссерля. Фреге активно следил за публикациями Гуссерля.
«Значение предмета» в понимании Гуссерля, т.е. как «смысл предмета», есть «ноэма» (от греч.: «noema» – «мысль»), т.е. мысленное содержание о предмете, или, другими словами, предметное содержание мысли.
Один и тот же предмет, например, «конь», может иметь в различных высказываниях различные, даже противоположные, смыслы (значения):
-
конь – это Пегас, крылатый конь, который вместе со своим братом Хрисаором родился из туловища Медузы Горгоны, после того, как Персей отсек ей голову; -
конь – это и старый конь, или попросту, кляча, о котором поется в песне: «А теперь плетемся тихо по асфальтовой... ты, да я поникли оба головой...»
Различные смыслы могут быть не только у общих понятий, таких, как «конь». У единичного понятия «Пегас» также можно выявить различные смыслы, например:
-
Пегас – это конь поэтов, потому что он смог ударом копыта выбить источник на Геликоне – месте обиталища муз; -
Пегас – это конь, подносящий Зевсу, на Олимп, молнии и гром.
О вашем однокурснике – некто «А», можно сказать, что он имеет различные смыслы (смысловые содержания):
-
на первом курсе был троечником; -
на втором курсе он стал хорошистом; -
начиная с третьего курса, стал (становится) отличником [13, c. 180].
«Знак» – это материальный предмет, воспроизводящий свойства или отношения другого, незнакового по природе предмета. С помощью знака, или знаковой системы, можно отобразить ноэму (смысл, значение). Например, Q, W, R, F– знаки английского алфавита, @ – обязательный знак Е-mail (электронной почты), (c) – знак авторского права. Мало того, знак есть способ существования ноэмы и может выступать в различных видах – как знак-образ (карта, фотография, рентген-снимок), как знак-признак (дым – это знак огня, температура – знак заболевания), знак-символ (горный козел – символ города Самара, дерево с роскошной кроной – символ РОУ-УРАО, чаша со змеей – символ медицины).
2. Сознание как ноэзис и как переживание
Предмет мысли, он же вещь, становится «абсолютной субъективностью», как выражался сам Гуссерль, или «Духом», о котором писал Сартр, но уже не Духом – пауком, который проглатывал вещь, а Духом- пауком, ткущем паутину из себя. Предмет мысли становится чистым ноэзисом (от греч.: «noesis» – «мышление»).
Явление вещи не есть являющаяся вещь: сами явления не являются, они переживаются. Что такое «абсолютная субъективность»? Это – сознание, направленное к предмету, или поток сознания.
Исходной и фундаментальной характеристикой сознания, поэтому является предметность. Сознание предметно потому, что оно интенционально (intentio – стремление). На каждом шагу сознание являет собой непрерывный выход за свои собственные пределы – выход к предмету. Интенциональность не наличествует, она функционирует. Интенциональность сознания невозможно описать как нечто постоянное, как субстанцию. Сознание формирует смысл о предмете.
В интенциональности сознания, т.е. смысла формирующей направленности к предмету, впервые возникает феномен сознания , в отличии от явления сознания. В феномене сознания впервые появляется предмет существующий. Для феноменологически очищенного сознания предмет есть предмет существующий, а не предмет функционирующий (в предметной деятельности). Предмет, о котором сознание формирует смысл. В этом пункте Гуссерль говорит от имени математики, стремящийся установить статус существования математическим объектам. Чтобы разобраться, что такое чистое существование предмета, Гуссерль анализирует понятие «нуль» [4].
Если есть какое-либо понятие, должен быть предмет, который обозначается этим понятием: если есть понятие «конь», то должны быть реальные кони на лугу или в стойле; если есть понятие «студент», то должны существовать реальные студенты – на лекции, в библиотеке или дома под одеялом.
Что такое нуль в математике? Это – ничто. Если есть понятие «нуль», то предмет нуля – это отсутствие предмета, это – не существование. Следовательно, понятие нуль отражает признаки небытия. Но сознание схватывает что-то, когда оперирует понятием «нуль» (или понятием «небытие»). Какой предмет схватывает сознание, если предмета не существует?
О чем мы мыслим и говорим, когда мыслим и говорим о небытии?
Гуссерль считает, что именно здесь-то и появляется чистое сознание предмета, поскольку самого предмета нет. Появляется сознание как смысла формирование. (Здесь Гуссерль на время как бы забывает об интенциональности, акцентируя внимание на процессе порождения смысла предмета) [12, c. 208].
Итак, Гуссерль различил феномен сознания (или чистое сознание, сознание как таковое) и явление сознания (или являющееся сознание, проявление). Вслед за Гуссерлем можно различить, например, феномен добра (чистое добро, добро как таковое) и явление добра (проявление добра в поступке); феномен красоты (красота как таковая) и проявление красоты (искусстве, человеческом поступке) и т.д.
Феноменологическая редукция помогла выявить два аспекта сознания: сознание как ноэму (предметное содержание мысли) и сознание как ноэзис (смысла формирование предмета).
Вещь у Гуссерля преобразуется из ноэматической в ноэтическую, из вещи, обладающей свойствами в процесс смысла порождения вещи. Выдвижение на первый план смысловой (смысла формирующей) связи субъекта и предмета – вот итог многолетних философских размышлений Гуссерля. В этом – смысл феноменологии, различившей явление сознания (содержание сознания, ноэма) и феномен сознания (смысла формирование, ноэзис).