Файл: Общие правила производства следственных действий.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 167

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«ОРЛОВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИМЕНИ В.В. ЛУКЬЯНОВА»

ТЕМА: ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПРОИЗВОДСТВА СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ.


Орёл

2023

План

Введение


В современном мире резко возросло количество преступлений, и преступность представляет собой реальную угрозу социально-экономическому развитию государства и его национальной безопасности. Рост преступности вызывает социальную напряженность, растущую заботу населения о своей личной и имущественной безопасности. Снизилось доверие граждан к властям и уголовно-правовой политике государства. Преступность активно препятствует проведению экономических реформ.

Всплеск преступности и острая необходимость радикальной реформы уголовного права стали катализаторами создания более или менее четкой системы приоритетов новой уголовной политики. Предупреждение и сдерживание преступности, поддержание общественного мира можно рассматривать как цели современной российской уголовно-правовой политики. Реализация этой политики возложена на полицию, которая должна точно знать свои права и обязанности, с чего начать расследование, как доказать вину или невиновность, какое наказание назначить конкретному подсудимому.

По данным статистической отчетности во многих странах увеличивается уровень регистрируемой преступности, а, следовательно, и потребность в следственных действиях. Совершенно очевидно, что при производстве большого количества следственных действий по разным мотивам возможно совершение уголовно-процессуальных правонарушений, как наиболее негативного вида нарушений уголовно-процессуального законодательства, поскольку они содержат состав правонарушения (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона) и полный набор признаков, характеризующих правонарушение (противоправность, общественный вред, вина и наказуемость). Очевидно, что простое нарушение криминалистических правил в ходе следственного действия не влечет за собой никакой отрицательной юридической ответственности. Наоборот, в случае, когда процессуальный порядок производства того или иного следственного действия был
умышленно или по неосторожности нарушен, уместно говорить о мерах по восстановлению правопорядка, а также возможно применение мер негативной юридической ответственности. если деянием соответствующего субъекта уголовно-процессуальных правоотношений установлен состав уголовно-процессуального правонарушения. Причем речь идет как о субъектах обеспечения законности в уголовном судопроизводстве, так и о субъектах сферы соблюдения законности в уголовном процессе.

Серьезную озабоченность вызывает наличие выделенных не конкретизированных санкций, позволяющих достаточно свободно определять теоретические модели состава уголовно-процессуальных правонарушений и наказывать субъектов, обеспечивающих законность в уголовном процессе, в дисциплинарном порядке. С другой стороны, субъекты, обеспечивающие законность в уголовном судопроизводстве, не могут быть привлечены к уголовно-процессуальной ответственности, поскольку УПК РФ не содержит санкций, предусматривающих такую ответственность, а уголовно-процессуальная ответственность установлена для субъектов, соблюдать законность в уголовном судопроизводстве. Все это делает тему общих правил производства следственных действий весьма актуальной.

Объектом исследования являются общие правила производства следственных действий.

Предметом исследования являются общие правила производства следственных действий в российском уголовном процессе, их понятие, структура и виды.

Цель исследования: Целью настоящей работы является анализ существующих теоретических положений, правовых норм, а также материалов практики, касающихся следственных действий в уголовном процессе.

Основные задачи исследования:

Во исполнение данной цели ставятся следующие задачи:

- Рассмотреть понятие и виды следственных действий;

- Раскрыть общие правила производства следственных действий;

- Определить получения разрешения на производство следственного действия в судебном порядке.

Решение этих задач позволит раскрыть наиболее точно тему данной работы.



Методологическую основу исследования составляют основные теоретические положения уголовного процесса. Основу курсовой работы составили диалектический метод, общенаучный, частнонаучный и специальные методы познания, такие как формально-юридический, сравнительно-правовой.

В работе также использовались эмпирические методы познания: статистический анализ, исследование документов, печатных изданий и других носителей и т. д.

Их применение позволило выявить и проанализировать следственные действия на современном этапе.


1. Понятие и система следственных действий

1. 1. Понятие и признаки следственных действий


Понятие следственных действий в том, что составляют основное содержание предварительного расследования. Можно сказать что следственные действия, в широком смысле это процессуальные действия, которые совершают уполномоченными органами и должностными лицами в ходе предварительного расследования. Так, как в узком смысле к следственным действиям относятся только те, которые непосредственно направлены на собирание и проверку доказательств.

Исходя из субъекта деятельности, считали, что все, что делает следователь во исполнение требований уголовно-процессуального закона, есть следственные действия.

Однако несколько упрощают это понятие, видя его содержание в собирании и закреплении доказательств. Так, в одном из последних учебников по уголовному процессу под ред. П.А. Лупинской говорится: «Следственными действиями именуются действия по собиранию доказательств»1. Сходное представление - «следственными называются такие процессуальные действия, целью которых является получение доказательств»2, изложено в учебнике под ред. И.Л. Петрухина.

В целях эффективного, качественного и всестороннего выполнения возложенных на него должностных обязанностей, следователь (дознаватель) производит комплекс различных по своему характеру действий, предусмотренных УПК РФ. Данные действия делятся на следственные и иные процессуальные действия, то есть, можно сказать, что все следственные действия являются процессуальными, но не все процессуальные действия являются следственными. Необходимо отметить, что в уголовно-процессуальном законодательстве, прямого определения следственным действиям не предусмотрено, но согласно пункту 32 статьи 5 УПК РФ процессуальным действием признается следственное, судебное или иное действие, предусмотренное уголовно – процессуальным кодексом.

Авторы выделяют признаки, согласно которым те или иные действия относятся к следственным.

Так, Казинян Г.С. и Соловьев А.Б. считают, что для следственных действий характерны непосредственная направленность на собирание и проверку доказательств; активная роль следователя, производящего их, как правило, самостоятельно; детальная процессуальная регламентация. Другие авторы (например, Бобров В.К., Чувилев А. А.) относят к следственным большинство действий спорной природы по двум признакам: направленность на установление обстоятельств, имеющих значение для дела; наличие самостоятельной, детальной процедуры производства
3.

Кальницкий В.В. выделяет следующие признаки следственных действий: их познавательную направленность, обеспечение государственным принуждением, взаимосвязь с правами и интересами граждан, наличие детально разработанной и закрепленной в уголовно-процессуальном законе процедуры их проведения4.

Положение о том, что одним из признаков следственных действий является возможность получения доказательств, подтверждается законом. В п. 5 ч. 2 ст. 74 УПК РФ указано, что одним из источников, допускаемых в качестве доказательств, являются протоколы следственных действий.

Учитывая вышеизложенное, в качестве основных (обязательных) признаков, характерных для всех следственных действий и в своей совокупности отражающих их специфические особенности, можно сформулировать следующие: 1) возможность получения доказательств в результате их производства; 2) наличие в уголовно-процессуальном законе определенных оснований и особого, строго определенного порядка их производства; 3) производство их только уполномоченными законом участниками уголовного судопроизводства: дознавателем, следователем, начальником следственного отдела, прокурором (ст. 37—41, 86 УПК РФ).

Что касается других признаков следственных действий, упоминающихся в литературе, — обеспечение их мерами государственного принуждения; существенное затрагивание ими прав и интересов граждан; непосредственность исследования объекта познания; активная роль следователя, производящего их, как правило, самостоятельно; обязательность их проведения; осуществление в стадии предварительного расследования и при расследовании вновь открывшихся обстоятельств; сложный характер следственных действий, представляющий систему, комплекс более простых действий; направленность на решение основных задач предварительного следствия и др., то данные признаки либо характерны не для всех следственных действии, либо не отражают сущности последних, т. е. присущи не только следственным, но и другим действиям. На наш взгляд, эти признаки следует отнести к факультативным признакам следственных действий, включать которые в определение понятия последних нет необходимости.