Файл: Формирование универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста на внеурочных занятиях изодеятельностью.docx
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 290
Скачиваний: 12
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Формирование УУД школьников начального звена как психолого-педагогическая проблема
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию УУД на внеурочных занятиях изодеятельностью
2.1. Цели, задачи, условия эксперимента
5. Результат проделанной работы. Выставка.
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию УУД на внеурочных занятиях изодеятельностью
2.1. Цели, задачи, условия эксперимента
Исследовательская база: МБОУ СОШ № 8 имени Сибирцева А.Н.
Цель эксперимента: изучение особенностей формирования универсальных учебных действий во внеурочной деятельности в первом классе по программе Неменского Бориса Михайловича.
Задачи исследования включают:
1. Разработка заданий для реализации уровней сформированности УУД.
2. Изучение уровней сформированности УУД во внеурочной деятельности учащихся первых классов данной школы.
4. Сделать вывод о проделанной работе.
Условия эксперимента:
Эксперимент обязательно учитывает прямое и косвенное влияние на активность испытуемого. Прямой: когда условия либо сами становятся независимой переменной, либо иным образом взаимодействуют с ней. Косвенные: они не взаимодействуют напрямую, но тем не менее оказывают влияние на состояние или деятельность изучаемого социального объекта.
Условием проведения чистого эксперимента является то, что его участники не знают о его проведении. Это связано с тем, что результаты не искажаются.
2.2. Разработка заданий для выполнения условий сформированности УУД. Анализ результатов исследования
В этом параграфе курсовой работы мы разработаем конспекты занятий с целью формирования универсальных учебных действий во внеурочной деятельности в 1 классе по программе Бориса. Неменского и анализируем результаты.
1. Тема: Разноцветные краски.
Цели:
познакомить с видами изобразительного искусства, материалами и инструментами для занятий рисования, последовательным расположением цветов в спектре;
- дайте представление о живописи;
- формировать навыки и умения организации рабочего места;
- развивать восприимчивость к красоте цвета в природе и искусстве;
- развивать интерес к предмету.
Ход занятия
1. Организация. Момент.
- Прозвенел звонок,
Давайте начнем наше занятие.
Мы будем изучать изобразительное искусство
,
Развивать творческие способности и воображение.
Конечно, не каждый может стать настоящим художником, но каждый может научиться рисовать и постичь искусство живописи.
Вы хотите научиться рисовать? Я помогу тебе с этим.
2. Сообщение о теме занятия.
В мире так много цветов!
Сколько красоты!
Изобразительное искусство
Ты тоже научишься.
Что это за счастье такое –
Дарить людям красивые вещи!
Просто будьте прилежны,
Внимание и усердие.
Для того чтобы попасть в царство красок, вам нужно подготовить необходимые аксессуары для занятия. Угадайте, какие из них:
Я держу в руке кусочек радуги.
Он поможет превратить серый мир в цветок. (рисует)
Как только я зарываюсь хвостом в акварель
В тот час я нарисую то, что ты просишь. (кисть)
У меня есть большой запас бумаги для каждого из вас. (альбом)
Черный Ивашка, деревянная рубашка.,
Где нос будет держаться,
Он кладет туда записку. (карандаш)
Отличная работа! Все об этом догадались. Постарайся не забывать их.
3. Вступительная беседа.
Человек, сколько он себя помнит, всегда старался сделать свой дом уютным и красивым. Много тысяч лет назад, еще живя в пещере, первобытный охотник начал изображать на ее стенах людей и животных. Каменный скребок был первым инструментом художника, а гранит и базальт служили холстом. Прошло много лет, и художники стали использовать самые разные материалы: дерево, металл, глину, кость, камень, бумагу, стекло и даже болотную траву. Если вы бывали в музеях, то наверняка видели там различные работы художников, скульптуры, керамическую посуду и многие другие экспонаты [29].
Живописью называют произведения, созданные красками.
Краски - это материал для рисования. Как и звуки, цвета могут быть как радостными, так и печальными. Подобно писателю, художник рассказывает нам о жизни, создает образы героев, изображает действие, рисует картины природы.
Для создания разнообразных оттенков (разновидности цвета) художник использует палитру (небольшой листок бумаги или картона, доски или стекло, на которых смешиваются краски).
4. Организация рабочего места.
Но это еще не все. Любой художник, даже самый великий, начинает работу с организации рабочего места таким образом, чтобы ему было удобно заниматься творчеством.
Это то, что мы собираемся сделать сейчас.
- чтобы не испачкать стол красками, нужно постелить на него клеенку
;
- чтобы краски не пачкались при работе, нужно вымыть кисть в банке с водой. Мы ставим банку с той стороны, где находится рабочая рука.
- кисть не нужно полностью опускать в краску, достаточно окунуть половину хвостика.
5. Подготовка к практической работе.
Ребята, на столе перед вами лежат краски разных цветов. Назовите эти цвета. А какие еще цвета вы знаете?
Скажите мне, о чем вам напоминает каждый цвет? (желтый – солнце, зеленый – трава...)
Прежде чем начать рисовать, нужно опустить кисть в воду, затем нанести на нее краску. Каждый раз, когда вы меняете цвет, вам нужно хорошо промыть кисть в банке с водой, а излишки воды можно промокнуть тряпкой.
Держите краски чистыми, но на бумаге их можно и нужно смешивать.
6. Практическая работа.
Задание: Подумайте о том, что напоминает вам цвет каждой краски. Попробуйте все цвета на листе бумаги, но таким образом, чтобы у вас получился красивый коврик. А еще вы можете изобразить осень или зиму.
7. Краткое содержание занятия.
Посмотрите, как сразу поднялось настроение! Какими яркими стали ваши работы в нашем классе! Отличная работа! Я думаю, твои родители будут счастливы вместе с тобой, увидев такую красоту.
2. Тема: Зимние мелодии.
Тип занятия: рисование по памяти и впечатлению
Цели и задачи: показать детям красоту зимней природы на картинах русских художников и сделать цветной рисунок на эту тему. Учить освоению пространства: ближе - больше, дальше - меньше. Формировать умение самостоятельно составлять сюжетный рисунок, закреплять умение работать с гуашевыми красками. Разработать целостное художественное представление о зимних деревьях и их красоте. Осуществлять междисциплинарные связи изобразительного искусства и музыки (прослушивание записи «Времен года» П.И. Чайковский, Шедевры классической музыки (сборник)) Воспитание любви к природе, к родному краю [30].
Техническое оснащение занятия: телевизор, DVD-плеер, магнитофон.
Литературная серия: отрывок из стихотворения Ф.Тютчевой, А.С.Пушкина «Зимнее утро»
Музыкальная серия: Шедевры классической музыки (сборник), музыка П.И. Чайковского «Времена года».
Визуальный ряд. репродукция картины: «Зимняя ночь» 1910 года. Константин Алексеевич Коровин, «Февральская лазурь» И.Э.Грабаря
Оборудование для учителя. Лист формата А3, кисти 8,5,3, банка с водой, ткань, палитра, гуашевые краски 12 цветов, мел.
Оборудование для ученика. Лист формата А3, карандаш HB, ластик, кисти 8,5,3, банка с водой, ткань, палитра, гуашевые краски 12 цветов.
Ход занятия
Занятие смешанного типа с использованием технических средств обучения; он начинается с беседы о прекрасном в природе.
1. Организованный момент.
Приветствие, проверка готовности к занятию.
Сообщение о теме и целях занятия.
Играет музыка. На экране телевизора демонстрируются слайды репродукций картин с зимним пейзажем.
2. Беседа.
Пед. - Сегодня мы будем в роли экстраординарных художников, которые рисуют природу.
Вопрос к детям: - Кто вспомнит, как они называются? (отн. дет.)
Пед. - Художники-пейзажисты, наблюдают за природой, видят ее состояние.
Рассмотрим репродукцию картины И.Е.Грабаря «Февральская лазурь».
Обзор и краткий сравнительный анализ репродукций: «Февральская лазурь» И.Е.Грабаря.
Вопросы для детей.
- Как художник относится к природе? Восхищается ли художник природой (большой березой на переднем плане, небом, солнцем)?
- Какое настроение в картине Игоря Эммануиловича? Радостный, грустный?
- Какие цвета использовал художник, рисуя небо? Снег?
(Холодный: синий, сине-фиолетовый и все его оттенки).
Пед. обобщает. Береза на переднем плане с раскидистыми ветвями, с бело-золотистым стволом. Ее друзья красуются вдалеке. Цвет неба темно-синий, с зеленовато-желтым оттенком, солнце желто-лимонного цвета. И снег отражает солнце и небо.
Почвенный агрегат. И кто знает стихотворение, в котором было бы передано солнечное, радостное настроение зимы или грустное, унылое
настроение?
Почвенный агрегат. Здесь совершенно по-другому настроен зимний пейзаж «Зимняя ночь» Константина Алексеевича Коровина.
Краткий сравнительный анализ репродукции: «Зимняя ночь» 1910 года К.А. Коровина.
Вопросы для детей.
- Определяете настроение картины?
- Что вы чувствуете, когда смотрите на картину?
- Какие цвета использовал художник, рисуя небо? Снег?
Пед. обобщает. Тишина, лес, казалось, погрузился в сон. На снегу синеватые тени, возможно, это чьи-то следы. И художник использовал мягкие цвета. Художник умело передал свои чувства.
Физическая минута. Звучит музыка «Времен года» П.И. Чайковского.
Почвенный агрегат. - Давайте представим, что мы - деревья в сказочном лесу.
- Подул ветер. Наши руки закружились.
- Ветер дует нам в лицо.
- Дерево покачнулось.
- Солнце вышло из-за облака
- Ветер - тише, тише, тише.
Почвенный агрегат. - Вокруг царит таинственная тишина. Метель принесла огромные сугробы снега.
- Здесь повсюду деревья с заснеженными шапками.
3. Показываю учителю.
Объяснение и демонстрация последовательного выполнения работы в цвете. Рисуется небо, показаны этапы рисования дерева. После показа этапов работы учитель снимает свой образец с доски (мольберта).
Вспоминаем с детьми о смешении цветов неба, его состоянии, настроении (голубое, с розовым оттенком; или темно-ночное, голубовато-фиолетовое).
Необходимо указать на роль и значение перспективы, а также цветовое сочетание цветов, влияние цветовых соотношений при передаче настроения (теплые и холодные тона), характерные особенности строения различных пород деревьев.
Почвенный агрегат. - Давайте вспомним, что сегодня мы необыкновенные артисты!
Мы будем работать гуашевыми красками.
- Как мы расположим лист бумаги вертикально или горизонтально? (Вертикально).
- Деревья растут вверх, на переднем плане - большие, а чем дальше - тем меньше.
- Что мы сначала изобразим на листе бумаги? (отн. дет.: небо)
- С чего мы начнем изображение дерева? (отн. дет. : из багажника).
- Дерево, может быть, старое, могучее, с толстым стволом.
- Или тонкая, как березка.
- Какого цвета у нее хобот? (ствол белый с абажурами.)
4. Самостоятельная работа.
Давайте возьмем кисть и попробуем нарисовать зимний пейзаж.
Нарисуйте разные деревья, 3-4 вида деревьев.
Постарайтесь передать свое настроение, и музыка поможет вам в этом.
Звучит музыка: Шедевры классической музыки (сборник), музыка Чайковского, отрывок «Времена года».
Во время самостоятельной работы детей педагог следит за правилами работы с гуашью, использованием различных техник кисти (всей кистью, концом, тычком, нанесением или приклеиванием и т.д.)
- 1 2 3 4 5