Файл: Формирование универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста на внеурочных занятиях изодеятельностью.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 294

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Все универсальные учебные действия можно разделить на четыре группы:

Учебно-управленческие (организационные) - общеакадемические навыки, обеспечивающие планирование (определение целей и средств их достижения), организацию (создание и совершенствование взаимодействия между управляемыми и управляющими системами для реализации планов), контроль (сбор информации о процессе реализации намеченных планов), регулирование (корректировка планов и процесс их реализации) и анализ (изучение и оценка процесса и результатов реализации планов) собственной образовательной деятельности учащихся. Эта группа включает в себя следующие навыки и умения:

  • Понимать образовательную задачу, необходимую для индивидуальной и коллективной деятельности.

  • Понимать последовательность действий, реализуемых при индивидуальном и коллективном выполнении учебной задачи.

  • Соблюдайте последовательность действий при индивидуальном выполнении тренировочного задания в отведенное время.

  • Соблюдайте последовательность действий при коллективном выполнении учебного задания за отведенное время.

  • Соблюдайте последовательность выполнения домашних заданий в определенные сроки.

  • Самостоятельно (или по совету учителя) подготовьте рабочее место для учебных занятий в школе и дома [13].

  • Используйте учебные принадлежности в соответствии с принятыми стандартами.

  • Соблюдайте правильную осанку на рабочем месте.

  • Следуйте советам учителя по соблюдению основных правил гигиены учебной работы.

  • Сравните полученные результаты с учебным заданием, с планом его выполнения.

  • Владеть основными средствами различных форм контроля (самоконтроль, взаимоконтроль).

  • Оценивайте свою учебную деятельность и деятельность одноклассников в соответствии с заданным алгоритмом.

  • Внесите необходимые изменения в последовательность и время выполнения тренировочного задания [14].

Образовательные и информационные навыки - это общие академические навыки, которые обеспечивают поиск, обработку и использование информации для решения образовательных задач [15].

Учебно-логические навыки - это общеакадемические навыки, которые обеспечивают четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач. Навыки в этой группе разделены в соответствии с основными умственными операциями:

Образовательные и коммуникативные навыки - навыки
, которые позволяют вам организовать сотрудничество со старшими и сверстниками, достичь взаимопонимания с ними, организовать совместную деятельность с разными людьми:

  • Уметь прислушиваться к мнению других;

  • Возможность прослушивать и одновременно записывать содержание рассказа;

  • Владеть различными формами устных и публичных выступлений;

  • Уметь выражать свои мысли литературным языком;

  • Уметь выступать перед аудиторией;

  • Уметь составлять план выступления;

  • Уметь связно говорить в соответствии с планом;

  • Уметь вести полемику, участвовать в дискуссиях;

  • Уметь излагать тезисы;

  • Уметь задавать уточняющие вопросы;

  • Уметь оценивать различные точки зрения;

  • Овладеть приемами риторики;

  • Уметь организовывать совместные мероприятия;

  • Овладеть культурой речи;

  • Уметь спорить, доказывать.

Указанная выше классификация уточняет обширное понятие УУД, это позволяет проводить более векторную работу по их формированию и развитию в процессе обучения. Все навыки формируются в системной деятельности, и данный процесс начинается с диагностики [2]. Формирование учебно-логических навыков напрямую связано с уровнем развития мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации. Соответственно, эффективно использовать психологические тесты для разработки этих мыслительных операций для постановки диагноза. А именно, тест «Простые аналогии», «Прогрессивные матрицы Ворона», тест «Выявление существенных признаков», тест «Исключение лишнего» (предметный вариант и вербальный вариант) [16],[10].

Для диагностики уровня сформированности учебных и информационных общеобразовательных навыков используются показатели скорости чтения совместно с показателем уровня усвоения прочитанного текста, а также показатели уровня усвоения (понимания) услышанного текста дифференцированно по вербальным ответам и визуальному образу. Кроме того, проводится диагностика навыков работы с тестом (составление плана, синопсиса, выделение ключевых слов) [21].

Диагностика развития коммуникативных навыков проводится путем экспертной оценки следующих параметров: словарный запас, литературное и логическое построение фразы, сохранение логической связи при построении развернутого связного текста, дифференцированного для письменного и устного вариантов [19].



- Диагностика образовательных и организационных навыков

Для диагностики также могут быть использованы следующие методы:

Количественные и качественные показатели, полученные в результате тестирования, позволяют определить уровень развития учебно-логических навыков, учебно-информационных и учебно-коммуникативных навыков каждого учащегося на занятиях и сформированность общеучебных навыков класса в целом [20]. Универсальные учебные действия - это инструмент для усвоения любого учебного материала. Важно уделять внимание работе по их формированию и развитию с самого начала школьной жизни. Учащиеся начальной школы находятся на стадии элементарной грамотности. Необходимо не упустить момент и создать такие условия для ребенка, чтобы он с самого начала обучения усваивал алгоритмы, правила, приемы, с помощью которых можно было сделать школьную жизнь насыщенной и интересной. Формирование универсальных учебных действий является особой педагогической задачей и целью учителя начальных классов. «У тех, кто не думает о далеком будущем, его нет», - говорили древние. И наше будущее в образовании — это компетентностный подход к обучению [3].

Для школы это означает отказ от ориентации на освоение учащимися суммы знаний как основного результата школьного образования и формирование универсальных учебных действий, социально значимого ценностного отношения к знаниям, развитие познавательных и творческих способностей и интересов [2].
1.2. Сравнительный анализ формирования УУД. Мониторинг по УУД на внеурочных занятиях изодеятельностью

Подходы и методы формирования учебных действий активно использовали учителя нашей школы в педагогической практике. С введением обновленных стандартов – это работа превратилась в целенаправленную по всем направлениям образовательной деятельности: и в плане достижения запланированных результатов освоения учебных программ, и в области духовно-нравственного развития, и в создании здоровьесберегающей среды, в направлении взаимодействия с родителями и общественностью. Такая четкая, целенаправленная, организованная система в большей степени способствует достижению желаемого результата – портрета выпускника, представленного новыми образовательными стандартами [17]. Но для достижения наилучшего конечного результата необходима четкая диагностическая система для изучения промежуточных результатов формирования метапредметных и личностных планируемых результатов. Вот тут-то и возникло много вопросов при непосредственной организации учебного процесса в школе [18].


Один из них звучит так: «Как правильно организовать мониторинг формирования УУД? [23]. Новые стандарты не предусматривают материалов (таблиц, бланков, оценочных листов и т.д.) для фиксации диагностических показателей формирования и развития метапредметных и личностных результатов. Что затрудняет отслеживание показателей развития учащихся на протяжении всей начальной школы [25].

Проектирование и реализация процесса формирования универсальных учебных действий в рамках внедрения ФГОС нового поколения привели к проблеме создания программы мониторинга уровня сформированности УУД как приложения к Программе развития универсальных учебных действий. Программа основана на методическом пособии под редакцией А. Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе». Программа рекомендована для осуществления психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в контексте введения Федерального государственного образовательного стандарта в начальной школе [1].

Целью мониторинга уровня сформированности УУД является получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в контексте введения федеральных государственных стандартов нового поколения [26].

Задачи мониторинга:

- Разработать механизмы сбора информации об уровне сформированности учебных действий;

- Выявить анализ факторов, способствующих формированию учебных действий;

- Апробировать технологические карты и методы оценки уровня сформированности учебных действий;

- Формирование банка методических материалов для организации и мониторинга уровня сформированности УУД на этапе начального образования;

- Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов дошкольного и начального школьного образования в контексте внедрения ФГОС нового поколения;

- Разработать и апробировать системы критериев и показателей уровня сформированной учебных действий у учащихся на начальном этапе обучения.

- Информация, полученная в ходе педагогического мониторинга, является основой для выявления индивидуальной динамики качества развития учащегося, для прогнозирования деятельности педагога, для внесения необходимых изменений, а также инструментом уведомления родителей о состоянии и проблемах в образовании ребенка [27]. Для того чтобы выявить индивидуальную динамику, нужно определять стартовые возможности учащихся. Все основывается на результатах мониторинга общей
готовности первоклассников к обучению в школе, результатах оценки их предметной готовности к обучению.

По результатам диагностики проводится анализ полученных результатов, который отражается в характеристиках ученика, и позволяет учителю, родителям и самому ученику увидеть уровень его индивидуального развития и степень соответствия на данный период обучения портрету выпускник, который четко определен новыми образовательными стандартами и программой духовно-нравственного развития и воспитания. На основе данных анализа оценивается качество деятельности за прошлый период и ставятся задачи по деятельности с детьми на данный год.

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что ежегодный мониторинг развития и становления УУД оказывает учителю неоценимую помощь в выстраивании целенаправленной и эффективной работы по достижению качества образования для каждого ребенка.

Результат диагностики прописывается в ИОП учащихся и вкладываются в портфолио ученика. Введение ФГОС третьего поколения – это новый этап в развитии общего начального образования. Это направляет современного учителя быть ответственным, инициативным, творческим, способным удовлетворить потребности каждого ребенка, помочь ему найти себя в будущем, стать независимым, творческим и уверенным в себе [28].
  1. 1   2   3   4   5