Файл: Iii. Социальноэкономическое развитие и духовная жизнь первой половины xix в.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава III. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.

Россия оформилась в огромное, необъятное мужицкое царство, закрепощённое, безграмотное, но обладающее своей народной культурой, основанной на вере, с господствующим дворянским классом, ленивым и малокультурным, нередко утерявшим религиозность и национальный образ, с царём наверху, в отношении к которому сохранилась религиозная вера, с сильной бюрократией и очень тонким и хрупким культурным слоем.

Н.А. Бердяев, российский философ XIX –XX вв.

Глава III. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.

§ 11. Образование и наука

● Н. И. Лобачевский

● Н. Н. Зинин

● Н. И. Пирогов

● И. Ф. Крузенштерн

● Ю. Ф. Лисянский

● М. П. Лазарев

● Ф. Ф. Беллинсгаузен

1803 г.

1804 г.

1828 г.

1811 г.

1835 г.

§ 11. Образование и наука

Русскую географическую науку прославляли изыскания Ю.Ф. Лисянского и И.Ф. Крузенштерна в Тихом океане и, особенно, доказательство

существования нового материка и открытие Ф.Ф. Беллинсгаузеном и М.П. Лазаревым береговой линии суровой Антарктиды. Академик В.Я. Струве завоевал мировую известность своими астрономическими исследованиями.

Основанную им в 1839 г. под Петербургом Пулковскую обсерваторию вскоре стали называть «астрономической столицей мира»

А.Ф. Фадеев, отечественный историк XX в.

Урок 1.

План урока:
  • Образование
  • Наука и техника

§ 11. Образование и наука
  • Образование

Культурная отсталость империи препятствовала развитию народного хозяйства, которому требовались специалисты и грамотные люди.

В 1802 г. правительство учредило Министерство народного просвещения. По уставу 1803 г. «Об устройстве училищ» образование делилось на связные между собой ступени: приходские училища; уездные училища; гимназии. Преемственность учебных программ позволяла окончившему низшую ступень продолжить образование.


В 1803 г. в стране создали шесть учебных округов, во главе с университетами; в 1804 г. число действовавших ранее вузов (Московский, Дерптский, Виленский) увеличилось (Петербургский, бывший прежде Педагогическим институтом, Харьковский и Казанский).

Каждый округ возглавлял попечитель, который контролировал деятельность всех учебных заведений на контрольной территории.

По уставу 1804 г. университетам предоставили широкую автономию:
  • Они управлялись выборными учебными советами во главе с ректором;
  • Профессора и деканы факультетов так же выбирались учебным советом;
  • Университеты имели право создавать библиотеки, заводить типографии, печатать научные труды.

Университеты имели четыре факультета:
  • философско-юридический с кафедрой богословия и церковной историей,
  • физических и математических наук,
  • медицинский,
  • словесных наук.

  • Срок обучения – 3 года.

    Существовали и закрытые учебные заведения для дворян:
  • кадетские корпуса,
  • Пажеский корпус,
  • Дворянский полк,
  • лицеи.

  • В кадетских корпусах воспитанники получали общеобразовательную и военную подготовку.

    По окончании корпусов кадеты становились офицерами и пополняли элиту русской армии.

    В 1811 г. в Царском селе открыли лицей – привилегированное учебное заведение, созданное по проекту М.М. Сперанского.

    Сюда принимались мальчики 10-12 лет из дворянских семей.

    Лицеи готовили дипломатов, чиновников для центральных государственных учреждений, юристов. Выпускникам лицеев присваивали определённые чины, что позволяло поступить на статскую или военную службу.

    Срок обучения 6 лет. В лицее не было телесных наказаний. Среди выпускников – Пушкин, А.М. Корчаков, А.А. Дельвиг и др. Стр. 117 – перечислены учебные предметы.

1817 г. – Министерство народного просвещения преобразовано в Министерство духовных дел и народного просвещения.

Изменились учебные программы.

В начальной школе кроме Закона Божия ввели чтение из Священного Писания.

Из курса гимназии исключили философию, основы политэкономии, технологию и др.

В 1819 г. в ходе инспекции чиновника Магницкого из Казанского университета были уволены «неблагонадёжные» преподаватели, исключены некоторые предметы из учебного плана, остальные требовалось преподавать

в духе евангельского учения. Требование утверждения в преподавании всех наук «одного духа святого Евангелия» в 1821 г. распространилось и на Петербургский университет.

1828 г. – «Устав гимназий и училищ уездных и приходских» ликвидировал преемственность в образовании. Основной принцип Устава – строгая сословность.:
  • приходские училища предназначались для детей низших сословий;
  • уездные училища принимали детей купцов и зажиточных крестьян,
  • для детей дворян и чиновников учреждались семилетние гимназии, которые предусматривали подготовку в университет.

  • В учебных заведениях широко применяли телесные наказания, учеников лишали обеда и отпуска домой.

Новый университетский устав 1835 г. уничтожил автономию (независимость) университетов, полученную ими при Александре I. Затем число студентов в каждом университете уменьшили до 300, университетам запретили приглашать на работу иностранных профессоров, ввели для студентов обязательное изучение фортификационного и артиллерийского дела.

Реализуя задачу дать «перевес отечественному воспитанию над иноземным», Министерство народного просвещения открывало специализированные высшие учебные заведения: Педагогический и Лесной институты, Технологическое училище, Корпус инженеров путей сообщения и другие.

Уделялось внимание женскому образованию.

Открывались институты благородных девиц в Екатеринбурге, Харькове, Казани, Нижнем Новгороде, Саратове, Одессе, Киеве, Тифлисе и других городах.
  • 1802 г. открылся институт благородных девиц в Москве для девушек из небогатых и незнатных дворянских семей;
  • 1813 г. - Патриотический институт для дочерей штаб- и обер-офицеров;
  • 1829 г. - Павловский институт для дочерей младших обер-офицеров и личных дворян.

  • В учебном плане преобладали занятия по изучению Закона Божьего, иностранные языки (как правило, французский), танцы, музыка, рукоделие.

Значительная часть дворянских детей получало домашнее образование.

Девочек в возрасте 7-8 лет передавали на попечение француженкам-гувернанткам, мальчиков – гувернёрам французского или немецкого происхождения.

А.С. Пушкин отмечал, что подобное воспитание ребёнка «ограничивается знанием 2-3-х языков и начальным основанием всех наук, преподаваемых каким-либо нанятым учителем».


В начале XIX в. число учащихся в низших и средних учебных заведениях составляло 130 тыс. человек, в 1856 г. — 450 тыс.

Общий уровень образования населения страны оставался низким:
  • в сельской местности – 3%,
  • в городе – не более 10%

На этом фоне российские учёные и талантливые самоучки, совершая открытия порой мирового значения, продолжали развивать отечественную науку.

2. Наука и техника

Самостоятельная работа

Наука

Открытие

Значение

Заполните таблицу стр. 120-121

«Открытия российских учёных в первой половине XIX в.»

Домашнее задание

§ 11 внимательно прочитать,

УСТНО

Вопросы после каждого пункта параграфа;

Вопрос после параграфа № 2.

РАБОТА С ДОКУМЕНТОМ

с. 122

Ответить на вопросы с. 123

ПИСЬМЕННО

№ 3, 5 – письменно. Стр. 122