Файл: Iii. Социальноэкономическое развитие и духовная жизнь первой половины xix в.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 17
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава III. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.
Россия оформилась в огромное, необъятное мужицкое царство, закрепощённое, безграмотное, но обладающее своей народной культурой, основанной на вере, с господствующим дворянским классом, ленивым и малокультурным, нередко утерявшим религиозность и национальный образ, с царём наверху, в отношении к которому сохранилась религиозная вера, с сильной бюрократией и очень тонким и хрупким культурным слоем.
Н.А. Бердяев, российский философ XIX –XX вв.
Глава III. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.
§ 11. Образование и наука
● Н. И. Лобачевский
● Н. Н. Зинин
● Н. И. Пирогов
● И. Ф. Крузенштерн
● Ю. Ф. Лисянский
● М. П. Лазарев
● Ф. Ф. Беллинсгаузен
1803 г.
1804 г.
1828 г.
1811 г.
1835 г.
§ 11. Образование и наука
Русскую географическую науку прославляли изыскания Ю.Ф. Лисянского и И.Ф. Крузенштерна в Тихом океане и, особенно, доказательство
существования нового материка и открытие Ф.Ф. Беллинсгаузеном и М.П. Лазаревым береговой линии суровой Антарктиды. Академик В.Я. Струве завоевал мировую известность своими астрономическими исследованиями.
Основанную им в 1839 г. под Петербургом Пулковскую обсерваторию вскоре стали называть «астрономической столицей мира»
А.Ф. Фадеев, отечественный историк XX в.
Урок 1.
План урока:
- Образование
- Наука и техника
§ 11. Образование и наука
- Образование
Культурная отсталость империи препятствовала развитию народного хозяйства, которому требовались специалисты и грамотные люди.
В 1802 г. правительство учредило Министерство народного просвещения. По уставу 1803 г. «Об устройстве училищ» образование делилось на связные между собой ступени: приходские училища; уездные училища; гимназии. Преемственность учебных программ позволяла окончившему низшую ступень продолжить образование.
В 1803 г. в стране создали шесть учебных округов, во главе с университетами; в 1804 г. число действовавших ранее вузов (Московский, Дерптский, Виленский) увеличилось (Петербургский, бывший прежде Педагогическим институтом, Харьковский и Казанский).
Каждый округ возглавлял попечитель, который контролировал деятельность всех учебных заведений на контрольной территории.
По уставу 1804 г. университетам предоставили широкую автономию:
- Они управлялись выборными учебными советами во главе с ректором;
- Профессора и деканы факультетов так же выбирались учебным советом;
- Университеты имели право создавать библиотеки, заводить типографии, печатать научные труды.
Университеты имели четыре факультета:
- философско-юридический с кафедрой богословия и церковной историей,
- физических и математических наук,
- медицинский,
- словесных наук.
- кадетские корпуса,
- Пажеский корпус,
- Дворянский полк,
- лицеи.
Срок обучения – 3 года.
Существовали и закрытые учебные заведения для дворян:
В кадетских корпусах воспитанники получали общеобразовательную и военную подготовку.
По окончании корпусов кадеты становились офицерами и пополняли элиту русской армии.
В 1811 г. в Царском селе открыли лицей – привилегированное учебное заведение, созданное по проекту М.М. Сперанского.
Сюда принимались мальчики 10-12 лет из дворянских семей.
Лицеи готовили дипломатов, чиновников для центральных государственных учреждений, юристов. Выпускникам лицеев присваивали определённые чины, что позволяло поступить на статскую или военную службу.
Срок обучения 6 лет. В лицее не было телесных наказаний. Среди выпускников – Пушкин, А.М. Корчаков, А.А. Дельвиг и др. Стр. 117 – перечислены учебные предметы.
1817 г. – Министерство народного просвещения преобразовано в Министерство духовных дел и народного просвещения.
Изменились учебные программы.
В начальной школе кроме Закона Божия ввели чтение из Священного Писания.
Из курса гимназии исключили философию, основы политэкономии, технологию и др.
В 1819 г. в ходе инспекции чиновника Магницкого из Казанского университета были уволены «неблагонадёжные» преподаватели, исключены некоторые предметы из учебного плана, остальные требовалось преподавать
в духе евангельского учения. Требование утверждения в преподавании всех наук «одного духа святого Евангелия» в 1821 г. распространилось и на Петербургский университет.
1828 г. – «Устав гимназий и училищ уездных и приходских» ликвидировал преемственность в образовании. Основной принцип Устава – строгая сословность.:
- приходские училища предназначались для детей низших сословий;
- уездные училища принимали детей купцов и зажиточных крестьян,
- для детей дворян и чиновников учреждались семилетние гимназии, которые предусматривали подготовку в университет.
В учебных заведениях широко применяли телесные наказания, учеников лишали обеда и отпуска домой.
Новый университетский устав 1835 г. уничтожил автономию (независимость) университетов, полученную ими при Александре I. Затем число студентов в каждом университете уменьшили до 300, университетам запретили приглашать на работу иностранных профессоров, ввели для студентов обязательное изучение фортификационного и артиллерийского дела.
Реализуя задачу дать «перевес отечественному воспитанию над иноземным», Министерство народного просвещения открывало специализированные высшие учебные заведения: Педагогический и Лесной институты, Технологическое училище, Корпус инженеров путей сообщения и другие.
Уделялось внимание женскому образованию.
Открывались институты благородных девиц в Екатеринбурге, Харькове, Казани, Нижнем Новгороде, Саратове, Одессе, Киеве, Тифлисе и других городах.
- 1802 г. открылся институт благородных девиц в Москве для девушек из небогатых и незнатных дворянских семей;
- 1813 г. - Патриотический институт для дочерей штаб- и обер-офицеров;
- 1829 г. - Павловский институт для дочерей младших обер-офицеров и личных дворян.
В учебном плане преобладали занятия по изучению Закона Божьего, иностранные языки (как правило, французский), танцы, музыка, рукоделие.
Значительная часть дворянских детей получало домашнее образование.
Девочек в возрасте 7-8 лет передавали на попечение француженкам-гувернанткам, мальчиков – гувернёрам французского или немецкого происхождения.
А.С. Пушкин отмечал, что подобное воспитание ребёнка «ограничивается знанием 2-3-х языков и начальным основанием всех наук, преподаваемых каким-либо нанятым учителем».
В начале XIX в. число учащихся в низших и средних учебных заведениях составляло 130 тыс. человек, в 1856 г. — 450 тыс.
Общий уровень образования населения страны оставался низким:
- в сельской местности – 3%,
- в городе – не более 10%
На этом фоне российские учёные и талантливые самоучки, совершая открытия порой мирового значения, продолжали развивать отечественную науку.
2. Наука и техника
Самостоятельная работа
Наука | Открытие | Значение |
Заполните таблицу стр. 120-121
«Открытия российских учёных в первой половине XIX в.»