ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 87

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
,

.

Без вычислений по формуле (3.3) видно, что коэффициент долговечности для каждого из колёс окажется меньше единицы, так как и .

В таком случае следует принимать /2, с.33/.

Если взять коэффициент безопасности (для улучшенной стали) /2, с.33/, то расчёт по формулам (3.1) и (3.2) даст допускаемые контактные напряжения для шестерни и колеса соответственно

,

.

В частном случае для косозубых передач допускаемое контактное напряжение при расчёте на выносливость /2, с.35/

, (3.5)

при соблюдении условия

, где и – соответственно допускаемые контактные напряжения для шестерни и колеса, вычисленные по формуле (3.1), МПа;

– меньшее из двух напряжений, входящих в правую часть формулы (3.5), МПа.

Расчёт по формуле (3.5) даёт .

Условие выполняется, так как .

3.1.3 Допускаемое контактное напряжение при кратковременных перегрузках для колёс из улучшенной стали зависит от предела текучести и вычисляется по формуле /3, с.187/:

, (3.6)

При σТ = 400 МПа (минимальное значение для колеса по пункту 3.1.1)

.

3.1.4 Допускаемые напряжения изгиба при проверочном расчёте зубьев на выносливость вычисляются по формуле /3, с.190/:

, (3.7)

где – предел выносливости материала зубьев при отнулевом цикле, соответствующий базовому числу циклов, МПа;
– коэффициент долговечности при расчёте зубьев на изгиб; – коэффициент, учитывающий влияние двустороннего приложения нагрузки на зубья (в случае реверсивной передачи); – допускаемый коэффициент безопасности (запаса прочности).

По рекомендации /2, с.43…45/ берём:

– для улучшенных сталей ; – при одностороннем нагружении зубьев, принимая привод нереверсивным ; – для стальных поковок и штамповок при твёрдости менее НВ 350 .

Коэффициент долговечности /3, с.191/

, (3.8)

где m – показатель корня; – базовое число циклов; – эквивалентное (действительное) число циклов перемены напряжений.

Для колёс с твёрдостью зубьев до и более НВ 350 величина m равна соответственно 6 и 9. Для всех сталей принимается .

Для обоих колёс имеет те же численные значения, что и (см. пункт 3.1.2). Оба эти значения (для шестерни – 86,4·107, для колеса – 17,28·107) больше .

Поэтому, принимается коэффициент долговечности /3, с.191, 921/.

Расчёт по формуле (3.7) даёт соответственно для шестерни и колеса

, .

3.1.5 Допускаемое напряжение изгиба при расчёте зубьев на кратковременные перегрузки при твёрдости менее НВ 350 /2, с.193/

, (3.9)

Расчёт по этой формуле с учётом характеристик материала (см. 3.1.1) даёт для шестерни и колеса соответственно

,

.

3.2 Расчёт геометрических параметров косозубой передачи.


Межосевое расстояние цилиндрической зубчатой передачи из условия контактной выносливости активных поверхностей зубьев /2, с.32/

, (3.10)

где – коэффициент, равный 43 для косозубых колёс; u – передаточное число зубчатой пары; Т3 – момент на колесе (на большем из колёс), Н·м; – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца; – допускаемое контактное напряжение, МПа; – коэффициент ширины венца по межосевому расстоянию.

Передаточное число , а момент Т3 = 739,85 Н·м (см. раздел 2). Допускаемое напряжение вычислено в пункте 3.1.2.

Коэффициент ширины венца по межосевому расстоянию возьмём по рекомендации /2, с.33/ для косозубых передач. При несимметричном расположении колёс относительно опор принимаем ориентировочно /2, с.32/.В итоге расчёт по формуле (3.10) даёт

.

Межосевое расстояние округляем до стандартного значения /2, с.36/.

Нормальный модуль /2, с.36/

.

Из стандартного ряда модулей /2, с.36/ берём .

Назначим предварительно угол наклона линии зуба для косозубых колёс β = 10° /2, с.37/.

Тогда, суммарное число зубьев

.

Определяем число зубьев шестерни:

Принимаем z2 = 24, тогда число зубьев колеса .

Фактическое передаточное отношение


.

Расхождение с принятым ранее номинальным передаточным отношением составляет , что допустимо (не превышает 3%).

Уточнённое значение



соответствует β = 10,2631° = 10°15'47"

Кинематическая схема исследуемого редуктора приведена на рисунке 3.1



Рис. 3.1. Кинематическая схема одноступенчатого цилиндрического редуктора с косозубой передачей.
Косозубые цилиндрические передачи целесообразно проверять на выполнение условия /2, с.36/

.

При принятом значении коэффициента ширины венца по межосевому расстоянию условие выполняется.

При обработке шестерни с числом зубьев z2 = 24 подрезание зубьев исключается, так как условие неподрезания /2, с.38/



соблюдено, что видно и без расчёта .

Делительные диаметры шестерни и колеса соответственно

, .
Правильность вычислений подтверждается проверкой

, что верно.

Диаметры вершин зубьев

, .

Диаметры впадин зубьев

,

.

Ширина колеса

.

Ширина шестерни

.

Коэффициент ширины шестерни по диаметру

.



3.3 Проверочный расчёт прочности зубьев


3.3.1 Расчётное контактное напряжение для косозубых цилиндрических передач /2, с.31/

, (3.11)

где
– коэффициент нагрузки; b – ширина колеса расчётная (наименьшая).

Остальные символы в формуле расшифрованы ранее.

Окружная скорость колёс

.

При такой скорости назначаем восьмую степень точности /2, с.32/.

Коэффициент нагрузки /2, с.32/ при проверочном расчёте на контактную прочность

, (3.12)

где – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями; – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине зуба (по ширине венца); – коэффициент, учитывающий дополнительные динамические нагрузки (динамический коэффициент).

По рекомендациям /2, с.39, 40/ назначаем следующие значения перечисленных коэффициентов: при окружной скорости и восьмой степени точности; при значении коэффициента , твёрдости зубьев менее НВ 350 и несимметричном расположении колёс относительно опор; при окружной скорости , восьмой степени точности и твёрдости менее НВ 350.

Расчёт по формуле (3.1) даёт .

Ширину колеса берём в расчёт минимальную b = 100 мм. Момент на колесе Т3 = 739,85 Н·м.

Расчёт по формуле (3.11) даёт

.

Условие прочности выполняется. Недогрузка составляет . Она объясняется увеличением первоначально вычисленного межосевого расстояния до стандартного .

3.3.2 Расчёт зубьев на контактную прочность по формуле (3.11) при кратковременных перегрузках моментом (см. раздел 2) даёт