ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 624
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Группа № 1. Переговоры о создании совместного предприятия
Группа № 1. Переговоры о создании совместного предприятия
Роль: директор российского комбината
Роль: заместитель директора по коммерческой части российского комбината
Роль: заместитель директора по производству и персоналу российского комбината
Группа № 2. Проведение делового совещания на тему
Тест 2. Моя тактика ведения переговоров
Тест 3. Умеете ли вы вести переговоры?
Роль: лидер группы № 1 (подготовка к выступлению в новом коллективе)
Роль: лидер группы № 2 (разработка плана работы на первый рабочий день)
подготовки специалистов по управлению персоналом, роль самоуправлении в решении этих задач, предло- жения по совершенствованию учебного процесса, по более спра- ведливому назначению и распределению стипендий и др.
Составигровыхгрупп:
Регламентигры:
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ИГРОКАМ
Формирование бригад и выбор членов совета бригады имеет важное воспитательное значение: повышается авторитет нефор- мальных лидеров, усиливается их положительное влияние на пси- хологический климат в учебной группе.
Т а б л и ц а 5
Порядок распределения стипендиального фонда по одному из возможных методов
ВЕДУЩИЕ ИГРЫ
В заключительной части игры ведущий (преподаватель) может вынести на обсуждение предложение о том, чтобы провести экс-
перимент по распределению стипендиального фонда группы в со- ответствии с методикой, отработанной в ходе игры, обратиться с ходатайством по этому вопросу к руководству учебного заведения. Таким образом выяснится, готовы ли слушатели перейти от слов к делу, испытать на себе рекомендации, разработанные ими же в ходе игры.
«ТЕМНАЯ ЛОШАДКА»
Цель игры – освоить приемы ведения деловой беседы; разрабо- тать должностные требования к кандидатам на вакантную долж- ность; оценить личностно-деловые качества кандидата.
Основная задача работодателя – выявить подлинное «лицо» каждого из претендентов и не допустить ошибки в их оценке.
Основная задача претендентов – приложить все усилия, чтобы быть принятым на должность, а также не дать поймать себя на во- просе и разоблачить.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ
На первом этапе формируются рабочие группы. Играющие в количестве 16 чел. делятся на три группы по 4 чел., каждая из ко- торых представляет собой самостоятельную фирму и имеет дирек- тора, менеджера по персоналу и начальника отдела кадров. Остальные четыре игрока являются претендентами на вакантную должность. После окончания жеребьевки фирмы и кандидаты по- лучают раздаточный материал, с которым начинают работать.
На втором этапе идет подготовка к деловой беседе. Следует учесть, что в процессе игры каждому кандидату предстоит сыграть свою роль, в соответствии с которой он будет общаться с работо- дателями.
Ведущий объясняет каждому кандидату суть его роли, причем в интересах игры ни один кандидат не знает, какие роли исполняют другие кандидаты, равно как и работодатели знают только типы кандидатов, но каждого в отдельности им предстоит угадать.
Кандидату выделяется время на подготовку, в течение которого он должен также заполнить резюме, которое потребуется для оценки его деловых качеств (см. «Раздаточный материал»).
Пока кандидаты готовятся к деловой
беседе, каждая фирма раз-
рабатывает требования и вопросы к кандидату. Чтобы правильно настроиться на деловую беседу, работодатели должны заранее определить свои подходы к отбору претендентов на вакантную должность. Для этого директору фирмы предлагается ответить на тест (табл. 6): он позволит направить вопросы к претенденту в нужное русло и избежать траты времени (см. «Раздаточный мате- риал»). Однако эти вопросы не следует механически копировать в беседе с кандидатом, тем более что в тесте представлены далеко не все «каверзные» вопросы. Заполненный тест передается веду- щему, и результаты его оглашаются в конце игры.
В ходе беседы надо также оценить деловые качества кандида- тов. Поэтому менеджер по персоналу каждой фирмы заполняет
«Требования к кандидату» (см. «Раздаточный материал»), в кото- рых указываются должность, квалификация и некоторые особен- ности будущей работы. При заполнении требований нужно обра- тить особое внимание на пункт «Тип руководства, предпочтитель- ный для кандидата». Для этого каждая фирма получает лист «Ти- пы руководства» (см. «Раздаточный материал»).
Для результатов беседы особенно важно, какое впечатление о кандидате составят представители фирмы. Поэтому руководители отдела кадров получают «Карту отбора претендентов» (табл. 7) – заполнять ее будут уже в процессе беседы. Карта содержит девять факторов отбора, но все фирмы могут определить только те из них, которые представляют для них важность и по которым будут непосредственно оцениваться кандидаты. При желании руководи- тель отдела кадров может суммировать очки по каждому фактору и для каждого кандидата отметить эту сумму. Карта отбора позво- лит по окончании деловой беседы подвести итоги по всем канди- датам.
Затем проводится беседа с претендентами и работодателями. На этом этапе каждый кандидат должен пройти собеседование во всех
фирмах. В начале деловой беседы он отдает заполненное резюме менеджеру по персоналу, который отмечает соответствие деловых качеств и подготовки кандидата требованиям, разработанным на предыдущем этапе. Затем директор фирмы задает кандидату ряд вопросов, на которые тот должен ответить. В то же время руково- дитель отдела кадров заполняет карту отбора претендентов, руко- водствуясь ответами кандидатов. Представителям фирмы необхо- димо обратить внимание на то, чтó будет говорить кандидат, и особенно – кáк он будет говорить. Поведение кандидатов имеет важное значение, так как каждый из них все-таки играет опреде- ленную роль и не может слишком от нее отклоняться. В то же время кандидаты будут стараться не разоблачить себя, поэтому перед работодателями стоит сложная задача. Их выбор будет зави-
сеть не только от собственных способностей к оценке, но и от то- го, насколько хорошо была сыграна та или иная роль.
На заключительном этапе оценки кандидатов каждая фирма под- водит итоги. При этом учитываются ответы кандидатов, общее впе- чатление о каждом из них и результаты заполнения формы «Требо- вания к кандидату» и табл. 7. Каждая фирма устраивает закрытое совещание и выносит окончательное решение, которое в письмен- ном виде передается ведущему. Затем ведущий оглашает результа- ты игры. Фирма, которая угадала больше всего кандидатов, счита- ется выигравшей. Можно сделать вывод, что у этих участников имеются навыки психологической диагностики. Кандидат, которого не смогла угадать ни одна фирма, также выигрывает.
Составигровыхгрупп:
Составигровыхгрупп:
-
две бригады по 10–12 чел.; -
два совета бригад по 2 чел.
Регламентигры:
-
социометрический опрос – 10 мин; -
выборы счетной комиссии, подсчет результатов опроса – 10 мин; -
выбор двух лидеров опроса – бригадиров – 5 мин; -
выбор двух советов бригад по 2 чел. – 10 мин; -
определение трудового вклада – 10 мин; -
выбор метода расчета стипендии – 5 мин; -
расчет стипендии с учетом личного вклада – 10 мин; -
разработка рекомендаций по улучшению подготовки специа- листов – 10 мин; -
итого – 1 ч.
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ИГРОКАМ
Формирование бригад и выбор членов совета бригады имеет важное воспитательное значение: повышается авторитет нефор- мальных лидеров, усиливается их положительное влияние на пси- хологический климат в учебной группе.
Т а б л и ц а 5
Порядок распределения стипендиального фонда по одному из возможных методов
Фамилия И.О. | Успевае- мость | Посещае- мость | Тарифный заработок | КТУ | Расчетная величина | Стипен- дия, руб. |
1 | 2 | 3 | 4 = 3 2 | 5 | 6 = 4 5 | 7 = 6 К |
Иванов В.Н. | 4,2 | 24 | 100,8 | 1,1 | 110,88 | 210,6 |
Петров С.П. | 3,9 | 19 | 74,1 | 0,9 | 66,69 | 126,7 |
…………… | … | … | … | … | … | … |
…………… | … | … | … | … | … | … |
Щукин В.К. | 4,6 | 22 | 101,2 | 1,2 | 121,44 | 230,7 |
| | | | | 1 200,00 | 2 280,0 |
ВЕДУЩИЕ ИГРЫ
В заключительной части игры ведущий (преподаватель) может вынести на обсуждение предложение о том, чтобы провести экс-
перимент по распределению стипендиального фонда группы в со- ответствии с методикой, отработанной в ходе игры, обратиться с ходатайством по этому вопросу к руководству учебного заведения. Таким образом выяснится, готовы ли слушатели перейти от слов к делу, испытать на себе рекомендации, разработанные ими же в ходе игры.
Д е л о в а я и г р а № 7
«ТЕМНАЯ ЛОШАДКА»
Цель игры – освоить приемы ведения деловой беседы; разрабо- тать должностные требования к кандидатам на вакантную долж- ность; оценить личностно-деловые качества кандидата.
Основная задача работодателя – выявить подлинное «лицо» каждого из претендентов и не допустить ошибки в их оценке.
Основная задача претендентов – приложить все усилия, чтобы быть принятым на должность, а также не дать поймать себя на во- просе и разоблачить.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ
На первом этапе формируются рабочие группы. Играющие в количестве 16 чел. делятся на три группы по 4 чел., каждая из ко- торых представляет собой самостоятельную фирму и имеет дирек- тора, менеджера по персоналу и начальника отдела кадров. Остальные четыре игрока являются претендентами на вакантную должность. После окончания жеребьевки фирмы и кандидаты по- лучают раздаточный материал, с которым начинают работать.
На втором этапе идет подготовка к деловой беседе. Следует учесть, что в процессе игры каждому кандидату предстоит сыграть свою роль, в соответствии с которой он будет общаться с работо- дателями.
Ведущий объясняет каждому кандидату суть его роли, причем в интересах игры ни один кандидат не знает, какие роли исполняют другие кандидаты, равно как и работодатели знают только типы кандидатов, но каждого в отдельности им предстоит угадать.
Кандидату выделяется время на подготовку, в течение которого он должен также заполнить резюме, которое потребуется для оценки его деловых качеств (см. «Раздаточный материал»).
Пока кандидаты готовятся к деловой
беседе, каждая фирма раз-
рабатывает требования и вопросы к кандидату. Чтобы правильно настроиться на деловую беседу, работодатели должны заранее определить свои подходы к отбору претендентов на вакантную должность. Для этого директору фирмы предлагается ответить на тест (табл. 6): он позволит направить вопросы к претенденту в нужное русло и избежать траты времени (см. «Раздаточный мате- риал»). Однако эти вопросы не следует механически копировать в беседе с кандидатом, тем более что в тесте представлены далеко не все «каверзные» вопросы. Заполненный тест передается веду- щему, и результаты его оглашаются в конце игры.
В ходе беседы надо также оценить деловые качества кандида- тов. Поэтому менеджер по персоналу каждой фирмы заполняет
«Требования к кандидату» (см. «Раздаточный материал»), в кото- рых указываются должность, квалификация и некоторые особен- ности будущей работы. При заполнении требований нужно обра- тить особое внимание на пункт «Тип руководства, предпочтитель- ный для кандидата». Для этого каждая фирма получает лист «Ти- пы руководства» (см. «Раздаточный материал»).
Для результатов беседы особенно важно, какое впечатление о кандидате составят представители фирмы. Поэтому руководители отдела кадров получают «Карту отбора претендентов» (табл. 7) – заполнять ее будут уже в процессе беседы. Карта содержит девять факторов отбора, но все фирмы могут определить только те из них, которые представляют для них важность и по которым будут непосредственно оцениваться кандидаты. При желании руководи- тель отдела кадров может суммировать очки по каждому фактору и для каждого кандидата отметить эту сумму. Карта отбора позво- лит по окончании деловой беседы подвести итоги по всем канди- датам.
Затем проводится беседа с претендентами и работодателями. На этом этапе каждый кандидат должен пройти собеседование во всех
фирмах. В начале деловой беседы он отдает заполненное резюме менеджеру по персоналу, который отмечает соответствие деловых качеств и подготовки кандидата требованиям, разработанным на предыдущем этапе. Затем директор фирмы задает кандидату ряд вопросов, на которые тот должен ответить. В то же время руково- дитель отдела кадров заполняет карту отбора претендентов, руко- водствуясь ответами кандидатов. Представителям фирмы необхо- димо обратить внимание на то, чтó будет говорить кандидат, и особенно – кáк он будет говорить. Поведение кандидатов имеет важное значение, так как каждый из них все-таки играет опреде- ленную роль и не может слишком от нее отклоняться. В то же время кандидаты будут стараться не разоблачить себя, поэтому перед работодателями стоит сложная задача. Их выбор будет зави-
сеть не только от собственных способностей к оценке, но и от то- го, насколько хорошо была сыграна та или иная роль.
На заключительном этапе оценки кандидатов каждая фирма под- водит итоги. При этом учитываются ответы кандидатов, общее впе- чатление о каждом из них и результаты заполнения формы «Требо- вания к кандидату» и табл. 7. Каждая фирма устраивает закрытое совещание и выносит окончательное решение, которое в письмен- ном виде передается ведущему. Затем ведущий оглашает результа- ты игры. Фирма, которая угадала больше всего кандидатов, счита- ется выигравшей. Можно сделать вывод, что у этих участников имеются навыки психологической диагностики. Кандидат, которого не смогла угадать ни одна фирма, также выигрывает.
Составигровыхгрупп:
-
три группы по 4 чел., означающие отдельные фирмы; -
четыре претендента на вакантные должности.