Файл: Викторина к разделу Органы цветкового растения Учитель биологии Мишулин А. А. Урок викторина к разделу Строение растений Тип урока обобщение и систематизация знаний.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Урок – викторина к разделу «Органы цветкового растения»

Учитель биологии: Мишулин А. А.

Урок – викторина к разделу «Строение растений»

Правила викторины

Ответ: Орехом является только фундук (лесной орех, лещина).

Темы и «стоимость» вопросов

Какой вид корней кукурузы изображен на фотографии?

Ответ: Придаточные корни.

Найдите ошибку в схеме:

Ответ: Стебель является частью побега, а не наоборот.

Какой тип листорасположения изображен на рисунке? Приведите примеры растений с таким типом листорасположения.

Ответ: Это мутовчатое листорасположение. Оно характерно для вербейника, олеандра, элодеи и др.

Какое соцветие изображено на рисунке? Приведите примеры растений, для которых оно характерно.

Ответ: Это соцветие – кисть. Оно характерно для ландыша, черемухи, гороха, редьки.

Определите тип жилкования листа, изображенного на рисунке. У каких растений встречается этот тип жилкования?

Ответ: Это параллельное жилкование. Такое жилкование характерно для листьев злаков (пшеница, рожь, овёс).

Назовите тип соцветия у клевера.

Ответ: Тип соцветия у клевера – головка.

Назовите тип плода у арахиса.

Ответ: Арахис – растение семейства Бобовые. Тип плода – боб.

Какое видоизменение корня изображено на рисунке?

Ответ: На рисунке изображены корневые клубни (корневые шишки) георгина.

Назовите тип плода у рябины.

Ответ: Тип плода рябины – яблоко (яблочко).

Какая зона корня отмечена на рисунке? Каковы особенности ее строения?

Ответ: На рисунке обозначена зона проведения. В этой зоне хорошо развиты проводящие ткани.

Найдите лишнее изображение. Свой выбор обоснуйте.

Ответ: Лишним является изображение корнеплода репы (видоизменение корня). Корневище, клубень и луковица – видоизменения побега.

Почему сильная буря сосны ломает, а ели выкорчевывает?

Ответ: У сосны глубокая корневая система, а у ели корни располагаются близко к поверхности почвы.

У каких растений лучше развита механическая ткань стебля: водных или наземных. Почему?

Ответ: Механическая ткань лучше развита в стеблях наземных растений. Вода – плотная среда, она поддерживает растения и они не нуждаются в сильном развитии механической ткани.

Что изображено на фотографии? Видоизменением какого органа растения является этот объект?

Ответ: На фотографии изображен ловчий аппарат непентеса. Это видоизменение листа.

Какие растения называют однодомными, а какие – двудомными? Приведите примеры.

Найдите лишнее изображение. Ответ аргументируйте.

Ответ: Лишней является фотография плодов сливы. На остальных фотографиях – изображения соплодий (инжир, шелковица, ананас).

В тропическом лесу многие орхидеи растут высоко на стволах и ветвях деревьев. А откуда они берут воду?

Ответ: У орхидей образуются воздушные корни, впитывающие влагу из воздуха благодаря наличию особой ткани - веламена.

На Руси была известна поговорка «Лыком по парче не шьют». А что такое лыко?

Ответ: Лыко - луб молодой липы и других лиственных деревьев. Применяется в изготовлении лаптей, рогожи и другой утвари.

Ответ: Эти приспособления замедляют испарение воды и защищают лист от солнечных ожогов.

На школьном участке росло пять растений облепихи, которые ежегодно цвели, однако плодов не приносили. Почему?

Ответ: Облепиха – двудомное растение. Видимо на школьном участке росли деревья только с женскими (или мужскими) цветками.

Найдите ошибку в схеме:

Ответ: Померанец (плод лимона) относится к сочным многосемянным плодам.

Многим знаком фразеологизм: «Заблудиться в трех соснах». А можно ли «заблудиться в одном дереве»?

Ботаник Семенов решил по числу годовых колец определить возраст ели, дуба, секвойи и папайи. Возраст какого дерева ему определить не удастся? Почему?

Какая структура листа обозначена на рисунке? Каковы особенности ее строения? Какие функции она выполняет?

Ответ: На рисунке обозначен проводящий пучок (жилка). В его состав входят проводящие и механические ткани. Функции – опора и транспорт веществ.

Почему среди растений средней полосы России крупные и яркие цветки имеют в основном травы и кустарники, а не деревья?

Ответ: Большинство деревьев средней полосы ветроопыляемые, они имеют мелкие невзрачные цветки.

Ответ: Нет. Клубни картофеля и кочан капусты не являются плодами (плод картофеля – ягода, а капусты – стручок).

Иллюстрации с сайтов:

Урок – викторина к разделу «Органы цветкового растения»

Учитель биологии: Мишулин А. А.

Урок – викторина к разделу «Строение растений»

  • Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
  • Вид урока: урок-викторина.
  • Средства обучения (оборудование): ноутбук, проектор, презентация с вопросами викторины.
  • Дидактические цели урока:
    • Образовательные: способствовать закреплению и обобщению у учащихся знаний о строении цветковых растений, строении и функциях органов растения (корня, побега, цветка, плода), видоизменениях вегетативных органов;
    • Развивающие: способствовать развитию у учащихся познавательных, коммуникативных, регулятивных УУД;
    • Воспитательные: способствовать формированию у учащихся бережного отношения к природе, любознательности и интереса к изучению живой природы, научной картины мира.
  • Планируемые результаты урока:
    • Предметные умения: называть органы растений, распознавать их на рисунках, описывать их, знать особенности строения и функции органов цветкового растения (корня, побега, цветка, плода), устанавливать соответствие между строением органов и выполняемыми функциями, знать видоизменения корня и побега;
    • Познавательные УУД:
      • - общеучебные: отбирать и систематизировать информацию, выделять в тексте главное, отвечать на вопросы учителя;
      • - логические: делать заключения и выводы, уметь производить анализ, синтез, сравнение, обобщение;
    • Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, находить и формулировать ответы на вопросы, сравнивать разные точки зрения, отстаивать и аргументировать свою позицию;
    • Регулятивные УУД: отвечать на поставленные вопросы, производить самооценку событий, анализировать собственную работу, подводить итоги урока;
    • Личностные умения: проявлять любознательность и интерес в изучении природы.

Правила викторины

  • 1. Класс делится на команды по 5 человек. В каждой команде выбирается капитан. Также учитель выбирает «Помощника» и «Независимого эксперта».
  • 2. По ходу викторины команды выбирают вопросы определенной «стоимости» по различным разделам. После того, как ведущий прочитает вопрос, команды могут на него отвечать. Отвечает команда, капитан которой первым поднял руку.
  • 3. Если команда правильно отвечает на вопрос, то она получает баллы, согласно «стоимости» вопроса. Если команда отвечает неправильно, то у нее вычитаются эти баллы (если ответ верен частично, то от начисляемого балла отнимают 5 очков).
  • 4. Команда, которая первой выбирает вопрос определяется по итогам отборочного тура (команды сдают ответ на вопрос отборочного тура на бланках; побеждает команда первой сдавшая бланк с верным ответом).
  • Удачи!
Вопрос отборочного тура Из предложенного списка выберите то, что с научной точки зрения является орехом: грецкий орех, фисташка, кокосовый орех, фундук, миндаль, арахис, кедровые орешки, желудь, плод каштана, плод подсолнечника, мускатный орех.

Ответ: Орехом является только фундук (лесной орех, лещина).

Темы и «стоимость» вопросов


 Корень

 5

 10

 15

 20

 25

Побег (стебель)

 5

 10

 15

 20

 25

 Лист

 5

 10

 15

 20

 25

Цветок и соцветие

 5

 10

 15

 20

 25

 

Плод

 5

 10

 15

 20

 25

Какой вид корней кукурузы изображен на фотографии?

Ответ: Придаточные корни.

Найдите ошибку в схеме:


Органы цветкового растения

Генеративные

Вегетативные

Корень

Плод

Семя

Цветок

Стебель

Лист

Почка

Побег

Ответ: Стебель является частью побега, а не наоборот.

Какой тип листорасположения изображен на рисунке? Приведите примеры растений с таким типом листорасположения.


Ответ: Это мутовчатое листорасположение. Оно характерно для вербейника, олеандра, элодеи и др.

Какое соцветие изображено на рисунке? Приведите примеры растений, для которых оно характерно.

Ответ: Это соцветие – кисть. Оно характерно для ландыша, черемухи, гороха, редьки.

Определите тип жилкования листа, изображенного на рисунке. У каких растений встречается этот тип жилкования?

Ответ: Это параллельное жилкование. Такое жилкование характерно для листьев злаков (пшеница, рожь, овёс).

Назовите тип соцветия у клевера.

Ответ: Тип соцветия у клевера – головка.

Назовите тип плода у арахиса.

Ответ: Арахис – растение семейства Бобовые. Тип плода – боб.

Какое видоизменение корня изображено на рисунке?

Ответ: На рисунке изображены корневые клубни (корневые шишки) георгина.

Назовите тип плода у рябины.

Ответ: Тип плода рябины – яблоко (яблочко).

Какая зона корня отмечена на рисунке? Каковы особенности ее строения?


?

Ответ: На рисунке обозначена зона проведения. В этой зоне хорошо развиты проводящие ткани.

Найдите лишнее изображение. Свой выбор обоснуйте.

Ответ: Лишним является изображение корнеплода репы (видоизменение корня). Корневище, клубень и луковица – видоизменения побега.

Почему сильная буря сосны ломает, а ели выкорчевывает?

Ответ: У сосны глубокая корневая система, а у ели корни располагаются близко к поверхности почвы.

У каких растений лучше развита механическая ткань стебля: водных или наземных. Почему?

Ответ: Механическая ткань лучше развита в стеблях наземных растений. Вода – плотная среда, она поддерживает растения и они не нуждаются в сильном развитии механической ткани.

Что изображено на фотографии? Видоизменением какого органа растения является этот объект?

Ответ: На фотографии изображен ловчий аппарат непентеса. Это видоизменение листа.

Какие растения называют однодомными, а какие – двудомными? Приведите примеры.


Ответ: Однодомные растения – растения, у которых однополые цветки мужские (тычиночные) и женские (пес­тичные) находятся на одном растении. К однодомным растениям относятся береза, орешник, дуб, бук, тыквенные (огурец, тыква). У двудомных растений (ивы, шпината, тополя) тычиночные цветки развиваются на одних растениях, а пестичные – на других.

Найдите лишнее изображение. Ответ аргументируйте.

Ответ: Лишней является фотография плодов сливы. На остальных фотографиях – изображения соплодий (инжир, шелковица, ананас).

В тропическом лесу многие орхидеи растут высоко на стволах и ветвях деревьев. А откуда они берут воду?

Ответ: У орхидей образуются воздушные корни, впитывающие влагу из воздуха благодаря наличию особой ткани - веламена.

На Руси была известна поговорка «Лыком по парче не шьют». А что такое лыко?

Ответ: Лыко - луб молодой липы и других лиственных деревьев. Применяется в изготовлении лаптей, рогожи и другой утвари.

Листья растений, произрастающих в средней полосе России имеют зеленую окраску, а у многих растений степей и пустынь окраска листьев светло-зеленая, листья часто опушены или видоизменены в колючки. Почему?

Ответ: Эти приспособления замедляют испарение воды и защищают лист от солнечных ожогов.

На школьном участке росло пять растений облепихи, которые ежегодно цвели, однако плодов не приносили. Почему?

Ответ: Облепиха – двудомное растение. Видимо на школьном участке росли деревья только с женскими (или мужскими) цветками.

Найдите ошибку в схеме:


Плоды

Сочные

Сухие

Односемянные

Многосемянные

Односемянные

Многосемянные

Ответ: Померанец (плод лимона) относится к сочным многосемянным плодам.

Многим знаком фразеологизм: «Заблудиться в трех соснах». А можно ли «заблудиться в одном дереве»?

Ответ: Да, можно. В Индии и на Шри-Ланке произрастает удивительное дерево – фикус бенгальский (баньян). У баньяна на стволе и ветвях образуется множество корней-подпорок, которые достигают земли и укореняются. Со временем эти корни утолщаются и превращаются в дополнительные стволы – опоры для густой кроны. Одно дерево может занимать площадь в несколько гектаров!

Ботаник Семенов решил по числу годовых колец определить возраст ели, дуба, секвойи и папайи. Возраст какого дерева ему определить не удастся? Почему?


Ответ: По годичным кольцам ученый не сможет определить возраст папайи. Это дерево произрастает в тропиках и камбий у него функционирует в течение всего года (поэтому годичные кольца не образуются).

Какая структура листа обозначена на рисунке? Каковы особенности ее строения? Какие функции она выполняет?


?

Ответ: На рисунке обозначен проводящий пучок (жилка). В его состав входят проводящие и механические ткани. Функции – опора и транспорт веществ.

Почему среди растений средней полосы России крупные и яркие цветки имеют в основном травы и кустарники, а не деревья?

Ответ: Большинство деревьев средней полосы ветроопыляемые, они имеют мелкие невзрачные цветки.

Учитель попросил учеников принести на урок плоды различных растений. Ваня принес пакет с яблоками, грецкими орехами, клубнями картофеля, желудями и кочаном капусты. Правильно ли он выполнил задание?

Ответ: Нет. Клубни картофеля и кочан капусты не являются плодами (плод картофеля – ягода, а капусты – стручок).

Иллюстрации с сайтов:

  • http://agbina.com/site.xp/057049049124049050057053.html
  • http://aquamir.by/tag/e-lat-rasteniya
  • http://anem.besaba.com/razdeli/aleksandr/lapotnikov-aleksandr.html
  • http://animal-hope.ru/publ/o_cvetakh/neobyknovennye_svojstva_obyknoven…
  • http://baduza.ru/docs/index-286619.html
  • http://bigmir81.livejournal.com/101519.html
  • http://dyuzhina.livejournal.com/9392.html
  • http://eureka4.do.am/news/nlo/9-0-1
  • http://floweryvale.ru/interesting-facts/epiphyte.html
  • http://forum.israpda.com/viewtopic.php?p=103758&sid=cd7d22f7664c886b76…
  • http://www.graycell.ru/simplemask.php?def=%F1%EE%F6%E2%E5%F2%E8%E5
  • http://kurs.znate.ru/docs/index-155332.html
  • http://mamasoldata.mybb.ru/viewtopic.php?id=1605&p=18
  • http://marafet.net/blog/7637.html
  • http://mazdegonki.ru/publ/medicina/polza_rjabiny/2-1-0-33
  • http://mila.kcbux.ru/zvety/zvety_pole.html
  • http://myblog-bio.blogspot.de/2012_05_01_archive.html
  • http://mycook.nightmail.ru/sputniki_borsha/3.html
  • http://ogorod.online.ua/tags/6167/posadka/
  • http://otherforum.ru/forumnye-igry/6613-igra-v-slova-s-kartinkami-103.html
  • http://tnu.podelise.ru/docs/index-355939.html
  • http://topuzz.com/ru/puzzle/user/8090/page/7/
  • http://wemontreal.com/10/iris-rhizomes
  • http://www.avnc.ru/catalogue/10/1238.htm?printit
  • http://www.sb-znatok.ru/page_mode_trade_1227.php
  • http://www.scenicreflections.com/download/384852/Droplets_on_Leaf_Wallpaper/
  • http://rdk-invest.deal.by/a25531-harakteristika-drevesiny.html