Файл: 1. 1 Основные понятия, цели, задачи финансового планирования и прогнозирования 6.docx
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 375
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Основные понятия, цели, задачи финансового планирования и прогнозирования
1.2 Методы финансового планирования
1.3 Методы финансового прогнозирования
2.1 Анализ безубыточности. Расчет эффекта операционного рычага
2.2 Финансовый леверидж. Расчет эффекта финансового рычага
Методы финансового планирования:
-
Нормативный метод
Нормативный метод учитывает существующие нормы (например, расход сырья на производство того или иного объема продукции). Эта информация используется для расчета потребностей предприятия в ресурсах.
Виды норм и нормативов в зависимости от регулирующего органа.
• Законодательно установленные (ставки налогов, нормы амортизации в целях налогообложения и др.),
• Отраслевые нормы (нормы обязательных резервов для коммерческих банков, экономические показатели для получения лицензий по видам деятельности и др.),
• Внутренние нормы предприятия (нормы расхода материалов, нормы рабочего времени для производства единицы продукции и др.)
• Установленные договором (нормы расхода материалов на заказ, норма рабочего времени и др.)
-
Расчетно-аналитический метод
Расчетно-аналитический метод – это плановая величина определенного финансового показателя рассчитывается на основе анализа достигнутой величины этого показателя в отчетном периоде и индексов его изменения в плановом периоде.
Этот метод применяется там, где отсутствуют технико-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена косвенно на основе их изменения или путем экспертной оценки.
-
Балансовый метод
Балансовый метод заключается в установлении равновесия между источниками поступления ресурсов и направлениями их расходования. Эти отношения выражаются в количественных показателях.
-
Метод оптимизации плановых решений
Данный метод предполагает разработку нескольких вариантов плана
с последующим анализом вариантов с целью выбора оптимального.
Критерии выбора оптимального варианта:
— максимум прибыли за период;
— максимум прибыли на рубль вложенного капитала;
— максимум прибыли на единицу ограниченного ресурса;
— минимум времени на оборот капитала;
— минимум текущих затрат;
— минимум потерь при вложении финансовых ресурсов и т. д.
-
Экономико-математическое моделирование
Этот метод предполагает разработку количественных взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами их определяющими. Эта связь выражается через экономико-математическую модель
, т.е. математическое описание экономического процесса.
Модель может строиться по функциональной или корреляционной связи. Этот метод применяется в программных продуктах для планирования
деятельности предприятия. Важность создания моделей в том, что меняя значение факторов (переменных), можно оценить изменение планируемого показателя и выбрать наиболее оптимальный сценарий действий.
1.3 Методы финансового прогнозирования
Метод прогнозирования – это способ исследования объекта прогнозирования, направленный на разработку прогноза.
В экономике существует несколько классификаций методов прогнозирования.
Основные методы прогнозирования:
По признаку оценки:
Выделяют качественные и количественные методы. Качественные – это, как правило, экспертные оценки, основанные на суждениях и умозаключениях, когда отсутствуют ретроспективные данные для расчетов.
Количественные подразумевают возможность проведения расчетов на основе числовых показателей прошлых и текущего периодов. Базируются на математических методах.
По информационной составляющей:
Статические (или формализованные) основаны на использовании сведений о динамике развития явления, наиболее достоверны, имеют короткие сроки выполнения, точность расчетов, минимизируют проблемы при сборе и оценке сведений.
Интуитивные методы основаны на проведении аналогий, оценке имеющихся закономерностей. Необходимость экспертной оценки в соответствующей области. Оцениваются схожие процессы и явления.
По степени охвата задач:
Все методы прогнозирования можно условно разделить на общие и специализированные методы. Общие методы применимы для широко спектра проблем и могут применены в различных сферах деятельности. Специализированные методы ориентированы на определенную сферу деятельности и не могут быть применены в иных целях, поскольку не дадут достоверных и точных результатов, либо же необходимы специфические вводные данные.
Глава 2. Практическая часть
2.1 Анализ безубыточности. Расчет эффекта операционного рычага
Точка безубыточности – порог рентабельности, (мертвая точка, критическая точка, точка самоокупаемости) – такой объем реализации (продаж), при котором выручка покрывает все издержки предприятия, связанные с производством и реализацией продукции.
Точка безубыточности — это такая выручка (или объем продаж), при которой организация получает нулевую прибыль.
Анализ безубыточности основан на делении затрат на постоянные и переменные и расчете маржинального дохода.
-
Маржинальный доход (МД) (маржинальная прибыль, валовая маржа, вклад на покрытие) – это превышение объема продаж над величиной переменных затрат на производство товаров или услуг.
Маржинальный доход – сумма денежных средств, необходимых для покрытия постоянных затрат.
В качестве данных для расчета представим практическую задачу.
Предприятие производит и реализует безалкогольный напиток «Тархун». Его деятельность характеризуют следующие данные, представленные в таблице 1.
Таблица 1 - Данные по финансово-хозяйственной деятельности предприятия "Тархун"
Выручка от реализации, руб. | 75 000 |
Переменные затраты, руб. | 50 000 |
Постоянные затраты, руб. | 15 000 |
Продолжение таблицы 1
Объем реализации, руб. | 5 000 |
Цена единицы продукции, руб./ед. | 15 |
Переменные затраты на единицу продукции, руб./ед. | 10 |
Маржинальный доход по предприятию рассчитывается как:
МД = 75 000 – 50 000 = 25 000 руб.
-
Удельный маржинальный доход (МДуд) – это превышение продажной цены над величиной переменных затрат на единицу продукции.
МД уд = 15 – 10 = 5 руб.
-
Коэффициент маржинального дохода, определяется как доля маржинального дохода (МД) в объеме продаж:
Коэффициент МД =
-
Определение точки безубыточности (порога рентабельности)
Порог рентабельности (ПР) или точка безубыточности вычисляются по следующим формулам:
Метод 1 – определение порогового объема продаж (в единицах продукции):
ПР =
Метод 2 – определение пороговой величины выручки в денежном выражении:
ПР =
На рисунке 1 можно представить положение точки безубыточности и остальных параметров, определяющих ее, для случая линейной зависимости затрат от выручки.
Рисунок 1 - График безубыточности предприятия "Тархун"
-
Запас финансовой прочности (ЗФП) — это сумма, на которую предприятие может себе позволить снизить выручку, не выходя из зоны прибылей. ЗФП представляет собой разницу между текущим объемом реализации и точкой безубыточности.
Может быть определен в абсолютном и относительном выражении, в натуральных и денежных единицах. Формула для определения ЗФП в натуральном выражении:
ЗФП = 5 000 – 3 000 = 2 000 ед.
Формула для определения ЗФП в денежном выражении:
ЗФП = 75 000 – 45 000 = 30 000 руб.
ЗФП характеризует отдаленность текущего объема производства от точки безубыточности.
-
Важным инструментом управления рентабельностью является операционный рычаг (или операционной леверидж), его называют также сила операционного рычага (СОР) или эффект операционного рычага.
Операционный рычаг проявляется в большой чувствительности изменения прибыли к изменению выручки.
Высокий уровень производственного рычага (левериджа) говорит о том, что даже незначительное изменение в объемах производства может привести к существенной финансовой нестабильности – в плане получения прибыли.
Показатель силы операционного рычага (СОР) может быть рассчитан как отношение степени изменения прибыли к степени изменения выручки: