ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 77
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Приведенным составляющим должны соответствовать следующие компоненты трудового потенциала:
-
здоровье; -
нравственность и умение работать в коллективе; -
творческий потенциал; -
активность; -
организованность; -
ассертивность (гармоническое объединение свойств личности); -
образование, профессионализм; -
ресурсы рабочего времени.
Показатели, характеризующие компоненты трудового потенциала могут относиться как к отдельному человеку, так и к коллективу и населению страны в целом.
Трудовой потенциал человека является частью его потенциала как личности, т.е. это часть потенциала человека, который формируется на основе
-
природных данных (способностей), -
образования, -
воспитания -
и жизненного опыта.
Одни способности людей считаются врожденными, т.к. обусловлены генетическими факторами и мало поддаются тренировке (скорость реакции, обоняние). Другие, например, мастерство общения, дикцию можно развить.
Способности в совокупности с чертами характера и другими факторами приводят к успеху при обучении человека профессии. Определенная работа требует и определенных задатков, поэтому на ней эффективнее использовать людей с соответствующими задатками.
Степень трудовой отдачи от наемного работника зависит, в первую очередь, от способности руководителя максимально раскрыть физический и интеллектуальный потенциал своих подчиненных. Этого не добиться, если не понять движущих сил, определяющих поведение человека и его работу на производстве. Движущей силой трудовой деятельности в процессе общественного производства являются потребности человека, его мотивация, которые он сам для себя определил.
1.3. Компоненты деятельности человека
В любом виде деятельности можно выделить две компоненты:
Первая компонента характеризует труд, выполняемый по заданной технологии, инструкции, схеме, когда исполнитель работы не вносит в нее элементов новизны, собственного творчества. Такой труд называют регламентированным, или -трудом.
Вторая компонента характеризует труд, направленный на создание новых духовных или материальных благ, а также новых методов производства. Этот вид труда называется инновационным, творческим, или -трудом.
Типичным примером деятельности, где преобладает -труд, является выполнение производственной операции сборщиком на конвейере с регламентированным ритмом. Речь в
данном случае идет не о способностях работника, а об объективных возможностях их реализации. Регламентированным может быть не только физический труд, но и, например, труд чиновника, если он сводится к слепому выполнению инструкций.
Преимущественно творческим является труд изобретателей, рационализаторов, ученых, педагогов, врачей, инженеров, предпринимателей и т.д. Высшим проявлением творчества является искусство.
Значимость творческих элементов в данном виде деятельности можно определить по доле оплаты труда за творчество (гонорары за рационализаторские предложения, изобретения, статьи, книги и т.п.) в общих доходах работника. Также формой платы за творческий труд является прибыль предпринимателя.
Необходимость выделения двух компонент труда обусловлена принципиальными отличиями в их влиянии на формирование дохода предприятии и национального дохода страны.
Увеличение конечного продукта за счет -труда возможно только при увеличении численности работников, продолжительности времени труда и его интенсивности.
За счет -труда рост объема продукции возможен при неизменных или даже уменьшающихся затратах рабочего времени и интенсивности труда. Это обусловлено появлением новых идей, обусловливающих улучшение или появление новых продуктов, снижение затрат труда на единицу полезного эффекта.
Но существует еще третья компонента. Результаты работы зависят также и от духовной компоненты деятельности человека, которую обозначают как -труд.
Данная компонента характеризуется такими понятиями как добро, совесть, честь, доверие, альтруизм.
Вместе с тем, некоторые виды духовной деятельности могут быть ориентированы на темные стороны человеческой натуры, на усиление жестокости, нетерпимости, вражды и т.п.
1.4 Нормативные правовые акты по труду
Функции государства в условиях рыночной экономики в сфере регулирования трудовых отношений:
-
законодательно устанавливать минимально необходимый уровень защиты трудовых прав субъектов трудового права, -
осуществлять надзор за соблюдением трудового законодательства.
Трудовое законодательство представляет собой систему правовых норм, регулирующих трудовые и иные производные от трудовых общественные отношения.
Нормы действующего трудового законодательства устанавливаются и формируются в нормативные акты, совокупность, которых и образует систему современного трудового права.
1. Основные законы
1.1. Конституция РФ — Основной закон нашего государства. Он содержит принципиальные положения, которые направлены на регулирование труда. Статья 37 Конституции РФ закрепляет формы реализации гражданами своих способностей к трудовой деятельности.
-
Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. -
Принудительный труд запрещен. -
Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не низе установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. -
Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. -
Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
1.2. Вторым основным источником трудового права является Трудовой кодекс РФ.
1) Целями трудового законодательства (ст.1) являются
-
установление гос. гарантий трудовых прав и свобод граждан, -
создание благоприятных условий труда, -
защита прав и интересов работников и работодателей.
Основными задачами трудового законодательства являются
1) создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства,
2) а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по
-
организации труда и управлению трудом; -
трудоустройству у данного работодателя; -
профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя; -
социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений; -
участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях; -
материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда; -
надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда); -
разрешению трудовых споров.
2) Социальное партнерство (раздел II).
-
дается определение новому направлению трудовых отношений - социальному партнерству, основной задачей которого является обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, связанных с ними отношений. -
формулируются понятия, принципы, определяются стороны, система и формы социального партнерства, разъясняются дефиниции, представители работников и работодатели, органы социального партнерства.
3) В ст. 133ТК РФ закреплено право, в соответствии с которым
минимальная заработная плата не может быть ниже прожиточного минимума.
В случае ее задержки работодатель за каждый день просрочки обязан выплачивать работнику пени.
Более того, на 15-й день задержки заработной платы работник вправе приостановить работу с сохранением за все время заработной платы.
4) Внесены большие изменения в полномочия профессиональных союзов по защите прав работников при увольнении, согласие на увольнение по инициативе администрации соответствующего выборного профсоюзного органа по ряду оснований заменено на мотивированное мнение профсоюзного органа, которое должно быть направлено работодателю в порядке, предусмотренном трудовым кодексом.
1.3. Акты текущего законодательства
К ним относят федеральные законы (ФЗ), основное предназначение которых - регулирование трудовых отношений. Основные ФЗ и Постановления Верховного Совета РФ регулирующих трудовые отношения в настоящее время:
«О занятости населения в РФ»;
«О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»;
«Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;
«О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»;
«О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений»;
«О минимальном размере оплаты труда»;
«О прожиточном минимуме в Российской Федерации»;
«О специальной оценке условий труда» и другие
2. Подзаконные акты
2.1. акты Президента РФ.
В соответствии со ст. 80 Конституции РФ Президент является главой государства. Он выступает гарантом прав и свобод граждан РФ и
наделен правом издания указов и распоряжений.
Например Указы Президента РФ:
"О государственных должностях Российской Федерации"
"О реестре государственных должностей федеральных государственных служащих"
2.2. постановления и распоряжения Правительства РФ.
Правительство РФ выступает одним из основных нормотворческих органов в области регулирования общественных отношений в сфере труда.
Правительство РФ издает подзаконные акты на основе и во исполнение законов Российской Федерации, а также указов Президента РФ.
Основные постановления Правительства РФ:
«Об утверждении Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве…»;
«О мерах по улучшению условий труда и охраны труда»;
«О порядке заключения контрактов и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий» и другие акты
2.3. постановления и разъяснения Министерства труда и социального развития РФ. Например:
«О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками…»;
«Об утверждении порядка предоставления отпусков работникам, усыновившим ребенка» и другие акты
Постановления других федеральных органов:
«Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов» (ОКПДТР). Постановление Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 367 (регулярно редактируется ).
"Об утверждении Порядка и оснований предоставления академического отпуска обучающимся" Приказ Минобрнауки России от 13.06.2013 N 455
Следует обратить внимание на то,
-
что если Постановления Минтруда РФ бесспорно можно рассматривать как самостоятельные нормативные акты, -
то таковыми нельзя признать разъяснения. Основная цель разъяснений - конкретизировать нормы права, обладающие более высокой юридической силой. Они определяют круг лиц, к которым данные нормы права могут применяться, каково их действие во времени и в пространстве.
2.4. Законы и иные нормативные акты субъектов РФ, содержавшие нормы трудового права. Они не должны противоречить Трудовому кодексу РФ и иным федеральным законам, Указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ и иным нормативным актам федеральных органов исполнительной власти.
2.5. Акты органов местного самоуправления содержащие нормы трудового права, но в пределах своей компетенции, а также локальные нормативные акты, содержавшие нормы трудового права, принимаемые работодателем.