Файл: Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение города Новосибирска "Средняя общеобразовательная школа 52".docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 60
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение города Новосибирска
"Средняя общеобразовательная школа №52"
Тема проекта: ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ В КОМЕДИИ Д.И. ФОНВИЗИНА «НЕДОРОСЛЬ»
3 Проблема воспитания и образования в комедии
«Недоросль» — это произведение, которое ставит вопросы о стабильном выполнении «должности» каждого гражданина, о характере семейных отношений в современной России, а также о системе воспитания и образования в первую очередь.
4 Персонажи, их расстановка. Говорящие имена
Бесчеловечное обращение невежественной и злобной помещицы-крепостницы с беззащитными и беспомощными людьми, попавшими под ее страшную власть, является как бы лейтмотивом всей пьесы. Своеобразной прелюдией ко всему последующему является самая первая знаменитая сцена между Простаком и ее домашней крепостной швеей Тришкой, которой поручают сшить кафтан для шестнадцатилетнего барского «ребенка». Дикая рабыня, небрежно называющая людей подчиненным ей скотом, а на самом деле сама потерявшая всякий человеческий образ и форму, тут же предстает перед зрителями во весь рост. В будущем этот образ будет показываться во все более и более безобразной наготе. Можно вспомнить хотя бы горькую иронию митрофанской крепостной матери Еремеевны, преданной не из страха, а по совести любимому, по поводу барской «милости» за ее старания: «Пять рублей в год и пять оплеух в лицо в день». «Слыхал, брат, как живется местной челяди? - спрашивает один из «учителей» Митрофанушки, полуобразованный семинарист Кутейкин, своего сослуживца, отставного солдата Цыфиркина. солдат, ты был в боях, страх и трепет придут к тебе..." - "Вот он! Ты слышал? - отвечает Цыфиркин. «Я сам каждый день по три часа подряд видел тут быстрый пожар. Сама Простакова в ответ на известие о том, что девочка Палашка заболела и утром солгала: "Врёт! О, это зверь! Ложь! Как будто она дворянка!» Опять с циничной невинностью Простакова сообщает об этом чиновнику Правдину, который прослышал о ее злодеяниях и решил покончить с ними. с утра до вечера, как за язык его висел, рук на него не возьму: или проклинаю, или воюю, так он и дом держит, отец мой!»
И действительно, Простакова — главный, центральный персонаж игры, своеобразная ось вращения для всего ее маленького и отвратительного семейного мирка. Недаром, когда они представляются богатому дяде Стародуму, ее родственники попеременно рекомендуют: «Это я, брат моей сестры», «Я жгучий муж», «А я сын матери» - Знаменитая фраза, которая имеет самую широкую известность среди людей. В беспощадно-сатирическом проявлении произвола и насилия субъекта, воплощенного в лице яростного и жестокого тирана - хозяйки Простаковой, ее брата с сильными бровями Скотинина, который только свиней и боготворит свой народ хуже скотины, в образе развязного и сытого шестнадцатилетнего пройдохи и невежественного Митрофана, сочетающего в себе все безобразные черты матери и дяди, и в этом главный художественно-познавательный смысл «Недоросля».
Образы и Простаковых, и Митрофанушки, и Скотинина даны с гротескным преувеличением, смешны, но в то же время эти забавные карикатуры были ужасно верны действительности того времени. В «Подрасте» Фонвизин нарочито преувеличивал, иногда даже комически преувеличивал образы помещиков-крепостных, но эти острые, нарочито преувеличенные образы глубоко и правдиво выражали безобразный, звериный характер этого социально-исторического явления - русского крепостничества. Простакова, Митрофан, Скотинин продолжали сохранять свою типичность далеко за пределами своего времени. Главные герои «Недорослей» вошли в ту замечательную галерею реалистических художественных образов, типами которых по праву может гордиться русская литература и которые они сами открывают.
Фонвизин считал целью комедийного творчества исправление нравов. Этой цели он пытался добиться не только юмористическим разоблачением своих «озорных» персонажей, но и авторскими пояснениями, своеобразным комментарием. Эти комментарии даны с помощью введенных в пьесу чрезвычайно добродетельных персонажей, «академиков добродетели», как шутливо называет их историк В. О. Ключевский, мыслящих важно и обширно, «резонирующих» на нравственные и социальные темы и разъясняющих зрителям так же обширно и важно, что плохие персонажи в игре действительно плохие.
Положительные персонажи «Недорослей» являются не только носителями и глашатаями мыслей самого Фонвизина, но и воплощением его представлений об идеальных, положительных героях, таких как Правдин, Милон, Стародум, Софья. Из всех положительных персонажей центральная роль отводится Стародуму, являющемуся рупором автора (недаром имеются сведения, что роль Стародумов исполнял сам Фонвизин) и возведенному на высоту образа идеального дворянин в общий. «Друг честных людей», как он сам себя называет, Стародум, как и Фонвизин, находится в явной оппозиции екатерининскому режиму. Он уходит в отставку, потому что не может вынести «несправедливости», царившей в служебных отношениях: вознаграждаются знатные бездельники и пренебрегают действительными заслугами — «ни деревень, ни лент, ни чинов», потому что он не хочет «ни к кому примыкать». другая лицевая сторона». Заключение обвинительных тирад Стародумов против двора показывает, что двор — самое зараженное место в королевстве. На слова Правдина о том, что при таких «правилах», как у Стародумов, «людей со двора не выпускать, а на двор звать... потому что к больным врача вызывают», Стародум отвечает: Друг мой!Ошибка!Напрасно звать врача к больному.Здесь врач не поможет,если он не заразится.Автор вкладывает в уста Стародумов очень резкую тираду против феодалов:"Незаконно угнетать себе подобных рабством».
Как и положительные персонажи пьесы — Правдин, Стародум, Милон, Софья (по-гречески — «мудрость») — отрицательные персонажи наделены именами, сразу раскрывающими характер каждого: Простаков, Скотинин, Вральман и другие. Но и к этому чисто внешнему, традиционно обусловленному приему Фонвизин умеет добавить недюжинную художественную силу. Возьмем, к примеру, фамилию «Скотинин». Даже Сумароков в своей сатире «О дворянстве» писал о злом дворянине: «О. Должны ли у крупного рогатого скота быть люди? В журналах Новикова неоднократно встречается сравнение злых помещиков со скотиной. Этот почти постоянный эпитет, ставший применимым к «злобному» помещику, Фонвизин в «Подлеске» превращает в имя — характеристику. Однако в данном случае эта именная характеристика не только приклеивается ко лбу персонажа, но и органически врастает в самое его существо, художественно переданное, реализованное. Кроме того, воплощённая в живом образе дефиниция является и выражением главной внутренней темы всей пьесы — образа звериной жизни злостных помещиков. С грубым, но неподдельным юмором этот мотив «обыгрывается» на протяжении всей комедии в различных вариациях.
В первом же акте Скотинин наивно удивляется своей особой любви к свиньям: «Я люблю свиней, сестра; а у нас по соседству такие большие свиньи, что нет ни одной, которая, стоя на задних лапах, не выше каждого из нас на целую голову. Саркастический смысл последних слов тем сильнее, что они вложены в уста самого Скотинина. Оказывается, любовь к свиньям вообще является «семейной» шотландской чертой. В простом замечании Простакова понятна и причина этой непонятной страсти к свиньям: «Странно, брат, как родственники могут походить на родственников! Наш Митрофанушка весь как дядька - и с детства такой же свинарник, как и ты. Когда ему было еще три года, случилось так, что, увидев свинью, он затрепетал от радости. И есть некоторые сходства. Вот как я говорю». Тот же мотив настойчиво обыгрывается Фонвизиным в линиях других персонажей. Такую самохарактеристику хитрый церковник Кутейкин вкладывает в уста самого Митрофанушки. На уроке грамоты он заставляет своего ученика читать из Часослова: "Я скотина, а не человек, поругание людям". комический эффект. Простакова, сестра Тараса Скотинина, рекомендованная Стародуму, говорит о себе: "Ведь я тоже отец Скотининых. Покойный отец женился на покойной матери; они прозвали ее Приплодной. У нас было восемнадцать детей. ..». В подобных тонах говорит Скотинин о своей сестре, он говорит о ней точно таким же языком, как мог бы говорить о своих «свинках», которые были ему так дороги: «Честно говоря, один помет; как он скулил…». В интервью Простаковой о ее желании иметь детей Скотинин заявляет: «Я хочу иметь своих свиней». Сама Простакова р Свою любовь к Митрофанушке он сравнивает с привязанностью суки к своим щенкам: «Вы слышали, что сука родила щенков?» Фонвизин тоже несколько раз обыгрывал этот мотив. — Я, брат, на тебя лаять не буду, — сказала она, обращаясь к брату. Когда Правдин угрожает подать на нее в суд за попытку заставить Софью уйти в подворотню, она с беспощадной непосредственностью восклицает: «Ах, я собачья дочка! Что вы наделали!"
Наконец, в финале пьесы автор выводит из одного рода фамилию Скотининых, которая является фамилией всех злостных дворян-помещиков вообще. После объявления о передаче имения Простаковой за бесчеловечное обращение с ее крестьянами в заключении, Правдин говорит, обращаясь к Скотинину: «...Идите в свои конюшни... Но не забудьте сказать всем Скотининым, чему они подлежат ."
5 Своеобразие и современность звучания комедии
Около девяноста лет тому назад В. О. Ключевский писал о «Недоросле» Фонвизина: «Можно с уверенностью сказать, что «Недоросль» еще не утратил значительной доли своей былой художественной власти ни над читателем, ни над зрителем...». В наше время, пожалуй, уже нельзя так говорить без риска. Комедия Фонвизина в какой-то степени утратила свою «художественную власть» над читателем, но не утратила своего образно-смыслового значения, точности и яркости психологических характеристик, типа повествования «на границе трагедии и комедии», которые они классно нашел. автора, в котором за комедией отдельных ситуаций вырисовывается социальное несчастье всего народа.
Фонвизин, сатирик-обличитель, впервые дал полную обобщенную картину крепостной действительности, создал яркие образы-типы, порожденные крепостничеством, показал разлагающее влияние крепостного права на психологию как крепостника, так и подданного.
Поскольку «Недоросль», безусловно, самое значительное произведение классицистической драматургии в русской литературе прошлого века, эта пьеса занимает особое место в программе исследования. Особое внимание уделено художественному своеобразию и новаторству комедийного жанра. Несомненно, заслуга Фонвизина в создании языка комедии. Настоящее новаторство Фонвизина заключалось в широком использовании разговорной речи, в принципах ее отбора, в овладении индивидуализацией. Все это тем более важно, что во второй половине XVIII века формировался общерусский литературный язык, и определенную роль в этом процессе играла русская комедия.
Комедия Фонвизина также значительно отличается от других комедий того времени своей острой публичностью. В качестве основания для деления героев на положительных и отрицательных автор устанавливает иной критерий по сравнению с большинством драматургов. У Фонвизина есть положительные герои - корифеи своей эпохи. Мы не только видим их поступки, но и признаем их нравственный идеал - честное служение Родине, нетерпимое отношение к пороку, несправедливости. Образованные, прогрессивно мыслящие герои Фонвизина выражают сокровенные мысли автора, представителя дворянской оппозиции в царствование Екатерины II. – в этом основная идейно-художественная функция положительных героев. Поэтому высокий стиль их речи психологически мотивирован, что отличает их речь от речи абстрактно-положительных героев других комедий - мудрых отцов, преданных друзей. Посредством языковой характеристики очень четко прослеживаются характеры персонажей и создаются разные мнения о двух группах в комедии, то есть положительных и отрицательных героях, об их отношении к крепостным и крепостному праву. На примере Митрофанушки Фонвизин показывает, как в этой среде растет избалованное подрастающее поколение дворян, и заявляет о своем протесте против засилья Скотининых. Словарь Митрофанушки и Скотинина мал и беден. В речи Простаковой много грубых и общих слов, ее язык ничем не отличается от языка крепостных. Эти языковые особенности подчеркивают ограниченность, глупость и неграмотность представителей некультурного дворянства, развращенного помещичьей властью. Бегло говорят Стародум, Софья, Правдин - все эти герои представляют передовое, просвещенное дворянство, требующее ограничения неограниченной власти дворян над крепостными.
Фонвизин наполнял свои комедии ясным и непосредственным содержанием, черпаемым непосредственно из окружающей его действительности. Писать с натуры, слушать живой народный говор — это не метод писателя-классика. Но именно это позволило Фонвизину возвысить свою пьесу до «народной комедии», как уже писал Пушкин, что в «Подрасте» «прекрасный сатирик сломал невежество в народной комедии». В глазах Пушкина национальность «Недорослей» представляла собой важнейшую и значительную ее черту. В одном из своих критических и полемических очерков он вновь подчеркнуто говорит о «Недоросле» как о «единственном памятнике народной сатиры». Национальность «Недорослей» была не только в языке. «Какой наш Фонвизин? — спрашивает Гоголь в черновике своей критической статьи для пушкинского «Современника». «Это не Мольер, не Бомарше и не Гольдони». Пушкин за двадцать лет до Гоголя уже решил для себя этот вопрос и назвал Фонвизина в одном из своих лицейских произведений — сатирической поэме «Тень Фонвизина» — «русским веселым парнем».
Последующая критика также отмечала этот национально-русский характер юмора Фонвизина. «Комизм есть необыкновенная, особая способность русского ума», — писал Аполлон Григорьев о Денисе Фонвизине. Подавляющий, уничтожающий гнев смех Фонвизина, направленный на самые отвратительные стороны самодержавно-крепостнического быта, сыграл большую созидательную роль в дальнейших судьбах русской литературы. Прямые нити пролегают от юмора Фонвизина через юмор басен Крылова к тонкой иронии Пушкина.
В истории нашей драматургии «Недоросль» занимает знаменитый ряд величайших творений русского комического гения.
Комедия Фонвизина — творение педагога, ориентирующегося на передовую философию и новые передовые формы искусства. Глубоко размышляя о своей нынешней жизни, Фонвизин создавал образы и ситуации, которые стали частью русской литературной традиции. Например, он сочинил пословицу в народном духе: «Учиться не хочу, а жениться хочу» — и давал непревзойденный образ такого заросшего невежды, мечтающего жениться. Каждый раз, когда русский писатель обращался к образу персонажа, который не сходил с ума, гонялся за голубями и оставался без сознания, он создает нечто, имеющее сходство с героем «Подлеска» — таково современное звучание комедии.
Сами композиционные поиски Фонвизина типичны для русской комедии. Общественно-социальный момент, нараставший во французской комедии 18 в., особенно у Бомарше, не побудил французских драматургов отказаться от любовной связи как основы комедии. Наоборот, Бомарше даже пытался вдохнуть в нее новую жизнь: «Женитьба Фигаро» построена на любовных отношениях. Фонвизин отодвигает любовные отношения Софьи и Милона на второй план. В центре комедии противопоставление передового человека Стародумы темным феодалам Скотинину и Простакову. Фонвизин первым стал на этот путь. Глубокий смысл имеют слова В. Г. Белинского о Фонвизине: «Русская комедия началась задолго до Фонвизина, но только с Фонвизина началась».