Файл: Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение города Новосибирска "Средняя общеобразовательная школа 52".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение города Новосибирска 

"Средняя общеобразовательная школа  №52"



Тема проекта: ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ В КОМЕДИИ Д.И. ФОНВИЗИНА «НЕДОРОСЛЬ»




Выполнил: ученик 8 класс Попов Илья Анатольевич

Проверил: Ефремова Ольга Корнилович

Облавление




Введение 1

1 История создания комедии 2

2 Тема и сюжет комедии 4

3 Проблема воспитания и образования в комедии 8
4 Персонажи, их расстановка. Говорящие имена 12

5 Своеобразие и современность звучания комедии 15

  1. Опрос 18

Заключение 19

Литература 20

Введение


Внутренний мир человека, его духовный мир, его интеллект и эрудиция, образованность могут развиваться в течение всей нашей жизни, нет предела бесконечному совершенствованию человеческого познания истины. Но в то же время, как нет предела бесконечному совершенствованию, так нет предела и бесконечному падению и деградации человека. Мир человека, его духовное развитие, однако, также позволяет говорить об определенных закономерностях в системе образования и воспитания в нашей стране, а значит, и о возможных путях ее развития.

Классическая литература приглашает нас к такому разговору, в котором забота о воспитании и образовании о судьбе человечества и глубокое изучение внутреннего мира и воспитание и образование личности соединяются в неразрывное целое.

Недостаточно просто понять, что человек должен быть воспитанным и воспитанным внутренне, должны сочетаться знания и жизнь, слова и дела. Такая связь способствует нравственному совершенствованию и укреплению сознания того, что каждый человек должен иметь внутренний разум, образование и воспитание, способствующие гуманным начинаниям и высоким нравственным ориентирам на жизнь.

В нашей работе речь пойдет о системе обучения и воспитания в творчестве Д.И. Фонвизин «Подраст». В своей комедии Фонвизин раскрыл внутренние закономерности системы образования и воспитания в России своего времени на примере одной семьи Простаковых, где молодого дворянина учат разным наукам, ибо образованные люди того времени настойчиво настаивали на том, чтобы все русское дворянство нуждалось в знании гражданских законов и государства своего Отечества, русской географии и истории.


Актуальность данной темы заключается в том, что произведения Д. И. Фонвизина сегодня остро современны, потому что писатель мыслил и творил в свете тысячелетней истории. Он умел воспринимать каждый факт, каждое явление жизни и мысли как новое звено в тысячелетней цепи бытия и сознания.

Цель работы – охарактеризовать систему образования и воспитания в стране во времена жизни самого Фонвизина

 Задачи исследования:

1)обратиться к истории создания комедии;

2)проанализировать тему и сюжет комедии;

3)исследовать проблему воспитания и образования ;

4)охарактеризовать персонажей и их расстановку;

5)выявить своеобразие и современность звучания комедии и в наше время.

  Объектом исследования является система образования и воспитания екатерининского времени, изображаемая Фонвизиным.

  Предмет исследования – это комедия Д.И.Фонвизина «Недоросль», который является одним из лучших произведений русской литературы. Фонвизин добился предельно ясного построения комического, нашел художественное своеобразие звучания, расстановки персонажей и сюжетной линии. Писателя интересовала система образования и воспитания в стране как общественное явление. Описываемый автором мир, а также проблемы, которые волновали писателя, раскрываются в произведении в поступках и мыслях комедийных персонажей.

В «Подрасте» есть показательный случай на примере одной дворянской семьи, как дворяне того времени определяли систему образования и воспитания своих детей.

Работа Д.И. Фонвизиной свойственны драматизм идейных столкновений, непримиримость суждений. Фонвизин искренне и страстно выражает и отстаивает свои мысли, мнения и убеждения в комедии.

1 История создания комедии


Русский зритель познакомился с жанром комедии еще во времена Петра Великого. В первом публичном театре, организованном Петром I, ставились переводные комедии, в том числе несколько пьес крупнейшего французского комика 18 века Мольера. С тех пор большую популярность среди очень широких кругов людей приобрели так называемые интермедии - небольшие юмористические сценки, предназначенные для массового зрителя, которым была свойственна отчетливая простота языка, близкая к живому просторечию.

Первыми русскими комедиями были три пьесы Сумарокова: «Трессотиний», «Чудовища» и «Пустой спор», которые он написал одну за другой в 1750 году и затем поставил. Еще в 1765 году появился первый образец русской «слезной комедии» — «Моя, исправленная любовью» драматурга XVIII века В. И. Лукина. В то же время Лукин выступал против комедий своего предшественника Сумарокова, написанных им в первый период его комедийного творчества. Ранние комедии Сумарокова, созданные по западноевропейским образцам, хотя и претендовали на изображение русской жизни, были весьма далеки от реальности. Лукин считал, что еще не пришло время для появления вполне оригинальной русской драматургии. «Это необходимо, чтобы занять», сказал он прямо. Но в соответствии со своими теоретическими положениями. Лукин пытался заимствовать "удачно". Он тщательно «очищал» иностранный оригинал, то есть удалял из него все признаки, не свойственные русскому быту: иностранные имена собственные и титулы, бытовые подробности, нерусские обороты речи, заменяя все это соответствующими русскими материал. Такую переработку иностранного оригинала Лукин называл «склонностью к русским обычаям», переработкой «под наши привычки и обычаи». Таково было положение в области русской драмы,

особенно русской комедии, до Фонвизина. Молодой Фонвизин также воспринял идеи Лукина. Однако, в отличие от Лукина, Фонвизин на этом не остановился: от «склонения» иноземных оригиналов к русским обычаям он быстро перешел к созданию подлинно оригинальной национальной русской драматургии.

Он много лет культивировал центральное произведение Фонвизина «Недоросль» и сыграл для него примерно ту же роль, что «Евгений Онегин» для Пушкина. Первый набросок «Подлеска», который в своем окончательном виде сильно отличается от комедии и был опубликован совсем недавно — в 1934 году (до нас дошло всего три акта), датируется 1760 годом. И по ряду признаков один можно было бы также подумать, что он предшествует бригадному генералу, так что это первый опыт Фонвизина в создании оригинальной русской комедии в прозе. Подлесок был закончен почти через 20 лет, в 1782 году, когда он впервые появился на театральной сцене.

Сначала Фонвизин просто хотел изобразить, как сын избалованного помещика, которому глупая мать все позволяет, вырастает совершенно невежественным и наглым эгоистом. Эти первые зарисовки комедии показывают, как мама и папа пытаются научить своего сына Иванушку, который еще не знает алфавита, хотя у него уже есть борода, читать и писать. В первоначальном варианте комедии глупая мать Иванушки упряма, но безвольна. Отец лучше понимает, что сына еще нужно учить, но не знает, как заставить его учиться. Иванушка безнаказанно бьет и ругает своих родителей. Эти наброски «Подлеска» не удовлетворили Фонвизина. Он не хотел ограничиваться только изображением плохого учения. Фонвизин понимал, что нужно показать, как крепостничество, развивая жестокость и грубость в дворянстве, проявляется и в воспитании детей. Он думал о новых сценах, в которых ясно показался бы произвол феодальной власти. Эта комедия, в которой прямо затрагивалось крепостное право, предназначалась, прежде всего, для того, чтобы показать, как противен такой порядок, при котором одни люди являются собственностью других людей. С каждым годом боевой дух в Екатерининском дворце становился все более запредельным, все чаще она выделяла случайных приближенных, не имевших никакой заслуги перед Родиной. Так, в комедии появляется Стародум, служивший при императорском дворе, но оставивший эту службу и теперь с резким осуждением высказывающийся о дворцовых нравах. Теперь Фонвизин хотел не только высмеять бедное воспитание помещичьего сына, но и изобразить бесчеловечность крепостного права и показать ее одновременно. Как обманчива пышность двора Екатерины II. Проблема воспитания молодого дворянина поставлена в центре внимания в «Подлеске». Образование Митрофанушки, а точнее отсутствие какого-либо нормального образования, составляет главную тему последнего издания The Undergrowth, что продолжает подчеркиваться самим названием игры. Митрофанушка не только плод дурного воспитания, но и самого этого воспитания (так эта тема сейчас углубляется). Фонвизин показывает, как она является органическим результатом всего общественного образа жизни «злобных» подданных простаковских панов — Скотининых. Игра о воспитании перерастает в игру о помещичьей злобе, нашу первую социальную комедию - сатиру. В «Недоросле» он обрушивается на основное зло того времени – крепостничество.



2 Тема и сюжет комедии

На основную тему «Недорослей» писатель намекает уже в первом действии. Хозяйка земли Простакова примеряет кафтан Митрофанушки. Первая фраза Простаковой: «Кафтан весь испорчен, Еремеевна, приведите сюда самозванку Тришку». Он, вор, его везде ограничивал», вводит нас в атмосферу главной темы комедии — произвола помещичьей власти. Все следующие пять явлений посвящены демонстрации этого произвола. Служанка Тришка, вызванная для отмщения, доходчиво объясняет, что кафтан он шил по мерке, он хорошо сидит на нем, и что если работа не понравится, то надо было отдать ее настоящему портному, так как он, Тришка, портной-самоучка. Отвергая любые объяснения, Простакова считает, что кафтан узок, и поэтому приказывает мужу: «Невольниц баловать не намерена. Идите-с, а теперь наказывайте». Завершает эту сцену приезд Скотинина. На вопрос сестры — что такое кафтан, он замечает, что «кафтан довольно хорошо сшит». Эта фраза проясняет весь смысл сцены с Тришкой. -собственность таких, как он, развращает дворян, ожесточает их и превращает в деспотов.Тришка сшила хороший кафтан.И вместо благодарности ей приказано наказать.И никакая сила не в силах изменить этот порядок,нет способ доказать свою невиновность - ведь беспределу Тришки противоречит воля помещиков.

Так начинается «Недоросль». Главный конфликт общественно-политической жизни России - произвол помещиков, поддерживаемых высшей властью, и бесправие крепостных - становится предметом комедии. В драматическом произведении тема раскрывается с особой силой убедительности в развитии сюжета, в действии, в сражении. Единственный драматический конфликт «Недоросля» — борьба прогрессивно настроенных передовых дворян — Правдина и Стародума — с феодалами — Простаковым и Скотининым.

Первый акт открыто ставит перед зрителем центральную и важнейшую тему эпохи — катастрофу крепостничества для России. Автор активно поднимает этот вопрос - показывает ужасы рабства, его последствия, показывает борьбу с ним. В самом начале комедии появляется Правдин, который, оказывается, приехал в имение Простаковых, чтобы ограничить власть помещичьей воли. Второй акт раскрывает зрителю содержание неизбежной продолжительной борьбы. Правдин заявляет офицеру Милону: «Как друг, я скажу вам причину моего пребывания здесь. Меня назначили сюда членом губернатора. Имею приказ обходить здешнюю территорию, и более того, от всего сердца не позволю быть замеченными тем злостным невеждам, которые имеют полную власть над своим народом и бесчеловечно используют ее во зло.


Третий и четвертый акты демонстрируют ужасы рабства, что призвано подтвердить зрителю нравственную правоту Правдина, необходимость борьбы со Скотининым и Простаковыми. Последствия рабства поистине ужасны. Крестьяне из Простакова полностью уничтожены. Даже сама Простакова не знает, что делать дальше: «Поскольку мы взяли все, что было у крестьян, то и взять ничего не можем. Беда такая». Однако оказывается, что искусство сдирать с человека три шкуры не имеет границ. Брат Простакова Скотинин нашел новое лекарство, о чем с гордостью говорит сестре: «Я со своих мужиков все сорву , а концы будут в воде».

Но простолюдины не ограничиваются мучениями и уничтожением своих крепостных. Рабство превращает крестьян в рабов, убивая в них напрочь все человеческие качества, все достоинства личности. Он появляется во дворе с особой силой. Фонвизин создал образ огромной силы - рабыни Еремеевны. Старуха, няня Митрофана, живет собачьей жизнью: оскорбления, пинки и побои - вот что ей досталось. Она давно потеряла свое человеческое имя, ее только называют уничижительными прозвищами - "зверь", "старый ворчун", "собачья дочка", "сорняк". На голову старухи, верно и правдиво служащей своим хозяевам, ежедневно падают побои и оскорбления, оскорбления и унижения. За все «великие блага» от мастеров он получает «пять рублей в год и пять шлепков в день». Но это только одна сторона жестокой тирании. Писатель видел и другое - такой жизнью он напрочь убил в Еремеевне человека, превратил ее в крепостную, сторожевую собаку своего возлюбленного, которая смиренно лижет руку бьющему ее хозяину. С особой силой драматург показывает холопство своей матери в сцене защиты своего подопечного Митрофанушки от разъяренного Скотинина. Еремеевна своими страданиями и рабством, как живой свидетель преступности крепостного права, помогает автору резко и гневно осудить рабство.Далее, рабство, а не только образование, развращает и развращает самих помещиков, делает второй вывод Фонвиза. В «Подрасте» он строго и обвинительно заявляет: русские дворяне превратились в Скотининых, которые потеряли честь, достоинство, человечность, стали жестокими палачами окружающих их людей и всемогущими тиранами и тунеядцами только вследствие крепостного права. Поэтому демонстрация шотландского характера тех, кого называют "дворянским статусом" - Простаковой, ее мужа, ее сына, ее брата. Рабовладельцы не только превратили своих крестьян в «упряжной скот», но и сами стали подлыми, презренными крепостными.