ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 107
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ф. И. уч-ся. ____________________________________________________ Класс _______
Суммативное оценивание за раздел «Высшая ценность – права человека»
Подраздел | Слушание Говорение |
Задание 1. Прослушайте текст и выполните задания.
У кладбища Ана-Бейит была своя история. Предание начиналось с того, что жуаньжуаны, захватившие Сарозеки в прошлые века, жестоко обращались с пленными воинами.
Чудовищная участь ждала тех, кого жуаньжуаны оставляли у себя в рабстве. Они уничтожали память раба страшной пыткой – надеванием на голову жертвы шири. Обычно эта участь постигала молодых парней, захваченных в боях. Сначала им начисто обривали головы и напяливали на них шкуру только что зарезанного верблюда наподобие шапочки. Это и означало надеть шири. Тот, кто подвергался такой процедуре, либо умирал, не выдержав пытки, либо лишался на всю жизнь памяти, превращался в манкурта – раба, не помнящего своего прошлого.
После надевания шири каждого обречённого отвозили подальше от людных мест, чтобы не доносились понапрасну их душераздирающие крики, и бросали там, в открытом поле, со связанными руками и ногами, на солнцепёке, без воды и без пищи. Пытка длилась несколько суток. Лишь усиленные дозоры стерегли в определённых местах подходы на тот случай, если соплеменники пленных попытались бы выручить их, пока они живы. Но такие попытки предпринимались крайне редко, ибо в открытой степи всегда заметны любые передвижения.
И если впоследствии доходил слух, что такой-то превращён жуаньжуанами в манкурта, то даже самые близкие люди не стремились спасти или выкупить его, ибо это значило вернуть себе чучело прежнего человека. И лишь одна найманская мать
, оставшаяся в предании под именем Найман-Ана, не примирилась с подобной участью сына. Об этом рассказывает сарозекская легенда. И отсюда название кладбища Ана-Бейит – материнский упокой.
1. О чём идет речь в данном тексте? Ответьте двумя предложениями. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Дайте определение слова манкурт __________________ _____
3. Что означало «надеть шири» на человека? ________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Почему манкурта никто не пытался спасти от рук врага? ____________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Как вы думаете, почему кладбище называлось Ана-Бейит? ___________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. С какой целью Чингиз Айтматов, автор романа «И дольше века длится день», рассказал в романе легенду о Найман-Ана? __________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Представьте, что вы выступаете перед младшими школьниками с рассказом о манкуртах. Перескажите текст, упрощая авторский язык. Используйте не менее 3-х средств для привлечения внимания (обращения, паузы, ссылки на источник, риторический вопрос, восклицание и т.д.)
Критерий оценивания | № задания | Дескриптор | Балл |
Обучающийся | |||
Понимает детально | 1 | -определяет, о чем рассказывается в тексте | 2 |
информацию | | | |
сообщения, определяя коммуникативные | |||
2-3 | -определяет значение слова и словосочетания | 2 | |
намерения говорящего | | | |
4-5 | -отвечает на вопросы по содержанию текста | 2 | |
Демонстрирует владение словарным | | | |
6 | -определяет цель использования Данного отрывка в раскрытии идеи произведения | 1 | |
запасом, включающим | | | |
лексику социально- | | | |
культурной сферы | | | |
Пересказывает текст, | 7 | -пересказывает текст доступным языком | 1 |
адаптируя содержание для целевой аудитории | | ||
-соблюдает логическую последовательность | 1 | ||
и используя речевые средства для | | | |
-использует не менее 3 средств для привлечения внимания | 3 | ||
привлечения внимания | | | |
Всего баллов | 12 |