Файл: Окружающий мир претерпевает изменения изо дня в день. Преобразования среды, подчас непредсказуемые и значимые, формируют новые качества субъекта и стимулируют развитие личности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 139
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы понятия «самооценка» в психологии
1.1 Общая характеристика самооценки, ее видов и структуры в психологии
1.2 Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей самооценки в подростковом возрасте
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов исследования
2.3 Направления коррекции уровня самооценки в подростковом возрасте
Проведенный нами анализ теоретических источников по психологии позволил выделить основные направления изучения самооценки. Так, самым распространенным является направление, согласно которому самооценка ‒ динамическое явление, состоящее из частных самооценок, меняющееся вместе с ними во времени. Согласно второму направлению, самооценка ‒ это вершина сложной иерархической системы, в которой частные самооценки-это промежуточные уровни.
1.2 Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста
Одной из главных характеристик подросткового возраста является продолжение обучения ребенка в различных общеобразовательных учреждениях. Одновременно ребенок все более входит в общую жизнь общества. У него появляются новые обязанности. В это же время происходит завершение ориентации ребенка на «мужскую» и «женскую» деятельность, в зависимости от его пола.
На формирование личности в подростковый период оказывает существенное влияние процесс полового созревания. Прежде всего, у молодых людей отмечается бурный физический рост организма, который выражается в изменении роста и веса, сопровождающемся изменением пропорций тела. Сначала до «взрослых» размеров дорастают голова, кисти рук и ступни, затем конечности — удлиняются руки и ноги — и в последнюю очередь туловище.
Интенсивный рост скелета, достигающий 4-7 см в год, опережает развитие мускулатуры. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими. Завершается окончательная сексуальная ориентация подростка. Появляются вторичные половые признаки. Так, у мальчиков меняется голос, отмечается увеличение волосяного покрова на лице. Соответствующие изменения происходят и у девочек. В подростковый период в связи с быстрым развитием организма возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для детей этого возраста характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. А такие перепады вызывают быструю смену физического состояния и соответственно настроения. При этом ребенок может длительное время переносить физические нагрузки, связанные с его увлечениями (например, играть в футбол), и одновременно с этим в относительно спокойный период времени «падать от усталости». Особенно часто это проявляется в отношении интеллектуальных нагрузок.
Развитие психических познавательных процессов имеет две стороны — количественную и качественную. Количественные изменения проявляются в том, что подросток решает интеллектуальные задачи значительно легче, быстрее и эффективнее, чем ребенок младшего школьного возраста. Качественные изменения прежде всего характеризуют сдвиги в структуре мыслительных процессов: важно не то, какие задачи решает человек, а каким образом он это делает.
Поэтому наиболее существенные изменения в структуре психических познавательных процессов наблюдаются именно в интеллектуальной сфере. Развитие мышления. Продолжает развиваться теоретическое мышление. Приобретенные в младшем школьном возрасте операции становятся формально-логическими операциями (по Пиаже это стадия формальных операций), приоритетное развитие логического мышления. В процессе развития мышления в подростковый период у ребенка проявляются следующие способности:
- способность оперировать гипотезами при решении интеллектуальных задач;
- способность анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в абстрактных суждениях
Помимо развития произвольной и опосредованной памяти у ребенка начинается активное развитие логической памяти, которая постепенно занимает доминирующее место в процессе запоминания учебного материала. Замедляется развитие механической памяти. В подростковом возрасте происходит существенный сдвиг в отношениях между памятью и другими психическими функциями, изменяются отношения между памятью и мышлением. Исследования показали, что в этом возрасте мышление подростков определяет особенности функционирования памяти. Развитие воображения. Проявляется в том, что ребенок все чаще начинает обращаться к творчеству. Некоторые подростки начинают писать стихи, серьезно заниматься рисованием и другими видами творчества. Неудовлетворенность потребностей и желаний подростка в реальной жизни легко воплощается в мире его фантазий. Поэтому воображение и фантазии в ряде случаев приносят успокоение, снимая напряженность и устраняя внутренний конфликт.
Основная особенность развития чтения у подростков выражается в переходе от умения бегло, выразительно и правильно читать до способности декламировать наизусть. Существенные изменения происходят и в развитии монологической речи. Эти изменения заключаются в переходе от умения пересказывать небольшое произведение или отрывок текста до способности самостоятельно готовить устное выступление, вести рассуждения, высказывать мысли и аргументировать их. Письменная речь улучшается в направлении от способности к письменному изложению до самостоятельного сочинения на заданную или произвольную тему. Активно развиваются творческие способности подростка и формируется индивидуальный стиль деятельности, который находит свое выражение в стиле мышления
Младший подростковый возраст является одним из ключевых этапов в процессе становления эмоционально-волевой регуляции ребенка. Переживания подростка становятся глубже, появляются более стойкие чувства, эмоциональное отношение к ряду явлений жизни делается длительнее и устойчивее, значительно более широкий круг явлений социальной действительности становится небезразличным подростку и порождает у него различные эмоции. Для очень многих людей подростковый возраст представляет собой период, когда влияние эмоций на духовную жизнь становится наиболее очевидным. Для подросткового возраста (от 11 до 14 лет) характерны резкая смена настроений и переживаний, повышенная возбудимость, импульсивность, чрезвычайно велик диапазон полярных чувств. В этом возрасте у детей наблюдается наличие «подросткового комплекса», который демонстрирует перепады настроения подростков — порой от безудержного веселья к унынию и обратно, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно. Причем следует отметить, что видимых, значимых причин для резкой смены настроений в подростковом возрасте может и не быть. Общий рост личности подростка, расширение круга его интересов, развитие самосознания, новый опыт общения со сверстниками — все это ведет к интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний подростка, таких, как сочувствие чужому горю, способность к бескорыстному самопожертвованию и т. д.
Подростки испытывают трудности, общаясь с родителями, часто конфликтуют с ними. Желание снять эмоциональную зависимость от родителей больше выражено у мальчиков, чем у девочек. При неблагоприятных условиях формирования личности школьника (тяжелая обстановка в семье, конфликты с родителями, неудовлетворительные отношения с товарищами, повышенная самооценка, недостатки учебно-воспитательного процесса в школе и т. д.) в этом возрасте может наблюдаться рост асоциальных чувств. Важным моментом, вызывающим появление обиды, озлобленности подростка, которые могут выразиться в его агрессивной эмоциональной реакции, является пренебрежение взрослых, их недоброжелательное отношение к его запросам, устремлениям, ко всей личности подростка.
Происходят коренные преобразования в строении мотивационно-личностной сферы подростка. Она приобретает иерархический характер, мотивы становятся не непосредственно действующими, а возникающими на основе сознательно принятого решения, многие интересы принимают характер стойкого увлечения. В мотивационной структуре процесса общения происходят значимые перемены: теряют актуальность отношения с родителями, учителями, первостепенную значимость приобретают отношения со сверстниками, ярко проявляется аффилиативная потребность в принадлежности какой-нибудь группе. Принадлежность группе позволяет удовлетворить многие потребности юного человека. Для подростков младшего возраста большое значение имеет возможность разделить со своими друзьями общие интересы и увлечения; также очень важны для них верность, честность и отзывчивость. Соответствие группе требует от подростков и определенной доли конформизма. Чтобы человек влился в какую-то компанию, он должен быть похожим на других ее членов: это может быть употребление особого жаргона или ношение одежды, отличающейся какими-то специфическими деталями. Тех же, кто не соответствует этим параметрам, группа лишает своего внимания
Потребность в автономии — потребность в обретении самостоятельности, независимости, свободы; желание принять на себя права и обязанности взрослого человека.
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей самооценки в подростковом возрасте
2.1 Описание исследования
В рамках обозначенной темы был проведен эксперимент на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5».
Общая численность выборки составила 28 подростков. Программа диагностического исследования включала методики:
- «Изучение общей самооценки (методика Г. Н. Казанцевой)»;
- «Вербальная диагностика самооценки личности (методика Н. П. Фетискина)».
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов исследования
Для диагностики общей самооценки подростков была использована методика Г. Н. Казанцевой (см. рис. 1).
Рис. 1. Количественный анализ данных по методике Г. Н. Казанцевой
Анализ полученных данных по методике «Изучение общей самооценки», позволил выделить три группы испытуемых с разными уровнями развития самооценки.
У большинства испытуемых (50 %) выявлен адекватный уровень самооценки. Они реально оценивают свой внутренний потенциал, стремятся работать над своими ошибками, их восприятие себя совпадает с оценкой окружающих.
Высокий уровень самооценки наблюдается у 28,6 % испытуемых. Для подобной категории подростков свойственно ставить цели и задачи, которые могут оказаться не по силам.
Восприятие учащимися себя далеко от объективного, что способствует снижению коммуникациям и учебным достижениям. Низкий уровень самооценки обнаружен у 21,4 % подростков. У данной группы испытуемых преобладает самокритичность, застенчивость, нерешительность, впечатлительность.
Все эти качества мешают подростку добиться успехов в учебной деятельности и творчески самореализоваться. У детей с заниженной самооценкой может появиться враждебность по отношению к окружающим, сформироваться негативное мировоззрение и пессимизм. Для более детального изучения самооценки подростков была использована методика «Вербальная диагностика самооценки личности (методика Н. П. Фетискина») (см. рис. 2).
Рис. 2. Количественные данные по методике «Вербальная диагностика самооценки личности (методика Н. П. Фетискина)»
На основании представленных данных можно констатировать, что у 57,1 % подростков зафиксирован адекватный уровень самооценки. Данная категория учащихся объективно воспринимает свои возможности, способности и личностные качества.
Подростки уверены в своих силах, достаточно критичны к себе, способны ставить достижимые цели и предвидеть результаты своих действий. У 25 % испытуемых обнаружен высокий уровень самооценки. Подростки с завышенной самооценкой не замечают недостатков характера, часто переоценивают свои возможности и способности.
Низкий уровень самооценки выявлен у 17,8 % испытуемых. В процессе учебной деятельности подростки не уверены в себе, понижают свои достоинства, часто зависят от мнения окружающих, сомневаются, обычно ощущают чувство неловкости в классе, имеют повышенный уровень тревожности. Итак, исходя из диагностических результатов экспериментального исследования выявлено:
1) в исследуемой выборке доминирует адекватный уровень самооценки, т.е. большинство подростков принимают себя, удовлетворены собой, критично смотрят на себя со стороны;
2) среди подростков выявлены лица с высоким и низким уровнями самооценки.
Полученные данные свидетельствуют о необходимости решения обозначенной проблемы.
2.3 Направления коррекции уровня самооценки в подростковом возрасте
Проблема низкого уровня самооценки подростков является одной из центральных в части отечественных теоретических и практико-ориентированных работ. Так, данное направление имеет особую значимость, поскольку от хода преодоления проблем с самооценкой в подростковом возрасте зависит будущее благополучие школьника, в том числе и профессиональное [12]. Формирование адекватной самооценки – это одна из первостепенных задач коррекционной работы с подростками; однако, важно отметить, что сегодня ее значение приобретает все более значимый характер, поскольку в течение последних лет было выявлено, что многие подростки имеют низкие показатели уровня самооценки [2, 10, 13, 18].
В то же время, современная степень проработанности данной проблемы требует некоторого уточнения в области возможностей применения тех или иных форм работы с целью преодоления трудностей, связанных с низкой самооценкой, а также последующего ее нормального формирования. Так, подростковый возраст подразделяется на младший и старший.
В ходе младшего подросткового возраста (11–12 лет), ребенок стремится к отражению собственной самостоятельности, как независимой от окружающих взрослых личности; в данный период у ребенка происходят активные изменения физиологических функций организма – в первую очередь, наблюдается активный внешний рост. С позиции психических функций, происходит ряд изменений в области поведения и особенностей восприятия окружающего мира.