Файл: Изучение спроса и потребления лекарственных препаратов на примере аптечной организации.docx
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 701
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. СПРОС И ПОТРЕБЛЕНИЕ НА РЫНКЕ АПТЕЧНОЙ ПРОДУКЦИИ И ИХ ОСОБЕННОСТИ
1.1. Характеристика аптеки на рынке аптечной торговли
1.2. Спрос и предложение на фармацевтическом рынке
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СПРОСА И ПОТРЕБЛЕНИЯ В АПТЕЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
2.2. Спрос и потребность в аптеке
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Липецкий медицинский колледж»
КУРСОВАЯ РАБОТА
Специальность: 33.02.01 Фармация
По междисциплинарному курсу МДК 01.02 «Отпуск лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента»
Тема: «Изучение спроса и потребления лекарственных препаратов на примере аптечной организации»
Выполнили: Жданова Анастасия Андреевна
Федянина Анастасия Михайловна
Студентки группы: 4курса 2группы
Специальность 33.02.01 Фармация
Руководитель: Горбань Мария Юрьевна.
2022-2023 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СПРОС И ПОТРЕБЛЕНИЕ НА РЫНКЕ АПТЕЧНОЙ ПРОДУКЦИИ И ИХ ОСОБЕННОСТИ 4
1.1. Характеристика аптеки на рынке аптечной торговли 4
В соответствии с Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ"Об обращении лекарственных средств" : 4
1.2. Спрос и предложение на фармацевтическом рынке 5
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СПРОСА И ПОТРЕБЛЕНИЯ В АПТЕЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 11
2.1. Сведения об организации 11
2.2. Спрос и потребность в аптеке 12
2.3. Анализ спроса и потребления 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы обусловлена тем, что вопросы исследования рыночной экономики субъектов хозяйствования являются предметом множества различных исследований современных ученых-экономистов, по этой теме написано достаточно большое количество научного и практического материала. Именно поэтому тематика данной работы актуальна и вызывает интерес окружающих.
Рыночная экономика считается одной из первых форм экономической деятельности, которая впоследствии трансформировалась в такие формы рыночной экономики, как смешанная рыночная экономика, командная экономика и традиционная. К основным чертам, характеризующим развитие рыночной экономики, относятся обособленность, универсальный ручной труд, низкая производительность труда, ограниченное потребление, отсутствие предпосылок для экономического роста.
Исходя из цели, в работе поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать предприятие на рынке аптечной торговли.
2. Изучить спрос и предложение на фармацевтическом рынке.
3. Рассмотреть формирование цен и ценообразование в организации.
4. Исследовать спрос и потребность в аптеке.
5. Провести анализ спроса и потребления.
Продажа товаров является важнейшим заключительным этапом коммерческой деятельности любой торговых организаций и предприятий. От того, насколько успешно выполнены коммерческие операции, связанные с продажей товаров, зависит эффективность их работы, а также бесперебойность снабжения розничной торговой сети товарами.
ГЛАВА 1. СПРОС И ПОТРЕБЛЕНИЕ НА РЫНКЕ АПТЕЧНОЙ ПРОДУКЦИИ И ИХ ОСОБЕННОСТИ
1.1. Характеристика аптеки на рынке аптечной торговли
В соответствии с Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ"Об обращении лекарственных средств" :
аптека – это учреждение, которое занимается изготовлением и продажей лекарственных препаратов. Как и все коммерческие организации, аптеки работают на в том числе и с целью получения прибыли.
В независимости от специфики работы, Федеральный закон №381 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности Российской Федерации» разделяет две формы торговли:
оптовая – покупка и продажа товаров, которые используются в предпринимательской деятельности (в том числе и перепродажа);
розничная – функционирование предприятий, связанное с реализацией товаров на основе договоров купли-продажи (в данном случае этим документом выступает чек) [1,2].
Ценообразование в любой предпринимательской деятельности зависит от ряда причин, в которые входят: цена конкурентов; вид товара; спрос; издержки; особенности деятельности аптеки и др.
Все аптечные организации можно классифицировать по нескольким группам:
1. По форме собственности: частные, государственные, муниципальные
2. По организационно-правовой форме: акционерное общество -открытые и закрытые, общество с ограниченной ответственностью, ОДО (общество с дополнительной ответственностью)
3. По обслуживаемому контингенту: обслуживающие население и лечебные учреждения, больничная аптека, межбольничная, аптека учреждения здравоохранения, центральная районная аптека, ведомственные аптеки
4. По характеру товарного ассортимента: универсальные, специализированные, профильные
5. По режиму работы: обычный режим, дежурные аптеки, круглосуточные
Весь список товаров можно дифференцировать по цене натри сегмента:
Дешевый – занимает 10% продаж аптеки. Покупателей данной категории можно отнести к людям незащищенного слоя населения (пенсионеры, инвалиды).
Средний – до 70 % продаж. Клиентами выступает население со средним стабильным заработком, а также пациенты врачей, приобретающие лекарства по их рекомендациям или рецептам.
Дорогой – в денежном эквиваленте процент продаж доходит до 20 (хотя в натуральном не достигает и 5%).
1.2. Спрос и предложение на фармацевтическом рынке
Каким бы сложным ни был рынок, сколько бы конкурентов на нем ни существовало, торговля основывается на двух базовых понятиях – спрос и предложение.
Спрос – это ситуация, когда люди хотят купить какой-либо продукт на тех условиях, которые установил продавец. Потенциальные клиенты хотят приобрести товары и услуги, потому что с их помощью надеются удовлетворить свои потребности. Интерес потребителей может касаться как отдельных товаров или одной товарной категории, так и всех продуктов, и услуг, которые есть на рынке. В таком случае спрос считается совокупным.
Объемы спроса и предложения можно измерить по величине. Например, в контексте спроса – это количество продукции, которое потребители готовы купить сейчас по тем ценникам, что установлены продавцами. С учетом этого параметра показатель можно разделить на три вида:
производственный – продукция приобретается посредником, например, сырье для создания других изделий;
промежуточный – при такой разновидности посредником является торговец, который перепродает купленное;
потребительский – продукция находится в личном пользовании у конечного потребителя.
Для продавцов главное – поддерживать стоимость на том уровне, чтобы она покрывала затраты на закупку или производство продукции.
Желание клиентов первично на рынке: именно они определяют, что будут предлагать продавцы. Но желание купить зависит от нескольких факторов:
Цена. На первый взгляд, чем доступнее продукт, тем больше людей хотят его приобрести. На деле слишком низкая стоимость отпугивает клиентов. А некоторые товары и услуги со стоимостью выше средней по рынку, наоборот, оказываются более востребованы из-за высокой ценности в глазах потребителей.
Полезность и необходимость продукта. Важно, чтобы покупатели и сами осознавали необходимость приобретения. До тех пор, пока потребители не осознали проблему и возможность ее решения с помощью продукции, даже самый высокотехнологичный продукт не будет востребован.
Количество покупателей. Чем их больше, тем выше вероятность, что интерес к продукции будет передаваться от одного пользователя к другому.
Ожидание изменения цены. Если люди знают, что скоро цена вырастет, это подстегнет их интерес.
Уровень доходов населения. Если предмет не входит в список жизненно необходимых продуктов повседневного приобретения, то он покупается по остаточному принципу. Чем больше денег остается у потребителей после закрытия базовых нужд, тем больше дополнительных товаров они захотят приобрести.
Наличие продукции на рынке. Когда товара нет, пользователи ищут альтернативу и продажи оригинала падают.
Количество альтернативных продуктов и их стоимость. Если аналоги окажутся более доступными и современными с точки зрения характеристик, то их станут покупать больше, а оригиналы – меньше.
Мода и тренды. Продукция и услуги, которые находятся в тренде, более востребованы. Однако спрос на них может резко подскочить и также резко сократиться.
Чтобы проверить, изменился ли спрос, недостаточно просто сравнить объем продаж за два периода. Лучше построить график с кривой показателя, где вертикальная ось показывает цену, а горизонтальная – количество продаваемой продукции. В зависимости от двух параметров продаж строится кривая. На одном графике можно построить несколько кривых, обозначающих разные периоды. Если кривая сдвинулась влево, то спрос сократился. Если она переместилась вправо, это говорит о росте продаж.
На предложение также воздействует несколько факторов. Основным является цена изделия. К неценовым факторам относят:
Уровень технологий. Чем лучше они развиты, тем больше продукции можно произвести на одну единицу ресурсов. Если растет производительность, то одновременно с ней растет и количество предлагаемых товаров.
Стоимость ресурсов. От нее зависит себестоимость готового продукта и ценник, который устанавливают продавцы.
Количество производителей. Чем выше конкуренция, тем больше готовых продуктов появится на рынке. Однако с ростом количества производителей быстрее заканчиваются доступные ресурсы. Это вынуждает переходить на более дорогие материалы и повышать цены на итоговые продукты.
Ожидания продавцов. Предложение меняется при разных прогнозах продаж. Например, продавец знает, что в следующем месяце вырастут цены. Тогда в этом месяце он выпускает на рынок меньше единиц, чтобы в будущем периоде получить больше выручки.
Изменение ситуации также можно отобразить на графике. Он строится аналогично. Вертикальная ось обозначает цену, а горизонтальная – количество товаров. Если построенная кривая перемещается влево, то предложение уменьшается, а при обратном движении – увеличивается.
Равновесие спроса и предложения. Графики двух величин совпадают по осям: в обоих случаях вертикальная ось обозначает стоимость, а горизонтальная – объем проданного. Если в одной матрице построить оба графика, то они пересекутся в определенной точке. Это будет точка равновесия или равновесная цена. Он означает стоимость, которую следует установить продавцам, чтобы все желающие клиенты купили продукт. Когда на рынке возникает такая ситуация, пропадают и дефицит товара, и избыток. Так как равновесная ситуация устраивает клиентов и продавцов, тенденций к изменению цены не предвидится.
Закон спроса и предложения состоит из двух частей:
закон спроса говорит, что повышение цены на продукцию может привести к снижению интереса потребителей, а уменьшение стоимости – к увеличению продаж;
закон предложения гласит, что цена на продукцию прямо пропорционально связана с его величиной.
Если стоимость продукции будет расти, а другие факторы рынка останутся прежними, то потребление будет сокращаться. У этого закона существует теоретическое обоснование. Есть три параметра, от которых зависит желание потребителей купить товары и услуги:
Уровень дохода. Этот параметр связан с покупательской способностью населения. Чем выше стоимость, тем меньше единиц товаров и услуг могут купить клиенты при том же уровне дохода.
Эффект замещения. Когда продукт дорожает, пользователи хотят приобрести похожий товар с аналогичными свойствами, но по более низкой стоимости. Если пользователям удается найти такой продукт, то продажи оригинала падают, а аналога – растут. Значит, предприниматели могут использовать эффект замещения в свою пользу. Например, изучить рынок, найти продукцию, цена на которую недавно выросла, и предоставить потребителям что-то более дешевое, но не уступающее по свойствам.
Закон убывающей полезности. Чем больше клиент пользуется одним и, тем же продуктом, тем ниже его полезность с каждым новым применением. Этот параметр связан с психологией потребителя. Постепенно клиенту приедается продукт, и интерес к нему падает. Человек вновь заинтересуется продуктом только при условии падения его стоимости.