Файл: Изучение спроса и потребления лекарственных препаратов на примере аптечной организации.docx
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 694
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. СПРОС И ПОТРЕБЛЕНИЕ НА РЫНКЕ АПТЕЧНОЙ ПРОДУКЦИИ И ИХ ОСОБЕННОСТИ
1.1. Характеристика аптеки на рынке аптечной торговли
1.2. Спрос и предложение на фармацевтическом рынке
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СПРОСА И ПОТРЕБЛЕНИЯ В АПТЕЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
2.2. Спрос и потребность в аптеке
Закон предложения говорит о прямой связи цены и количеством предложенных товаров. Чем дороже стоит товар (при условии, что такой ценник продавец поставил не из-за повышения себестоимости), тем больше заработает продавец с продажи. Когда ценовые показатели растут, предприниматели стремятся произвести больше единиц продукции.
Закон не действует в следующих случаях:
на рынке возник парадокс Гиффена. У каждого потребителя есть несколько статей расходов. Например, в первую очередь это еда, затем одежда и бытовая химия, потом отдых и развлечения. Если растет стоимость основной группы покупок, например, одежды, то у потребителя остается меньше средств на остальные статьи расходов. Даже если продавцы одежды понизят цены, клиенты не станут покупать чаще, потому что их внимание будет сконцентрировано на основной группе продуктов.
ценность продукта ярко ощущается потребителями. Например, клиенты приобретают его ради статусности. Тогда даже при повышении стоимости товар не потеряет своей привлекательности.
Спрос и предложение – одни из основных понятий в экономике, которые необходимо знать всем предпринимателям. С их помощью строится и ценообразование своего продукта, и стратегия борьбы с конкурентами. Важно правильно определять потребности покупателей, а также изучать продукты других компаний, чтобы вовремя подстраиваться под условия рынка.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СПРОСА И ПОТРЕБЛЕНИЯ В АПТЕЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1. Сведения об организации
Областное государственное унитарное предприятие «Липецкфармация» ведущая аптечная сеть региона, образована 02 июня 1954 года и является ровесником Липецкой области.
Организация 'ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ЛИПЕЦКФАРМАЦИЯ"' зарегистрирована 03 сентября 2002 года по адресу 398043, ЛИПЕЦКАЯ ОБЛАСТЬ, Г. ЛИПЕЦК, УЛ. ГАГАРИНА, Д.113. Компании был присвоен ОГРН 1024840823688 и выдан ИНН 4826022196. Основным видом деятельности является торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках). Компанию возглавляет КОТОВА ИРИНА ВИКТОРОВНА. За 2021 год прибыль компании составила 10625 тыс. руб.
Рис.1
Областное государственное унитарное предприятие «Липецкфармация» имеет широкую географию присутствия на территории Липецкой области. Из 107 розничных точек- 23 (15 аптек и 8 аптечных пунктов) находятся в отдаленных селах. В селах, где отсутствуют аптечные организации, предприятием организовано обеспечение сельских жителей товарами аптечного ассортимента через 438 фельдшерско - акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, отделений общей врачебной практики.
Аптечные организации ОГУП "Липецкфармация" относятся к системе здравоохранения Липецкой области и выполняют для населения функции социальной направленности, обеспечивая доступность и качество всего ассортимента лекарственных средств и спектра фармацевтических услуг.
В аптечных организациях предприятия действует скидка в размере 3% для пенсионеров при предъявлении документа, подтверждающего статус пенсионера (паспорт, справка о назначении пенсии, либо пенсионное удостоверение, выданное до 01 января 2015 года) от суммы покупки свыше 500 рублей на весь товар, кроме товара, участвующего в акциях и экстемпорально изготовленных лекарственных препаратов.
2.2. Спрос и потребность в аптеке
В аптеке реализуется одна из первичных потребностей человека – потребность в здоровье, и удовлетворить спрос клиентов в данном случае – значит сделать мир здоровее и счастливее.
Действительный спрос в аптеке – это общий объем спроса, предъявляемый потребителями в определенный момент времени. Он определяется размером денежных средств, которые потребители готовы потратить на приобретение товаров, при их полном соответствии предъявленным требованиям. В зависимости от того, получил ли потребитель желаемое, спрос можно назвать реализованным и нереализованным. Реализованный спрос, в свою очередь, делится на спрос, удовлетворенный и скрытый неудовлетворенный спрос.
К сожалению, в большинстве российских аптек не всегда есть в наличии те лекарственные средства, на которые имеется спрос. Не имея на полке рекомендованных врачом препаратов, мы начинаем советовать пациенту приобрести их синонимы или аналоги. В этом случае покупатель решает, согласиться ли ему на предложенную замену, или поискать именно те препараты, которые были выписаны доктором.
Нереализованный потребительский спрос в аптеке также подразделяется на два основных вида – отложенный спрос и явный неудовлетворенный спрос.
Отложенным является и такой потребительский спрос в аптеке, который реализуется доставкой препаратов для конкретного покупателя, то есть – реализацией лекарственных средств «под заказ». Рациональная работа с отложенным спросом может увеличить прибыльность аптеки на 10-20%. Дорогостоящие препараты редкого спроса лучше заказывать со склада, имея платежеспособного покупателя на них – в этом случае аптека избежит ненужного затоваривания и предотвратит возможное списание мало востребованного лекарственного средства в связи с истечением срока годности. Если покупатель не согласен на приобретение синонима, не готов ждать несколько часов до поставки, не хочет заказывать лекарство, а уходит к конкурентам, в другую аптеку в поисках нужных препаратов, имеет место явный неудовлетворенный спрос.
По тенденциям развития фармацевтический спрос можно разделить на растущий (интенсивный), стабилизировавшийся и угасающий (сокращающийся). На препараты, которые широко рекламируются в СМИ, по телевизору и радио, спрос растет – примером может служить все возрастающий спрос на биодобавки, увеличенный объем рекламы которых по радио наблюдается уже не первый год. Многие рекламируемые препараты становятся любимыми для потребителя, клиенты помнят рекламные слоганы – товар становится известным, и спрос на него стабилизируется.
Для того, чтобы рационально сформировать ассортимент товаров аптечной организации необходимо изучить спрос.
Для этого используют анализ дефектуры, т.е. дефектурного журнала, в который записывают, во-первых, те наименования товара, которые закончились, и во-вторых, те наименования, которых не было ранее в ассортименте аптечной организации, но посетители их спрашивают.
Необходимо подчеркнуть, что определение потребности в товарах аптечного ассортимента невозможно без налаженного учета и остатков товара по номенклатуре, сгруппированной по важнейшим признакам потребления.
При определении потребности в товаре обязательно опираются на фактическое потребление его. Кроме того, учитывают выявление закономерностей изменения спроса на товар и учитывают также целый комплекс факторов, влияющих на их потребление.
Лекарственные средства в отличие от других товаров, потребляемых населением, являются специфической группой.
Потребность в медикаментах непостоянна и зависит от заболеваемости населения. Влияет на употребление, особенно, те средств, которые применяются с профилактической целью или которые используют с санитарно- гигиенической целью, и повышение общего культурного уровня населения.
Сложность в определении потребности в медикаментах и других товарах аптечного ассортимента объясняется наличием большого числа факторов на их потребление, а также большим количеством наименований этих товаров, особенно лекарственных средств.
Вообще потребность в тех или иных товарах аптечного ассортимента зависит от многих факторов, которые специфичны для каждой аптечной организации. После определения потребности необходимо осуществить выбор поставщика.
2.3. Анализ спроса и потребления
Спрос может быть измерен в соответствии с классификацией по степени удовлетворения (таблица 1).
Таблица 1. Классификация спроса по степени удовлетворения.
№ п/п | Вид спроса | характеристика |
1. | Действительный | Равен числу обращений за товаром |
2. | Реализованный | Равен фактическому потреблению товара, за которым обратился покупатель. |
3. | Неудовлетворенный, в том числе | Равен разнице между действительным и реализованным видами спроса |
4. | Реальный неудовлетворенный | Равен числу отказов |
5. | Скрытый неудовлетворенный | Равен числу замен |
Для определения ежемесячного спроса на препарат «Креон 10000 капсулы кишечнорастворимые по 150 мг №20 (Панкреатин)» было проведено выборочное полевое исследование в течение 5 рабочих дней. Для анализа взята оборотная ведомость аптеки.
Причины неудовлетворенного спроса: препарат все время был в наличии, однако, по разным причинам (высокая цена, недоработка фармацевта первого стола) покупатели отказывались приобретать препарат.
Для изучения ценовой эластичности спроса на величину товарооборота (объемов продаж) использована формула:
Эластичность спроса
Степень влияния различных факторов на величину спроса, определяется коэффициентом эластичности, который показывает на сколько % измениться спрос при изменении влияющего фактора на 1%.
Кэл = (DQ/Q)/(DP/P) = (процентное изменение величины спроса)/(процентное изменение фактора)
Где E(DP) — ценовая эластичность спроса;
DQ — изменение величины спроса;
DP — изменение фактора.
Кэл > 1 – спрос эластичный.
Кэл < 1 – спрос неэластичный.
Единичная эластичность спроса, когда Кэл = 1 (значение ценовой эластичности спроса равно единице). Это означает, что спрос возрастает или снижается одинаковыми темпами и соответствует изменению фактора.
Спрос скорее всего будет неэластичным если:
1. товару нет или почти нет замены, или отсутствуют конкуренты;
2. покупатели не сразу замечают повышение цен;
3. покупатели медленно меняют свои покупательские привычки и не торопятся искать более дешевые товары;
4. покупатели считают, что повышенная цена оправдана повышенным качеством товара, и т.п.
Например, неэластичный спрос: Сотагексал – покупают люди с хроническим заболеванием сердечной недостаточности, тяжелым течением бронхиальной астмы, как покупатели с таким заболеванием покупали этот препарат раз в месяц, так они и будут приходить покупать его снова и снова.
Соответственно у такого препарат нет эластичности.
Еще пример неэластичного спроса «Эликвис» - цена за это препарат начинается от 819 рублей, но покупатели при выборе между ним или другим лекарством из той же фарм. Группы предпочитают его так как высокая цена оправдывает высокое качество.(рисунок 2)
Рис.2. График неэластичного спроса
Эластичный спрос – Если на лекарство есть реклама, то скорее всего за ним будут приходить люди, пример Гастал, Тантум Верде, Кардиомагнил и т.д.
Что говорит нам о том, что несмотря из какой фарм. группы будет это препарат видя его покупатели будут запоминать, присматриваться и возьмут его. И независимо сколько за него нужно будет заплатить.
Или скидки в преддверии Нового года, когда человек подходит к кассе в аптечном пункте на полках, расположенных перед его глазами стоят лекарства по скидке или же к зиме на тех же полках стоят противовирусные, к весне антигистаминные, скидки могут быть самые разнообразные, покупателя всегда подкупает возможность выгоды и он возьмет такие препараты с большой вероятностью. ( рисунок 3)
Рис.3. График эластичного спроса
Соотношение темпов поставок и темпов продаж характеризует степень насыщения товарами данной группы.(таблица 2)
Таблица 2.
Наименование препарата | Остаток на начало | приход | расход | Остаток на конец |
Ленуксин 10 мг № 28 | 10 | 9 | 13 | 6 |
Креон 10000 капс № 20 | 25 | 92 | 117 | 0 |
Эрмиталь капс 10000 №20 | 2 | 9 | 6 | 5 |
Микразим капс 10000 №20 | 9 | 1 | 9 | 1 |
Унифлокс капли 0,3% 5 мл | 2 | 2 | 2 | 2 |
Ливодекса таб 300 мг №50 | 2 | 4 | 4 | 2 |
Ливодекса таб 300 мг №100 | 6 | 9 | 14 | 1 |
Урдокса капс 250 мг № 100 | 2 | 8 | 9 | 1 |