Файл: Кафедра мировой экономики и менеджмента Факультет экономический Направление 080500. 62 Менеджмент выпускная квалификационная работа бакалавра сопротивление организационным изменениям причины, виды и способы преодоления.rtf
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 115
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
.1 Подходы к анализу сопротивлений организационных изменений
1.2 Анализ и классификация причин и видов сопротивлений
2. Пути преодоления сопротивления организационным изменениям
.1 Механизмы классического менеджмента для преодоления сопротивлений
2.3 Анализ человеческих ресурсов как метод преодоления сопротивления
.1 Общая характеристика ОАО «Кубаньэнерго»
3.2 Организационная структура управления филиалов ОАО «Кубаньэнерго»
2. Пути преодоления сопротивления организационным изменениям
.1 Механизмы классического менеджмента для преодоления сопротивлений
Классическая школа менеджмента - это школа, в которой основным является выработка у сотрудников отчетливости, рациональности действий. Рациональность - это целесообразность полученного результата. Идеальной считается такая конструкция управления сотрудником, которая будет применима ко всему коллективу и будет носить всеобъемлющий характер направленности. Любой человек будет вовлечен в общественный процесс, подчинен общим правилам, созданным менеджерами. В данном случае деятельность будет носить рациональный характер, хотя при этом не учитываются личностные особенности, культура, вероисповедание и развитость сотрудника.
Ф. Тейлор - американский инженер-практик и менеджер, создатель школы научного управления. Он утверждал, что менеджмент будет эффективен в том случае, когда будет достигнуто удовлетворение все потребностей не только руководителей, но и подчиненных. Таким образом, можно сказать, что благополучие всего предприятие зависит от каждого работника и степени его удовлетворенности. По его мнению, людей можно разделить на два класса:
первый тип быстро выполняет работу, не растрачивая времени зря;
второй тип выполняет работу с особым нежеланием и низкой производительностью.
Поведение данного класса Ф.Тейлор называл «притворством». Сотрудники стараются облегчить свою работу, работая медленнее и не затрачивая на это особых усилий, также они могут скрывать свои навыки и потенциальные возможности. Для выявления и устранения недостатков следует проводить хронометрирование, т.е. трудовой процесс дифференцируется на отдельные части, измеряется продолжительность выполнения операции первым типом сотрудников. Полученные измерения принимаются за идеал, при достижении которого рабочие низшего класса автоматически считаются высшим классом.
Достигнутый достойный результат, он должен быть оплачен соответственно, т.е. чем больше сотрудник выполнил требуемых от него обязательств, тем выше будет его заработок.
Ф. Тейлор выявил четыре основные принципы управления (рис 1.):
Рисунок 1 - Научный менеджмент Тейлора (составлено автором)
Научный подход к выполнению работ (высшее руководство берет на себя ответственность по выработке новых стратегий, заменяющих старые стандарты и традиции по проведению работ).
Подбор персонала, тренировка, обучение, основанные на научном подходе. Первоначально работник самостоятельно выбирал себе специальность и обучался сам. С течением времени отбор рабочих стал проходить согласно установленным признакам и принципам, руководство стало развивать навыки и способности каждого отдельного работника.
Доверительные отношения между руководителями и подчиненными. Сотрудничество между разными ступенями управления происходит с целью соответствия производства научным принципам, которые были выработаны в зависимости от отрасли производства.
Ответственность за результаты распределяется между управляющими и подчиненными. Не смотря на разные компетенции сотрудников, как правило, распределение труда осуществляется равномерно, хотя есть мнение, что руководители отвечают за принятые решения в большей мере. По сути, весь труд и ответственность возложены на рабочих.
Рассматривая основные принципы научной организации труда, были выявлены некоторые аспекты, которые способствуют снижению уровня сопротивления организационным изменения.
Совокупное взаимодействие принципов, позволяет выстроить целую систему, которая рационализирует трудовой процесс. Теория Ф. Тейлора заключается в том, что руководитель односторонне влияет на работника, что приводит к выполнению действий без возможности опровержения. В данном подходе рабочий не рассматривался как личность, также не учитывались ни психологические особенности работника, ни социализация группы.
Анализируя деятельность предприятий, на которых функционировал тейлоризм, можно заметить, что проявление сопротивлений не носит скрытый характер, свое недовольство рабочие вымещали в открытом виде несогласия (забастовки). Что позволяет нам сказать об эффективности внедрения подхода Тейлора на предприятие.
2.2 Принципы производительности как основа построения организации, подверженной постоянным изменениям
Основная идея Г. Эмерсона звучит как «истинная производительность труда всегда дает максимальные результаты при минимальных усилиях». Производство не должно обслуживать руководство, должно быть с точностью и наоборот.
Если работать усердно, то можно достигнуть больших результатов. Но для этого нужно работать напряженно, т.е. прилагать все усилия. Многие стремятся выполнять задачи любой ценой, даже если этот процесс настолько стохастичен, что вызывает ряд негативных эмоций. Для того, чтобы работа на организации имела структурированность и четкую последовательность, для уменьшения сопротивления можно рассмотреть двенадцать принципов производительности, как они сформулированы Г. Эмерсоном.
Четко поставленные цели производства и обозначенные задачи персонала. Неопределенность, многоаспектность целей, обозначенных перед исполнителями, говорит о том, что руководитель не обладает всеми качествами хорошего лидера.
Здравый смысл. Под данным принципом понимается, что, если в организации возникает трудность, но необходимо не отворачиваться от нее и не быть бездейственным в данной ситуации, а посмотреть в корень проблемы с разных сторон, определив основные причины возникновения и способы решения.
Компетентная консультация. Совершенствование системы управления организации является необходимой составляющей менеджмента организации. Если возникает необходимость в масштабном и качественном проведении изменений, то к этому процессу необходимо привлечь внешнего специалиста, обладающего достаточно другими знаниями, чем штатные сотрудники организации.
Дисциплина. На современном предприятии дисциплина выражается, прежде всего, в знании своих обязанностей как руководителем так и подчиненным, знании системы материального и нематериального стимулирования. Должна быть осведомленность всех сотрудников о системе премирования и системе наказания. Строгая дисциплина должна наблюдаться еще на этапе приема сотрудников на работу, т.е. некомпетентные рекруты должны быть исключены на первоначальном этапе отбора. Оставлять таких сотрудником нецелесообразно, их минусы в работе, не принятые во внимание в начала, могут проявить себя в дальнейшем, однако это будут не недостатки личности, а недостаток организации.
Справедливое отношение к персоналу, выражающееся в идее «лучше работаешь - лучше живешь». Руководители должны руководить процессов так, чтобы не возникало произвола по отношению к работникам. Имея данного принципа, что вознаграждается твой труд в соответствии с тем, как ты работаешь.
В силу того, что не все руководители являются универсальными в наборе необходимых качеств, характерных для идеального лидера, то для повышения эффективности принятых решений, необходимо наличие не всех, а даже несколько единиц универсальных сотрудников, которые будут вести за собой людей, ставя в пример себя.
Обратная связь. Проанализировать эффективность аппарата управления можно с помощью простого наблюдения за обратной связью. Приказы поступающие «сверху» должны быть исполнены, но для того, чтобы видеть, насколько компетентно выполнена поставленная задача, сотруднику низшего звена необходимо произвести отчет своему непосредственному руководителю в виде отчета, служебной записки, таблиц. Однако не следует усложнять систему учета из-за того, что в поток обратной связи будет захламлен ненужными документами, что создаст дополнительную бумажную волокиту. Сложная система отчета может вызывать сопротивление. Работник должен точно знать, какой формы отчета требует от него руководитель, в противном случае, может быть дана неверная картина о реализации принятого решения начальника. Если нарушается обратная связь, то возможно нарушение во всех системе управления.
Порядок и планирование работы.
Нормы и расписания. Достижение высоких результатов обуславливается сокращением усилий. При отсутствии необходимости не следует растрачивать рабочую силу, это может привести к снижению эффективности. Сотрудники могут отвергнуть изменения, считая свой труд бесполезным и бессмысленно растраченным впустую. Нормы и расписания совершенствуют процесс деятельности организации, позволяя оптимально использовать человеческий потенциал предприятий.
Нормализация условий. Для того, чтобы повысилась производительность человеческого ресурса, необходимо создавать такие условия работы, где человек не будет чувствовать себя машиной. Нужно ему предоставить такие технологии, которые позволят добиться лучших результатов с затратой меньшего количества усилий.
Нормирование операций. Процесс выполнения задачи должен быть нормирован. В противном случае может возникнуть такая ситуация, что распоряжение занимает всего несколько минут, а вот процесс непосредственно выполнения может занимать целую вечность.
Письменные стандартные инструкции. Их необходимость обусловлена тем, что результаты, накопленные за определенный, но достаточно большой срок, помогают рационально сделать процесс исполнения принятых решений, т.к. последовательность выполнения задачи проработана годами. Проще сослаться на прошлый опыт, чем делать небольшие вылазки.
Вознаграждение за производительность. На организации должна быть введена справедливая система оплаты труда работников и руководителей в соответствии с их компетенциями и достигнутыми результатами, для этого рассматривая затраченное время, качество продукции или принятых решений, умения, которые проявляются в качестве выполненной работы.
Таким образом, деятельность всей организации должна быть четко структурирована, нормирована и обозначена должностными инструкциями в соответствии с занимаемой должностью. Однако, при выполнении принятых решений не исключается возможность возникновения сопротивления изменениям. Данный подход к производственному процессу Г. Эмерсона позволяет разработать такую систему управления, которая позволит снизить уровень возможного сопротивления переменам путем:
нормирования операций;
нормирования условий работы сотрудников;
введения письменных стандартных непротиворечивых инструкций.
Это является лишь минимальным и необходимым условием для работы организации.
Данные принципы являются основополагающими в деятельности любых современных организаций и широко распространены.