Файл: Основные этапы в информационном развитии общества. Информационные революции.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 392
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Представление текстовых данных.
Представление звуковой информации.
Основные принципы формальной логики. Понятие законов логики
[править]Свойства логических операций
3. На что следует обратить особое внимание или вопросы безопасности
Графический интерфейс пользователя
Растровые графические редакторы
Цифровое оборудование для создания растровых графическихобъектов
, именно с целью предсказания последствий вмешательства в природу.
В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с проявлением формализма, означающего строгий порядок. И хотя мы часто говорим о формализме с отрицательной оценкой, в некоторых случаях без него не обойтись. Возможно ли организовать учет и хранение лекарств в больнице или диспетчерское управление в авиации, если не подчинить эти процессы строгой формализации? В таких случаях она означает четкие правила и их одинаковое понимание всеми, строгий учет, единые формы отчетности и т. д. Обычно о формализации говорят и тогда, когда собранные данные предполагают обрабатывать математическими средствами. При формализации задачи отталкиваются от ее общего описания. Это позволяет четко выделить прототип моделирования и его основные свойства. Как правило, этих свойств довольно много, причем некоторые невозможно описать количественными соотношениями. Кроме того, в соответствии с поставленной целью необходимо выделить параметры, которые известны (исходные данные) и которые следует найти (результаты). Прототипом моделирования может быть объект, процесс или система. Если моделируется система, производится ее анализ: выявляются составляющие системы (элементарные объекты) и определяются связи между ними. При анализе необходимо также решить вопрос о степени детализации системы. Формализацию проводят в виде поиска ответов на вопросы, уточняющие общее описание задачи. Проведем формализацию задач.
Задача 1. Набор текста. Что моделируется? Объект «текст» Где взять содержание текс- Имеется в виде черновика та? Каков предполагаемый тип Черно-белая печати? Каковы параметры текста? Абзацный отступ, правая и левая границы, гарнитура, размер и начертание шрифта, цвет (черный) Что надо получить? Набранный, отредактированный и оформленный текст
Задача 2. Движение автомобиля. Что моделируется? Процесс движения объекта «автомобиль» Вид движения Равноускоренное Что известно о движении? Начальная скорость (v0), ускорение (а), максимальная развиваемая автомобилем скорость (vmax) Что надо найти? Скорость (vj) в заданные моменты времени (ti) Как задаются моменты вре- От нуля через равные интервалы (t2-t1) мени? Что ограничивает расчеты? vi < vmax Такие характеристики объекта, как цвет, тип кузова, год выпуска и общий пробег, степень изношенности шин и многие другие, в данной постановке учитывать не будем. Задача 3. Расстановка мебели. Что моделируется? Система КОМНАТА-МЕБЕЛЬ Комната — рассматривается Система как объект или как система? Какие элементы системы Стены, дверь, окно КОМНАТА важны в данной задаче? Мебель — рассматривается Система как объект или как система? Что входит в состав мебели? Диван, письменный стол, платяной шкаф, шкаф общего назначения (для книг, музыкального центра, игрушек и прочего), настенный спортивный комплекс Какие параметры мебели за- Длина, ширина, высота даны? Какие параметры комнаты В виде эскиза заданы: геометрическая заданы? форма, размеры, расположение окна и двери Что надо получить? Вариант наиболее удобной расстановки мебели, представленный в виде чертежа (эскиза) В данной задаче нецелесообразно деление предметов мебели на составляющие. Например, не имеет смысла вместо стола рассматривать совокупность объектов — столешница, ящики, ножки. При расстановке мебели надо учитывать следующие отношения: • высота мебели меньше высоты комнаты; • предметы мебели должны располагаться лицевой стороной внутрь комнаты; • предметы мебели не должны заслонять собой дверь и окно; • вокруг спортивного комплекса должно быть достаточно свободного места. При расстановке мебели надо также учитывать следующие связи: • все предметы мебели должны быть вплотную придвинуты к стене; • письменный стол должен стоять либо у окна, либо недалеко от окна у стены так, чтобы свет падал слева. Связи между самими предметами мебели учитывать не будем. Это означает, что все предметы могут располагаться по отношению друг к другу как угодно. Это существенно упрощает задачу. Этап постановки задачи движет исследователя от описания задачи через уяснение целей моделирования к ее формализации. Он является основополагающим в моделировании.
Этот этап человек проходит самостоятельно, без помощи компьютера. Дальнейшая успешная работа по разработке модели зависит от правильности постановки задачи.
Билет №41
место моделирования в деятельности человека
Моделью может быть абстрактный или физический объект, исследование которого позволяет познавать существенные черты другого объекта — оригинала. Построение и изучение моделей является сферой человеческой деятельности, которая называетсяМоделированием.
Моделирование— исследование объектов путем построения и изучения их моделей.
Почему не исследовать сам оригинал, зачем создавать модель?
Во-первых, оригинала может не существовать в настоящем: это объект прошлого или будущего. Для моделирования время не помеха. На основании известных фактов, методом гипотез и аналогий можно построить модель событий или природных катаклизмов далекого прошлого. Так, к примеру, были созданы теории вымирания динозавров, зарождения жизни на Земле. С помощью такого же метода можно заглянуть в будущее. Ученые-физики построили теоретическую модель «ядерной зимы», которая наступит на нашей планете в случае ядерной войны. Эта модель — предостережение человечеству.
Во-вторых, оригинал может иметь много свойств и взаимосвязей. На модели, являющейся упрощенным представлением объекта, можно изучать некоторые интересующие исследователя свойства, не учитывая других. Например, при изучении сложнейшего человеческого организма на уроках биологии используются его разнообразные модели.
В-третьих, часто модель является абстрактным обобщением реально существующих объектов. Манекенщица (модель), демонстрирующая новый фасон одежды, представляет не какого-то реального человека с его особенностями и недостатками, а некоторый обобщенный идеальный образ, стандарт. Говоря о природных явлениях на уроках географии, мы имеем в виду не какое-то конкретное природное явление, например землетрясение, а некоторое обобщение, модель этого явления. В таких случаях прототипом модели является целый класс объектов с какими-то общими свойствами.
В-четвертых, оригинал может быть недоступен исследователю по каким-либо причинам: модель атома водорода, рельефа лунной поверхности, парламентской власти в стране.
Что поддается моделированию? Объектом моделирования может быть материальный объект, явление, процесс или система.
Моделями материальных объектов могут служить наглядные пособия в школьном кабинете, чертежи архитектурных сооружений, уменьшенные или увеличенные копии самих объектов.
Для предотвращения катастроф и применения природных сил на благо человека создаются и изучаются Модели явленийЖивой природы. Академик Георг Рихман, сподвижник и друг великого Ломоносова, еще в первой половине XVIII века моделировал магнитные и электрические явления с целью их изучения и дальнейшего применения.
Можно также создавать Модели процессов:Ход, последовательную смену состояний, стадии развития объекта или системы. Вы, вероятно, слышали о моделях экономических или экологических процессов, модели развития Вселенной, общества и т. п.
Если объект рассматривается как система, то строится и исследуется Модель системы.Перед строительством жилого массива архитекторы создают натурную модель района застройки, учитывающую расположение зданий, скверов, парков и дорог.
Моделирование является одним из ключевых видов деятельности человека и всегда в той или иной форме предшествует другим ее видам.
Прежде чем браться за любую работу, нужно четко представлять себе отправной и конечный пункты деятельности, а также ее примерные этапы. То же можно сказать о моделировании.
Отправной пункт здесь — прототип (рисунок 11.1). Как было сказано ранее, это может быть существующий или проектируемый объект, явление, процесс или система.
ПРОТОТИП
МОДЕЛИРОВАНИЕ
ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ
Рис. 11.1. Обобщенные этапы деятельности человека при исследовании объекта
Конечный этап моделирования — принятие решения. В результате моделирования приобретается новая информация и принимается решение о создании нового объекта либо о модификации и использовании существующего.
Моделирование – творческий процесс и поэтому заключить его в формальные рамки очень трудно. В общем виде его можно представить этапами, как изображено на рисунке:
Описание задачи
Постановка задачи начинается с её описания. Делается это на обычном языке, общими фразами.
По характеру постановки все задачи можно разделить на 2 основные группы:
1. Задачи в которых требуется исследовать как изменятся характеристики объекта при некотором воздействии на него. Такую постановку задачи принято называть «что будет если?..». Например, будет ли сладко если в чай положить 2 чайные ложки сахара?
2. Какое надо произвести воздействие на объект, чтобы его параметры удовлетворяли некоторому заданному условию? Такая постановка задачи часто называется «Как сделать, чтобы?..». Например, какого объёма должен быть воздушный шар, наполненный гелием, чтобы он мог подняться наверх с грузом в 100 кг.?
Билет №42
основные этапы моделирования
Под задачей понимается некая проблема, которую надо решить. На этапе постановки задачи необходимо:
Описание задачи.
Задача формулируется на обычном языке, и описание должно быть понятным. Главное здесь — определить объект моделирования и понять, что должен представлять собой результат.
Цели моделирования.
Формализация задачи
В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с проявлением формализма, означающего строгий порядок. И хотя мы часто говорим о формализме с отрицательной оценкой, в некоторых случаях без него не обойтись. Возможно ли организовать учет и хранение лекарств в больнице или диспетчерское управление в авиации, если не подчинить эти процессы строгой формализации? В таких случаях она означает четкие правила и их одинаковое понимание всеми, строгий учет, единые формы отчетности и т. д. Обычно о формализации говорят и тогда, когда собранные данные предполагают обрабатывать математическими средствами. При формализации задачи отталкиваются от ее общего описания. Это позволяет четко выделить прототип моделирования и его основные свойства. Как правило, этих свойств довольно много, причем некоторые невозможно описать количественными соотношениями. Кроме того, в соответствии с поставленной целью необходимо выделить параметры, которые известны (исходные данные) и которые следует найти (результаты). Прототипом моделирования может быть объект, процесс или система. Если моделируется система, производится ее анализ: выявляются составляющие системы (элементарные объекты) и определяются связи между ними. При анализе необходимо также решить вопрос о степени детализации системы. Формализацию проводят в виде поиска ответов на вопросы, уточняющие общее описание задачи. Проведем формализацию задач.
Задача 1. Набор текста. Что моделируется? Объект «текст» Где взять содержание текс- Имеется в виде черновика та? Каков предполагаемый тип Черно-белая печати? Каковы параметры текста? Абзацный отступ, правая и левая границы, гарнитура, размер и начертание шрифта, цвет (черный) Что надо получить? Набранный, отредактированный и оформленный текст
Задача 2. Движение автомобиля. Что моделируется? Процесс движения объекта «автомобиль» Вид движения Равноускоренное Что известно о движении? Начальная скорость (v0), ускорение (а), максимальная развиваемая автомобилем скорость (vmax) Что надо найти? Скорость (vj) в заданные моменты времени (ti) Как задаются моменты вре- От нуля через равные интервалы (t2-t1) мени? Что ограничивает расчеты? vi < vmax Такие характеристики объекта, как цвет, тип кузова, год выпуска и общий пробег, степень изношенности шин и многие другие, в данной постановке учитывать не будем. Задача 3. Расстановка мебели. Что моделируется? Система КОМНАТА-МЕБЕЛЬ Комната — рассматривается Система как объект или как система? Какие элементы системы Стены, дверь, окно КОМНАТА важны в данной задаче? Мебель — рассматривается Система как объект или как система? Что входит в состав мебели? Диван, письменный стол, платяной шкаф, шкаф общего назначения (для книг, музыкального центра, игрушек и прочего), настенный спортивный комплекс Какие параметры мебели за- Длина, ширина, высота даны? Какие параметры комнаты В виде эскиза заданы: геометрическая заданы? форма, размеры, расположение окна и двери Что надо получить? Вариант наиболее удобной расстановки мебели, представленный в виде чертежа (эскиза) В данной задаче нецелесообразно деление предметов мебели на составляющие. Например, не имеет смысла вместо стола рассматривать совокупность объектов — столешница, ящики, ножки. При расстановке мебели надо учитывать следующие отношения: • высота мебели меньше высоты комнаты; • предметы мебели должны располагаться лицевой стороной внутрь комнаты; • предметы мебели не должны заслонять собой дверь и окно; • вокруг спортивного комплекса должно быть достаточно свободного места. При расстановке мебели надо также учитывать следующие связи: • все предметы мебели должны быть вплотную придвинуты к стене; • письменный стол должен стоять либо у окна, либо недалеко от окна у стены так, чтобы свет падал слева. Связи между самими предметами мебели учитывать не будем. Это означает, что все предметы могут располагаться по отношению друг к другу как угодно. Это существенно упрощает задачу. Этап постановки задачи движет исследователя от описания задачи через уяснение целей моделирования к ее формализации. Он является основополагающим в моделировании.
Этот этап человек проходит самостоятельно, без помощи компьютера. Дальнейшая успешная работа по разработке модели зависит от правильности постановки задачи.
Билет №41
место моделирования в деятельности человека
Моделью может быть абстрактный или физический объект, исследование которого позволяет познавать существенные черты другого объекта — оригинала. Построение и изучение моделей является сферой человеческой деятельности, которая называетсяМоделированием.
Моделирование— исследование объектов путем построения и изучения их моделей.
Почему не исследовать сам оригинал, зачем создавать модель?
Во-первых, оригинала может не существовать в настоящем: это объект прошлого или будущего. Для моделирования время не помеха. На основании известных фактов, методом гипотез и аналогий можно построить модель событий или природных катаклизмов далекого прошлого. Так, к примеру, были созданы теории вымирания динозавров, зарождения жизни на Земле. С помощью такого же метода можно заглянуть в будущее. Ученые-физики построили теоретическую модель «ядерной зимы», которая наступит на нашей планете в случае ядерной войны. Эта модель — предостережение человечеству.
Во-вторых, оригинал может иметь много свойств и взаимосвязей. На модели, являющейся упрощенным представлением объекта, можно изучать некоторые интересующие исследователя свойства, не учитывая других. Например, при изучении сложнейшего человеческого организма на уроках биологии используются его разнообразные модели.
В-третьих, часто модель является абстрактным обобщением реально существующих объектов. Манекенщица (модель), демонстрирующая новый фасон одежды, представляет не какого-то реального человека с его особенностями и недостатками, а некоторый обобщенный идеальный образ, стандарт. Говоря о природных явлениях на уроках географии, мы имеем в виду не какое-то конкретное природное явление, например землетрясение, а некоторое обобщение, модель этого явления. В таких случаях прототипом модели является целый класс объектов с какими-то общими свойствами.
В-четвертых, оригинал может быть недоступен исследователю по каким-либо причинам: модель атома водорода, рельефа лунной поверхности, парламентской власти в стране.
Что поддается моделированию? Объектом моделирования может быть материальный объект, явление, процесс или система.
Моделями материальных объектов могут служить наглядные пособия в школьном кабинете, чертежи архитектурных сооружений, уменьшенные или увеличенные копии самих объектов.
Для предотвращения катастроф и применения природных сил на благо человека создаются и изучаются Модели явленийЖивой природы. Академик Георг Рихман, сподвижник и друг великого Ломоносова, еще в первой половине XVIII века моделировал магнитные и электрические явления с целью их изучения и дальнейшего применения.
Можно также создавать Модели процессов:Ход, последовательную смену состояний, стадии развития объекта или системы. Вы, вероятно, слышали о моделях экономических или экологических процессов, модели развития Вселенной, общества и т. п.
Если объект рассматривается как система, то строится и исследуется Модель системы.Перед строительством жилого массива архитекторы создают натурную модель района застройки, учитывающую расположение зданий, скверов, парков и дорог.
Моделирование является одним из ключевых видов деятельности человека и всегда в той или иной форме предшествует другим ее видам.
Прежде чем браться за любую работу, нужно четко представлять себе отправной и конечный пункты деятельности, а также ее примерные этапы. То же можно сказать о моделировании.
Отправной пункт здесь — прототип (рисунок 11.1). Как было сказано ранее, это может быть существующий или проектируемый объект, явление, процесс или система.
ПРОТОТИП
МОДЕЛИРОВАНИЕ
ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ
Рис. 11.1. Обобщенные этапы деятельности человека при исследовании объекта
Конечный этап моделирования — принятие решения. В результате моделирования приобретается новая информация и принимается решение о создании нового объекта либо о модификации и использовании существующего.
Моделирование – творческий процесс и поэтому заключить его в формальные рамки очень трудно. В общем виде его можно представить этапами, как изображено на рисунке:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Описание задачи
Постановка задачи начинается с её описания. Делается это на обычном языке, общими фразами.
По характеру постановки все задачи можно разделить на 2 основные группы:
1. Задачи в которых требуется исследовать как изменятся характеристики объекта при некотором воздействии на него. Такую постановку задачи принято называть «что будет если?..». Например, будет ли сладко если в чай положить 2 чайные ложки сахара?
2. Какое надо произвести воздействие на объект, чтобы его параметры удовлетворяли некоторому заданному условию? Такая постановка задачи часто называется «Как сделать, чтобы?..». Например, какого объёма должен быть воздушный шар, наполненный гелием, чтобы он мог подняться наверх с грузом в 100 кг.?
Билет №42
основные этапы моделирования
Этап 1. Постановка задачи.
Под задачей понимается некая проблема, которую надо решить. На этапе постановки задачи необходимо:
-
описать задачу, -
определить цели моделирования, -
проанализировать объект или процесс.
Описание задачи.
Задача формулируется на обычном языке, и описание должно быть понятным. Главное здесь — определить объект моделирования и понять, что должен представлять собой результат.
Цели моделирования.
-
Познание окружающего мира.
Зачем человек создает модели? Чтобы ответить на этот вопрос, надо заглянуть в далекое прошлое. Несколько миллионов лет назад, на заре человечества, первобытные люди изучали окружающую природу, чтобы научиться противостоять природным стихиям, пользоваться природными благами, просто выживать. Накопленные знания передавались из поколения в поколение устно, позже письменно, наконец с помощью предметных моделей. Так родилась, к примеру, модель земного шара — глобус, — позволяющая получить наглядное представление о форме нашей планеты, ее вращении вокруг собственной оси и расположении материков. Такие модели позволяют понять, как устроен конкретный объект, узнать его основные свойства, установить законы его развития и взаимодействия с окружающим миром моделей. -
Создание объектов с заданными свойствами (задача типа «Как сделать, чтобы...»).
Накопив достаточно знаний, человек задал себе вопрос: «Нельзя ли создать объект с заданными свойствами и возможностями, чтобы противодействовать стихиям или ставить себе на службу природные явления?» Человек стал строить модели еще не существующих объектов. Так родились идеи создания ветряных мельниц, различных механизмов, даже обыкновенного зонтика. Многие из этих моделей стали в настоящее время реальностью. Это объекты, созданные руками человека. -
Определение последствий воздействия на объект и принятие правильного решения(задача типа «Что будет, если...»: что будет, если увеличить плату за проезд в транспорте, или что произойдет, если закопать ядерные отходы в такой-то местности?)
Например, для спасения Петербурга от постоянных наводнений, приносящих огромный ущерб, решено было возвести дамбу. При ее проектировании было построено множество моделей, в том числе и натурных, именно для того, чтобы предсказать последствия вмешательства в природу. -
Эффективность управления объектом (или процессом).
Поскольку критерии управления бывают весьма противоречивыми, то эффективным оно окажется только при условии, если будут «и волки сыты, и овцы целы». Например, нужно наладить питание в школьной столовой. С одной стороны, оно должно отвечать возрастным требованиям (калорийное, содержащее витамины и минеральные соли), с другой — нравиться большинству ребят и к тому же быть «по карману» родителям, а с третьей — технология приготовления должна соответствовать возможностям школьных столовых. Как совместить несовместимое? Построение модели поможет найти приемлемое решение.