Файл: Отчет по производственной практике (по профилю специальности) пм. 01 Ведение учета операций на расчетных счетах банка.rtf
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 408
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.2 Права кассира-операциониста банка
2.3 Перевод электронных денежных средств
3.3 Ведение юридического дела клиента
3.4 Ведение картотеки расчётных документов
4.1 Операции по корреспондентским счетам
5.2 Документооборот расчётов по экспортно-импортным операциям
5. Организация международных расчетов
5.1 Открытие и закрытие лицевых счетов в иностранной валюте
Открытие валютного счета производится при заключении договора между банком и владельцем счета (далее - договор) Инструкция Банка России от 30.05.2014 № 153-И (ред. от 14.11.2016) "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов" (Зарегистрировано в Минюсте России 19.06.2014 № 32813)
Для открытия валютного счета физическому лицу необходимо представить следующие документы:
Резидентам и нерезидентам:
-
Паспорт или удостоверение личности; -
Документ, выданный органом налоговой службы, подтверждающий присвоение идентификационного номера налогоплательщика (Далее – ИНН); -
Заявление клиента на открытие счета, в котором указывается: вид валюты счета, адрес и телефон клиента, его паспортные данные, присвоенный ему ИНН; -
Карточка образца подписи клиента (в 2-х экземплярах) без заверения нотариусом.
Для открытия валютных счетов юридических лиц (филиалов и представительств) представляются следующие документы:
Для резидентов и нерезидентов:
-
Нотариально заверенный либо заверенный вышестоящим органом документ с образцами подписей и оттиска печати в двух экземплярах. -
Документ налоговой службы, подтверждающий факт постановки клиента на налоговый учет по месту получения дохода, для филиалов и представительств юридических лиц нерезидентов - по месту их регистрации. -
Документ установленной формы, выданный районным отделом труда и социальной защиты населения, подтверждающий факт регистрации хозяйствующего субъекта в качестве плательщика взносов в Пенсионный фонд РФ. -
Копия документа установленной формы, выданного уполномоченным органом, подтверждающего факт прохождения государственной регистрации (перерегистрации; патент; лицензия)
Для резидентов дополнительно представляют:
-
копия учредительного документа, заверенного в порядке, установленном законодательством; -
копия документа установленной формы, выданного уполномоченным органом, подтверждающего факт прохождения государственной регистрации (перерегистрации; патент; лицензия);
Закрытие банковского счета в иностранной валюте производится при прекращении действия договора.
Закрытие счета в иностранной валюте при ликвидации или реорганизации юридического лица производится после внесения соответствующей записи в государственный регистр юридических лиц.
В деле владельца счета должно быть указано основание закрытия счета. Запрещается закрытие банковского счета при наличии неисполненных требований к данному счету, за исключением случаев закрытия счета в связи с ликвидацией или реорганизацией юридического лица - владельца счета или отсутствия денег у юридического лица более 1 года, у физического лица - более 3 лет.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
5.2 Документооборот расчётов по экспортно-импортным операциям
Международные расчеты по экспортно-импортным операциям с иностранными банками-корреспондентами осуществляются, как правило, в форме документарного аккредитива, инкассо и банковского перевода.
Упрощенно инкассо можно определить как поручение экспортера (кредитора) своему банку получить от импортера (плательщика, должника) непосредственно или через другой банк определенную сумму или подтверждение того, что эта сумма будет выплачена в установленные сроки.
Расчеты в форме инкассо с предварительным акцептом получили большое распространение в международной торговле. При этом инкассо используется как в расчетах на условиях платежа наличными, так и в расчетах в счет коммерческого кредита.
Расчеты в форме инкассо осуществляются следующим образом. После заключения контракта, в котором стороны обычно оговаривают, через какие банки будут производиться расчеты, экспортер совершает в соответствии с его условиями отгрузку товара. Получив от перевозчика транспортные документы, экспортер подготавливает комплект документов (в который входят также счета, другие документы, при необходимости- финансовые документы, например переводные векселя, выписываемые экспортером на импортера, если последнему предоставлен коммерческий кредит) и представляет его при инкассовом поручению своему банку. В соответствии с Правилами экспортер, выставляющий документы на инкассо, называется доверителем, банк, которому доверитель поручает операцию по инкассированию, - банком-ремитентом.
Банк-ремитент действует в соответствии с инструкциями доверителя, содержащимися в инкассовом поручении. Проверив по внешним признакам соответствие представленных документов перечисленным в инкассовом поручении, банк-ремитент отсылает их вместе с поручением банку-корреспонденту страны импортера. В инкассовом поручении банк экспортера обычно указывает инструкции в отношении перевода средств, полученных от импортера, а также, при необходимости, - в отношении векселей, акцептованных импортером (если таковые направляются при инкассовом поручении). Получив инкассовое поручение и документы, банк страны импортера, участвующий в операции по выполнению инкассового поручения (инкассирующий банк), представляет их импортеру (плательщику) для проверки с целью получения от него платежа (или акцепта тратт, в зависимости от инструкций, содержащихся в поручении). При этом инкассирующий банк может сделать представление плательщику непосредственно или через другой банк. Банк,
делающий представление документов плательщику, называется представляющим банком. Если в банке организован отдел, осуществляющий контроль за выдачей документов ответственному заказчику, то банк страны импортера, участвующий в операции по выполнению инкассового поручения, направляет извещение плательщику о том, что получено инкассовое поручение с документами и с просьбой оплатить указанные документы. Документы выдаются плательщику только против платежа. После получения платежа от импортера инкассирующий банк переводит выручку банку-ремитенту по Свифту или по телеграфу (телексу) - в зависимости от инструкций; получив перевод, банк-ремитент зачисляет выручку экспортеру.
В инкассовом поручении могут быть следующие виды инструкций в отношении документов:
-
выдать документы плательщику против платежа; -
выдать документы плательщику против акцепта; -
выдать документы без оплаты.
Расчеты по инкассо, предусматривающему выдачу документов против платежа, рассмотрены выше. Второй вид инструкций применяется при расчетах по коммерческому кредиту. В этом случае импортер получает документы после акцепта переводного векселя (тратты), направленного при инкассовом поручении. Посредством акцепта импортер принимает на себя обязательство совершить платеж в обусловленный срок. В тех случаях, когда предоставленный импортеру краткосрочный коммерческий кредит (обычно на срок до трех месяцев) не обеспечивается векселем, банки на основании инструкций доверителя могут выдавать документы плательщику без оплаты. При этом экспортер, как правило, добивается от импортера выставления банковской гарантии в обеспечение платежей по контракту. Документы могут быть выданы без оплаты, также под письменное обязательство плательщика совершить платеж в определенный срок.
Банки, участвующие в расчетах по инкассо, выступают в роли посредников и не несут никакой ответственности за неоплату или неакцепт документов (тратт). Их обязанности ограничиваются тем, что они должны представить импортеру документы или тратты к оплате (к акцепту) или же направить документы (тратты) другому банку для представления к оплате (акцепту). В случае неплатежа или неакцепта банк импортера должен известить об этом доверителя или его банк.
Расчеты за экспортированные товары в форме инкассо производятся на основании документов, оговоренных сторонами в контракте. К ним относятся:
-
счет-фактура, или коммерческий счет. Выписывается поставщиком или экспортером и содержит наименование товара или оказанных услуг, цену, количество поставленного товара (услуг), наименование валюты платежа, сумму экспортной выручки, ссылку на номер и дату контракта, и дополнение к нему, ссылку на номер инкассового поручения, дату, способ и место отгрузки товара и другие данные в отношении товара (услуг); -
отгрузочные документы, удостоверяющие отправку товаров (коносаменты, ж/д. накладные, авто- или авианакладные, почтовые квитанции, акты сдачи-приемки и другие документы, предусмотренные контрактом); -
страховые полисы, подтверждающие заключение договора страхования (в случае, если страхование товара в соответствии с условиями отгрузки осуществляет экспортер); -
различного рода сертификаты, спецификации, свидетельства, подтверждающие количество, качество товара и другие свидетельства комплектности, предусмотренной контрактом; -
другие документы, предусмотренные контрактом.
После проверки и оформления инкассового поручения его первый экземпляр, счета-фактуры, отгрузочные документы сдаются в экспедицию банка, которая отсылает их иным банкам в установленном порядке.
Отосланные документы до получения платежа/акцепта приходуются на внебалансовых счетах:
99360 - "Товарные документы и тратты по инкассовым операциям в счет коммерческого кредита, отосланные за границу для получения платежа наличными и акцепта тратт".
99361 - "Акцептные тратты, векселя в счет коммерческого кредита, отосланные иным банкам для оплаты и находящиеся на хранении у иностранного банка".
99362 - "Товарные документы, чеки, тратты и векселя по инкассовым операциям без рассрочки платежа, отосланные за границу для оплаты".
99376 - "Товарные, расчетные и другие документы в счет коммерческого кредита, не оформленного векселями и траттами, отосланные иностранным банкам для получения платежа".
Инкассовое поручение может быть снято с учета только при получении платежа и/или акцепта, предусмотренных условиями инкассо, либо при возврате документов инкассирующим банком с указанием причины, либо при получении соответствующих инструкций от экспортера (при извещении банка-импортера). При получении платежного поручения или кредит-авизо в оплату инкассо ответственный исполнитель проверяет соответствие платежного поручения инструкциям инкассо,
производит запись по балансу, дебетуя счет иного банка и кредитуя счет экспортера, указанный в 4-м экземпляре инкассового поручения (в соответствии с действующим в банке техническим порядком зачисления экспортной выручки).
Если оплата инкассо произведена полностью и не нарушены прочие условия, инкассо после оплаты снимается с учета по внебалансовому счету, о чем в журнале регистрации ответственный исполнитель делает соответствующую запись.
Операции по инкассо за импортированные товары и полученные услуги начинаются с того, что инкассовые документы поступают в представляющий и инкассирующий банк.
Получив от банка-ремитента инкассовые поручения и документы, экспедиция инкассирующего банка в момент поступления проставляет на инкассовом поручении штамп с указанием даты поступления документов. От этой даты исчисляется срок оплаты инкассовых документов. Затем инкассовые документы передаются на исполнение ответственному исполнителю.
Ответственный исполнитель, приняв документы, производит их регистрацию либо в специальном журнале, либо в автоматическом режиме в разрезе стран и банков. Если учет документов в банке автоматизирован, то ответственный исполнитель вносит следующие реквизиты: страна, банк, номер и дата инкассо, валюта, сумма, срок оплаты. Если учет в банке не автоматизирован, то регистрация инкассовых поручений производится в специальных регистрационных журналах, в которых исполнитель ведет учет этих поручений по странам, внутри стран - по банкам.
Если документы акцептированы, и клиент не имеет причин для отказа от оплаты, то в банк за три рабочих дня до наступления срока платежа представляется заявление на перевод на стандартном бланке (в четырех экземплярах, заполненных под копирку) с указанием необходимых реквизитов. Кроме основных реквизитов в случае представления заявления на перевод в оплату инкассо делается ссылка на номер и дату инкассо, а также указывается на чей счет относится комиссия инкассирующего банка.
Проверив правомочность заявления на перевод и правильность его заполнения, исполнитель подбирает инкассо из картотеки и начинает его разметку.
На основании первого экземпляра заявления на перевод печатается мемориальный ордер в пяти экземплярах для отражения произведенного платежа по балансу банка. В мемориальном ордере указывается вид операции, затем в дебете - счет клиента, в кредите - счет банка-корреспондента, затем указывается шифр валюты платежа, сумма валюты и шифр операции (какой отдел сделал операцию и по какой стране). В мемориальном ордере указываются сумма взятой комиссии и сумма телеграфных расходов. Проверенный и подписанный мемориальный ордер отправляется в вычислительный центр. Отражение по балансу может также производиться в автоматическом режиме.