Файл: Особые пошлины и их роль в обеспечении защиты внутреннего рынка стран еаэс содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 213

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 Специальное расследование как обязательное условие установления особых пошлин в ЕАЭС


Обязательным условием введения специальной защитной, антидемпинговой и компенсационной пошлины является проведение специального расследования.

  • В соответствии с законодательством Таможенного союза ЕАЭС такое расследование проводится для того чтобы:

  • установить наличие возросшего импорта на таможенную территорию Союза и как следствие серьезного ущерба отрасли экономики государств-членов;

  • установить угрозу причинения такого ущерба;

  • установить наличие демпингового или субсидируемого импорта на таможенную территорию Союза и как следствие материального ущерба отрасли экономики государств-членов;

  • установить угрозу причинения такого ущерба или существенного замедления создания отрасли экономики государств-членов.9

Уполномоченным органом (далее – УО) на проведение расследований является Департамент защиты внутреннего рынка Евразийской экономической комиссии.

Согласно Протоколу, расследование проводится уполномоченным органом на основании заявления в письменной форме либо по собственной инициативе.

Стадии проведения расследования представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Стадии проведения расследования в ЕАЭС10

Этапы расследования

Сроки

  1. До принятия решения о начале расследования УО должен:

В течение 30 календарных дней с даты регистрации заявления

  • Уведомить страну-экспортёра в письменной форме о том, что поступило заявление о применении антидемпинговой или компенсационной меры;

  • Изучить достаточность и достоверность доказательств и сведений, которые содержит заявление;

  • Принять решение о начале расследования или об отказе в его проведении.

(Срок может продлеваться для получения дополнительных сведений, но не может превышать 60 календарных дней).

  1. При принятии решения о начале расследования УО должен:

  • Уведомить уполномоченный орган страны –экспортёра в письменной форме;

  • Направить данному органу копии заявления, а также УО может предоставлять данные копии по запросу других заинтересованных лиц.

  • в срок не более 10 рабочих дней с даты принятия указанного решения;

  • в возможно короткий срок с даты принятия решения о начале антидемпингового или компенсационного расследования.

2а. Если принято решение об отказе в проведении расследования УО должен уведомить заявителя о причине отказа в проведении расследования в письменной форме.

  • в срок не более 10 календарных дней с даты принятия такого решения.

  1. В ходе проведения расследования УО должен:

  • Предоставлять по запросу участников расследования копии заявления;

  • Предоставлять для ознакомления по запросу участников расследования сведения, предоставленные в письменной форме любыми заинтересованными лицами в качестве доказательств, относящихся к расследованию;

  • Проводить консультации по предмету проводимого расследования;




Срок проведения расследования не должен превышать:

1) 9 месяцев с даты начала расследования на основании заявления о применении специальной защитной меры. Этот срок может быть продлен органом, проводящим расследования, но не более чем на 3 месяца;

2) 12 месяцев с даты начала расследования на основании заявления о применении антидемпинговой или компенсационной меры.

  • Обеспечивать встречи по запросу заинтересованных лиц для того, чтобы они представили противоположные точки зрения и предложили опровержения (для защиты интересов заинтересованных лиц).

Этот срок может быть продлен органом, проводящим расследования, но не более чем на 6 месяцев.

  1. УО приминает окончательное решение:

  • об отсутствии оснований для применения, пересмотра или отмены специальной защитной, антидемпинговой или компенсационной меры

  • о введении специальной пошлины, антидемпинговой пошлины или компенсационной пошлины

После проведения расследования



Таким образом, до принятия решения о начале расследования в течении 30 дней Департамент защиты внутреннего рынка ЕЭК проводит подготовительные работы, затем при принятии решения уведомляет уполномоченный орган экспортирующей страны в течении 10 рабочих дней. Срок проведения расследования не должен превышать 12 месяцев с даты начала расследования для специальной защитной меры и 18 месяцев с даты начала расследования для антидемпинговой или компенсационной меры. После проведения расследования Департамент защиты внутреннего рынка ЕЭК принимает окончательное решение либо о введении пошлины, либо об отсутствии оснований для её применения.

1.3 Порядок исчисления и уплаты особых пошлин в ЕАЭС


Применение антидемпинговых пошлин в государственном регулировании внешнеторговой деятельности нацелено на борьбу с демпинговым импортом. Товар является предметом демпингового импорта, если экспортная цена этого товара ниже его нормальной стоимости (то есть цена, по которой товар поставляется в Союз, ниже цены, по которой он продается на внутреннем рынке страны-экспортера). В пункте 2 статьи VI ГАТТ определено, что в целях устранения демпинга или воспрепятствования ему Договаривающаяся Сторона может налагать на любой поступающий в порядке демпинга товар антидемпинговую пошлину в размере, не превышающем демпинговую маржу по данному товару. 11

Под демпинговой маржей понимается разница между нормальной стоимостью товара и его экспортной ценой, выраженная в абсолютных показателях. Демпинговая маржа определяется на основе сопоставления:

1) средневзвешенной нормальной стоимости товара со средневзвешенной экспортной ценой товара;

2) нормальной стоимости товара по индивидуальным сделкам с экспортными ценами товара по индивидуальным сделкам;

3) средневзвешенной нормальной стоимости товара с экспортными ценами товара по индивидуальным сделкам при условии существенных различий в цене товара в зависимости от покупателей, регионов или периода поставки товара.12

Ущерб отрасли экономики государств-членов вследствие демпингового импорта устанавливается на основе результатов анализа его объема и его влияния на цены и производителей аналогичного товара на рынке государств-членов. При анализе воздействия демпингового импорта на цены аналогичного товара на рынке государств-членов орган, проводящий расследования, устанавливает:

1) были ли цены товара, являющегося предметом демпингового импорта, значительно ниже цен аналогичного товара на рынке государств-членов;

2) привел ли демпинговый импорт к значительному снижению цен аналогичного товара на рынке государств-членов;

3) препятствовал ли значительно демпинговый импорт росту цен аналогичного товара на рынке государств-членов, который имел бы место в случае отсутствия такого импорта.

Вывод о наличии причинно-следственной связи между демпинговым импортом и ущербом отрасли экономики государств-членов должен основываться на анализе всех доказательств и сведений, относящихся к делу и имеющихся в распоряжении органа, проводящего расследования.


Таким образом, антидемпинговая пошлина применяется в отношении товара, который поставляется всеми экспортерами и является предметом демпингового импорта, причиняющего ущерб отрасли экономики государств-членов.

Комиссия устанавливает либо индивидуальный размер ставки антидемпинговой пошлины в отношении товара, поставляемого каждым экспортером или производителем товара (рассчитывается индивидуальная демпинговая маржа), либо единую ставку антидемпинговой пошлины на товар, поставляемый всеми другими экспортерами или производителями товара на основе наивысшей демпинговой маржи, рассчитанной в ходе расследования.

Так, например, Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии ЕЭК от 10 ноября 2015 г. № 148 было установлено применение антидемпинговой меры в период с 12 декабря 2015 г. по 11 декабря 2020 г. посредством введения антидемпинговой пошлины в отношении ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза гусеничных бульдозеров с неповоротным и поворотным отвалом мощностью до 250 л. с., происходящих из Китайской Народной Республики и классифицируемых кодом 8429 11 009 0 ТН ВЭД ЕАЭС. Размеры ставок антидемпинговой пошлины представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Размеры ставок антидемпинговой пошлины

Наименование товара

Производитель

Размер ставки антидемпинговой пошлины (процентов от таможенной стоимости)

Гусеничные бульдозеры с неповоротным и поворотным отвалом мощностью до 250 л. с.

Xuanhua Construction
Machinery Co., Ltd

9,65

Shantui Construction
Machinery Co., Ltd

11,31

Shanxi Zoomlion Heavy Industry Science & Technology
Machinery Co., Ltd

13,80

Caterpillar (Qingzhou) Ltd.

18,50

Tianjin Liugong
Machinery Co., Ltd.

44,65

прочие

44,65

Источник: Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.11.2015 (ред. от 20.11.2018) № 148 «О применении антидемпинговой меры в отношении гусеничных бульдозеров с неповоротным и поворотным отвалом мощностью до 250 л.с., происходящих из Китайской Народной Республики и ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза» // Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 12.11.2015.


Может быть проведено повторное расследование в связи с истечением срока действия антидемпинговой меры (заявление должно быть подано не позднее чем за 6 месяцев до истечения срока действия, повторное расследование должно быть

Компенсационные пошлины - это тарифы, применяемые с целью нейтрализовать (компенсировать) воздействие специфических субсидий, предоставляемых правительством страны-экспортера.

Соглашение ВТО по субсидиям и компенсационным мерам делит их на 3 категории:

1) запрещенные (направленны на импортозамещение, связанны с результатами экспорта);

2) специфические (предоставляются одному или группе предприятий, отрасли или группе отраслей, определенному региону).

Данные виды объединяют, поскольку, создавая преференциальный режим для предприятий/отраслей/регионов, именно эти субсидии являются предметом компенсационных расследований;

3) общие субсидии (доступны всем предприятиям/отраслям/регионам на равных условиях).

Они не являются предметом компенсационных расследований, так как не предоставляют привилегий отдельным субъектам рынка.13

Таким образом, если при производстве, экспорте или транспортировке товара использовалась специфическая субсидия страны-экспортёра, он является предметом субсидируемого импорта.

Признаками специфической субсидии является сопровождение предоставления субсидии:

1) ограничением числа отдельных организаций, которые допущены к пользованию субсидией;

2) преимущественным пользованием субсидией отдельными организациями;

3) предоставлением непропорционально больших сумм субсидии отдельным организациям;

4) выбором субсидирующим органом льготного (преференциального) способа предоставления субсидии отдельным организациям.14

Ущерб отрасли экономики государств-членов вследствие субсидируемого импорта устанавливается на основе результатов анализа его объема и влияния на цены и на производителей аналогичного товара на рынке государств-членов. Компенсационная пошлина применяется в отношении товара, который поставляется всеми экспортерами и является предметом субсидируемого импорта, причиняющего ущерб отрасли экономики государств-членов. В отношении товаров, поставляемых отдельными экспортерами, может быть установлен индивидуальный размер ставки компенсационной пошлины. Ставка компенсационной пошлины не должна превышать размер специфической субсидии экспортирующей третьей страны, рассчитанный на единицу субсидируемого и экспортируемого товара.