Файл: Международного частного права. 2.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 427

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

1.Предмет и система международного частного права.

2.Коллизионные и материально-правовые методы регулирования в международном частном праве.

3. Виды источников международного частного права

4. Внутреннее законодательство государств.

5.Международные договоры

6. Судебные прецеденты

7. Правовые обычаи и обыкновения как регуляторы отношений в области МЧП

8. Иные источники международного частного права.

9. Оговорка о публичном порядке.

10. Понятие и виды коллизионных норм.

11. Основные типы коллизионных привязок.

12. Применение коллизионных норм.

13. Взаимность и реторсия в международном частном праве.

14. Физические лица в качестве субъектов МЧП.

15. Правовое положение иностранцев в РФ.

16. Основные правовые режимы, предоставляемые иностранцам

17. Личный закон физического лица

18. Юридические лица как субъекты МЧП.

19. Правовые формы совместной хозяйственной и предпринимательской деятельности иностранных юридических лиц в РФ

20. Личный закон юридического лица.

21. Международные организации в МЧП.

22. Правовое положение государства как участника гражданско-правовых отношений в международном частном праве.

23. Коллизионные вопросы вещных прав.

24. Коллизионные вопросы в области семейного права.

25. Правовые аспекты брака. Особенности заключения и расторжения брака.

26. Правоотношения между супругами.

27. Правоотношения между родителями и детьми.

28. Усыновление, опека и попечительство.

29. Общие вопросы наследования.

30. Особенности коллизионно-правового и материально-правового регулирования наследственных отношений в МЧП.

31. Наследственные права иностранцев в России.

32. Особенности наследования российских граждан за рубежом.

33. Режим выморочного имущества в международном частном праве​.

34. Коллизионные вопросы трудовых отношений.​

35. Правовое регулирование трудовых отношений российских граждан за границей.

36. Трудовые отношения с иностранным элементом по законодательству РФ.

37. Правовое положение иностранных инвестиций в свободных экономических зонах.

38. Охрана произведений российских авторов за рубежом.

39. Авторские и смежные права иностранцев в РФ.

40. Правовая охрана российских объектов промышленной собственности за рубежом.

41. Товарные знаки в МЧП.

42. Банковские гарантии в международных расчетах.

43. Вексель в международных расчетах.

44. Чек в международных расчетах.

45. Валютные ценности и валютные операции.

46. Валютный контроль в РФ.

47. Оказание правовой помощи.

48. Международная подсудность.

49. Международный коммерческий арбитраж в России.

50. Международный коммерческий арбитраж за рубежом.

отражения в межгосударственных соглашениях, так как необходимость его соблюдения непосредственно вытекает из основополагающих принципов международного права.
В двусторонних международных договорах довольно часто делаются оговорки о том, что режим наибольшего благоприятствования не распространя­ется на определенные привилегии и преимущества, например, те, которые договаривающиеся стороны предоставили или могут предоставить в будущем определенным субъектам из соседних стран с целью облегчения пригранич­ной торговли, приграничного общения населения и т. д. На соответствующие категории физических и юридических лиц таких стран будет распространять­ся в данном случае уже не режим наибольшего благоприятствования, а спе­циальный режим. Он предполагает наличие некоторых преференциальных прав одних иностранных граждан по сравнению с другими иностранными гражданами, но не по отношению к собственным гражданам.
В силу национального режима иностранцам и юридическим лицам на территории определенного государства предоставляется такой же объем прав, которым пользуются отечественные граждане и юридические лица. Этот режим, как правило, применяется в отношении хозяйственной дея­тельности иностранных лиц, товаров иностранного производства, в облас­ти международного гражданского процесса, защиты авторских прав, прав на изобретения, товарные знаки и т. д.1
Принцип национального режима имеет решающее значение при опреде­лении правового статуса иностранцев в национальном законодательстве многих стран мира, включая Российскую Федерацию. В нашей стране глав­ную роль в этом смысле играют положения п. 3 ст. 62 Конституции РФ, которая определяет, что «иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных феде­ральным законом или международным договором Российской Федерации». Аналогичная норма содержится в ст. 4 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25 июля 2002 г., а также в неко­торых отраслевых нормативных актах.

Принципиальные положения, касающиеся определения правового стату1 са иностранных граждан на территории Российской Федерации, носят во многом универсальный характер и широко используются в законодательстве других государств или в заключаемых ими международных договорах. Так, ст. 1 Кодекса Бустаманте устанавливает, что «иностранцы, принадлежащие к гражданству одного из Договаривающихся государств, на территории ос­тальных пользуются теми же гражданскими правами, которые предоставле­ны местным гражданам. Каждое Договаривающееся государство может по мотивам публичного порядка отказать гражданам других Договаривающих­ся государств в отношении некоторых гражданских прав или подчинить их осуществление особым условиям. В таком случае эти государства также могут отказать в осуществлении тех же прав гражданам первого государства или подчинить такое осуществление особым условиям».


17. Личный закон физического лица


По общему правилу, личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет.

Российское законодательство определяет ряд специальных правил определения личного закона физического лица (ст. 1195 ГК РФ):

Если лицо наряду с гражданством другого государства имеет российское гражданство, его личным законом является российское право

Если иностранный гражданин имеет место жительства в РФ, его личным законом является российское право

При наличии у лица нескольких иностранных гражданств личным законом считается право страны, в котором это лицо имеет место жительства
Личным законом лица без гражданства (апатрида) считается право страны в которой это лицо имеет место жительства

Личным законом беженца считается право страны, предоставившей ему убежище
Личный закон физического лица определяет: способность лица иметь права и нести обязанности, дееспособность лица и ее объем. Например, определяет возраст с которого лицо считается совершеннолетним, брачный возраст, обязательные критерии личного состояния для совершения сделок и т. п.

18. Юридические лица как субъекты МЧП.


Если говорить об участии юридического лица в международных правоотношениях, то следует познакомиться с таким понятием как «национальность» юридического лица.

«Национальность» юридического лица – это принадлежность юридического лица к конкретной стране, право данной страны с наибольшей степенью компетенции дать ответ на весь перечень вопросов, которые непосредственно связаны с правоспособностью юридического лица. Данное право на сегодняшний день носит название «личного закона» или «личного статута» юридического лица.

В рамках «национальности» юридического лица в международном праве на сегодняшний день рассматривают несколько доктрин:

доктрина оседлости, которая базируется на параметре местонахождения юридического лица. Данный участник международных частных правоотношений принадлежит тому государству, на территории которого находится правление или иной центр административного характера такого юридического лица. Следует отметить, что данная доктрина применяется государствах Западной Европы;


доктрина инкорпорации, в соответствии с которой данный участник международных частных правоотношений при принадлежит тому государству, где оно создано. Данная доктрина получила распространение В РФ, Великобритании, США;

доктрина центра эксплуатации, которая базируется на параметре места деятельности (так называемого центра эксплуатации). Сущность этой доктрины заключается в том, что юридическое лицо принадлежит тому государству, где оно реализует свою основную деятельность. Данная доктрина получила распространение в Индии;

доктрина контроля. На сегодняшний день возможно возникновении ситуаций, например, в рамках вооруженных конфликтов, которые способствуют возникновению категории «враждебных иностранцев», с которыми запрещается осуществление совместной деятельности. Критерии, которые обоснованы доктриной, с целью определения принадлежности юридического лица к определенному государству трансформировались на сегодняшний день в коллизионные привязки, все они решают исключительно один коллизионный вопрос: право какого государства подлежит применению для определения правового положения юридического лица.

Если юридическое лицо, которое организовано и российскими лицами со стопроцентным российским капиталом, зарегистрировано в какой-либо оффшорной зоне, например, на Багамских островах, то вполне оправданно возникновение вопроса, по какому праву будет определяться правоспособность такого юридического лица, в данном случае – право страны, где учреждено юридическое лицо, будет во всех случаях его личным законом независимо от его принадлежности.

Правила, которые затрагивают положения иностранных юридических лиц, на сегодняшний день отражены в различных международных соглашениях, например, соглашениях о поощрении и защите капитала, правовой помощи и т.д.

19. Правовые формы совместной хозяйственной и предпринимательской деятельности иностранных юридических лиц в РФ


Правовое положение иностранных юридических лиц в РФ определяется как правилами российского законодательства, так и положениями международ­ных договоров РФ с другими государствами. Согласно многосторонней Конвенции о правовой помощи стран Содружества Независимых Государств от 22 января 1993 г. правоспособность юридического лица определяется за­конодательством государства, по законам которого оно было учреждено.

В международных договорах предусматривается взаимное предоставле­ние определенного режима юридическим лицам договаривающихся госу­дарств. Для этих целей в договорах содержатся критерии определения национальности юридических лиц. Однако во взаимоотношениях РФ с другими странами определение национальности юридического лица не имеет значения, которое оно имеет во взаимоотношениях других госу­дарств, так как под юридическими лицами всегда подразумеваются юриди­ческие лица, учрежденные по нашим законам и имеющие место пребывания на территории РФ.
В отечественной договорной практике обычно применялось два критерия Для определения национальности юридических лиц: место учреждения юридического лица и место нахождения его администрации. Согласно об­щему принципу, предусмотренному п. 1 ст. 2 ГК РФ, правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. В соответствии с ч. III ГК РФ иностранным юридическим лицам предоставляется национальный режим.
Действующее законодательство исходит из того, что гражданская право­способность иностранных юридических лиц определяется по закону (праву) страны, где учреждено юридическое лицо (организация). Деятельность представительства прекращается: с истечением срока разрешения; прекра­щением деятельности фирмы; прекращением действия межправительствен­ного соглашения, на основании которого было открыто представительство; по решению самой фирмы, а также по_ решению соответствующего мини­стерства или ведомства, при котором было аккредитовано представитель­ство (в случае нарушения представительством условий его деятельности).
В вопросах, которые определяются личным статутом иностранного юри­дического лица, в частности относительно его учреждения и ликвидации, оно подчиняется законам своей страны.
Интернационализация международной хозяйственной деятельности приводит к использованию различных организационных форм совместной деятельности субъектов из разных государств. Выделяются две основные формы такой совместной деятельности.