Файл: Международного частного права. 2.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 409

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

1.Предмет и система международного частного права.

2.Коллизионные и материально-правовые методы регулирования в международном частном праве.

3. Виды источников международного частного права

4. Внутреннее законодательство государств.

5.Международные договоры

6. Судебные прецеденты

7. Правовые обычаи и обыкновения как регуляторы отношений в области МЧП

8. Иные источники международного частного права.

9. Оговорка о публичном порядке.

10. Понятие и виды коллизионных норм.

11. Основные типы коллизионных привязок.

12. Применение коллизионных норм.

13. Взаимность и реторсия в международном частном праве.

14. Физические лица в качестве субъектов МЧП.

15. Правовое положение иностранцев в РФ.

16. Основные правовые режимы, предоставляемые иностранцам

17. Личный закон физического лица

18. Юридические лица как субъекты МЧП.

19. Правовые формы совместной хозяйственной и предпринимательской деятельности иностранных юридических лиц в РФ

20. Личный закон юридического лица.

21. Международные организации в МЧП.

22. Правовое положение государства как участника гражданско-правовых отношений в международном частном праве.

23. Коллизионные вопросы вещных прав.

24. Коллизионные вопросы в области семейного права.

25. Правовые аспекты брака. Особенности заключения и расторжения брака.

26. Правоотношения между супругами.

27. Правоотношения между родителями и детьми.

28. Усыновление, опека и попечительство.

29. Общие вопросы наследования.

30. Особенности коллизионно-правового и материально-правового регулирования наследственных отношений в МЧП.

31. Наследственные права иностранцев в России.

32. Особенности наследования российских граждан за рубежом.

33. Режим выморочного имущества в международном частном праве​.

34. Коллизионные вопросы трудовых отношений.​

35. Правовое регулирование трудовых отношений российских граждан за границей.

36. Трудовые отношения с иностранным элементом по законодательству РФ.

37. Правовое положение иностранных инвестиций в свободных экономических зонах.

38. Охрана произведений российских авторов за рубежом.

39. Авторские и смежные права иностранцев в РФ.

40. Правовая охрана российских объектов промышленной собственности за рубежом.

41. Товарные знаки в МЧП.

42. Банковские гарантии в международных расчетах.

43. Вексель в международных расчетах.

44. Чек в международных расчетах.

45. Валютные ценности и валютные операции.

46. Валютный контроль в РФ.

47. Оказание правовой помощи.

48. Международная подсудность.

49. Международный коммерческий арбитраж в России.

50. Международный коммерческий арбитраж за рубежом.

35. Правовое регулирование трудовых отношений российских граждан за границей.


В случаях трудовой деятельности российских граждан за рубежом во всякого рода смешанных обществах, компаниях, совместных предприятиях трудовой договор заключается с иностранным нанимателем - юридическим лицом иностранного права, и такой договор подчиняется правилам трудового законодательства той страны, в которой находится соответствующее совместное предприятие или смешанное общество, а также международным договорам в этой области. Т.е. в данном случае граждане России, выезжающие на работу за рубеж по трудовому договору, заключенному с иностранными работодателями, выходят из-под юрисдикции российского права.

К российским гражданам, так же, как и к другим иностранцам, применяются существующие в том, или ином государстве общие ограничения в отношении занятия отдельными профессиями, особые условия приема на работу и т.д. Однако условия труда российских граждан не могут быть хуже условий труда иностранцев - граждан других государств.

36. Трудовые отношения с иностранным элементом по законодательству РФ.


Исходное начало регулирования труда иностранцев в Российской Федерации – это норма Конституции о равном праве на труд. В сфере трудовых отношений установлено применение принципа национального режима (но с широкими изъятиями). Анализ положений российского права позволяет утверждать, что приоритетными правами на труд на территории РФ обладают именно российские граждане. Аналогичное положение имеется практически во всех трудовых законах других государствах. ТК не содержит специальных правил труда для иностранцев, не регулирует особенности их правового положения в сфере трудового права. Эти проблемы регламентируются в специальных федеральных законах, которые определяют и категории иностранных физических лиц, и особые категории иностранных работников на территории РФ. Трудовые договоры с иностранцами могут иметь только срочный характер. Любые трудовые отношения с участием иностранцев на территории РФ регулируются в соответствии с российским правом (ст. 11 ТК).

Трудовые отношения с иностранным элементом предполагают возможность коллизионного регулирования. Исходное коллизионное начало – применение права страны места работы, т. е. российского права. Применение иностранного права в основном имеет место при регулировании трудовых отношений на предприятиях с иностранными инвестициями. В отечественном праве принято специальное положение о найме иностранцев на предприятия с иностранными инвестициями. Как и во всех других государствах, в России наблюдается тенденция ограничения применения иностранного права к трудовым отношениям.


В последние 15 лет значительно увеличилась трудовая миграция российских граждан за границу. Деятельность, связанную с трудоустройством российских граждан за границей, на территории РФ могут осуществлять только российские юридические лица, имеющие специальную лицензию. К трудовым отношениям россиян за границей возможно применение и российского, и иностранного права. Российское право регулирует труд российских граждан за границей, если трудовые отношения возникли на территории РФ, т. е. российский гражданин направлен на работу за границу в порядке служебного задания. Иностранное право определяет правовое положение российского работника по трудовому контракту, заключенному за границей. Условия труда российских граждан за границей, предусмотренные трудовым контрактом, не должны быть хуже условий, предусмотренных в трудовых контрактах с гражданами других иностранных государств (режим наибольшего благоприятствования). Во всех случаях положения трудового контракта не должны нарушать императивные нормы государства места заключения контракта и места работы.

В ТК в принципе отсутствует регулирование трудовых правоотношений с иностранным элементом. В российском законодательстве нет ни одной коллизионной нормы, которая непосредственно относилась бы к сфере действия МЧТП. К трудовым отношениям с иностранным элементом подлежит применению по аналогии гражданское законодательство (ст. 1210, 1211 ГК). Недостатки и проблемы такого подхода очевидны. В настоящее время очевидна и необходимость кодификации МЧТП в российском МЧП.

37. Правовое положение иностранных инвестиций в свободных экономических зонах.


Свободная экономическая зона (СЭЗ) – это особая территория государства, создаваемая с целью привлечения иностранного капитала на более льготных условиях.

Решение о создании СЭЗ принимают государственные органы. В первую очередь важно правильно выбрать место расположения зоны. При этом учитываются следующие факторы:

1) уровень экономического развития страны, текущие и перспективные задачи экономической политики;

2) специфика географического положения территории, где предполагается создать зону;

3) особенности отраслевой структуры местной экономики, возможности развития внешнеэкономических связей;



4) сравнительно небольшая территория с четко обозначенными границами.

Цели создания зон и способы предоставления льгот отличаются, что позволяет говорить о различных видах СЭЗ. Так, в СЭЗ могут предусматриваться льготы по общегосударственных (централизованным) налогам и по региональным.

Зоны могут иметь разную «специализацию». Например, свободные таможенные зоны, либо зоны свободной торговли – это особые беспошлинные торговые складские зоны, которые, оставаясь частью национальной территории, с точки зрения финансового режима рассматриваются как находящиеся за пределами государственной границы. Преференциальный режим в этих зонах основан на отмене либо смягчении таможенных пошлин.

Свободные экспортно-промышленные зоны – это территориальный «анклав», призванный задействовать конкурентные преимущества дешевизны местных трудовых ресурсов, привлекать иностранные инвестиции в отрасли, работающие на внешние рынки. Преференциальный режим включает налоговые льготы, таможенные льготы, льготы в кредитовании, льготные рентные платежи.

Свободные банковские зоны – зоны, которые представляют собой обособленные сектора финансовой системы, где кредитные средства заимствуются у нерезидентов и предоставляются другим нерезидентам при посредничестве банков и других финансовых институтов, действующих в особо льготных условиях. Преференциальный режим включает налоговые льготы, контроль Центрального банка на льготных условиях, наиболее свободный режим банковской деятельности.

Свободные технико-внедренческие зоны (технопарки, технополисы) – это зоны, в которых ведется разработка принципиально новых технологий, материалов и товаров, осуществляется экспериментальное мелкосерийное производство.

Довольно распространенным явлением стало создание оффшорных зон, или оффшорных финансовых центров (ОФЦ). ОФЦ — это часть территории государства (или в некоторых случаях вся территория го­сударства), в пределах которой регистриру­ются компании иностранных резидентов, ко­торым предоставляется право ведения на льготных (не только налоговых) условиях торговых, финансовых и иных коммерческих операций. Компании, зарегистрированные в ОФЦ, платят, как правило, минимальные на­логи либо полностью освобождаются от нало­гообложения и уплачивают лишь регистраци­онные и ежегодные пошлины. Компания, зарегистри­рованная в ОФЦ, как правило, должна вести деятельность за пределами ОФЦ и в иност­ранной (по отношению к государству регист­рации) валюте.


В докладе Рабочей группы (Report of the Working Group on Offshore Centers) оффшорные финансовые центры были подразделены на три группы:

в первую группы вошли ОФЦ, которые в целом сотрудничают с оффшорными госу­дарствами и имеют достаточно высокий уро­вень надзора за финансовыми операциями, а также придерживаются при их проведении международных стандартов: Гонконг, Люксембург, Сингапур, Швейца­рия, Дублин (Ирландия), острова Гернси, Джерси, Мэн;

вторую группу составили те ОФЦ, на­циональное законодательство которых пре­дусматривает механизмы надзора за прове­дением финансовых операций, и которые осуществляют международное сотрудничество, однако их уровень и качество нуждаются в су­щественном улучшении: Андорра, Бахрейн, Барбадос, Бермуд­ские острова, Гибралтар, Лабуан, Макао, Маль­та, Монако;

к третьей относятся ОФЦ, имеющие низкий уровень ка­чества надзора за проведением финансовых операций, не участвующие в международном сотрудничестве с другими государствами, а также не стремящиеся придерживаться в сво­ей деятельности международных стандартов: Антилья, Антигуа и Барбуда, Аруба, Белиз, Британские Виргинские острова, Каймановы острова, острова Кука, Коста-Рика, Кипр, Ливан, Лихтенштейн, Маршалловы ост­рова, Маврикий, Науру, Нидерландские Ан­тильские острова, Ниуэ, Панама, Сент-Киттс и Невис, Сент-Лючия, Сент-Винсент и Гренади­ны, Западное Самоа, Сейшельские острова, Багамские острова, Терке и Кайкос, Вануату.

Таким образом, в свободных экономических зонах инвесторам предоставляется преференциальный режим, который включает в себя налоговые, таможенные, кредитные льготы для малого бизнеса, упрощенный порядок регистрации, создание специальных административных структур, занимающихся проблемами притока инвестиций. На территории практически всех свободных экономических зон предусматривается:

  • упрощенный порядок создания предприятий (сокращенные сроки регистрации, например от 1 до 3 дней);

  • льготы по налогообложению (упрощенный порядок предоставления финансовой отчетности, льготные ставки налогов и сборов);

  • льготный таможенный режим (свободный ввоз и вывоз продукции и оборудования для ее получения, упрощенный таможенный контроль);

  • льготный валютный режим (упрощенный валютный контроль, возможность расчетов между резидентами зоны в иностранной валюте).


В РФ в 2005 году был принят ФЗ «Об особых экономических зонах». Особые экономические зоны (ОЭЗ) – это часть территории РФ, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. Типы ОЭЗ: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портовые. Изначально предполагалось, что зоны будут ограничены по размеру, например, промышленно-производственная – не более 20 кв. км, технико-внедренческая – не более 2 кв. км., и будут располагаться в рамках одного муниципального образования, не охватывая его полностью. Однако при внесении изменений в закон, в результате которых появились туристско-рекреационные, их площадь ограничена не была. Площадь портовой зоны – не более 50 кв. км., но она может располагаться на территории нескольких муниципальных образований.

Если промышленно-производственная и технико-внедренческая зона может быть создана где угодно, то туристско-рекреационная только на территории, где есть соответствующие возможности для туризма и оздоровления (например, минеральные источники), а портовые зоны – на территориях морских и речных портов, открытых для международного сообщения и захода иностранных судов, территориях аэропортов, открытых для приема и отправки судов, выполняющих международные воздушные перевозки. Портовые зоны образуются с целью создания только грузовых морских, речных или воздушных терминалов.

На территории особой экономической зоны не допускаются некоторые виды деятельности, например, разработка, добыча и переработка полезных ископаемых, их добыча, за исключением разработки месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов).

Решение о создании ОЭЗ принимает Правительство РФ, оформляет постановлением. Заявки на создание ОЭЗ подает субъект федерации совместно с муниципальным образованием с обоснованием целесообразности. Отбор заявок осуществляется на конкурсной основе.

ОЭЗ создается на 20 лет без продления срока, но возможно прекращение существования зоны до этого срока, например, если это вызвано необходимостью защиты жизни и здоровья людей