Файл: Отчет по производственной (ознакомительной) практике по направлению 27. 04. 02 Управление качеством, направленность (профиль).docx
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 187
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Т.Ф.ГОРБАЧЕВА»
Кафедра «Металлорежущие станки и инструменты»
(МСиИ)
ОТЧЕТ
по производственной (ознакомительной) практике
по направлению 27.04.02 «Управление качеством, направленность (профиль)»
профилю «Управление качеством в производственных системах»
Выполнила студентка группы УКб-221
Мершина А.Н.
Руководитель практики:
Короткова Л.П.
Дата сдачи отчета: «___»_____________2023 г.
Дата защиты отчета: «___»____________2023 г.
Оценка:_______________
Руководитель практики от ВУЗа____________________
Кемерово, 2022
СОДЕРЖАНИЕ
1.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА НА ПРЕДПРИЯТИИ АО «РАЗРЕЗ БЕРЕЗОВСКИЙ» 3
1.1. Система менеджмента качества, основные положения и требования 3
1.2. Требования ИСО 9001-2015 к документации системы менеджмента качества и её структуре 7
1.3. Общие требования и структура документированной процедуры 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20
-
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА НА ПРЕДПРИЯТИИ АО «РАЗРЕЗ БЕРЕЗОВСКИЙ»
1.1. Система менеджмента качества, основные положения и требования
Обобщая различные определения, разработанные ISO (International Organization for Standardization), можно сказать, что Система менеджмента качества (СМК) – это система, созданная на предприятии для постоянного формирования политики и целей в области качества, а также для достижения этих целей. Данная система, как правило, характеризуется своим назначением, структурой, составом элементов и связями между ними [1].
Цель СМК: обеспечение документированной системы, разрешающей контролировать исполнение работ, оказание услуги, изготовление продукции.
Выгоды:
- устанавливает обязанности, ответственность, взаимосвязь;
- обеспечивает, чтобы деятельность отвечала определенным требованиям;
- способствует созданию репутации на рыночной основе через удовлетворенность клиентов;
- обеспечивает, чтобы все несоответствия – промахи, жалобы, некачественная продукция были немедленно определены и обозначены, проконтролированы и допущены с хорошо управляемой обратной связью;
- обеспечивает информацию для организации;
- помогает работникам гордиться своим трудом;
- способствует усовершенствованию производственных отношений через взаимосвязь, а также вклад и кооперацию между отделами;
- предоставляет информацию для анализа о деятельности (услуге, продукте) через обратную связь;
- контролирует изменения деятельности (услуги, продукта);
- обозначает и контролирует необходимость в подготовке;
- снабжает записями для подтверждения уровня эффективности системы качества и достижений деятельности (услуги, продукции), а также для поддержки при предъявлении претензий по поводу качества продукции [2].
Система менеджмента качества по международному стандарту ИСО 9001-2015 – это «грамотная технология управления» бизнес-структурой. Она предполагает нормативное упорядочение производственных процессов в организации с целью их оптимизации. Когда качество продукции соответствует международным критериям, повышается ее конкурентоспособность, растет общая эффективность бизнеса. Введение СМК в любой организации – многоэтапный процесс. Он представляет собой, во-первых, разработку комплекса документации, регламентирующей все производственные процессы, а во-вторых, четкое обязательное соблюдение предписанных норм на практике.
В основе СМК находятся принципы менеджмента качества, положения процессного подхода, риск-ориентированного менеджмента и цикл Деминга, на основе которого должны быть построены как процессы, так и система в целом.
Основные принципы СМК:
- ориентация на потребителя;
- лидерство;
- взаимодействие работников;
- процессный подход;
- улучшение;
- принятие решений, основанных на фактах;
- менеджмент взаимоотношений.
СМК состоит из взаимодействующих и взаимосвязанных процессов, подвергаемых измерению, мониторингу, анализу и управлению с целью обеспечения постоянного повышения качества, как отдельных процессов, так и системы менеджмента качества в общем.
Управление СМК позволяет ликвидировать несоответствия продукции и предоставляемых услуг, обнаруженных в ходе выполнения процессов и корректирующих и предупреждающих действий, и предотвратить появление этих несоответствий в будущем. На рис. 1 представлена структура СМК в самом простом её понимании и выглядит она как взаимосвязь элементов системы, в которую входят: организация, ресурсы, документы, процессы.
Рисунок 1 – Упрощенная схема СМК
По трактовке ИСО, организация — это группа сотрудников и определенных ресурсов с распределением ответственности, полномочий и взаимоотношений. В итоге, под организацией понимается совокупность всех частей организационной структуры, связанных с качеством, правила их взаимодействия, а также сотрудники, отвечающие за качество. Документ – информация, размещенная на соответствующем носителе, может включать в себя текстовую информацию, а также схемы и графики. Ресурсы СМК – это ресурсы, которые обеспечивают менеджмент качества (людские, временные и т.п.). Процесс – система взаимосвязанных и взаимодействующих элементов деятельности, которые преобразуют «входы» в «выходы». При этом «входами» процесса обычно являются «выходы» из других процессов. Процессы на предприятии, как правило, планируются и осуществляются с целью добавления ценности той или иной деятельности. Термин процедуры имеет весомое значение в СМК. Процедура – это определенный метод осуществления деятельности или процесса. Можно сказать, что процедурой может называться процесс или совокупность процессов; а также – это документ, описывающий самый верный способ выполнения процесса [1].
Любая деятельность организации основана как совокупность взаимосвязанных процессов, преобразующих вход в выход. В основе модели и каждого процесса лежит цикл PDCA (цикл Деминга), он представлен на рис. 2.
Рисунок 2 – Цикл Деминга
Одного определенного перечня документов, обязательных к разработке и исполнению, международный стандарт ИСО 9001-2015 не содержит. Он выдвигает требование стандартизировать бизнес-процессы, документировать СМК и исполнять выработанные нормы на практике. Каждая конкретная организация обладает специфическими особенностями, определенными документами и большим количеством нюансов, поэтому систематизация процессов, внедрение компетентного менеджмента и последующая сертификация требует значительной исследовательской работы и больших усилий персонала проведения множества аудитов [4].
Общий объем оригинала ИСО 9001-2015 «Системы менеджмента качества. Требования» на английском языке составляет 29 страниц. Требования к СМК, внедряемые на организации прописаны в параграфах 4 - 10. Стандарт имеет определенную структуру: Введение. Область применения. Нормативные ссылки. Термины и определения. Окружение организации. Лидерство. Планирование. Обеспечение. Процессы. Проведение оценки. Улучшение. Эта структура является общей для всех нормативов на системы менеджмента ИСО. Но, в соответствии с прописанной в ИСО политикой организации, текст внутри разделов может отличаться, если нужно добавить в систему менеджмента специфику конкретного предмета, которому посвящен стандарт. Требования к системе менеджмента качества ИСО 9001 выстроены в иерархическом порядке: сначала самые общие, затем более частные, которые уточняют и дополняют впередиидущие. Стандарт начинается с самого важного требования, по отношению к которому, остальные являются уточняющими и вторичными.
1.2. Требования ИСО 9001-2015 к документации системы менеджмента качества и её структуре
Система менеджмента качества – это часть общей системы управления компанией, которая функционирует с целью обеспечения стабильного качества производимой продукции и оказываемых услуг, с помощью определенной документации [5].
Структура взаимосвязи документов системы менеджмента качества чаще всего является иерархической. Подобная структура способствует внедрению, поддержанию в рабочем состоянии и лучшему пониманию сотрудниками требований к документации системы менеджмента качества. На рис. 3 представлена типовая структура взаимодействия документов системы менеджмента качества. Разработка уровней структуры документов зависит от особенностей организации.
Рисунок 3 – Структура взаимодействия документов СМК
Примечание:
Уровень А описывает систему менеджмента качества в соответствии с заявленными политикой и целями в области качества.
Уровень B описывает взаимосвязанные процессы и деятельность, необходимую для совершенствования системы менеджмента качества.
Уровень С содержит подробные рабочие документы и инструкции.
Число уровней иерархической структуры устанавливают в соответствии с потребностями и размерами организации.
В общем случае документ системы менеджмента качества должен содержать в себе:
- цель;
- область применения;
- термины и определения;
- ответственность, полномочия;
- описание процессов (деятельностей);
- нормативы, инструкции и т.п.;
- документацию;
- актуализацию (замена, порядок внесения изменений и т.п.).
Степень документирования системы менеджмента качества организации может различаться в зависимости от множества факторов: размера и видов деятельности организации, сложности процессов и форм их взаимодействия и компетентности сотрудников [6].
Документация СМК должна обеспечивать:
- системность – документация должна быть структурированной с указанием определенных взаимосвязей между документами;
- функциональную полноту – документация должна отражать все аспекты деятельности в системе качества и содержать полную информацию обо всех процессах и процедурах;
- адекватность – соответствие реальным требованиям стандартов ИСО серии 9000;
- идентифицируемость – каждый лист документации должен быть однозначно определен к отдельному документу, а документ – к определенной части системы;
- адресность – каждый документ должен быть направлен конкретному исполнителю;
- простота – текст документа должен быть краток и точен, однозначен и понятен для исполнителя;
- актуализация – все изменения должны своевременно отражаться в каждом документе.
Под документированием системы качества понимается обоснование и разработка документов системы качества. Наличие системы качества и её соответствие определённым требованиям могут быть доказаны лишь в том случае, если она представлена в документированном виде.
Соответствующая документация системы качества необходима для решения следующих важнейших задач: достижения требуемого качества, оценки системы качества, улучшения качества, поддержания улучшений.
Создаваемая документация системы качества должна отвечать целому ряду строгих требований (рис. 4). К числу основных из них относятся следующие:
- обеспечение поддержки результативного и эффективного выполнения процессов;
- обеспечение полноты управления организацией и работоспособность СМК;
- соответствие законодательным и нормативным требованиям;
- соответствие ожиданиям и потребностям потребителей и заинтересованных сторон;