Файл: Исследование и совершенствование социальнопсихологического климата в трудовом коллективе организации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 236
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.1.Социально-психологический климат. Понятие, сущность
1.2.Методы исследования социально-психологического климата
1.3.Современные методы совершенствования социально-психологического климата в трудовом коллективе
Глава 2. Анализ социально-психологического климата в ООО «Гермес»
2.1.Организационно-экономическая характеристика организации
2.2.Система управления персоналом организации
2.3.Анализ социально-психологического климата в организации
Глава 3. Совершенствование социально-психологического климата в ООО «Гермес»
3.1.Основные направления совершенствования социально-психологического климата в организации
3.2.Мероприятия по совершенствованию социально-психологического климата
Заключение
По итогам проведенного исследования в дипломной работе были решены следующие задачи:
- было изучено понятие социально-психологического климата в трудовом коллективе. Благоприятный СПК характеризуют оптимизм, радость общения, доверие, чувство защищенности, безопасности и комфорта, взаимная поддержка, теплота и внимание в отношениях, межличностные симпатии, открытость коммуникации, уверенность, бодрость, возможность свободно мыслить, творить, интеллектуально и профессионально расти, вносить вклад в развитие организации, совершать ошибки без страха наказания и т.д. Характер коммуникаций в организации выступает в качестве фактора СПК. Руководитель может существенно повлиять на характер межличностных отношений в рабочем коллективе, на отношение к совместной деятельности, удовлетворенность условиями и результатами работы, т.е. социально-психологический климат, от которого во многом зависит эффективность деятельности организации в целом.
- также в работе были выявлены методы исследования социально-психологического климата. Как правило, целью изучения социально-психологического климата является выявление проблем в коллективе. Основными методами изучения социально-психологического климата являются анкетные опросы, наблюдение, беседы. Как правило, все эти методы являются взаимодополняющими. В настоящее время существует достаточно много готовых инструментов для определения социально-психологического климата в коллективе.
- по результатам анализа теоретических источников были рассмотрены современные методы совершенствования социально-психологического климата. Для оздоровления климата необходимо применить ряд организационных и социально-психологических приемов. Одним из современных направлений по улучшению социально-психологического климата в коллективе является новаторская ориентация целей коллектив, формирование приоритета ценностей творчества, гуманизация целей коллектива – усиление внимания к проблемам отдельной личности, удовлетворение ее потребностей, развитие творческих способностей, создание условий для более полной реализации творческого потенциала личности, рационализация содержания и условий основной предметной деятельности, сознательное отношение к поиску наиболее адекватных форм организации деятельности, к формированию коллектива как некой социальной целостности с учетом психологической
совместимости его членов и принципа дополнительности, совершенствование системы подведения итогов деятельности и оплаты труда, дополнительное стимулирование наиболее продуктивного труда, совершенствование методов управления коллективом, введение элементов самоуправления, изучение неформальных лидеров и структур в коллективе и учет их при организации жизнедеятельности коллектива, обеспечение продвижения коллектива в направлении достижения поставленных целей; совершенствование внешней для данного коллектива среды, явно и опосредованно индуцирующей свое влияние на отдельных членов и коллектив в целом.
- в рамках аналитической главы была дана характеристика системы управления персоналом организации ООО «Гермес». В настоящее время ООО «Гермес» является производителем кровельных работ в Калуге и области. Компания использует только самые лучшие новейшие материалы и является лидером в своей нише. Безусловное обеспечение качества и конкурентоспособности продукции гарантировано применением внутренней системой контроля, использованием строительных материалов передовых фирм. Компания имеет достаточно стабильные показатели доходности и устойчивости. Кадровые показатели компании также стабильны.
- изучение социально-психологического климата ООО «Гермес» показало, что в компании имеется средний уровень корпоративной культуры. У работников компании преобладает «заметное уныние» в отношении работы, а также в отношении коммуникации. Еще слабее показатели по мотивации персонала и морали. Корпоративная культура может быть по результатам исследования охарактеризована как «иерархическая». Изучение лояльности персонала ООО «Гермес» к организации показало низкий уровень лояльности. Это значит, что сотрудников не удерживают межличностные коммуникации и сложившийся климат внутри организации. При удобном случае они могут покинуть организацию и уйти на другое место работы.
- основными направлениями совершенствования социально-психологического климата в организации ООО «Гермес» являются – проведение с работниками компании тренингов и специальных занятий по росту коммуникационной компетентности, организация физической среды, привлечение работников при планировании работы, а также различных нововведений и режимов работы, возможная переквалификация и повышение квалификации работников.
- для реализации руководством ООО «Гермес» были предложены мероприятия по совершенствованию социально-психологического климата в трудовом коллективе. Предлагаемая система мероприятий учитывает, что они должны работать в комплексе для улучшения социально-психологического климата. Мероприятия в программе были про ранжированы по значимости их реализации. Также были даны рекомендации по информационному и кадровому обеспечению реализации программы по улучшению климата в коллективе. Для этого для предлагаемых мероприятий были определены необходимые входные и выходные документы, которые позволяют осуществлять контроль данных процессов, а также определены ответственные сотрудники за разработку и внедрение мероприятий. Для более точного исполнения программных мероприятий была составлена матрица распределения ответственности ключевых сотрудников, в состав которых включены директор, менеджер по кадрам, линейные руководители, планово-экономический отдел.
- обоснование эффективности данных мероприятий включает обоснование прогнозного экономического эффекта, который учитывает мнение экспертов по управлению персоналом о результатах внедрения различных кадровых мероприятий по улучшению климата в коллективе. Прогнозный экономический эффект учитывает современное состояние и экономическую эффективность работы ООО «Гермес». В результате внедрения программы кадровых мероприятий по улучшению социально-психологического климата в коллективе можно получить потенциальный экономический эффект до 13265,64 тыс. руб. за счет увеличения производительности труда и выручки компании от качественных выполненных в срок работ. Рентабельность производства при этом прогнозируется на уровне 8,65%, что на 1,3% выше, чем до внедрения мероприятий. Социальное обоснование предлагаемых мероприятий заключалось в проведении опроса работников о готовности к реализации программы. Так, 51% опрошенных готовы поддержать планы руководства по управлению персоналом в условиях кризиса, 23% не готовы психологически, 13% готовы поддержать разумные начинания руководства, 9% не готовы к переменам.
Предполагается, что социальный эффект проявится в виде большей удовлетворенности своим трудом работников компании.
Список используемых источников
-
Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993). -
Гражданский кодекс РФ (ред. от 28.12.2013). -
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 02.04.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.04.2014). -
Анализ использования человеческих ресурсов/ Каймакова М. В. Ульяновск : УлГТУ, 2013. – 241 с. -
Антонова Н.В. Психология управления: учебное пособие. М.: Издательский дом Государственного университета – Высшей школы экономики, 2010. – 271 с. -
Анцупов А.Я., Ковалёв В.В. Социально-психологическая оценка персонала: учебное пособие. М.: Юнити-Дана, 2012. – 395 с. -
Арутюнов, В.В. Управление персоналом: учеб. пособие /В.В. Арутюнов, И.В. Волынский. – Ростов-на-Дону, 2009. – 448с. -
Боронова, Г.Х. Психология труда. Конспект лекций/Г.Х. Боронова, Н.В. Прусова. – М.: Эксмо, 2012. – 160 с. -
Валиева О.В. Управление персоналом: Конспект лекций. М.: Приор-издат, 2010. – 175 с. -
Веснин, В. P. Управление персоналом. Теория и практика: учебник /В.Р. Веснин. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2011. – 688 с. -
Грядовой Д.И., Кикоть В.Я. Социальное управление. Теория, методология, практика: монография. М.: Юнити-Дана, 2012. – 312 с. -
Дейнека А.В. Управление персоналом: Учебник. М.: Дашков и К. – 2010. – 291 с. -
Дейнека А.В., Жуков Б.М. Современные тенденции в управлении персоналом. Учебное пособие. М.: «Академия Естествознания». – 2012. – 372 с. -
Дятлов, В.А. Управление персоналом: учеб. пособие / В.А. Дятлов.- М.: ПРИОР, 2009. – 365 с. -
Зайцева, Т. В. Управление персоналом: учеб. /Т. В. Зайцева, А. Т. Зуб. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008. – 336 с. -
Индивидуальные стратегии предложения труда: теория и практика / С.А. Баркалов, Д.А. Новиков, С.С. Попов. М.: ИПУ РАН, 2012. - 110 с. -
Кадыш Е.А. Государственные и муниципальные учреждения: учет в 1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8 на практических примерах. М.: Издательство: 1С. – 2011. – 210 с. -
Кибанов, А.Я. Основы управления персоналом: учеб. / А.Я. Кибанов.- М.: ИНФРА-М, 2011. – 304 с. -
Королев Л.М. Психология управления: Учебное пособие. Издательство: Дашков и К, 2011. – 188 с. -
Ларри Боссиди, Рэм Чаран. Исполнение. Системадостиженияцелей = Execution: TheDisciplineofGettingThingsDone. — М.: «АльпинаПаблишер», 2012. — 328 с. -
Лукаш Ю.А. Эффективная кадровая политика как составляющая обеспечения безопасности и развития бизнеса: учебное пособие. М.: ФЛИНТА, 2012. – 201 с. -
Лукичева Л.И. Управление персоналом : курс лекций, практические задания. Гриф УМО / Л. И. Лукичева ; Под ред. проф. Ю.П. Анискина. - М : ОМЕГА-Л. – 2007. – 264 с. -
Маслова В.М. Управление персоналом предприятия: учебное пособие. Издательство: Юнити-Дана, 2012. – 222 с. -
Михайлина Г.И., Матраева Л.В., Михайлин Д.Л., Беляк А.В. Управление персоналом: Учебное пособие. М.: Дашков и К, 2012. – 280 с. -
Организационное поведение: Учебно-методическое пособие по курсу для студентов старших курсов и магистрантов. / Подопригора М.Г. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011. – 261 с. -
Организация и нормирование труда: В.С. Рябушкина. Учебно-методическое пособие для вузов, Воронежского государственного университета, Воронеж 2011. – 214 с. -
Основы управления персоналом: учеб. / Под ред. Розарёновой Т.В.- М.: ГАСБУ, 2011. – 328 с. -
Пугачёв В.П. Планирование персонала организации: Учебное пособие. М.: Издательство МГУ, 2011. – 235 с. -
Соколова Н.Е., Кириллова Г.В. Управление персоналом: учебное пособие. М.: Издательство Московского государственного открытого университета, 2011. – 139 с. -
Соломанидина Т.О., Соломанидин В.Г. Мотивация трудовой деятельности персонала: учебное пособие. Издательство: Юнити-Дана, 2012. - 312 с. -
Управление персоналом : учеб. пособие / под ред. О. И. Марченко. - М. : ИНФРА-М, 2012. – 224 с. -
Управление персоналом : учебник / общ. ред. А. И. Турчинова. – М., 2012. – 488 с. -
Управление персоналом организации : учеб. пособие для вузов / под ред. Н. И. Шаталовой, Н. М. Бурносова. - М., 2013. – 381 с. -
Управление персоналом организации : учебник / под ред. А. Я. Кибанова. - М. : ИНФРА-М, 2012. – 638 с. -
Управление персоналом организации/ под ред. А.Я. Кибанова. - М.: Инфра-М, 2009. – 638 с. -
Управление персоналом: учебник / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ, 2010. – 560 с. -
Управление персоналом: учебник для вузов / под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. - М. : Банки и биржи, ЮНИТИ, 2009. – 423 с. -
Управление персоналом: Учебник для вузов / под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Ерёмина. Издательство: Юнити-Дана, 2012. – 563 с. -
Управление персоналом: Электронное учеб. пособие. 3-я редакция/ Карякин А.М. Иван. гос. энер. ун-т. – Иваново, 2012. – 196 с. -
Фомина В.П., Анзорова С.П. Управление персоналом: учебное пособие. М.: Издательство Московского государственного открытого университета. – 2011. – 82 с. -
Шапиро, С.А., Основы управления персоналом в современных организациях. Экспресс-курс/С.А., Шапиро, О.В. Шатаева. - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008. – 468 с. -
Кашапова А.Ф. Информационная система контроллинга персонала // Российское предпринимательство. — 2013. — № 3 (225). — c. 76-80. -
Невская Л.В., Эсаулова И.А. Поведенческий подход к стратегическому развитию персонала // Российское предпринимательство. — 2013. — № 2 (224). — c. 112-116. -
Язенков Е.И. Применение различных методик в определении оптимальной численности персонала предприятия // Российское предпринимательство. — 2012. — № 17 (215). — c. 79-84. -
Глаз Ю.А. Управление воспроизводством трудовых ресурсов организации // Российское предпринимательство. — 2012. — № 13 (211). — c. 74-80. -
Яковлева Е.В. Персонал как объект управления в условиях инновационной экономики // Креативная экономика. — 2010. — № 6 (42). — c. 7-13. -
Бурчакова М.А. Современные подходы к отбору персонала на российских предприятиях // Креативная экономика. — 2010. — № 1 (37). — c. 69-76. -
Ишунин П. Управление рисками персонала: проблемы и решения // Кадровик. – 2011. - №3. – С.129-135. -
Кибанов А. Методология оценки экономической и социальной эффективности совершенствования управления персоналом // Кадровик. – 2010. - №12. – С.32-43. -
Завьялова Е.К. Особенности управления человеческими ресурсами инновационно-активных компаний // Вестник СПбУ. Сер.8. Менеджмент. - 2012. – Вып.2. – С.78-106. -
Дырин С. Управление персоналом: от кадрового подхода – к многоаспектном // Кадровик. – 2010. - №9. – С.5-10. -
Грачев В. Функции службы управления персоналом организации и их систематизация // Кадровик. – 2010. - №5. – С.36-50. -
http://www.e-xecutive.ru/community/articles/1461712/ -
Боймуродова Г. Т. Система непрерывного повышения квалификации в условиях модернизированного образования [Текст] / Г. Т. Боймуродова // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 397-398. -
Элитариум — Центр дистанционного образования. Электронный доступ:www.elitarium.ru -
Журнал «Управление персоналом»: http://www.top-personal.ru/issue.html?1084 -
Основы управления персоналом: учеб. / Под ред. Розарёновой Т.В.- М.: ГАСБУ, 2011. – 328 с. -
Почему производительность труда в России ниже, чем зарубежом? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://my-olga.ru/content/pochemu-proizvoditelnost-truda-v-rossii-nizhechemzarubezhom. -
Притулин С.В. Основы управления производительностью труда в организациях // Молодой ученый. – 2011. – № 3. – Т. 1. -
Голованов А.И. Производительность труда как фундамент роста экономики России // Вестник Томского государственного университета. – 2011. – № 4 (16).
Приложение
Приложение 1
Тест «Уровень организационной культуры»
Ниже представлена серия утверждений, составляющих организационную культуру предприятия, сгруппированных в четыре секции: работа, коммуникации, управление, мотивация и мораль.
При оценке используется десятибалльная шкала. Если утверждение полностью совпадает с вашим мнением, то поставьте 10 баллов, если противоречит вашим установкам - 0 баллов и т. д.
1. На нашем предприятии вновь нанятым работникам предоставляется возможность овладеть специальностью.
2. У нас имеются четкие инструкции и правила поведения всех категорий работников.
3. Наша деятельность четко и детально организована.
4. Система заработной платы у нас не вызывает нареканий работников.
5. Все, кто желает, у нас могут приобрести новые специальности.
6. На нашем предприятии налажена система коммуникаций.
7. У нас принимаются своевременные и эффективные решения.
8. Рвение и инициатива у нас поощряются.
9. В наших подразделениях налажена разумная система выдвижения на новые должности.
10. У нас культивируются разнообразные формы и методы коммуникаций (деловые контакты, собрания, информационные распечатки и др.)
11. Наши работники участвуют в принятии решений.
12. Мы поддерживаем хорошие взаимоотношения друг с другом.
13. Рабочие места у нас обустроены.
14. У нас нет перебоев в получении внутрифирменной информации.
15. У нас организована профессиональная (продуманная) оценка деятельности работников.
16. Взаимоотношения работников с руководством достойны высокой оценки.
17. Все, что нужно для работы, у нас всегда под рукой.
18. У нас поощряется двухсторонняя коммуникация.
19. Дисциплинарные меры у нас применяются как исключения.
20. У нас проявляется внимание к индивидуальным различиям работников.
21. Работа для меня интересна.
22. На нашем предприятии поощряется непосредственное обращение мастеров и бригадиров к руководству
23. Конфликтные ситуации у нас разрешаются с учетом всех реальностей обстановки.
24. Рвение к труду у нас всячески поощряется.
25. Трудовая нагрузка у нас оптимальная.
26. У нас практикуется делегирование полномочий на нижние эшелоны управления.
27. В наших подразделениях господствует кооперация и взаимоуважение между работниками.
28. Наше предприятие постоянно нацелено на нововведения.