Файл: Исследование и совершенствование социальнопсихологического климата в трудовом коллективе организации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 236

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты формирования социально-психологического климата в производственном коллективе

1.1.Социально-психологический климат. Понятие, сущность

1.2.Методы исследования социально-психологического климата

1.3.Современные методы совершенствования социально-психологического климата в трудовом коллективе

Глава 2. Анализ социально-психологического климата в ООО «Гермес»

2.1.Организационно-экономическая характеристика организации

2.2.Система управления персоналом организации

2.3.Анализ социально-психологического климата в организации

Глава 3. Совершенствование социально-психологического климата в ООО «Гермес»

3.1.Основные направления совершенствования социально-психологического климата в организации

3.2.Мероприятия по совершенствованию социально-психологического климата

3.3.Эффективность предлагаемых мероприятий

Заключение

Список используемых источников

Заключение


По итогам проведенного исследования в дипломной работе были решены следующие задачи:

- было изучено понятие социально-психологического климата в трудовом коллективе. Благоприятный СПК характеризуют оптимизм, радость общения, доверие, чувство защищенности, безопасности и комфорта, взаимная поддержка, теплота и внимание в отношениях, межличностные симпатии, открытость коммуникации, уверенность, бодрость, возможность свободно мыслить, творить, интеллектуально и профессионально расти, вносить вклад в развитие организации, совершать ошибки без страха наказания и т.д. Характер коммуникаций в организации выступает в качестве фактора СПК. Руководитель может существенно повлиять на характер межличностных отношений в рабочем коллективе, на отношение к совместной деятельности, удовлетворенность условиями и результатами работы, т.е. социально-психологический климат, от которого во многом зависит эффективность деятельности организации в целом.

- также в работе были выявлены методы исследования социально-психологического климата. Как правило, целью изучения социально-психологического климата является выявление проблем в коллективе. Основными методами изучения социально-психологического климата являются анкетные опросы, наблюдение, беседы. Как правило, все эти методы являются взаимодополняющими. В настоящее время существует достаточно много готовых инструментов для определения социально-психологического климата в коллективе.

- по результатам анализа теоретических источников были рассмотрены современные методы совершенствования социально-психологического климата. Для оздоровления климата необходимо применить ряд организационных и социально-психологических приемов. Одним из современных направлений по улучшению социально-психологического климата в коллективе является новаторская ориентация целей коллектив, формирование приоритета ценностей творчества, гуманизация целей коллектива – усиление внимания к проблемам отдельной личности, удовлетворение ее потребностей, развитие творческих способностей, создание условий для более полной реализации творческого потенциала личности, рационализация содержания и условий основной предметной деятельности, сознательное отношение к поиску наиболее адекватных форм организации деятельности, к формированию коллектива как некой социальной целостности с учетом психологической
совместимости его членов и принципа дополнительности, совершенствование системы подведения итогов деятельности и оплаты труда, дополнительное стимулирование наиболее продуктивного труда, совершенствование методов управления коллективом, введение элементов самоуправления, изучение неформальных лидеров и структур в коллективе и учет их при организации жизнедеятельности коллектива, обеспечение продвижения коллектива в направлении достижения поставленных целей; совершенствование внешней для данного коллектива среды, явно и опосредованно индуцирующей свое влияние на отдельных членов и коллектив в целом.

- в рамках аналитической главы была дана характеристика системы управления персоналом организации ООО «Гермес». В настоящее время ООО «Гермес» является производителем кровельных работ в Калуге и области. Компания использует только самые лучшие новейшие материалы и является лидером в своей нише. Безусловное обеспечение качества и конкурентоспособности продукции гарантировано применением внутренней системой контроля, использованием строительных материалов передовых фирм. Компания имеет достаточно стабильные показатели доходности и устойчивости. Кадровые показатели компании также стабильны.

- изучение социально-психологического климата ООО «Гермес» показало, что в компании имеется средний уровень корпоративной культуры. У работников компании преобладает «заметное уныние» в отношении работы, а также в отношении коммуникации. Еще слабее показатели по мотивации персонала и морали. Корпоративная культура может быть по результатам исследования охарактеризована как «иерархическая». Изучение лояльности персонала ООО «Гермес» к организации показало низкий уровень лояльности. Это значит, что сотрудников не удерживают межличностные коммуникации и сложившийся климат внутри организации. При удобном случае они могут покинуть организацию и уйти на другое место работы.

- основными направлениями совершенствования социально-психологического климата в организации ООО «Гермес» являются – проведение с работниками компании тренингов и специальных занятий по росту коммуникационной компетентности, организация физической среды, привлечение работников при планировании работы, а также различных нововведений и режимов работы, возможная переквалификация и повышение квалификации работников.



- для реализации руководством ООО «Гермес» были предложены мероприятия по совершенствованию социально-психологического климата в трудовом коллективе. Предлагаемая система мероприятий учитывает, что они должны работать в комплексе для улучшения социально-психологического климата. Мероприятия в программе были про ранжированы по значимости их реализации. Также были даны рекомендации по информационному и кадровому обеспечению реализации программы по улучшению климата в коллективе. Для этого для предлагаемых мероприятий были определены необходимые входные и выходные документы, которые позволяют осуществлять контроль данных процессов, а также определены ответственные сотрудники за разработку и внедрение мероприятий. Для более точного исполнения программных мероприятий была составлена матрица распределения ответственности ключевых сотрудников, в состав которых включены директор, менеджер по кадрам, линейные руководители, планово-экономический отдел.

- обоснование эффективности данных мероприятий включает обоснование прогнозного экономического эффекта, который учитывает мнение экспертов по управлению персоналом о результатах внедрения различных кадровых мероприятий по улучшению климата в коллективе. Прогнозный экономический эффект учитывает современное состояние и экономическую эффективность работы ООО «Гермес». В результате внедрения программы кадровых мероприятий по улучшению социально-психологического климата в коллективе можно получить потенциальный экономический эффект до 13265,64 тыс. руб. за счет увеличения производительности труда и выручки компании от качественных выполненных в срок работ. Рентабельность производства при этом прогнозируется на уровне 8,65%, что на 1,3% выше, чем до внедрения мероприятий. Социальное обоснование предлагаемых мероприятий заключалось в проведении опроса работников о готовности к реализации программы. Так, 51% опрошенных готовы поддержать планы руководства по управлению персоналом в условиях кризиса, 23% не готовы психологически, 13% готовы поддержать разумные начинания руководства, 9% не готовы к переменам.

Предполагается, что социальный эффект проявится в виде большей удовлетворенности своим трудом работников компании.



Список используемых источников





  1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993).

  2. Гражданский кодекс РФ (ред. от 28.12.2013).

  3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 02.04.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.04.2014).

  4. Анализ использования человеческих ресурсов/ Каймакова М. В. Ульяновск : УлГТУ, 2013. – 241 с.

  5. Антонова Н.В. Психология управления: учебное пособие. М.: Издательский дом Государственного университета – Высшей школы экономики, 2010. – 271 с.

  6. Анцупов А.Я., Ковалёв В.В. Социально-психологическая оценка персонала: учебное пособие. М.: Юнити-Дана, 2012. – 395 с.

  7. Арутюнов, В.В. Управление персоналом: учеб. пособие /В.В. Арутюнов, И.В. Волынский. – Ростов-на-Дону, 2009. – 448с.

  8. Боронова, Г.Х. Психология труда. Конспект лекций/Г.Х. Боронова, Н.В. Прусова. – М.: Эксмо, 2012. – 160 с.

  9. Валиева О.В. Управление персоналом: Конспект лекций. М.: Приор-издат, 2010. – 175 с.

  10. Веснин, В. P. Управление персоналом. Теория и практика: учебник /В.Р. Веснин. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2011. – 688 с.

  11. Грядовой Д.И., Кикоть В.Я. Социальное управление. Теория, методология, практика: монография. М.: Юнити-Дана, 2012. – 312 с.

  12. Дейнека А.В. Управление персоналом: Учебник. М.: Дашков и К. – 2010. – 291 с.

  13. Дейнека А.В., Жуков Б.М. Современные тенденции в управлении персоналом. Учебное пособие. М.: «Академия Естествознания». – 2012. – 372 с.

  14. Дятлов, В.А. Управление персоналом: учеб. пособие / В.А. Дятлов.- М.: ПРИОР, 2009. – 365 с.

  15. Зайцева, Т. В. Управление персоналом: учеб. /Т. В. Зайцева, А. Т. Зуб. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008. – 336 с.

  16. Индивидуальные стратегии предложения труда: теория и практика / С.А. Баркалов, Д.А. Новиков, С.С. Попов. М.: ИПУ РАН, 2012. - 110 с.

  17. Кадыш Е.А. Государственные и муниципальные учреждения: учет в 1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8 на практических примерах. М.: Издательство: 1С. – 2011. – 210 с.

  18. Кибанов, А.Я. Основы управления персоналом: учеб. / А.Я. Кибанов.- М.: ИНФРА-М, 2011. – 304 с.

  19. Королев Л.М. Психология управления: Учебное пособие. Издательство: Дашков и К, 2011. – 188 с.

  20. Ларри Боссиди, Рэм Чаран. Исполнение. Системадостиженияцелей = Execution: TheDisciplineofGettingThingsDone. — М.: «АльпинаПаблишер», 2012. — 328 с.

  21. Лукаш Ю.А. Эффективная кадровая политика как составляющая обеспечения безопасности и развития бизнеса: учебное пособие. М.: ФЛИНТА, 2012. – 201 с.

  22. Лукичева Л.И. Управление персоналом : курс лекций, практические задания. Гриф УМО / Л. И. Лукичева ; Под ред. проф. Ю.П. Анискина. - М : ОМЕГА-Л. – 2007. – 264 с.

  23. Маслова В.М. Управление персоналом предприятия: учебное пособие. Издательство: Юнити-Дана, 2012. – 222 с.

  24. Михайлина Г.И., Матраева Л.В., Михайлин Д.Л., Беляк А.В. Управление персоналом: Учебное пособие. М.: Дашков и К, 2012. – 280 с.

  25. Организационное поведение: Учебно-методическое пособие по курсу для студентов старших курсов и магистрантов. / Подопригора М.Г. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011. – 261 с.

  26. Организация и нормирование труда: В.С. Рябушкина. Учебно-методическое пособие для вузов, Воронежского государственного университета, Воронеж 2011. – 214 с.

  27. Основы управления персоналом: учеб. / Под ред. Розарёновой Т.В.- М.: ГАСБУ, 2011. – 328 с.

  28. Пугачёв В.П. Планирование персонала организации: Учебное пособие. М.: Издательство МГУ, 2011. – 235 с.

  29. Соколова Н.Е., Кириллова Г.В. Управление персоналом: учебное пособие. М.: Издательство Московского государственного открытого университета, 2011. – 139 с.

  30. Соломанидина Т.О., Соломанидин В.Г. Мотивация трудовой деятельности персонала: учебное пособие. Издательство: Юнити-Дана, 2012. - 312 с.

  31. Управление персоналом : учеб. пособие / под ред. О. И. Марченко. - М. : ИНФРА-М, 2012. – 224 с.

  32. Управление персоналом : учебник / общ. ред. А. И. Турчинова. – М., 2012. – 488 с.

  33. Управление персоналом организации : учеб. пособие для вузов / под ред. Н. И. Шаталовой, Н. М. Бурносова. - М., 2013. – 381 с.

  34. Управление персоналом организации : учебник / под ред. А. Я. Кибанова. - М. : ИНФРА-М, 2012. – 638 с.

  35. Управление персоналом организации/ под ред. А.Я. Кибанова. - М.: Инфра-М, 2009. – 638 с.

  36. Управление персоналом: учебник / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ, 2010. – 560 с.

  37. Управление персоналом: учебник для вузов / под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. - М. : Банки и биржи, ЮНИТИ, 2009. – 423 с.

  38. Управление персоналом: Учебник для вузов / под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Ерёмина. Издательство: Юнити-Дана, 2012. – 563 с.

  39. Управление персоналом: Электронное учеб. пособие. 3-я редакция/ Карякин А.М. Иван. гос. энер. ун-т. – Иваново, 2012. – 196 с.

  40. Фомина В.П., Анзорова С.П. Управление персоналом: учебное пособие. М.: Издательство Московского государственного открытого университета. – 2011. – 82 с.

  41. Шапиро, С.А., Основы управления персоналом в современных организациях. Экспресс-курс/С.А., Шапиро, О.В. Шатаева. - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008. – 468 с.

  42. Кашапова А.Ф. Информационная система контроллинга персонала // Российское предпринимательство. — 2013. — № 3 (225). — c. 76-80.

  43. Невская Л.В., Эсаулова И.А. Поведенческий подход к стратегическому развитию персонала // Российское предпринимательство. — 2013. — № 2 (224). — c. 112-116.

  44. Язенков Е.И. Применение различных методик в определении оптимальной численности персонала предприятия // Российское предпринимательство. — 2012. — № 17 (215). — c. 79-84.

  45. Глаз Ю.А. Управление воспроизводством трудовых ресурсов организации // Российское предпринимательство. — 2012. — № 13 (211). — c. 74-80.

  46. Яковлева Е.В. Персонал как объект управления в условиях инновационной экономики // Креативная экономика. — 2010. — № 6 (42). — c. 7-13.

  47. Бурчакова М.А. Современные подходы к отбору персонала на российских предприятиях // Креативная экономика. — 2010. — № 1 (37). — c. 69-76.

  48. Ишунин П. Управление рисками персонала: проблемы и решения // Кадровик. – 2011. - №3. – С.129-135.

  49. Кибанов А. Методология оценки экономической и социальной эффективности совершенствования управления персоналом // Кадровик. – 2010. - №12. – С.32-43.

  50. Завьялова Е.К. Особенности управления человеческими ресурсами инновационно-активных компаний // Вестник СПбУ. Сер.8. Менеджмент. - 2012. – Вып.2. – С.78-106.

  51. Дырин С. Управление персоналом: от кадрового подхода – к многоаспектном // Кадровик. – 2010. - №9. – С.5-10.

  52. Грачев В. Функции службы управления персоналом организации и их систематизация // Кадровик. – 2010. - №5. – С.36-50.

  53. http://www.e-xecutive.ru/community/articles/1461712/

  54. Боймуродова Г. Т. Система непрерывного повышения квалификации в условиях модернизированного образования [Текст] / Г. Т. Боймуродова // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 397-398.

  55. Элитариум — Центр дистанционного образования. Электронный доступ:www.elitarium.ru

  56. Журнал «Управление персоналом»: http://www.top-personal.ru/issue.html?1084

  57. Основы управления персоналом: учеб. / Под ред. Розарёновой Т.В.- М.: ГАСБУ, 2011. – 328 с.

  58. Почему производительность труда в России ниже, чем зарубежом? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://my-olga.ru/content/pochemu-proizvoditelnost-truda-v-rossii-nizhechemzarubezhom.

  59. Притулин С.В. Основы управления производительностью труда в организациях // Молодой ученый. – 2011. – № 3. – Т. 1.

  60. Голованов А.И. Производительность труда как фундамент роста экономики России // Вестник Томского государственного университета. – 2011. – № 4 (16).



Приложение

Приложение 1

Тест «Уровень организационной культуры»

Ниже представлена серия утверждений, составляющих организационную культуру предприятия, сгруппированных в четыре секции: работа, коммуникации, управление, мотивация и мораль.

При оценке используется десятибалльная шкала. Если утверждение полностью совпадает с вашим мнением, то поставьте 10 баллов, если противоречит вашим установкам - 0 баллов и т. д.

1. На нашем предприятии вновь нанятым работникам предоставляется возможность овладеть специальностью.

2. У нас имеются четкие инструкции и правила поведения всех категорий работников.

3. Наша деятельность четко и детально организована.

4. Система заработной платы у нас не вызывает нареканий работников.

5. Все, кто желает, у нас могут приобрести новые специальности.

6. На нашем предприятии налажена система коммуникаций.

7. У нас принимаются своевременные и эффективные решения.

8. Рвение и инициатива у нас поощряются.

9. В наших подразделениях налажена разумная система выдвижения на новые должности.

10. У нас культивируются разнообразные формы и методы коммуникаций (деловые контакты, собрания, информационные распечатки и др.)

11. Наши работники участвуют в принятии решений.

12. Мы поддерживаем хорошие взаимоотношения друг с другом.

13. Рабочие места у нас обустроены.

14. У нас нет перебоев в получении внутрифирменной информации.

15. У нас организована профессиональная (продуманная) оценка деятельности работников.

16. Взаимоотношения работников с руководством достойны высокой оценки.

17. Все, что нужно для работы, у нас всегда под рукой.

18. У нас поощряется двухсторонняя коммуникация.

19. Дисциплинарные меры у нас применяются как исключения.

20. У нас проявляется внимание к индивидуальным различиям работников.

21. Работа для меня интересна.

22. На нашем предприятии поощряется непосредственное обращение мастеров и бригадиров к руководству

23. Конфликтные ситуации у нас разрешаются с учетом всех реальностей обстановки.

24. Рвение к труду у нас всячески поощряется.

25. Трудовая нагрузка у нас оптимальная.

26. У нас практикуется делегирование полномочий на нижние эшелоны управления.

27. В наших подразделениях господствует кооперация и взаимоуважение между работниками.

28. Наше предприятие постоянно нацелено на нововведения.