Файл: Отчет по учебной практике Научноисследовательская работа ( О. 01 (У)) в фгбоу во Забайкальский государственный университет.docx
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 334
Скачиваний: 14
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Забайкальский государственный университет»
(ФГБОУ ВО «ЗабГУ»)
Факультет психолого-педагогичекий
Кафедра педагогики
ОТЧЕТ
по учебной практике «Научно-исследовательская работа» (Б2.О.01 (У))
в ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет»
(полное наименование организации)
обучающегося.
Бродовой Евгении Владимировны
(фамилия, имя, отчество)
Курс_1_ Группа _СПРмз-22_
Направления подготовки (специальности)44.04.01 «Педагогическое образование» (магистерская программа) «Социально-педагогическая работа в образовательных организациях»
Руководитель практики от кафедры Игумнова Екатерина Александровна – д-р пед. наук, доцент, пр.кафедры педагогики
Руководитель практики от предприятия Левданская Юлия Юрьевна - кандидат пед. н., доцент. зав. кафедрой педагогики.
подпись,.печать
г. Чита 2022_
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 5
Цель проведения учебной практики («Научно-исследовательская работа») - формирование первичных профессиональных навыков организации самостоятельной научной работы, взаимодействия с субъектами образования при совместном планировании и организации научной и педагогической деятельности. 5
Задачами практики являются: 5
Основные педагогические компетенции формируемые за время прохождения практики: 5
Место практики в структуре образовательной программы: 6
1.Анализ нормативно-правовых документов по направлению исследования 7
3.1 7
ФЗ № 182 «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» от 23.06.2016 №: 7
3.2 7
Распоряжение Правительства РФ от 23.01.2021 N 122-р (ред. от 25.05.2022) «Об утверждении плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года» 7
3.3 8
Распоряжение Правительства РФ от 22.03. 2017 года N 520-Р (ред. от 18.03.2021 г) «Об утверждении Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года и плана мероприятий на 2021-2025 годы по ее реализации» от 22 марта 2017 - docs.cntd.ru 8
3.4 8
Постановление Правительства Забайкальского края от 04.04.2022 № 120 "Об утверждении региональной программы Забайкальского края «Профилактика деструктивного поведения, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Забайкальского края на 2022-2025 годы». 8
3.5 9
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 (ред. от 8.12.2022 года) 9
2.Анализ статей и диссертаций по теме исследования 10
В своей статье авторы отмечают, что в период Первой мировой войны, революции и гражданской войны в России резко возросло число детей оставшимся без попечения взрослых, что в свою очередь привело к увеличению преступлений совершаемых несовершеннолетними, таким образом, перед государством была поставлена задача обеспечить надлежащую заботу и защиту беспризорным детям. 11
В своей статье автор пытается рассмотреть как личностные особенности так и особенности социальной адаптации в обществе несовершеннолетних подросткового вихраста на этапе формирования у них устойчивого противоправного поведения. 11
В ходе интервьюирования было выяснено, что оказавшись в трудной жизненной ситуации тридцать процентов несовершеннолетних пытаться отвлечься от проблем с помощью компьютерных игр, музыки и кинематографа, двадцать два процента респондентов замыкаются в себе, ещё тринадцать процентов опрошенных стараться, не посвящая окружающих в свои проблемы найти выход из сложившейся ситуации. Таким образом, автор статьи приходит к выводу о том, что значительная часть (шестьдесят четыре процента) несовершеннолетних справляются с возникшими трудностями самостоятельно. 11
В таблице представлены виды отклоняющегося поведения детей и подростков выделенные в трудах Курбатова Е. С., и Куренков И. А. 12
Вид 12
Признаки 12
Злоупотребление алкоголем и ранний алкоголизм 12
стремится к экспериментированию и желает показать свое «Я» в окружении своих сверстников 12
Наркомания-токсикомания 12
Психическое экспериментирование, поиск новых ощущений 12
Компьютерная зависимость 12
Подростки часто прогуливают школу, становятся замкнутыми и не желают общаться со сверстниками. 12
Агрессия 12
Выражается в семейных потасовках, либо в избиении слабых, неуверенных в себе людях. 12
Воровство 12
Подросток хочет получить то, что ему возможно не смогли купить или дать родители. 12
Бродяжничество или самовольные уходы 13
Стремление уйти от опеки взрослых чаще совершаться группой лиц 13
Суицидальное поведение 13
Любая активность, целью которой становится прекращение своей жизни. 13
Продиагностировав подростков используя тест Раймонда Кителля авторы статьи пришли к выводу, что подросткам характеризующимся отклоняющимся от общепринятых правил поведением свойственны замкнутость и не желание общаться с окружающими. 13
У подростков «группы риска» как правило наблюдаться такие особенности эмоционально-волевой сферы как повышенный уровень тревожности и искажение основных жизненных ориентиров. 13
В тоже время нельзя отрицать тот факт, что учебными заведениями часто замалчиваться выявленные факты отклоняющего поведения детей и подростков. Даже при эффективно организованной педагогической деятельности направленной на профилактику руководители организаций опасаются выявления снижения показателей мониторинга качества профилактики деструктивного поведения обучающихся, так как ухудшение показателей влечёт за собой усиления контроля надзорных органов участвующих в системе профилактики, увеличению дополнительной бумажной работы и возложению на педагогов и специалистов учреждений дополнительных функций направленных на коррекцию устойчивого отклоняющегося от общественных норм поведения несовершеннолетних. 14
Проведя анализ научно исследовательских работ Книжникова С.В приходит к заключению о том, что в последнее десятилетие трудовое воспитание практически не рассматривается в научном сообществе как основное направление работы по профилактики девиаций. 14
Паатова М.Э. Концепция формирования социально-личностной жизнеспособности подростков с девиантным поведением в специальных образовательных организациях закрытого типа автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / М.Э. Паатова. —– Майкоп. 2018. — 52 с. // https://www.dissercat.com/content/kontseptsiya-formirovaniya-sotsialno-lichnostnoi-zhiznesposobnosti-podrostkov-s-deviantnym/read (дата обращения: 20.11.2022г). 20
Гайфутдинова А. М. Коррекция ранней стадии девиантного поведения подростков средствами социально-культурной деятельности автореф. дис. канд. наук: 13.00.05 / А.М. Гайфутдинова. —– Казань. 2014. — 23 с. // file:///C:/Users/Елена%20Урюпина/Downloads/autoref-korrektsiya-rannei-stadii-deviantnogo-povedeniya-podrostkov-sredstvami-sotsialno-kulturnoi-d.pdf (дата обращения: 21.11.2022). 21
3.Актуальность выбранной темы исследования 24
В Забайкальском крае на сегодняшний день 5 705 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них 4 409 детей проживают в семьях граждан на различных формах устройства, 1296 детей воспитываться в государственных учреждениях. 24
4.Схема: «Социальное партнерство» 25
Схема 1 Социальные партнёры ГУСО КСРЦ «Доброта» в рамках профилактики деструктивного поведения воспитанников 25
Таблица 3. Обоснование схемы «Социальные партнёры ГУСО КСРЦ «Доброта» а также потенциальные возможности партнерства» 26
5.Рефлексивный анализ онлайн-мероприятия 28
6Идеи к подготовке совместного образовательного события с учащимися 6 или 8 класса по теме: осознанное потребление, экологические привычки и их формирование 32
ВЫВОДЫ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
ВВЕДЕНИЕ
Цель проведения учебной практики («Научно-исследовательская работа») - формирование первичных профессиональных навыков организации самостоятельной научной работы, взаимодействия с субъектами образования при совместном планировании и организации научной и педагогической деятельности.
Задачами практики являются:
1.Изучение нормативных документов образовательной деятельности в аспекте исследования.
2.Углубление и расширение знаний по методологии и методам научного исследования.
3.Формирование умений квалифицированного поиска, отбора, анализа актуальной научной информации, формирование умений представления полученной информации.
4.Уточнение области и направления самостоятельного научного исследования в аспекте проблемы ВКР.
5.Формирование готовности к систематизации, обобщению и распространению отечественного и зарубежного методического опыта в профессиональной области.
Основные педагогические компетенции формируемые за время прохождения практики:
-
ОПК-3 Способность проектировать организацию совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями; -
ОПК-7 Способность планировать и организовывать взаимодействие участников образовательных отношений; -
ПК-2 Способность осуществлять социальное проектирование в образовательной практике социально-педагогического образования.
Место практики в структуре образовательной программы:
Учебная практика («Научно-исследовательская работа») является составной частью программы подготовки магистрантов и относится к блоку Б.2.В «Практики», который базируется на обязательной части, части формируемой участниками образовательных отношений. Учебная практика является составной частью подготовки к последующим видам практики, а также к государственной итоговой аттестации в виде выпускной квалификационной работы (ВКР).
Сроки практики
28.10.2022 – 30.12.2022
Руководитель практики от кафедры педагогики Игумнова Екатерина Александровна – д-р пед. наук, доцент, пр.кафедры педагогики
Профильная организация ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный унивеитет».
Руководитель от профильной организации ФГБОУ ВО «ЗабГУ» Левданская Юлия Юрьевна - кандидат пед. н., доцент. зав. кафедрой педагогики.
-
Анализ нормативно-правовых документов по направлению исследования
Таблица 1. Анализ нормативно-правовых документов по теме ВКР
№ | Название нормативно-правовых документов | Анализ нормативно-правовых документов |
3.1 | ФЗ № 182 «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» от 23.06.2016 №: | Настоящим законом определено что правовую основу системы профилактики правонарушений составляют положения Конституции Р.Ф., общепризнанные принципы и нормы международного права, нормы уголовного законодательства, законодательства об административных правонарушениях РФ. Закон направлен на формирование и усовершенствование единой государственной системы профилактики. Нормы Закона образуют правовую основу формирования и функционирования системы профилактики правонарушений в Российской Федерации, включают общие правила ее функционирования, основные принципы, направления профилактики правонарушений и формы профилактического воздействия, полномочия, права и обязанности субъектов профилактики правонарушений и лиц, участвующих в профилактике правонарушений. |
3.2 | Распоряжение Правительства РФ от 23.01.2021 N 122-р (ред. от 25.05.2022) «Об утверждении плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года» | План основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2021 г. № 122-р, предусматривает целый комплекс мер, направленных на совершенствование механизмов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе мероприятия по противодействию криминализации подростковой среды. План включает организацию правового просвещения детей, родителей (законных представителей), специалистов, работающих с детьми и в интересах детей; обновление примерных основных образовательных программ с целью формирования у обучающихся базовых ценностей и навыков в области охраны окружающей среды и устойчивого развития, формирования здорового образа жизни, информационной безопасности, нетерпимого отношения к коррупционному поведению, основ финансовой грамотности, семейных ценностей; реализацию мероприятий, направленных на развитие инфраструктуры, обеспечивающей социально значимую деятельность несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, и других мероприятий профилактического характера. |
3.3 | Распоряжение Правительства РФ от 22.03. 2017 года N 520-Р (ред. от 18.03.2021 г) «Об утверждении Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года и плана мероприятий на 2021-2025 годы по ее реализации» от 22 марта 2017 - docs.cntd.ru | Концепция представляет собой систему взглядов, принципов и приоритетов в профилактической работе с несовершеннолетними, предусматривает основные направления, формы и методы совершенствования и развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, направленные на достижение основных задач в этой сфере. В Концепции учитываются положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации от 31 .12. 2015 г. № 683, относящей создание единой государственной системы профилактики преступности, в первую очередь среди несовершеннолетних, к мерам, способствующим обеспечению государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу, а также Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, от 29.05.2015 г. № 996-р, ориентированной на развитие социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса в системе общего и дополнительного образования, в сферах физической культуры и спорта, культуры на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, культурно-исторического, системно-деятельностного подхода к социальной ситуации развития ребенка. В Концепции подчеркивается необходимость оказания своевременной и качественной психологической и социальной помощи несовершеннолетним, совершившим правонарушения, испытывающим трудности в развитии и социальной адаптации |
3.4 | Постановление Правительства Забайкальского края от 04.04.2022 № 120 "Об утверждении региональной программы Забайкальского края «Профилактика деструктивного поведения, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Забайкальского края на 2022-2025 годы». | Сферой реализации подпрограммы является
|
3.5 | Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 (ред. от 8.12.2022 года) | Согласно общему правилу, определенному в ч. 1 ст. 20 УК РФ, уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее 16-летнего возраста ко времени совершения преступления. В ч. 2 ст. 20 УК РФ исчерпывающе перечислены составы преступлений, за которые ответственность наступает с 14-летнего возраста. Статьей 88 предусмотрены виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним Статья 90 УК РФ гласит что несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия. Кроме того, согласно ст. 92 УК РФ несовершеннолетние, осужденные за совершение преступления небольшой или средней тяжести, могут быть освобождены судом от наказания и помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. Статьей 151 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий (в систематическое употребление (распитие) алкогольной и спиртосодержащей продукции, одурманивающих веществ, в занятие бродяжничеством или попрошайничеством). Частью 1 ст. 230 УК РФ установлена уголовная ответственность за склонение несовершеннолетних к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов. |
-
Анализ статей и диссертаций по теме исследования
Таблица 2. Библиографическое описание, выписанные цитаты и их интерпретация
№ | Библиографическая ссылка | Цитата | Интерпретация цитаты | ||||||||||||||||
4.1.1 | Ткаченко Н.Н., Кузнецова К.А. Исторические аспекты становления и развития профилактики безнадзорности преступлений и правонарушений несовершеннолетних // ЮП. 2021. №4 (99). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskie-aspekty-stanovleniya-i-razvitiya-profilaktiki-beznadzornosti-prestupleniy-i-pravonarusheniy-nesovershennoletnih (дата обращения: 26.12.2022). | Забота о детях-сиротах была распространена со времен языческой Руси, где о детях заботилась вся община, и это бремя перешло на государство с принятием христианства. Древние славяне в основу духовного воспитания детей закладывали достоинство, долг перед землей русской и моральную чистоту | До принятия христианства в период язычества о сиротах заботилось не государство, а члены общины, к которой они принадлежали. Процесс воспитания у древних славян был направлен на формирование гармоничной личности, на развитие ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых ценностей, формирования чувства достоинства и долга перед своей землёй. | ||||||||||||||||
Уже в дореволюционный период российской истории общественные объединения также участвовали в профилактике правонарушений несовершеннолетних. Например, принято решение на одном из морских собраний в Кронштадте об учреждении приютов-кораблей, представлявших собой специальные заведения, предназначенные для воспитания несовершеннолетних правонарушителей, где их жизнь осуществлялась по корабельным правилам и обеспечивалась исключительно силами подростков («самообслуживающий труд») под наблюдением авторитетного и опытного морского офицера, обучавшего их морскому делу. | Ещё в царской России в профилактике правонарушений несовершеннолетних принимали участие общественные объединения. Для обучения несовершеннолетних правонарушителей морскому делу были учреждены приюты-корабли, где жизнедеятельность детей под наблюдением пользующегося уважением офицера была организованна по корабельным правилам и законам, весь быт обеспечивался исключительно силами несовершеннолетних. | ||||||||||||||||||
Стоит отметить, что события мировых и гражданских войн, революции послужили резкому увеличению числа беспризорных детей, что сразу нашло отражение в уровне преступности несовершеннолетних и поставило перед властью задачу защитить молодое поколение страны Советов и обеспечить ему надлежащую заботу | В своей статье авторы отмечают, что в период Первой мировой войны, революции и гражданской войны в России резко возросло число детей оставшимся без попечения взрослых, что в свою очередь привело к увеличению преступлений совершаемых несовершеннолетними, таким образом, перед государством была поставлена задача обеспечить надлежащую заботу и защиту беспризорным детям. | ||||||||||||||||||
4.1.2 | Позднякова М. Е. Подростки в трудной жизненной ситуации: путь к преступлению // Социология и общество: традиции и инновации в социальном развитии регионов [Электронный ресурс]: Сборник докладов VI Всероссийского с оциологического конгресса (Тюмень, 14–16 октября 2020 г.) / отв. ред. В. А. Мансуров; ред. Е. Ю. Иванова. – Москва: РОС; ФНИСЦ РАН, 2020. – С. 1995-2007. https://www.ssa-rss.ru/files/congress/congress_2020.pdf (дата обращения: 26.12.2022). | В данной работе предпринята попытка рассмотреть личность и особенность социализации подростков, еще не попавших в пенитенциарное учреждение (колонию), на том жизненном этапе, когда они только совершают первые шаги к серьезным криминальным преступлениям. | В своей статье автор пытается рассмотреть как личностные особенности так и особенности социальной адаптации в обществе несовершеннолетних подросткового вихраста на этапе формирования у них устойчивого противоправного поведения. | ||||||||||||||||
Интенсивность и теплота внутрисемейного общения, привязанность ребенка к семье, воспитательная стратегия и стиль управления родителей по отношению к детям во многом определяют поведенческие особенности ребенка, его склонность к общественно-полезному или противоправному поведению. | М.Е. Позднякова справедливо отмечает, что негативный семейный опыт, эмоционально-конфликтные семейные отношения и отсутствие заботы и любви со стороны родителей (материнская депривация) являются одной из причин склонности несовершеннолетних к правонарушениям, преступлениям. | ||||||||||||||||||
Далее подросткам задавался вопрос о том, как они обычно поступают в трудной ситуации. Можно отметить, что большинство подростков предпочитают (или вынуждены) справляться с трудностями самостоятельно. Значимая часть подростков отмечает, что предпочитает не решать проблемы, а отвлекаться от них, погружаясь в Интернет, в игру, просматривая кино или прослушивая музыку (30 %), еще 22 % «уходит в себя», 13 % обдумывают самостоятельно свою проблему и ищут из нее выход. | В ходе интервьюирования было выяснено, что оказавшись в трудной жизненной ситуации тридцать процентов несовершеннолетних пытаться отвлечься от проблем с помощью компьютерных игр, музыки и кинематографа, двадцать два процента респондентов замыкаются в себе, ещё тринадцать процентов опрошенных стараться, не посвящая окружающих в свои проблемы найти выход из сложившейся ситуации. Таким образом, автор статьи приходит к выводу о том, что значительная часть (шестьдесят четыре процента) несовершеннолетних справляются с возникшими трудностями самостоятельно. | ||||||||||||||||||
4.1.3 | Курбатова Е. С., Куренков И. А. Психологические особенности девиантного поведения подростков // Психология и педагогика служебной деятельности. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-deviantnogo-povedeniya-podrostkov (дата обращения: 08.012.2022). | Мы можем выделить распространенные виды девиантного поведения у несовершеннолетних. 1. Злоупотребление алкоголем и ранний алкоголизм, обуславливается тем, что подросток стремится к экспериментированию и желает показать свое «Я» в окружении своих сверстников. 2. Употребление наркотиков, токсикомания — как и пьянство, подростковый наркотизм связан с психическим экспериментированием, поиск новых ощущений. Токсикомания - заболевание которое вызвано потреблением токсических веществ (таблетки транквилизаторы, вдыхание ароматических веществ бытовой химии). 3. Компьютерная зависимость - в нашем современном мире эта проблема занимает первое место, также проявляется игромания и интернет — зависимость. Подростки часто прогуливают школу, становятся замкнутыми и не желают общаться со сверстниками. 4. Агрессия - это причинение морального, физического и материального вреда другим людям. Агрессия часто выражается в семейных потасовках, либо в избиении слабых, неуверенных в себе людях. Подростковая агрессия, чаще всего следствие общей озлобленности и понижение самоуважения в результате пережитых неудач. 5. Воровство — выражается не достаточностью воспитанности или же большой избалованности. Подросток хочет получить то, что ему возможно не смогли купить или дать родители. 6. Бродяжничество или побеги из дома, они совершаются коллективно или же под влиянием своих товарищей. 7. Суицидальное поведение - это любая активность, целью которой становится прекращение своей жизни. | В таблице представлены виды отклоняющегося поведения детей и подростков выделенные в трудах Курбатова Е. С., и Куренков И. А.
|