Файл: Отчет по учебной практике Научноисследовательская работа ( О. 01 (У)) в фгбоу во Забайкальский государственный университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 335

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



В ходе диагностики по тесту Р. Кеттеля можно сделать вывод о том, что девиантные подростки менее общительны, им свойственна замкнутость.
Продиагностировав подростков используя тест Раймонда Кителля авторы статьи пришли к выводу, что подросткам характеризующимся отклоняющимся от общепринятых правил поведением свойственны замкнутость и не желание общаться с окружающими.

Кроме того, для подростков с девиантным поведением характерны такие особенности эмоционально-волевой сферы, как повышенная тревожность, дефектность ценностной системы, особенно в области целей и смысла жизни.
У подростков «группы риска» как правило наблюдаться такие особенности эмоционально-волевой сферы как повышенный уровень тревожности и искажение основных жизненных ориентиров.

4.1.4

Книжникова С.В. Научно-педагогические идеи о профилактике девиантного поведения детей в условиях школы: обзор диссертационных исследований за период 2000-2020 гг. // Концепт. 2021. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchno-pedagogicheskie-idei-o-profilaktike-deviantnogo-povedeniya-detey-v-usloviyah-shkoly-obzor-dissertatsionnyh-issledovaniy-za (дата обращения: 18.12.2022).

Наряду с этим нельзя отрицать факты замалчивания, игнорирования образовательными учреждениями деструктивных проявлений у подопечных, что не всегда объясняется отсутствием воспитательных мероприятий, а зачастую связано с опасениями учреждения обнаружить «ненадлежащие показатели», подвергнуться изматывающему административному контролю, возрастанию бумагооборота и необоснованному возложению на педагогов непрофильного функционала по специализированной коррекции стойкого и особо опасного девиантного поведения детей и молодежи.
В тоже время нельзя отрицать тот факт, что учебными заведениями часто замалчиваться выявленные факты отклоняющего поведения детей и подростков. Даже при эффективно организованной педагогической деятельности направленной на профилактику руководители организаций опасаются выявления снижения показателей мониторинга качества профилактики деструктивного поведения обучающихся, так как ухудшение показателей влечёт за собой усиления контроля надзорных органов участвующих в системе профилактики, увеличению дополнительной бумажной работы и возложению на педагогов и специалистов учреждений дополнительных функций направленных на коррекцию устойчивого отклоняющегося от общественных норм поведения несовершеннолетних.

Обращает на себя внимание, что в НИР последних лет скудно представлены разработки, ориентированные на такое важное направление развития личности, как трудовое воспитание.
Проведя анализ научно исследовательских работ Книжникова С.В приходит к заключению о том, что в последнее десятилетие трудовое воспитание практически не рассматривается в научном сообществе как основное направление работы по профилактики девиаций.

При описании моделей ученые обозначают следующие функции организаторов профилактической работы: аксиологическая (функция ценностно-смыслового ориентирования профилактических программ); аналитическая; проектировочная; диагностическая; консультативная; развивающе-формирующая; коррекционная; оценочно-рефлексивная.

В научно исследовательских работах обозначены следующие функции организации профилактики безнадзорности и правонарушений:

  • Аксиологическая функция -заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей - морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др;

  • Аналитическая - включает в себя всестороннее изучение личности несовершеннолетнего и его социального окружения;

  • Проектировочная функция заключается в конструировании модели предстоящей деятельности;

  • Диагностическая предполагает систематическое изучение ребенка, а также постоянное отслеживание изменений его деятельности, интересов;

  • Консультативная функция заключается в получении советов, рекомендаций, предложений несовершеннолетним с целью формирования у них норм устойчивого социально-безлопастного поведения;

  • Развивающе-формирующая функция предполагает ориентацию профилактического процесса на полноценное развитие личности несовершеннолетнего;

  • Коррекционная функция направленна на преодоление отклонений (несоответствия возрастным социальным нормам поведения) и устранение нарушений, дефектов, аномалий поведения;

  • Оценочно-рефлексивная функция как результат фиксирования несовершеннолетними правонарушителями степени своего развития, саморазвития и того, что стало их причиной.

4.1.5

Зырянова А. В., Корякина Т.Г. Психолого-педагогическая работа по профилактике девиаций среди подростков «группы риска» // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №63-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskaya-rabota-po-profilaktike-deviatsiy-sredi-podrostkov-gruppy-riska (дата обращения: 20.12.2022).

Повышение эффективности профилактической работы девиантного поведения у подростков, устанавливается путем социального партнерства между ПДН, школой и семьей, постоянного и непрерывного взаимодействия, поиска новых эффективных форм и методов работы, направленных на недопущение подростками нарушений общественных норм и морали

Одним их перспективных путей повышения эффективности профилактики отклоняющего поведения у несовершеннолетних следует рассматривать своевременную совместную деятельность органов системы профилактики правонарушений, преступлений и безнадзорности, при этом для поиска новых эффективных форм и методов работы, важно осознание инспекторами ПДН, сотрудниками образовательных организаций, родителями целей и задач нравственно-правового воспитания, роли социальных факторов, поскольку в условиях отсутствия нравственных ориентиров у части подростков трудно достичь желаемых результатов.

Главное не бороться с индивидуальными особенностями, а развивать их, изучать потенциальные возможности ребенка и строить воспитательную работу по принципу индивидуального развития.

По мнению авторов в работе с детьми необходимо опираться на индивидуальные особенности ребенка. Поэтому при построении воспитательной работы А.В. Зырянова и Т.Г. Корякина рекомендуют применять углубленные диагностики развития, возможностей ребенка, укрепление его собственной активности, раскрытие неповторимости его личности.

Основной формой профилактической работы является нейтрализация негативного влияния социальной среды, ограничение отрицательного воздействия внешних факторов.

Важнейший формой профилактики поведенческих отклонений несовершеннолетних является создание целесообразно организованной среды – социально-культурных центров деятельность которых направлена на консолидацию всех сил общества в борьбе с социальным злом, каковым является правонарушение, на создание здоровой среды для подрастающего поколения.

4.2.1

Абельбейсов В. А. Социализация воспитанников детских сиротских учреждений города Москвы (социологический анализ) : дис. канд. соц. наук:

22.00.04 / В.А. Абельбейсов. – Москва 2016. 193 с. // http://www.dslib.net/soc-struktura/socializacija-vospitannikov-detskih-sirotskih-uchrezhdenij-goroda-moskvy.html (дата обращения: 10.11.2022).


Проблема диссертационного исследования заключается в том, что детская социализация, проходящая в силу различных причин вне семьи, т. е. социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требует самого пристального внимания и заинтересованного активного участия в ней не только профессионально обученных специалистов для работы с сиротами людей, но и всего общества.

В.А. Абельбейсов в качестве основной проблемы исследования по теме диссертации выделяет то, что в организации деятельности направленной на социальную адаптацию детей оставшихся без попечения родителей воспитывающихся в государственных учреждениях должны принимать участие не только специалисты, работающие с детьми-сиротами, но и другие социальные институты должны поддерживать аспекта социализации данной категории детей.

Большое значение в понимании процесса социализации, с нашей точки зрения, имеют концепции, акцентрирующиеся на роли социальной среды в формировании личности ребенка.

С точки зрения автора, концепции, в которых социальная среда является основополагающей для формирования личности ребенка, имеют огромное значение в осмыслении процесса усвоения детьми знаний, норм и ценностей, позволяющих им в бедующем функционировать в качестве полноправного члена общества.

В связи с этим актуализируется задача пересмотра программ подготовки воспитанников к самостоятельной жизни, повышения ответственности образовательных учреждений за результат подготовки.

Сегодня особо актуальным становиться вопрос подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к интеграции жизни в обществе, поэтому необходимо внести в соответствующие корректировки в программы социализации воспитанников государственных учреждений и увеличить ответственность должностных лиц за качество подготовки.

4.2.2

Ефремова М.В. Профилактика дезадаптивного поведения детей, оставшихся без попечения родителей: автореф. дис канд. пед. наук: 13.00.01 / М.В.. Ефремова. – Москва. 2016. 24 с. // https://www.dissercat.com/content/profilaktika-dezadaptivnogo-povedeniya-detei-ostavshikhsya-bez-popecheniya-roditelei (дата обращения: 25.12.2022).

Анализ научного наследия по воспитанию, обучению, профилактике дезадаптивного поведения детей, оставшихся без попечения родителей, в России показывает, что на всех этапах исторического развития организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, перед ними ставилось решение таких задач как социальная поддержка, коррекция, трудовая подготовка, вовлечение в производственную деятельность.

В своей диссертации М.В. Ефремова проанализировав труды российских учёных направленных на изучение становления системы мер направленных на предупреждение возникновения дезадаптивного поведения у детей, приходит к выводу, что на протяжении всей истории становления и развития отечественных сиротских учреждений главной их задачей являлось подготовка воспитанников к трудовой деятельности, коррекция поведенческих и психологических отклонений и предоставление социальных услуг.




Педагогическими условиями профилактики дезадаптивного поведения детей, оставшихся без попечения родителей, выступают: ориентация воспитательной системы организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на главные жизненные ценности детей; комплексный подход к организации работы по профилактике дезадаптивного поведения детей; ориентация воспитательного процесса на социальный опыт ребенка; интеграция воспитательного процесса организации в открытую систему воспитания и развития ребенка; жизненное самоопределение детей в процессе адаптации к самостоятельной жизни.

Основным условием организации педагогической деятельности направленной на профилактику дезадоптаций у детей воспитывающихся в государственных учреждениях являются воспитательные системы способствующей личностному, духовно-нравственному, эстетическому, физическому развитию несовершеннолетних, воспитанию у них чувств патриотизма и гражданственности, формирования их готовности к самостоятельной жизни в семье, в обществе, к дальнейшей профессиональной деятельности.

При этом для гармоничного вхождения воспитанников государственных учреждений для детей-сирот в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми воспитательный процесс должен быть ориентирован на индивидуально-психологические особенностей, психического состояния, состояние здоровья и степени социально-педагогической запущенности каждого воспитанника.

Разработанная и апробированная модель профилактики дезадаптивного поведения детей, оставшихся без попечения родителей, учитывает превентивную и оперативную помощь детям, оставшимся без попечения родителей, в решении их личностных проблем, связанных с состоянием физического и психического здоровья, социального и экономического положения, профессионального самоопределения и дальнейшего жизнеустройства.

В ходе диссертационного исследования М.В. Ефремова разработала и апробировала модель профилактики дезадаптивного поведения сирот, которая нацелена не только на организацию предупредительной (первичной) профилактики деятельности, но и на экстренную помощь несовершеннолетним воспитанникам сиротских учреждений в решении проблем связанных с определением дальнейшего жизнеустройства воспитанников, выбором будущей профессии в предвыпускной период, медико-психологической коррекцией нарушений психического и функционального состояния несовершеннолетних.

4.2.3


Соколов И.С. Педагогическая профилактика асоциального поведения обучающихся образовательных организаций: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / И.С. Соколов. – Калуга. 2015. 152 с. // https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1672110683&tld=ru&lang=ru&name=Dissertaciya_Sokolova.p (дата обращения: 25.12.2022).

Особенно были важны позитивные результаты по следующим основаниям: в учебной и трудовой деятельности, соблюдении законов, правовых и учебных норм в предупреждении и преодолении асоциального поведения обучающихся экспериментальных общеобразовательных организаций.

Положительные результаты были особенно важны по следующим причинам: в учебной и трудовой деятельности, соблюдении законодательных, юридических и образовательных норм в профилактики и преодолении отклоняющегося от социальных норм поведения несовершеннолетних обучающихся в школах участвующих в эксперименте.

Целью формирующего эксперимента стали разработка и апробация практико-ориентированной программы по реализации процесса профилактики отклонений в асоциальном поведении обучающихся, обоснование практических рекомендаций различным категориям должностных общеобразовательных организаций.

Целью эксперимента направленного на формирование у обучающихся социально приемлемых норм поведения стали разработка практических рекомендаций для педагогов школ, а так же разработка и апробация педагогических программ направленных на формирование у несовершеннолетних не только знаний о сложившихся и принятых в обществе правилах поведения, регламентирующих отношения между людьми, но и формирование позитивного опыта практического применения полученных знаний.

Полученные результаты выявили типичные положительные и отрицательные тенденции в предупреждении и преодолении асоциального поведения у обучающихся, помогли провести его педагогическое диагностирование и прогнозирование в экспериментальных общеобразовательных организациях.

В образовательных организациях участвующих в эксперименте на основе результатов диагностики и прогнозирования были выявлены как положительные так и отрицательные направления в профилактики и преодолении несовместимого с общепринятыми моральными нормами и правилами поведения учеников.

Полученные результаты диссертации позволили разработать практические рекомендации должностным лицам как субъектам и трудным обучающимся как объектам процесса педагогической профилактики асоциального поведения в условиях общеобразовательных организаций.

Результаты работы над диссертацией позволили автору разработать практические рекомендации для педагогического коллектива как для субъекта и для несовершеннолетних учащихся образовательных организаций как для объекта профилактической деятельности направленной на предотвращение отклоняющегося поведения.

У детей-сирот девиантное поведение выражается, прежде всего, в таких проявлениях, как агрессия, делинквентное поведение, аддиктивное поведение, суицидальное поведение

Антиобщественное противоправное поведение, стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема алкогольных, наркотических средств, лекарственных препаратов и т.д., умышленное причинение вреда самому себе с целью летального исхода, это основные проявления девиантного поведения воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

4.2.4
Паатова М.Э. Концепция формирования социально-личностной жизнеспособности подростков с девиантным поведением в специальных образовательных организациях закрытого типа автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / М.Э. Паатова. – Майкоп. 2018. 52 с. // https://www.dissercat.com/content/kontseptsiya-formirovaniya-sotsialno-lichnostnoi-zhiznesposobnosti-podrostkov-s-deviantnym/read (дата обращения: 20.11.2022г).



Социально-личностная жизнеспособность - это интегративное личностное качество, характеризующее готовность индивида к самоопределению (нравственному, личностному, социальному, профессиональному) по собственному жизненному сценарию, а также готовность управлять этим сценарием и нести ответственность за результаты своих решений по жизненному самоопределению.

Социально личностная жизнеспособность человека как интегральная характеристика является взаимосвязанной совокупностью следующих компонентов: сознательное выявления и утверждения собственной позиции в контексте социальных, культурных, нравственных норм и средовых условий способности к адаптации, саморегуляции, саморазвитию, осмысленности жизни и коммуникабельности.

Закон индивидуально обусловленных сроков и результата формирования социально-личностной жизнеспособности подростков с девиантным поведением в специальных образовательных организациях закрытого типа. В соответствии с Положением о специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа подростки могут находиться в нем по решению суда сроком от одного года до трех лет, поэтому невозможно установить единые для всех сроки прохождения каждого этапа предложенной модели и, соответственно, результат - сформированности социально-личностной жизнеспособности. Можно только утверждать, что для всех подростков будет соблюдаться единая логика формирования социально-личностной жизнеспособности, представленная в вышеописанной модели.

При анализе результатов экспериментальной работы М.Э. Поаатовой была выявлена следующая закономерность формирования социально-личностной жизнеспособности подростков с девиантным поведением: даже при соблюдении единой логики формирования социально-личностной дееспособности несовершеннолетних находящихся в конфликте с законом, сроки прохождения этапов формирования и результат сформированности социально- личностной жизнеспособности несовершеннолетних находящихся в спец. школах и спец. училищах зависит от сроков их пребывания в данном учреждении согласно решению суда.

В воспитательном процессе формирования социально-личностной жизнеспособности подростков с девиантным поведением реализуются аксиологическая, образовательно-информационная, развивающая, воспитательная функции и функция социальной адаптации.

В процессе формирования жизнеспособности подростков с устойчивым поведением  отклоняющимся от общепринятых норм в обществе педагогическая работа должна быть направлена на создание условий обеспечивающих реализацию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, развитие у несовершеннолетних способностей к организации своей деятельности в мире на основе духовных идеалов, нравственных установок и моральных норм, приобретение необходимых социальных компетенций и применение полученных знаний, умений и навыков для самостоятельной организации жизнедеятельности.

4.2.5
Гайфутдинова А. М. Коррекция ранней стадии девиантного поведения подростков средствами социально-культурной деятельности автореф. дис. канд. наук: 13.00.05 / А.М. Гайфутдинова. – Казань. 2014. 23 с. // file:///C:/Users/Елена%20Урюпина/Downloads/autoref-korrektsiya-rannei-stadii-deviantnogo-povedeniya-podrostkov-sredstvami-sotsialno-kulturnoi-d.pdf (дата обращения: 21.11.2022).



Социально-педагогическими причинами проявления ранней стадии девиаетного поведения подростков выступают: следствие недостаточного надзора родителей и нарушения социальных норм поведения в целях развлечения; реакция протеста на чрезмерные требования в семье и как реакция на недостаточное внимание со стороны близких; реакция тревоги и страха на наказания и чтобы избавиться от опеки родителей или воспитателей; следствие жестокого обращения; немотивированная тяга к перемене обстановки, которой предшествует скука и тоска; агрессивное противостояние требованиям со стороны взрослых, а также следование нормам и правилам асоциальной группы; одиночество, ненужность; большой объем свободного незанятого времени, связанного с праздным времяпровождением

Отсутствие занятости в свободное от учёбы время, недостатки в развитии досуговой системы, авторитарный, попустительский, отчужденный стили семейного воспитания, жестокое обращение со стороны взрослых, проявление агрессии, чувство одиночества у детей, проникновение в подростковую среду стереотипов поведения, не совместимых с общественными ценностями, отрицательное влияние неформальной группы сверстников, самовольные уходы из дома, всё эти факторы являются проявлениями ранней стадии дивиантного поведения у несовершеннолетних.

Сфера досуга для подростка является объективным пространством, где удовлетворяются многие духовные потребности личности - в межличностном общении, в физическом самосовершенствовании, социально значимой предметно-практической деятельности, познании и творчестве, культурном отдыхе и развлечениях и т.п

    • Сфера свободного времяпровождения подростков должна быть ориентирована на вовлечение несовершеннолетних в интересную и полезную для них деятельность, которая будет удовлетворять такие потребности как:

    • культурного времяпровождения;

    • творческой самореализации;

    • общения со сверстниками и социально значимыми взрослыми;

    • духовной и физической самореализации;

    • приобретения социально значимых знаний и умений;

    • получение опыта участия в социально значимых делах.

Выявлена специфика организации социально-культурной деятельности на ранних стадиях девиантного поведения подростков: использование социально-культурных мультикомпонентных программ, которые учитывают интеграцию индивидуальных и средовых аспектов коррекции девиантности, эффективность таких программ прямо пропорционально связана с количеством включенных в нее компонентов, цель мультикомпонентных программ - получить синергетэтеский эффект при комбинации различных превентивных стратегий.

В ходе диссертационного исследования автором достаточно аргументирована необходимость использования мультикомпонентных программ в организации социально-культурной деятельности направленной на профилактику первичных проявлений девиаций у несовершеннолетних. Такая организация деятельности как индивидуальный, личностный подход к предупреждению и преодолению девиантного поведения так и будет способствовать изменению социальной среды в которой находиться несовершеннолетний (общественная, школьная, семейная).

Мультикомпонентный превентивный подход является наиболее перспективным, поскольку установлено, что эффективность программ прямо пропорционально связанна с количеством включенных в нее компонентов.



  1. 1   2   3   4   5   6

Актуальность выбранной темы исследования



Примерная тема исследования: Организация социально-педагогической профилактики деструктивного поведения воспитанников ГУСО КСРЦ «Доброта» на основе анализа факторов и причин возникновения противоправного поведения непосредственно у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей воспитывающихся в организации
В Забайкальском крае на сегодняшний день 5 705 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них 4 409 детей проживают в семьях граждан на различных формах устройства, 1296 детей воспитываться в государственных учреждениях.
Воспитанники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся к группе риска (по ряду факторов наследственность, социальная среда и т.д.) и часто являются в Забайкальском крае организаторами или участниками преступлений и правонарушений. Криминализация сознания воспитанников, склонность к противоправным поступкам, агрессивное поведение в отношении сверстников и взрослых, низкая учебная успеваемость, вот основные проблемы которые решают сотрудники организаций для детей-сирот.

По результатам ежедневного мониторинга, осуществляемого специалистами Министерства социальной защиты Забайкальского края, в состоянии самовольного ухода находятся от 18 до 23 воспитанников, при этом в течение недели учреждения покидают 2-4 воспитанника, столько же возвращаются.

Актуальность заявленной темы продиктована необходимостью выявления причин деструктивного поведения несовершеннолетних детей и подростков, оставшихся без попечения родителей с целью определения эффективных форм и методов профилактической работы.


  1. Схема: «Социальное партнерство»

Схема 1 Социальные партнёры ГУСО КСРЦ «Доброта» в рамках профилактики деструктивного поведения воспитанников




Таблица 3. Обоснование схемы «Социальные партнёры ГУСО КСРЦ «Доброта» а также потенциальные возможности партнерства»


Организация/учреждение

Потенциальные возможности партнерства

ОМВД по г. Краснокаменску и Краснокаменскому району

Правовое просвещение, профилактика правонарушений, привлечение специалистов и должностных лиц для организации и проведения просветительских мероприятий в качестве экспертов, консультантов, лекторов

Краснокаменская межрайонная прокуратура и Краснокаменский межрайонный следственный комитет

Военный комиссариат г. Краснокаменска

Территориальная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Реализация индивидуальных программ реабилитации и адаптации несовершеннолетних, находящихся на межведомственном учёте; 

Министерство труда и социальной защиты Забайкальского края, Министерство образования Забайкальского края

Организация конкурсов по правовой тематике, поддержка проектов общественных объединений воспитанников и педагогов, способствующих правовому воспитанию и просвещению детей, разработка нормативно закрепленной системы поощрительных мер за участие в правовом просвещении и воспитании.

Ресурсно методический центр «Доверие» Забайкальского края

Реабилитация воспитанников склонных к деструктивному поведению, оказание взаимопомощи (предоставление информации для определения стратегических направлений деятельности, приглашение специалистов для мониторинговых исследований, проведение социологических и иных исследований) по решению актуальных проблем воспитанников и выпускников интернатных учреждений,

Краевая больница №4 г. Краснокаменска Забайкальского края.

Выполнение задач по сохранению и укреплению здоровья воспитанников, организации работы по профилактике вредных привычек, формированию потребности ведения здорового образа жизни

Школы г. Краснокаменска

Контроль за посещаемостью и успеваемостью воспитанников требующих особого внимания со стороны педагогов

Сибирская региональная школа бизнеса.

Студенты и преподаватели образовательных организаций юридического профиля, например, в рамках такой формы участия студентов-юристов в расширении доступа к бесплатной правовой помощи и правовом просвещении, как юридическая клиника

СМИ

Информационная поддержка, освещение мероприятий.

Учреждения дополнительного образования

Вовлечение воспитанников с девиантным поведением в систему дополнительного образования

Библиотеки г. Краснокаменска

Участие воспитанников в различных мероприятиях, концертные программы, тематические мероприятия, мастер-классы и т.д.

Учреждения культуры г. Краснокаменска

Участие воспитанников «Группы риска» в городских мероприятиях.

Бизнес – структуры г. Краснокаменска

Привлечение внебюджетных средств, финансирования деятельности, в том числе путем реализации проектов, улучшение материальной базы

ЗАБ ГУ

-Подготовка квалифицированных специалистов в области построения педагогической деятельности направленной на профилактику правонарушений, преступлений и бродяжничества среди несовершеннолетних, в том числе среди детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Прохождение курсов повышения квалификации.




  1. Рефлексивный анализ онлайн-мероприятия


Рефлексивный анализ вебинара от 06.12.2022 г. «Мировой опыт в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних и школьных конфликтов» ведущий: Коновалов Антон Юрьевич, член экспертного совета по развитию служб примирения и медиации при Минпросвещения РФ, сотрудник отдела экстренной психологической помощи Федерального координационного центра МГППУ, аналитик ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей». https://infourok.ru/conference/online/127

Таблица 4. Рефлексивный анализ онлайн-мероприятия

Задание

Ответ на задание

Опишите, какие особенности структуры занятия


  • Приветствие;

  • Формулировку темы вебинара;

  • Указание основных изучаемых на вебинаре разделов;

  • Изложение вводной части вебинара - рассмотрение основных подходов к реагированию на правонарушения несовершеннолетних:

Подход, ориентированный на наказание;

Реабилитационный подход (социальных услуг);

Подход, ориентированный на сообщество и значимых людей;

Восстановительный подход.

  • Изложение основной части вебинара - особенности каждого подхода, их «узкие места» и возможность взаимодополнения. Рассмотрены подходы к школьной медиации и восстановительным практикам в школах в других странах (краткий обзор).;

  • Краткие выводы по каждому из вопросов;

  • Заключение;

  • Рекомендации литературных источников по излагаемым вопросам.

Содержание и его анализ с позиции восприятия Вами как обучающимися


Безусловным достоинством просмотренного вебинара является актуальность поднятой проблемы совершенствования средств и методов работы направленных на профилактику преступлений совершаемых несовершеннолетними. В процессе изучения темы предложен проблемный вопрос, изложение материала проходило в форме объяснения с использованием презентации,  В своём выступлении А.Ю Коновалов сравнил мировой и Российский опыт работы в сфере профилактики преступлений несовершеннолетних, подробно рассмотрел три парадигмы реагирования на правонарушения несовершеннолетних;

  1. Карательная – ориентированная на наказание или страх наказания.

Целью карательного наказания было изъятие из общества того, кто являлся источником опасности, пока он оставался в среде людей. Эта парадигма в 60-70х годах мировым сообществом была подвергнута сомнению, что привело к появлению очень важных нововведений таких как независимого суд, система доказательств.

  1. Реабилитационный подход (социальных услуг); основан на помощи мало защищённым слоям общества (если ребёнок не обучен у него плохие социальные условия ему нужна помощь специалистов).

В изначальном виде помощью детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации занимались некоммерческие общественные организации (помощь оказывалась точечно в рамках возможностей организации, не было строгих планов и сроков предоставления помощи). Условия для профилактики преступлений несовершеннолетних это добровольность и доверительные отношения.

В дальнейшем были созданы государственные модели реабилитационного подхода (различные детские клубы с административным участием). При возникновении государственного финансирования появляется отчётность, мониторинг, планирование, обучение специалистов. Главной проблемой становиться отсутствие интереса объекта профилактики в исправлении ситуации, ответственность перекладывается с детей совершивших правонарушения и семьи и их семей на плечи специалистов.

Государственные модель реабилитационного подхода вызвала большую волну возникновения повторной преступности несовершеннолетних, в результате большая часть стран стала отказываться от этой модели (европейские, восточные)в пользу развития модели восстановительного правосудия.

  1. Восстановительный подход – мировое сообщество обращается к традиционным практикам примирения отмечая что В ряде стран нормы о посредничестве в уголовных делах вошли в законодательство. Это можно пронаблюдать в тех государствах, в которых мультикультурализм положен в основу правовой политики (Канада, Австралия, Индия, Израиль, Великобритания, отчасти США). В этих государствах признается возможной юрисдикция этнических сообществ в вопросах семейного и отчасти гражданского права.традиционные формы разрешения конфликтов, присущие обычному праву, бытуют и сегодня, в том числе и на территории России, и их исследование и освоение этого опыта имеет большое значение для развития примирительных практик. Изучение традиционных практик открывает новые пласты в понимании социальных форм урегулирования конфликтов и механизмов ответственности, раскаяния и прощения – столь важных в рамках концепции восстановительного правосудия

А.Ю. Коноваловым рассмотрены такие традиционные практики примирения как -

Традиции масляата (примирение через старейшин у народов Кавказа), «круги примирения» индейцы-Навахо заменяют наказание примирением сторон, практика примирения в России «Сельские сходы», «Семейные конференции» которые применяют племена Маори, опыт примирения в ЮАР, традиции «Крестников» - как традиция обретения социально значимого взрослого.

В рамках выступления рассмотрен институт семьи и теория обретения внутренней силы (готовность к собственным активным действиям). Теория Цаиммермана в рамках общинной психологии. В которой исправление личности рассматривается на трёх уровнях;

  • Личностный уровень – опора на личностные ресурсы и ситуации собственного успеха;

  • Групповой уровень – обязательное обсуждение своих проблем со специалистами, для появления новых мыслей и видений решения проблемы и пути её исправления;

  • Общинный уровень –поддержка значимых людей.

Антон Юрьевич отмечает что мировые тенденции призывают к общению с несовершеннолетними правонарушителями не с позиции эксперта который объясняет, классифицирует проступок, выражается профессиональным языком, даёт рекомендации и требует их выполнения, а с позиции понимающего человека, т.е необходимо понимать и описывать ситуацию как уникальную (видеть причины совершения противоправных действий), выражаться на понятном ребёнку языке, подталкивать несовершеннолетнего к ответственной позиции (необходимости исправить ситуацию или минимизировать вред) и поддерживать значимых для нарушителя людей.

Автором выступления делается вывод о том, что в восстановительном подходе ответственность ребенка должна быть не столько перед законом\ уставом\правилами, сколько перед людьми, которых он обидел и\или которым причинил вред.

В случае причинения вреда или обиды ответственность выражается в том, чтобы: -услышать и понять переживания человека, которого обидел и причинил вред, а также к каким последствиям для него привела конфликтная ситуация;

- исправить этот вред и другие негативные последствия насколько возможно самому: искренне извиниться, загладить вред и т.д.;

- приложить усилия (т.е. действия), чтобы подобное не повторилось.

Автор выступления рассмотрел «Теорию разбитых окон» представленную которая была представлена в статье 1982 года социологом Джеймсом К. Уилсон и Джордж Л. Келлин, отмечая, что в образовании теория разбитых окон используется для поддержания порядка в классах и школьной культуры. Считается, что беспорядок или нарушение правил сигнализируют учащимся, и что они, в свою очередь, имитируют беспорядок. Поэтому необходимо приучать несовершеннолетних к выполнению простых правил поведения в обществе.

Автор справедливо отмечает, что политика «Нулевой толерантности», которая активно используется в США и предусматривает назначение максимально возможных по закону ограничений и санкций даже за незначительные правонарушения или проступки с целью устранения нежелательного поведения оказалась не эффективной.

В заключении А.Ю. Коновалов приходит к на наш взгляд обоснованным выводам, что для построения наиболее эффективной системы профилактики преступлений совершаемых несовершеннолетними очень важно знать и понимать какие практики уже были использованы другими странами, плюсы минусы риски применения этих практик. Анализировать, трансформировать и применять наиболее эффективные методики.

Что Вам понравилось…


Данное выступление позволяет слушателю лучше узнать мировой опыт, идеи, успехи и неудачи в сфере построения работы направленной на борьбу с противоправным поведением, данная информация помогла нам определиться, в каком направлении важно выстраивать работу по профилактике правонарушений несовершеннолетних конфликтов в учреждении для детей сирот.

Какие трудности возникали в ходе проведения

Трудностей в усвоении материала не возникло, в полной мере дана характеристика различных концепций и по теме «Мировой опыт в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних и школьных конфликтов». В ходе вебинара изложение материала происходило доступным и ясным языком; разъяснены все вновь вводимые термины и названия. А.Ю. Коновалов приводил достаточно ярких, убедительных примеров, фактов, обоснований, документов и научных доказательств, по изучаемым вопросам, входе выступления были подчеркнуты выводы по каждому вопросу,

Если бы я был организатором в следующий раз, чтобы захотел изменить…

Изменить вариант процесса взаимосвязи лектора с удаленными слушателями в данном случае виртуальная аудитория была не видна лектору, поэтому была затруднена обратная связь, вопросы можно было задавать только в чате.

Я хочу сказать, что если применять такую форму работы со студентами в следующий раз, то надо…

Провести вебинар как интерактивное учебное занятие где студенты могут выступать со своими докладами, задавать друг другу и преподавателю вопросы, вести полемику. Тогда вебинар будет представлять собой семинар, который проводится в компьютерной сети.

Какие ассоциации Вы можете привести в связи с образовательным событием

В своём выступлении А.Ю. Коновалов открывает массу возможностей для последующего углубления в тему восстановительных практик применяемых в разных странах в различный период времени, подводя слушателя к осознанию того, что все научные знания обусловливаются прошлым, сегодня репродуцируются и в то же время приобретают качественно новое звучание, ведь вековые традиции служат базой для нахождения новых путей решения проблемы профилактики противоправного поведения. В настоящее время новые научные идеи обсуждаемые на вебинаре вырастают как продолжение и развитие старых идей.

Какую роль в саморазвитии личности педагога играет участие в подобных образовательных событиях

Считаю, что это очень ценный опыт общения с применением интернет-технологий, который можно назвать одним из видов самообразования. Это расширяет кругозор педагога и даёт новые возможности общения и сотрудничества.





  1. Идеи к подготовке совместного образовательного события с учащимися 6 или 8 класса по теме: осознанное потребление, экологические привычки и их формирование


Название образовательного события: «Мусорный калейдоскоп».

Актуальность: В настоящее время в городе Чита очень остро стоит проблема утилизации бытового мусора. Борьба с различными видами мусора – одна из главных проблем окружающей среды. Поэтому экологическая грамотность, осознание ответственности за судьбу природы, в том числе родного края, необходимы каждому человеку. Наиболее успешно это возможно реализовать через практико-ориентированную деятельность.

Форма проведения образовательного события; квест-игра.

Цель образовательного события: вовлечение учащихся в активную деятельность по изучению проблемы раздельного сбора мусора и возможности его вторичного использования, обучения ребят работе в группе, способствовать развитию креативного мышления учащихся.

Из сформулированной цели могут быть выделены следующие задачи:

  • Привлечь внимание школьников, к проблеме ТБО;

  • Актуализировать личностный подход в решении проблемы отходов в быту;

  • Создать условия для развития активной жизненной позиции через реализацию творческих способностей детей.

Возраст целевой группы: 12-15 лет (квест может быть проведён как с учащимися 6 так и с учащимися 8 класса ).

Необходимое оборудование: столы с названиями этапов (в разных частях класса).

Технические средства: компьютер, проектор, презентации, видеоролики.

Для организации этого мероприятия необходимо продумать конкурсы-этапы. Количество конкурсов может быть равно количеству команд. На каждой станции должен находиться ведущий из числа студентов ЗАБ ГУ –чётко знающие правила данного конкурса. Для каждой станции будет подготовлен раздаточный материал или мультимедийная презентация.

Для всех команд необходимо разработать маршрутный лист в котором указаны этапы пути, старт и последовательность прохождения.

Предлагаемые этапы квеста:

  1. «Моя мусорная корзина»: Предложить учащимся выбрать из корзины: какие предметы бытового мусора можно действительно выбросить; какие предметы бытового мусора можно использовать повторно. (Например: кости от курицы, пластиковая бутылка, фантики от конфет, коробки из-под молока, чёрствый хлеб, кожура от цитрусовых, скорлупа от яиц, консервные банки, перегоревшая лампочка, кожура от апельсинов, стеклянные бутылки, заварка (старая), старая одежда, пластиковые бутылки, сломанный карандаш, газета, сломанные игрушки, погибшие комнатные растения и т.д.) Объяснить, каким образом можно использовать эти отходы.

  2. «Сортировочный» Командам предлагаются наборы бытовых отходов (бумага, пластиковые бутылки, консервные банки и т.д.) По сигналу ведущего участники сортируют мусор по пакетам или ведрам с маркировкой разного цвета.

  3. «Стоп, мусор!» Участники должны составить листовку-обращение по уменьшению количества выбрасываемого бытового мусора в семьях города Чита (выразить свои мыс- ли).

  4. «Полезное из бесполезного» Участникам предлагается изготовить из предметов бытового мусора изделие. Набор мусора одинаков для всех команд.

  5. «Мусорное буриме». Капитан выбирает конверт, в котором находятся карточки с группой слов. Ребятам предлагается придумать стихотворение.

  6. «Интерактивная» На последнем этапе все команды собираются в одной точке. Командам предлагается принять участие в интерактивной игре «Что мы знаем о ТБО» Игру предполагается построить в программе Microsoft PowerPoint с гиперссылками и триггерами. В ходе игры команда – участник выбирает номер вопроса. Ведущий наводит курсор мыши на названную ячейку и нажимает на неё, на экране появляется вопрос, который зачитывается. Команды обсуждают ответ, по решению капитана участник команды отвечает на вопрос. (Чем больше вопросов откроет команда за данное время, тем большее количество баллов может заработать).