Файл: Здравоохранения как предмет государственного регулирования 6.doc
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 229
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы государственного регулирования в сфере здравоохранения РФ
1.1 Система здравоохранения как предмет государственного регулирования
1.2 Нормативно-правовое регулирование системы здравоохранения в РФ
1.3 Развитие государственных программ в сфере здравоохранения на современном этапе
2.1 Характеристика деятельности ГУЗ "Центр восстановительной медицины и реабилитации №3 "Биосвязь""
3. Совершенствование в сфере государственного регулирования системы здравоохранения
1.3 Развитие государственных программ в сфере здравоохранения на современном этапе
Американское агентство финансово-экономической информации Bloomberg представило рейтинг стран мира по эффективности систем здравоохранения в 2014 году.
Рейтинг составлен аналитиками агентства Bloomberg на основании данных Всемирной организации здравоохранения, Организации Объединенных Наций и Всемирного банка. В основе рейтинга три ключевых показателя, которые определяют эффективность системы здравоохранения той или иной страны: средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении, государственные затраты на здравоохранение в виде процента от ВВП на душу населения, стоимость медицинских услуг в пересчете на душу населения. Исследование охватывает 51 государство с населением более 5 миллионов человек, ВВП свыше 5 тысяч долларов на человека в год и средней продолжительностью жизни свыше 70 лет, по которым имеются достоверные статистические данные по всем семи показателям.
По итогам исследования выяснилось, что страной с самой эффективной системой здравоохранения является Сингапур, набравший 78,6 балла. Средняя продолжительность жизни граждан страны составляет 82,1 года, стоимость медицинских услуг на душу населения — $ 2,426, доля расходов на здравоохранение — 4,5% от ВВП. За Сингапуром с небольшим отставанием идут Гонконг, Италия, Япония и Южная Корея. В десятку лидеров также вошли: Австралия, Израиль, Франция, Объединенные Арабские Эмираты и Великобритания.
Неожиданно высокие позиции в рейтинге таких стран как Мексика (12 место), Эквадор (13), Ливия (25) и ряда других обусловлены очень низкой стоимостью медицинских услуг для населения в пересчете на душу населения, что косвенно показывает несовершенство рейтинговой методики, так как эффективность систем здравоохранения в указанных странах никак не может быть значительно выше, чем, например, в Соединенных Штатах, которые заняли лишь 44 место среди 51 страны. Вместе с тем, авторы исследования обращают внимание на то, что среди стран с развитой экономикой США тратят больше всего на здравоохранение с худшим результатом.
Последнее место в рейтинге заняла Россия
, которая была включена в список впервые в этом году и набрала только 22,5 балла. В предыдущем исследовании Россия не была представлена по причине того, что средняя продолжительность жизни населения страны на тот момент составляла 69 лет. Сейчас средняя продолжительность жизни граждан страны составляет 70,5 лет, стоимость медицинских услуг на душу населения — $ 887, доля расходов на здравоохранение — 6,3% от ВВП.
Достижению данных результатов способствуют государственные программы в системе здравоохранения РФ в рамках ее модернизации.
Государственная программа "Развитие здравоохранения" действует в РФ на основании Постановления Правительства РФ от 15.04.2014 N 294 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения».
Результатами работы Министерства здравоохранения Российской Федерации в 2013 году стали следующие факты: ожидаемая продолжительность жизни россиян увеличилась на 0,5 года – до 70,8 года: у мужчин на 0,5 года (с 64,6 до 65,1 года), у женщин на 0,4 года (75,9 до 76,3 года). В 2013 году умерло на 34,5 тыс. человек меньше, чем в 2012 году, при этом родилось на 6,3 тыс. детей меньше. В 2013 году впервые зарегистрирована положительная динамика: естественный прирост населения составил 24 тыс. человек (в 2012 году естественная убыль населения – 2,5 тыс. человек).
Снизилось число детей, умерших в возрасте до 1 года, на 0,8 тыс. (4,7%). Кроме этого, за 12 месяцев 2013 года зарегистрировано снижение смертности населения от болезней системы кровообращения (на 4,5% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года), туберкулёза (почти на 10%), от внешних причин (на 4,2%), в том числе от дорожно-транспортных происшествий (0,7%), убийств (6,7%), самоубийств (3%), случайных утоплений (9,1%), случайных отравлений алкоголем (2,9%)
Основываясь на выше перечисленных результатах, целью программы является обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки.
Минздравом издан приказ от 15 февраля 2013 года №72н «О проведении диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации», позволяющий, в том числе осуществлять оперативный мониторинг результатов диспансеризации на всех уровнях сферы здравоохранения, начиная с детской поликлиники отдельного субъекта Российской Федерации до федерального округа и в целом по Российской Федерации.
Разработана Программа развития перинатальных центров в Российской Федерации, в соответствии с которой предусмотрено строительство в 2013–2016 годах 32 перинатальных центров в 30 регионах страны.
В обучающих симуляционных центрах, созданных в 2011–2012 годах, прошли повышение квалификации 2242 врача – акушера-гинеколога, неонатолога, анестезиолога-реаниматолога, в 2013 году создано ещё 4 таких центра.6
В 2013 году за счёт средств федерального бюджета высокотехнологичная медицинская помощь по профилю «Акушерство и гинекология (использование вспомогательных репродуктивных технологий)» оказана 10470 женщинам.
В 2013 году разработан и утверждён комплекс мер по обеспечению системы здравоохранения медицинскими кадрами, который сформировал интегрированный подход к решению кадровой проблемы в отрасли и определил основные стратегические направления кадровой политики до 2018 года.
В России действует программа "Земский доктор". В 2014 году данная программа является действующей и позволяет получить 1 миллион рублей молодому врачу с высшим образованием на приобретение жилья, если он направился работать в сельскую местность.
Еще в конце 2011 г. был принят закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», который детализировал некоторые аспекты этапов реализации программ, направленных на модернизацию отрасли здравоохранения в России на период с 2011 по 2012 годы. Данная федеральная программа была ориентирована на стимулирование притока медицинских работников с высшим образованием для работы в российское село.
По сообщениям Минздрава РФ, программа земский доктор в 2014 году будет функционировать и не прекратит своего действия. На основании данной инициативы правительства молодые врачи, которые отправляются в сельскую местность на работу и проживание, получают 1 миллион рублей в качестве единовременной выплаты. 2012 год принес свои «плоды» - сельские здравпункты пополнились на 8 тысяч специалистов. В 2013 году к селам были добавлены рабочие поселки.
В 2013 году в бюджете Фонда обязательного медицинского страхования заложено почти три миллиарда рублей, такая же сумма предположительно будет выделена из бюджетов регионов для поддержки врачей. Эти средства позволят привлечь примерно 6 тыс. молодых специалистов в рабочие поселки и сельскую местность в 2014-м году.
Отдельным ведомствам, а именно – Министерству здравоохранения и Министерству Финансов РФ поручена работа по рассмотрению вопроса с возрастными ограничениями медиков, переезжающих жить и трудиться в село. Правительство предлагает установить возраст в 40-45 лет против действующих сейчас 35-ти.
Дальнейшая реализация программы полностью поддерживается В. Путиным, о чем он заявил на прямой линии. Сельский врач, по мнению президента должен привлекаться в глубинку и всячески там поощряться. Государство выделяет развитие сети сельских медицинских учреждений в одно из более перспективных направлений развития страны.
Сегодня социальная сфера в России значительно недофинансирована. В условиях ограничения федерального бюджета источником необходимых денежных ресурсов могут стать инвестиции частного сектора. В общемировой практике государственно-частное партнерство (ГЧП) позволяет решить такие проблемы, как низкая эффективность управления фондами и дефицит бюджетных средств. В России также есть успешные примеры привлечения инвестиций и административного потенциала институтов предпринимательства с целью повышения качества медицинских услуг, однако развитию ГЧП препятствует отсутствие правовой среды, в частности, федерального закона о государственно-частном партнерстве.
На сегодняшний день государственно-частное партнерство в здравоохранении осуществляется посредством концессионных соглашений и договоров аутсорсинга. В 2013 году аутсорсинг в организации медицинской помощи использовали 28 субъектов РФ, концессии – более 40 регионов РФ.
Спектр аутсорсинговых услуг меняется на глазах. Если сначала он состоял только из технических услуг: приготовление пищи, охрана территории, уборка мусора и другие, то в последние годы включает административное управление, юридическое и бухгалтерское сопровождение, и совсем в недавнее время более сложные функции – диагностические и лабораторные исследования». Концессионные соглашения применяются как для первого уровня оказания медицинской помощи (амбулаторно-поликлинические учреждения, фельдшерско-акушерские пункты), так и для моделирования специализированной медицинской помощи на уровне среднего звена (кабинеты гемодиализа, комбинированные диагностические центры) и на высокотехнологичном уровне (сети центров позитронно-эмиссионной томографии, специализированные реабилитационные комплексы). Количество частных структур в программе государственных гарантий также значительно увеличилось: более чем в три раза по сравнению с показателем 2010 года. Сегодня в программе более 1700 частных организаций – это 19% всех учреждений, оказывающих помощь в рамках госгарантий. Однако это не решает проблем отрасли: потребности в определенных профилях и объемах медицинских услуг.
Необходимость привлечения частных инвестиций обусловлена и финансовым фактором. По оценке Министерства здравоохранения РФ, содержание и амортизация объектов государственной системы медицинских организаций сегодня требует порядка 300 миллиардов рублей, при этом объем субсидий из всех бюджетных источников составляет около 125 миллиардов рублей.
Федеральная целевая программа «Экономическое развитие и инновационная экономика» Подпрограмма «Кадры для инновационной экономики» предполагает создание благоприятного предпринимательского климата и условий для ведения бизнеса, повышение инновационной активности бизнеса, повышение эффективности государственного управления.
Цель программы - обеспечение организаций народного хозяйства Российской Федерации специалистами в области управления, отвечающими современным требованиям экономики.
Регионами разработаны и приняты программы по поэтапному устранению дефицита медицинских кадров, содержащие дифференцированные меры социальной поддержки медицинских работников, в первую очередь наиболее дефицитных специальностей (выплаты единовременной помощи молодым специалистам; доплаты к заработной плате молодым специалистам в течение первых трёх лет работы после окончания учебного заведения; оплата жилищно-коммунальных услуг работающим и проживающим в сельских населённых пунктах или посёлках городского типа; возмещение затрат, связанных с арендой жилого помещения и др.).
На 1 января 2014 года в учреждениях здравоохранения системы Минздрава, согласно данным федерального государственного статистического наблюдения, работало 587 482 врача и 1 295 736 медицинских работников со средним профессиональным образованием, более 90 тыс. человек – в учреждениях здравоохранения ведомственной принадлежности и частной собственности
Постановлением Правительства Москвы от 04.10.2011 N 461-ПП была утверждена «Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.).
Цель Программы: улучшение здоровья населения города Москвы на основе повышения качества и доступности оказания медицинской помощи.
Задачи Программы:
-
приведение мощности и структуры сети учреждений системы здравоохранения в соответствие с потребностями населения в медицинской помощи; -
совершенствование технологий оказания медицинской помощи; -
переход к более эффективной организации медицинской помощи; -
создание единого информационного пространства в системе здравоохранения города Москвы; -
ликвидация диспропорций в структуре и численности медицинских кадров, повышение квалификации кадров.