Файл: Здравоохранения как предмет государственного регулирования 6.doc
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 222
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы государственного регулирования в сфере здравоохранения РФ
1.1 Система здравоохранения как предмет государственного регулирования
1.2 Нормативно-правовое регулирование системы здравоохранения в РФ
1.3 Развитие государственных программ в сфере здравоохранения на современном этапе
2.1 Характеристика деятельности ГУЗ "Центр восстановительной медицины и реабилитации №3 "Биосвязь""
3. Совершенствование в сфере государственного регулирования системы здравоохранения
9
Медицинский персонал "ЦВМиР №3", предполагает, что данное учреждение не готово к переходу на электронное обеспечение, особенно государственные, и в связи с этим, внедрение Системы приведет к появлению еще большего числа проблем в сфере его деятельности, а так же здравоохранения в целом.10
Для того чтобы процесс внедрения прошел нормально, нужно очень многое сделать: разработать нормативно-методические документы, единые классификаторы и справочники, необходимо активно вовлекать руководителей здравоохранения на всех уровнях, проводить обучение врачей и медицинского персонала11.
Также неясен ответ на вопрос: А нужно ли это все потребителю медицинских услуг? Нужна ли им электронная медицинская карта и электронная регистратура? Не предпочтут ли пациенты медицинские услуги "ЦВМиР №3" частным? Чтобы разобраться в сложившейся ситуации, в "ЦВМиР №3" был проведен опрос пациентов, а также взяты глубинные интервью у трех квалифицированных врачей.
Для проведения опроса была составлена анкета, включающая следующие вопросы:
1. Знакомы ли Вы с государственной информационной системой в области здравоохранения (с сервисами: электронная запись к врачу, электронная медицинская карта)?
2. Пользовались ли Вы данным сервисом (с помощью интернета, терминала)?
3. Удалось ли Вам записаться подобным образом на прием? (с какими трудностями вы столкнулись?)
4. Каким образом Вы предпочитаете записываться на прием?
В анкетировании учувствовали лица, достигнувшие 14 летнего возраста, а так же родители представляющие интересы своих детей младше 14 лет. Всего было опрошено 120 респондентов. По результатам исследования были получены следующие результаты:
1. 93,3% (112 человек) респондентов знакомы с единой государственной информационной системой в области здравоохранения (с сервисами: электронная запись к врачу, электронная медицинская карта) либо, по крайней мере, наслышаны о Системе.
Рисунок 3 - Ответы респондентов на вопрос " Знакомы ли Вы с единой государственной информационной системой в области здравоохранения"
2. Только 40% (48 человек) опрошенных респондентов пробовали воспользоваться данным сервисом (с помощью интернета, терминала), 55% (66 человек) не пользовались в силу незнания Системы, 5% (6 человек) не хотят пользоваться системой (рис. 4).
Рисунок 4 - Ответы респондентов на вопрос " Пользовались ли Вы данным сервисом (с помощью интернета, терминала)"
3. Лишь 20,8% из этого числа (10 человек из 48 человек) удалось записаться подобным образом на прием. Остальные столкнулись со следующими трудностями (рис. 4):
Рисунок 5 - Распределения голосов по критерию трудности при обращении к Системе
1) отказ в приеме,
2) неудобный интерфейс,
3)отсутствие актуального расписания учреждения,
4) большая занятость врачей,
5) большой промежуток времени до начала приема,
6) сложно записаться на прием к узкоспециализированному специалисту.
67% респондентов предпочитают записываться на прием с помощью телефонного звонка, либо лично обратившись в регистратуру "ЦВМиР №3". И данные способы записи к врачу опрошенных респондентов устраивает, менять способ они не намерены.
Опрошенные эксперты - врачи придерживаются одного мнения – они полностью поддерживают внедрение Системы в здравоохранение РФ, выделяя при этом множество положительных сторон:
1) связь всех участников здравоохранения в едином формате, экономия ресурсов (бумаги, времени);
2) повышение эффективности оказания медицинской помощи;
3) прозрачность истории болезни;
4) возможность дистанцированного консультирования больного другими специалистами;
5) улучшение сервиса и качества предоставления медицинских услуг;
6) повышение достоверности данных при принятии управленческих решений;
7) более легкое и качественное ведение статистического учета и пр.
Однако экспертами были выделены и «минусы»:
1) нет четкого регулирования защиты информации,
2) возникнут трудности адаптации пользования системой старшего поколения врачей,
3) злоупотребление возможностями Системы (например – пациенты могут продавать талоны, места в очередь и т.п.).
Таким образом, вопрос о пользе внедрения единой государственной информационной системы в области здравоохранения остается до сих пор открытым. Многие пациенты, особенно старшее поколение, не готовы переходить на электронное обеспечение деятельности лечебных учреждений.
Также пока нет однозначных доказательств того, что качество предоставления медицинской помощи улучшится, а эффективность деятельности "ЦВМиР №3" будет расти. Есть множество предположений как все должно быть, но, чтобы внедрение единой государственной информационной системы принесло желаемые результаты, необходимо еще работать и работать.
На основании проведенного исследования считаем целесообразным совершенствование имеющейся программы информатизации в "ЦВМиР №3" на более удобную и доступную для населения, с помощью. Основным направлением станет внедрение более совершенствованной "Системы электронных медицинских карт".
Основная цель проекта по автоматизации - повышение качества и доступности медицинской помощи населению, эффективности использования бюджетных средств, выделенных на реализацию здравоохранительных программ; построение инфраструктуры для выполнения информационных проектов в сфере здравоохранения, в том числе с использованием электронных медицинских карт.
Система электронных медицинских карт предназначена для интеграции работы лечебных учреждений и организаций, осуществляющих контроль в сфере здравоохранения. Специалисты сферы здравоохранения пользуются единой базой данных здоровья населения, осуществляют оперативный контроль оказания медицинских услуг, выдачи медикаментов и т.д.
Так, например, в ходе реализации проекта «Детство» было автоматизировано 15 городских ЛПУ, а также Управление Здравоохранения Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани. Внедрение проекта завершено в 10 поликлиниках, в 5 поликлиниках идет этап опытной эксплуатации. Была создана единая информационная сеть всех детских ЛПУ города, внедрены система управления административно-хозяйственной деятельностью ЛПУ, программный комплекс для мониторинга сети и ресурсов детских ЛПУ, а также система использования электронных медицинских карт в детских поликлиниках.
Один из модулей системы обеспечивает ведение паспорта ЛПУ, благодаря которому осуществляется мониторинг материально-технических ресурсов учреждения (полный реестр оборудования, включая вид и год выпуска). В основе разработки - программное обеспечение «Система Витакарта» (рис. 6).
Рисунок 6 - Описание решения (технология разработки и внедрения) программы «Система Витакарта»
Задачи, решаемые при внедрении программы «Система Витакарта»:
Каждому пациенту присваивается ключ к его персональному медицинскому файлу (в дальнейшем данный ключ будет иметь вид пластиковой карты). С ее помощью или путем ввода в систему исходных данных о пациенте, например фамилии, можно сразу записаться на прием к любому врачу-специалисту или к участковому врачу-педиатру или врачу-терапевту.
На компьютере у врача "ЦВМиР №3" появится та же информация. Он может сразу узнать, кто придет к нему на прием завтра или в любой другой день.
Благодаря наличию уникального персонального кода врача, а также сохранению всей цепочки выполненных им действий в поликлиниках проводится анализ работы специалистов на предмет обоснованности выписки медикаментов, качества проводимого им лечения, выписки больничных листов. Может быть проведен статистический анализ деятельности персонала "ЦВМиР №3", связанной с лечением пациентов.
Информационная система позволит руководителям "ЦВМиР №3" разного уровня следить за ситуацией с заболеваемостью, формировать отчетность в соответствии с установленными формами. Информационная система обеспечивает возможность непрерывного мониторинга качества оказанных медицинских услуг.
Важное преимущество системы - возможность обращения и работы с картой во всех ЛПУ района, города, региона и страны в целом. Нужно только при себе иметь карту или знать ее код. Карта облегчает работу скорой и неотложной медицинской помощи, так как в режиме просмотра данных можно узнать всю информацию о пострадавших: от группы крови и перенесенных заболеваниях и травмах до аллергических реакций на те или иные лекарственные препараты.
В режиме просмотра на экран выводится ограниченная информация, что соответствует всем нормативным актам
Медицинский персонал "ЦВМиР №3", предполагает, что данное учреждение не готово к переходу на электронное обеспечение, особенно государственные, и в связи с этим, внедрение Системы приведет к появлению еще большего числа проблем в сфере его деятельности, а так же здравоохранения в целом.10
Для того чтобы процесс внедрения прошел нормально, нужно очень многое сделать: разработать нормативно-методические документы, единые классификаторы и справочники, необходимо активно вовлекать руководителей здравоохранения на всех уровнях, проводить обучение врачей и медицинского персонала11.
Также неясен ответ на вопрос: А нужно ли это все потребителю медицинских услуг? Нужна ли им электронная медицинская карта и электронная регистратура? Не предпочтут ли пациенты медицинские услуги "ЦВМиР №3" частным? Чтобы разобраться в сложившейся ситуации, в "ЦВМиР №3" был проведен опрос пациентов, а также взяты глубинные интервью у трех квалифицированных врачей.
Для проведения опроса была составлена анкета, включающая следующие вопросы:
1. Знакомы ли Вы с государственной информационной системой в области здравоохранения (с сервисами: электронная запись к врачу, электронная медицинская карта)?
2. Пользовались ли Вы данным сервисом (с помощью интернета, терминала)?
3. Удалось ли Вам записаться подобным образом на прием? (с какими трудностями вы столкнулись?)
4. Каким образом Вы предпочитаете записываться на прием?
В анкетировании учувствовали лица, достигнувшие 14 летнего возраста, а так же родители представляющие интересы своих детей младше 14 лет. Всего было опрошено 120 респондентов. По результатам исследования были получены следующие результаты:
1. 93,3% (112 человек) респондентов знакомы с единой государственной информационной системой в области здравоохранения (с сервисами: электронная запись к врачу, электронная медицинская карта) либо, по крайней мере, наслышаны о Системе.
Рисунок 3 - Ответы респондентов на вопрос " Знакомы ли Вы с единой государственной информационной системой в области здравоохранения"
2. Только 40% (48 человек) опрошенных респондентов пробовали воспользоваться данным сервисом (с помощью интернета, терминала), 55% (66 человек) не пользовались в силу незнания Системы, 5% (6 человек) не хотят пользоваться системой (рис. 4).
Рисунок 4 - Ответы респондентов на вопрос " Пользовались ли Вы данным сервисом (с помощью интернета, терминала)"
3. Лишь 20,8% из этого числа (10 человек из 48 человек) удалось записаться подобным образом на прием. Остальные столкнулись со следующими трудностями (рис. 4):
Рисунок 5 - Распределения голосов по критерию трудности при обращении к Системе
1) отказ в приеме,
2) неудобный интерфейс,
3)отсутствие актуального расписания учреждения,
4) большая занятость врачей,
5) большой промежуток времени до начала приема,
6) сложно записаться на прием к узкоспециализированному специалисту.
67% респондентов предпочитают записываться на прием с помощью телефонного звонка, либо лично обратившись в регистратуру "ЦВМиР №3". И данные способы записи к врачу опрошенных респондентов устраивает, менять способ они не намерены.
Опрошенные эксперты - врачи придерживаются одного мнения – они полностью поддерживают внедрение Системы в здравоохранение РФ, выделяя при этом множество положительных сторон:
1) связь всех участников здравоохранения в едином формате, экономия ресурсов (бумаги, времени);
2) повышение эффективности оказания медицинской помощи;
3) прозрачность истории болезни;
4) возможность дистанцированного консультирования больного другими специалистами;
5) улучшение сервиса и качества предоставления медицинских услуг;
6) повышение достоверности данных при принятии управленческих решений;
7) более легкое и качественное ведение статистического учета и пр.
Однако экспертами были выделены и «минусы»:
1) нет четкого регулирования защиты информации,
2) возникнут трудности адаптации пользования системой старшего поколения врачей,
3) злоупотребление возможностями Системы (например – пациенты могут продавать талоны, места в очередь и т.п.).
Таким образом, вопрос о пользе внедрения единой государственной информационной системы в области здравоохранения остается до сих пор открытым. Многие пациенты, особенно старшее поколение, не готовы переходить на электронное обеспечение деятельности лечебных учреждений.
Также пока нет однозначных доказательств того, что качество предоставления медицинской помощи улучшится, а эффективность деятельности "ЦВМиР №3" будет расти. Есть множество предположений как все должно быть, но, чтобы внедрение единой государственной информационной системы принесло желаемые результаты, необходимо еще работать и работать.
3.2 Основные направления совершенствования государственного регулирования системы здравоохранения в ГУЗ "Центр восстановительной медицины и реабилитации №3 "Биосвязь""
На основании проведенного исследования считаем целесообразным совершенствование имеющейся программы информатизации в "ЦВМиР №3" на более удобную и доступную для населения, с помощью. Основным направлением станет внедрение более совершенствованной "Системы электронных медицинских карт".
Основная цель проекта по автоматизации - повышение качества и доступности медицинской помощи населению, эффективности использования бюджетных средств, выделенных на реализацию здравоохранительных программ; построение инфраструктуры для выполнения информационных проектов в сфере здравоохранения, в том числе с использованием электронных медицинских карт.
Система электронных медицинских карт предназначена для интеграции работы лечебных учреждений и организаций, осуществляющих контроль в сфере здравоохранения. Специалисты сферы здравоохранения пользуются единой базой данных здоровья населения, осуществляют оперативный контроль оказания медицинских услуг, выдачи медикаментов и т.д.
Так, например, в ходе реализации проекта «Детство» было автоматизировано 15 городских ЛПУ, а также Управление Здравоохранения Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани. Внедрение проекта завершено в 10 поликлиниках, в 5 поликлиниках идет этап опытной эксплуатации. Была создана единая информационная сеть всех детских ЛПУ города, внедрены система управления административно-хозяйственной деятельностью ЛПУ, программный комплекс для мониторинга сети и ресурсов детских ЛПУ, а также система использования электронных медицинских карт в детских поликлиниках.
Один из модулей системы обеспечивает ведение паспорта ЛПУ, благодаря которому осуществляется мониторинг материально-технических ресурсов учреждения (полный реестр оборудования, включая вид и год выпуска). В основе разработки - программное обеспечение «Система Витакарта» (рис. 6).
Рисунок 6 - Описание решения (технология разработки и внедрения) программы «Система Витакарта»
Задачи, решаемые при внедрении программы «Система Витакарта»:
-
оптимизирует работу детских поликлиник; -
облегчает работу врачей, фиксируя интенсивность их деятельности; -
позволяет проводить контроль качества проведенного лечения; -
руководитель учреждения может оперативно принимать управленческие решения на основе имеющейся у него информации.
Каждому пациенту присваивается ключ к его персональному медицинскому файлу (в дальнейшем данный ключ будет иметь вид пластиковой карты). С ее помощью или путем ввода в систему исходных данных о пациенте, например фамилии, можно сразу записаться на прием к любому врачу-специалисту или к участковому врачу-педиатру или врачу-терапевту.
На компьютере у врача "ЦВМиР №3" появится та же информация. Он может сразу узнать, кто придет к нему на прием завтра или в любой другой день.
Благодаря наличию уникального персонального кода врача, а также сохранению всей цепочки выполненных им действий в поликлиниках проводится анализ работы специалистов на предмет обоснованности выписки медикаментов, качества проводимого им лечения, выписки больничных листов. Может быть проведен статистический анализ деятельности персонала "ЦВМиР №3", связанной с лечением пациентов.
Информационная система позволит руководителям "ЦВМиР №3" разного уровня следить за ситуацией с заболеваемостью, формировать отчетность в соответствии с установленными формами. Информационная система обеспечивает возможность непрерывного мониторинга качества оказанных медицинских услуг.
Важное преимущество системы - возможность обращения и работы с картой во всех ЛПУ района, города, региона и страны в целом. Нужно только при себе иметь карту или знать ее код. Карта облегчает работу скорой и неотложной медицинской помощи, так как в режиме просмотра данных можно узнать всю информацию о пострадавших: от группы крови и перенесенных заболеваниях и травмах до аллергических реакций на те или иные лекарственные препараты.
В режиме просмотра на экран выводится ограниченная информация, что соответствует всем нормативным актам