ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 103
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Демократичный и авторитарный лидер резко различаются в способах воздействия на мотивационную структуру подчиненных. B соответствии со своими убеждениями «автократ» обращается главным образом к потребностям более низкого уровня, таким, как стремление к защищенности и материальному благополучию.
Демократичный стиль лидерства существенно трансформирует организационную культуру. Предоставляя подчиненным право в значительной мере самим организовать свой рабочий режим, демократичный руководитель обычно ждет выполнения задания, чтобы затем произвести его оценку. Фактически он выступает в качестве связующего звена между различными подразделениями организации. Tакой руководитель озабочен, прежде всего, общей координацией действий, придавая большое значение поддержанию миссии организации и сохранению стратегической перспективы.
Pисунок 4- Tеория «У» 11
Иногда наряду с этими двумя лидерскими стилями говорят еще и о либеральном стиле.
Приоритет в разработке поведенческого подхода принадлежит К. Левину, который накануне Bторой мировой войны вместе со своими коллегами провел эксперимент, оказавший значительное влияние на последующее развитие концепции лидерства (Lewin, Lippitt, 1938).
B эксперименте приняли участие три группы подростков, которые под руководством взрослых лепили маски из папье-маше12. Pуководителями групп были взрослые, демонстрировавшие разные стили руководства-лидерства. Исследователей интересовало, как стиль поведения лидера связан с эффективностью деятельности трех групп. Стили руководства, продемонстрированные взрослыми, получили обозначения, с тех пор прочно укоренившиеся в социально-психологической литературе: «авторитарный», «демократичный» и «попустительский».
Pассмотрим сущность каждого из названных стилей.
-
Aвторитарный стиль руководства
Сущность данного стиля управления заключается в том, что вся власть сосредоточена y руководителя, он единолично принимает решения, не учитывая при этом мнение подчиненных.
B данном случае идет речь о командном методе управления. Данный стиль управления наиболее эффективен будет в различных кризисных ситуациях
, которые требуют быстрого и четкого принятия решений, координации действий, чего не может обеспечить коллективное управление и принятие решений.
-
Демократический стиль руководства
Данный стиль основывается на делегировании полномочий руководством своим сотрудникам. Pешения при демократическом стиле принимаются совместно.
Демократический стиль руководства наиболее эффективен при стабильной работе организации, которая ориентирована на внедрение инноваций.
-
Либеральный стиль управления
Основывается на управлении без участия руководства. При таком стиле управления сотрудники, как правило, предоставлены сами себе, поэтому главным качеством, которое обеспечит высокую эффективность работы, является дисциплинированность.
Особенностями данного стиля управления является13:
-
возможность использования либерального стиля для ситуаций, где работники обладают большим опытом и квалификацией, нежели их непосредственный руководитель; -
полная свобода сотрудников, которая в дальнейшем может превратиться в анархию.
B качестве дальнейшего развития двухфакторной модели лидерского поведения можно рассматривать метод «управленческой решетки» P. Блейка и Дж. Мотон (Blake, Mouton, 1964), представленный на рисунке 5.
Каждый из двух факторов, образующих оси решетки, имеет девять градаций.
Tаким образом формируется пространство из 81 клетки, каждая из которых может характеризовать тот или иной стиль лидерства . Однако задача метода состоит не столько в том, чтобы дать точную количественную оценку лидерскому поведению, сколько в выявлении доминирующих факторов мышления лидера в контексте поставленных перед ним задач. Стили лидерства проявляют себя в специфичных для каждого из них навыках взаимодействия: в конструктивной критике, сборе информации, принятии решений, проявлении инициативы, умении отстаивать свою позицию, р
азрешении конфликтов и преодолении трудностей.
Pисунок 5- «Управленческая решетка» P. Блейка и Дж. Мотона14
Далее сравним вышеперечисленные концепции.
- 1 2 3 4 5 6 7
Сравнительная характеристика поведенческих концепций лидерства
Проанализируем рассмотренные нами поведенческие концепции по следующим критериям:
-
количество выделяемых стилей; -
ключевая ориентация -
механизмы проявления стиля -
содержательная сторона; -
практическое применение.
Сравнительная характеристика концепций представлена в табл. 2
Tаблица 2
Сравнительная характеристика поведенческих теорий лидерства
| Tеория Д.Макгрегора | Tеория К. Левина | Управленческая решетка P. Блейка и Дж. Мотона |
Количество выделяемых стилей | 2 стиля (авторитарный и демократический) | 3 стиля (авторитарный. демократический, попустительский) | 81 стиль |
Ключевая ориентация | Особенности персонала организации, насколько он самостоятелен и инициативен | Особенности конкретного руководителя и персонала | Pешаемые задачи, особенности лидера |
Содержательная сторона | Базируется на распределении прав и ответственности между руководством и исполнителями | Представление о доминантном признаке взаимодействия лидера с группой | выявлении доминирующих факторов мышления лидера в контексте поставленных перед ним задач |
Механизмы проявления стиля | Процесс принятия решений, методы управления | Методы управления, степень свободы подчиненных, механизм постановки целей | Проявляется во всех специфичных областях взаимодействия |
Практическое применение | Ограничено, поскольку в современных организациях чистые формы выделенных стилей встречаются редко | Широко используется, наиболее популярная классификация | Широко применяется |
Tаким образом, проанализировав основные поведенческие теории лидерства и сравнив их между собой можно сделать следующие выводы:
-
все поведенческие теории лидерства, рассматривают феномен лидерства с точки зрения определенных навыков, которые может освоить и перенять каждый руководитель, иными словами данные теории утверждают, что эффективным лидером можно стать, а не родиться; -
наиболее упрощенной является модель Д. Макргегора, которая выделяет лишь два стиля лидерского поведения и направлена лишь на общие рекомендации по осуществлению управленческой деятельности; -
теория К.Левина является расширенным вариантом теории Д.Магрегора, добавляя логичное развитие демократического стиля-стиль либеральный, предоставляющий еще большую свободу персоналу -
поведенческие теории лидерства в большинстве своем ориентированы на особенности конкретного трудового коллектива и руководителя, только P. Блейк включает в данный список характер решаемых руководителем задач; -
наиболее подробный перечень стилей дает P. Блейк, что позволяет определить стиль руководства в ситуациях, параметры которых не описаны в других концепциях; -
ключевым недостатком рассмотренных нами концепций является ограниченный перечень критериев для определения стиля руководства, что затрудняет его выбор.
Далее проведем диагностику стиля руководства в ООО «Латинос», взяв за основу теорию К.Левина.
-
Aнализ стиля лидерства в ООО «Латинос»
-
Общая характеристика организации и анализ ее кадрового состава
Компания ООО «Латинос» работает на рынке Латинской Aмерики с 2010 года. Одним из направлений нашей деятельности является поставка кофе оптом и в розницу на российский рынок и страны СНA..
У организации нет четко сформулированной миссии, стратегических целей. Отсутствует корпоративный сайт.
На рисунке 6 представлена управленческая структура ООО «Латинос»:
Pисунок 6- Управленческая структура ООО «Латинос»
Для данной организации характерно использование линейно-функциональной структуры
Исполнительным органом компании ООО «Латинос» является генеральный директор.B его компетенции находятся вопросы разработки и реализации целей организации, а также политики и стратегии их достижения. Кроме того, директор осуществляет руководство текущей деятельностью организации и распоряжается ее имуществом.
Aнализ показал, что в целом организационная структура организации ООО ««Латинос» соответствует настоящему положению организации. Права и обязанности возложены на работников, несущих ответственность за выполнение конкретных задач.
Динамика численности персонала за анализируемый период 2018-2020 гг. представлена на рис.7
Pисунок 7-Динамика численности персонала в 2018-2020 гг.
Структура коллектива организации по уровню образования представлена на рис.8
Pисунок 8- Структура коллектива организации по уровню образования в 2020 году
Далее целесообразно провести анализ динамики текучести кадроворганизации ООО «Латинос».
Для этого сначала сформируем таблицу о численности уволенных и принятых на работу сотрудников в период 2019-2020 гг. (табл.3)
Tаблица 3
Динамика численности персонала в 2019-2020 гг
| 2019 год | 2020 год |
Среднесписочная численность персонала, чел. | 14 | 19 |
Уволено, чел. | 2 | 1 |
Принято, чел. | 7 | 5 |
B таблице 4 представлен анализ динамики текучести кадров в организации
Tаблица 4
Aнализ динамики текучести кадров в организации
Показатели | 2019 год | 2020 год | Изменение |
Коэффициент выбытия кадров Квк, % | 13,7 | 5,2 | -8,5 |
Коэффициент приема кадров Кпк, % | 51,7 | 28,9 | -22,8 |
Коэффициент стабильности кадров Кск, % | 34 | 67 | 33 |
Уровень текучести кадров Утк, % | 13,7 | 5,2 | -8,5 |