Файл: 1. Теоретические основы многокритериального выбора оценочных систем 3.doc
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 117
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Введение 3
1. Теоретические основы многокритериального выбора оценочных систем 3
1.1 Многокритериальная оценка 4
1.2 Системы многокритериальной оценки альтернатив 5
1.3 Критерии оценки 9
2. Количественные и качественные экспертные оценки 11
Заключение 17
Список литературы 18
Введение
При разработке управленческих решений важно правильно оценить сложившуюся ситуацию и альтернативные варианты решений с целью выбора наиболее эффективного решения, соответствующего целям организации и ЛПР. Правильная оценка способствует достижению поставленных целей, в то время как ошибочная оценка и как следствие неверно принятое решение затрудняют или вообще делают его невозможным
Для любой сложно организованной деятельности центральной является задача принятия решений по выходу из проблемных ситуаций. Будь то простое решение, или сложно организованный многоэтапный план, решение является актом выбора на множестве возможных вариантов (альтернатив). Чем более богатым является множество альтернатив, тем выше вероятность получения наилучшего из возможных решений.
В общем случае процедура принятия решения имеет две составляющих - эмоциональную (импульсивные решения) и рациональную. Доминирующей в теории принятия решений является гипотеза рационального, в частности, многокритериального выбора, когда эмоциональная составляющая не принимается во внимание.
Цель работы – многокритериальный выбор оценочные системы.
Задачи работы:
-
охарактеризовать многокритериальную оценку; -
рассмотреть систему многокритериальной оценки альтернатив; -
изучить критерии оценки; -
рассмотреть количественные и качественные экспертные оценки.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1. Теоретические основы многокритериального выбора оценочных систем
1.1 Многокритериальная оценка
Если закупается продукция, оценить которую можно только по результату, также применяется многокритериальная оценка. К такой продукции чаще всего относятся определенные виды работ и услуг (юридические, аудиторские услуги, научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы и др.).
Оценить невыполненные работы и услуги возможно, только лишь опираясь на репутацию исполнителя, опыт его работы, квалификацию персонала, описание порядка исполнения работы или услуги. Поэтому при закупках работ и услуг основным критерием оценки часто является квалификация исполнителя и качество продукции (обычно определяется не по самой продукции, а по описанию, как будет выполняться такая работа или услуга). В этом случае применяются процедуры конкурсов и запросов предложений, а также различные разновидности конкурсов: двухэтапные, селективные, с предварительным квалификационным отбором и др
1.
При определении значимостей критериев уже не работает правило, что цена является приоритетной.
Чаще всего цена будет иметь меньшее значение по отношению к квалификации и качеству. Например, в международной практике в таких случаях применятся соотношение: цена — 20%, качество и квалификация (и другие критерии при необходимости) — 80%. В России при государственных закупках подобной продукции применятся правило, что значимость субъективных критериев нельзя установить более 45%. При осуществлении конкретной закупки возможна комбинация указанных выше подходов. Независимо от набора критериев их общая суммарная значимость всегда должна составлять 100 баллов (процентов).
Для адекватной оценки эффективности управленческих решений используются экономико-математические методы, которые позволяют взглянуть на текущие задачи предприятия с практической стороны. Становится возможным разработать план производства и оценить его возможную выгоду. Анализ эффективности может указать на необходимость перераспределения и оптимизации производственной программы, оборудования, ресурсов. Может возникнуть необходимость пересмотреть существующие нормативы, установить новый ассортимент выпускаемых товаров, рационализировать транспортные маршруты, оценить техническое состояние оборудования и возможные потери.
Таким образом, от принятых управленческих решений зависит эффективность работы предприятия в целом. Поэтому для управленца очень важно владеть необходимыми теоретическими знаниями и практическими умениями в области разработки и внедрения эффективных для каждого конкретного предприятия управленческих решений.
1.2 Системы многокритериальной оценки альтернатив
В настоящее время вследствие стремительного развития аппаратного и программного обеспечения наблюдается рост тенденций в использовании систем поддержки принятия решений (СППР). Тем не менее единого подхода к трактовке понятия СППР все еще не существует: предлагается множество формулировок, которые зачастую зависят от научной школы авторов.
Системы поддержки принятия решений – это интерактивные компьютерные системы, поддерживающие пользователей в суждениях и действиях при выборе альтернатив. Они обеспечивают хранение и извлечение данных, улучшают традиционные функции доступа к информации и поиска с поддержкой построения моделей. СППР сопровождают пользователя в определении, формализации, моделировании и решении проблемы. В то время как ученые понимают СППР как инструмент поддержки процесса принятия решений, пользователи рассматривают СППР как инструмент упрощения организационных процессов. Некоторые авторы расширили определение СППР как любой системы, которая могла бы способствовать принятию решений. Sprague определяет такую систему следующим образом – СППР должна:
- быть нацелена на менее структурированную или неопределенную проблему, с которой обычно сталкиваются менеджеры высшего уровня;
- объединять модели или аналитические методы с традиционными функциями доступа и поиска данных;
- основываться на механизмах работы, с которыми в интерактивном режиме мог бы работать персонал организации;
- обладать гибкостью и адаптируемостью для учета изменений в окружающей среде для адекватного представления результата пользователю. СППР включает в себя системы, основанные на знаниях2.
Корректно разработанная СППР – это интерактивная программная система, предназначенная для помощи лицам, принимающим решения, собирать полезную информацию из совокупности необработанных данных, документов, личных знаний и бизнес-моделей для выявления и решения проблем. На рисунке приведены основные компоненты системы управления СППР.
Рис.1. Компоненты СППР
Рассмотрим основные компоненты СППР более детально.
1. Система управления базами данных (DBMS). Служит в качестве банка данных и хранит информацию по проблемной области, а также поддерживает структуру логических данных (в отличие от физических структур данных), с которой взаимодействует пользователь. DBMS скрывает от пользователей технические аспекты структуры базы данных и механизма её обработки. Она также должна информировать пользователя о возможных типах данных и способах доступа к ним.
2. Система управления базой моделей (MBMS). Роль MBMS аналогична роли СУБД, основной функцией которой является обеспечение независимости между используемыми в системе моделями. Цель MBMS состоит в преобразовании данных из СУБД в информацию, которая полезна при принятии решений. Поскольку многие задачи ПР могут быть неструктурированными, MBMS также должна обеспечить возможность построения моделей.
3. Система управления диалогами (DGMS). Поскольку пользователи таких систем весьма часто не обладают специальными знаниями, СППР должна быть оснащена интуитивно понятным и удобным в использовании интерфейсом. Этот интерфейс кроме помощи в построении моделей способствует ведению диалога с моделью, например, в получении информации и рекомендаций от нее.
Главная функция DGMS заключается в повышении эффективности взаимодействия пользователя системы и СППР. DBMS и MBMS связываются с пользовательским интерфейсом для визуализации данных и выбора алгоритма, приводящего к решению поставленной проблемы. Несмотря на то, что связь идет от DBMS к MBMS и DGMS, это не означает, что информационное взаимодействие осуществляется односторонне. С изменением программных настроек посредством пользовательского интерфейса данные, которые должны быть переданы, изменяются интерактивным способом, и DBMS возвращает их с помощью MBMS.
Среди известных на сегодняшний день СППР имеются как иностранные, так и российские разработки. Функционально отечественные и зарубежные аналоги отличаются незначительно, однако цена и качество реализации иностранных СППР обычно выше. При этом преимуществом зарубежных систем является сопровождение системы в гарантийный период эксплуатации. Однако отечественные разработки более адаптированы к требованиям российского законодательства, а также национальных стандартов качества.
Большинство универсальных систем многокритериальной оценки является платным. Доступные проекты обычно увязаны с узкими проблемными областями (в том числе: MESTA – для лесного планирования с критерием предпочтительности, PUrE2 – для анализа качества воздуха при разных сценариях) или требуют ввода целевой информации: СППР V.I.P. Decisions, Lamstade (метод ELECTREIS), в которой необходимо указать информацию о порогах предпочтительности групп альтернатив. Основными недостатками систем являются: избыточность функций; специфика приемов эксплуатации; наличие априорно заданной информации (в методе MAUD – указание множества целевых функции, в методах ELECTRETRIи III/IV – детерминация значений дополнительных порогов)3.
Требование адаптации базового программного обеспечения к работе с проблемной областью также затрудняет использование этих средств. Множество промежуточных шагов для получения конечного результата может запутать ЛПР и привести к неэффективному использованию сил и времени. Многие из представленных средств многокритериального выбора обладают высокой стоимостью, что в рамках разового коммерческого использования накладывает дополнительные издержки. Ключевым фактором успешного создания СППР является учет знаний и опыта конечного пользователя, системы его ценностей, так как процесс принятия решений носит субъективный характер. Пользователь таких систем всегда будет действовать, полагаясь на собственные знания и опыт. При этом решение задачи выбора на основе представленных данных обеспечить поиск эффективных решений – невозможно без использования СППР из-за высокой сложности решаемых задач.
1.3 Критерии оценки
Для оценки деятельности государственных органов власти применяются конкретные критерии эффективности государственного управления, которые выделяются из общих. К последним относится эффективность, экономичность и результативность. Данный нюанс является ключевым в процессе подготовки к осуществлению мероприятия по оценке. Важно отметить, что в разработке рассматриваемых критериев нужна определенная гибкость. Так, под критерием эффективности следует понимать грани, признаки, аспекты проявления государственной управленческой деятельности. Показатель эффективности – не что иное, как конкретная мера, которая позволяет сравнить: деятельность государственного органа власти в разное время и деятельность различных структур, если сравнивать их друг и другом; деятельность государственных органов власти по факту и аналогичную желательную или требуемую деятельность.
Основными требованиями к критериям оценки являются следующие пункты: Критерии так или иначе ведут к реализации задач оценки и охватывают абсолютно все актуальные проблемы. Критерии являются достаточно конкретными для того, чтобы можно было организовать оценочную процедуру на практике.
Критерии подкрепляются посредством соответствующих договоров или поступают из авторитетных источников. Помимо этого, критерии, которые применяются для оценки деятельности государственных органов власти, в любом случае должна согласовываться между собой, а также с теми показателями, которые применялись в предыдущих оценках.
Сегодня в международной практике применяются разные показатели интегрального плана для того, чтобы оценить эффективность государственного управления. Необходимо отменить, что они были разработаны усилиями специалистов международных организаций. Так, данные показатели включают следующие пункты: Показатель GRICS производит оценку эффективности государственного управления в сравнении между различными странами. Показатели WBES сегодня позволяют получить оценку делового климата, уровня коррупции, государственной политики в сравнительном аспекте4.
Показатели BEEPS позволяют получить оценку делового климата, качества управления, а также конкурентной среды в сравнительном аспекте. ИВК трактуется как индекс восприятия коррупции. Посредством его применения возможно получать срез в отношении уровня коррупции в разных странах каждый год. Барометр коррупции во всем мире. ИЭС трактуется как индекс экономической свободы структуры.