Файл: Новые течения современной журналистики сми и аудитория.ppt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Новые течения современной журналистики

СМИ и аудитория


Для того чтобы прийти к взаимопониманию, СМИ и аудитории необходимо установить прочную обратную связь.
Обратная связь – это реакция аудитории.

СМИ и аудитория


Формы обратной связи:
1) эпистолярная – с помощью писем и телефона 
2) мгновенная – по телефону в момент теле- или радиопередачи 
3) соавторская – привлечение авторского актива для подготовки выпусков 
4) тестирующая – выяснение мнений аудитории по поводу работы СМИ с помощью анкет, интервью 
5) консультативная – обсуждение продукций редакции в ходе конференций 
6) экспертная – изучение обзоров работы СМИ 
7) исследовательская – рейтинговые замеры динамики реальной аудитории СМИ.

Медиа соучастия


В последнее время соавторская связь стала настолько активной, что появилась необходимость в изучении роли аудитории в процессе сбора, производства и комментирования новостей, исходя из антиномии mass media / participation media (массмедиа / медиа соучастия).

Новые направления в журналистике


Ученые выделяют новые направления в современной зарубежной и отечественной журналистике, такие как
- гражданская журналистика (citizen journalism),
- социально-активная журналистика (civic journalism),
- комьюнити-журналистика (community journalism),
- партизанская журналистика (guerilla journalism),
- коллаборативная журналистика (collaborative journalism)

1. Гражданская журналистика


Термин «гражданская журналистика» обозначает сферу словесности и процесс написания текста, в котором принимают участие не профессиональные журналисты, а обычные люди: они собирают и публикуют в интернете и реже в печатных СМИ новости, глубоко волнующие их и чаще всего известные им не понаслышке.

2. Гражданская журналистика


Общим для всех гражданских журналистов является то, что они не обладают специальным журналистским образованием (хотя есть и исключения), не получают денег за свою медиадеятельность, это любители, а не профессионалы.
Публикуемая в блогах информация характеризуется высокой оперативностью, но зачастую не отвечает требованиям профессиональной этики журналиста.


2. Социально-активная журналистика


В основе этого понятия лежит убеждение, что журналистика имеет обязательства в общественной жизни – обязательства, которые состоят не только в освещении новостей или показе большого количества фактов. Журналистика влияет на ход общественной жизни.
Социально-активная журналистика – это не только другой способ действий в рамках журналистики. Это другой способ восприятия журналистики.


Появилась в США в 1988 г. в связи с президентскими выборами.
Газета «Charlotte Observer» и телестанция «WSOC-TV» в г. Шарлотт (шт. Северная Каролина) объявили, что они будут освещать проблемы, которые волнуют избирателей.
В первую неделю на это обращение откликнулось более 200 читателей.
В течение последующих шести недель газета выходила с подборками материалов по проблемам, которые сочли важными читатели, увязывая эти проблемы с реальной жизнью.
Таким образом, идеи о необходимости создания нового типа журналистики получили своё практическое воплощение.


Основные принципы социально-активной журналистики были сформулированы Дэвидом Пэрри, профессором университета штата Алабама (США).
Они выглядят следующим образом:
1) Газеты и журналисты пытаются стать активными участниками жизни сообщества, а не просто беспристрастными наблюдателями;
2) Газету нужно сделать площадкой для обсуждения насущных вопросов сообщества;
3) Приоритетными становятся вопросы, события и проблемы, важные для обычных людей;
4) Общественное мнение формируется в процессе ведения дискуссий и дебатов среди членов сообщества;
5) Журналистика используется как инструмент для повышения уровня социального капитала


Итак, социально-активная журналистика отличается от гражданской тем, что создаётся не любителями, а профессионалами, которые получают за свою журналистскую деятельность деньги.
Такой тип журналистики возникает не стихийно, как блоггерство (гражданская журналистика), это осознанный выбор профессионалов, выбор новой философии журналистского творчества, выработка нового подхода к миссии журналиста, переоценка значения журналистики как социального института в процессе формирования демократии и гражданского общества.


Главная идея такой журналистики заключается в том, что журналистам следует рассматривать читателей, зрителей, слушателей не как фон или пассивных наблюдателей, не как жертв различных обстоятельств, а как участников решения важных вопросов.


Это локально ориентированное профессиональное освещение новостей, оно обычно сфокусировано на событиях небольших городков, окраин и соседств, которые считаются приоритетными перед новостями государственного или мирового масштаба.
В таком случае, комьюнити-издание (комьюнити-СМИ) – это издание, удовлетворяющее информационным потребностям определённой аудитории – жителям небольшого города, района или округа.


Но не стоит путать локально ориентированные сообщества с сетевыми сообществами по интересам, например, поклонников определённого вида спорта или любителей конкретной породы собак .
Суть данного направления журналистики в том, чтобы жителей территориального образования объединяли общие интересы и информационные потребности, чтобы поднимаемые средством массовой информации проблемы и вопросы были одинаково близки как можно большему числу читателей/зрителей/слушателей.


В употреблении термина на Западе делается упор на момент конфронтации, противостояния системе, власти со стороны обычного человека, приобретшего навыки работы с актуальной информацией, умеющий самостоятельно её найти и опубликовать (сегодня – зачастую обращаясь к новым медиа), произведя таким образом определённый эффект.


В англоязычном словоупотреблении термин упоминается в связи с гражданскими и профессиональными журналистами в африканских и азиатских странах, обычно с неустойчивым политическим режимом (Нигерия, Йемен, Иран, и пр.)


Направление, предполагающая объединение усилий нескольких (или даже многочисленных) участников-добровольцев.
Сollaborative journalism – концепция, ставшая возможной благодаря интернету и блоггингу, сведение воедино поисков информации и её публикации добровольцами, чтобы совершенствовать журналистские материалы или критически рассматривать уже существующие.


Участники коллаборативной журналистики обычно видят себя как дополнение и приложение к обычным медиа и, в некоторых случаях, как критические наблюдатели мейнстримных медиа.
В отличие от обычных журналистов с их дедлайнами и установкой на создание «завершённой» новости», такие журналисты могут развивать или критически разбирать новость постепенно, часто каждый день добавляя что-то к уже имеющемуся.



Такого рода журналистика практикуется как профессиональными, так и журналистами-любителями: главное тут – установка на совместный труд, а не принадлежность к определённому СМИ.
Поэтому через совместное авторство коллаборативная журналистика предлагает более высокую степень независимости мышления и опыта, недоступной обычным медиа.


Следует отличать коллаборативную журналистику от других современных направлений.
Так, не стоит её смешивать с гражданской журналистикой (citizen journalism), поскольку последнюю практикуют журналисты-любители.


Также стоит отделять её от комьюнити-журналистики и социально-активной журналистики, практикуемых профессионалами – первая сосредоточена исключительно на освещении локальных событий, вторая, с её философией и практикой, рассматривает журналистов скорее как участников жизни общины, чем беспристрастных наблюдателей.


На сегодняшний день известны, например, такие разновидности коллаборативной журналистики, как линк-журналистика и вики-журналистика.
Линк-журналистика (link journalism) предполагает внедрение в текст новости гиперссылок на внешние веб-источники, чтобы дополнить контекст сообщения и создать «новую архитектуру новости».


Вики-журналистика (wiki journalism, приставку wiki принято истолковывать как аббревиатуру от английского «What I Know Is…».) позволяет любому пользователю создавать или редактировать публикацию таким же образом, как это принято на различных информационных вики-ресурсах («Википедия», «Викиликс», «Лукоморье», и пр.).
Классическими примерами вики-журналистики являются ресурсы Wikinews (http://www.wikinews.org/) и NewsVine (http://www.newsvine.com/).