Файл: Легкая атлетика в системе физического воспитания (техника ходьбы, бега, прыжков, метаний).docx
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 5355
Скачиваний: 131
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СТАВРОПОЛЬСКИЙ КОЛЛЕДЖ ЭКОНОМИКИ И ДИЗАЙНА»
Специальность 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
РЕФЕРАТ
по дисциплине
«Физическая культура»
на тему «Легкая атлетика в системе физического воспитания (техника ходьбы, бега, прыжков, метаний)»
Подготовил: обучающийся 2 курса |
Группы КПз-21* |
Беховая Д. А. |
Преподаватель _______________________ |
|
Оценка ____________________________________________________ «___» ___________2023 г.
Ф.И.О. преподавателя подпись
г. Ставрополь, 2023 г.
Содержание
Введение 3
Система физического воспитания. Основные моменты. 4
Легкая атлетика в системе физического воспитания 7
Заключение 27
Список использованных источников 28
Введение
Легкая атлетика делится на разделы (ходьба, бег, прыжки, метания и др.), которые подразделяются на множество видов и разновидностей, например, бег: двигательный, кроссовый и физический.
Легкоатлетические упражнения оказывают разностороннее влияние на организм человека. Благодаря им, развивается сила, быстрота, выносливость, улучшают подвижность в суставах, а также, позволяют приобрести большой круг двигательных навыков, способствуют воспитанию волевых качеств. Данная разносторонняя физическая подготовка крайне необходима в юном возрасте. Обширное использование легкоатлетических упражнений в занятиях содействует повышению функциональных возможностей организма, обеспечивает высокую работоспособность.
Система физического воспитания. Основные моменты.
Система физического воспитания – это исторически обусловленный тип социальной практики физического воспитания, включающий мировоззренческие, теоретико-методические, программно-нормативные и организационные основы, которые обеспечивают физическое совершенствование людей и формирование здорового образа жизни.
Мировоззренческие основы
Мировоззрение – это совокупность взглядов и идей, определяющих направленность человеческой деятельности.
В нашей системе физического воспитания мировоззренческие установки направлены на содействие гармоничному и всестороннему развитию личности занимающихся, реализацию возможностей достижения каждым физического совершенства, укрепление и многолетнее сохранение здоровья, подготовку на этой основе членов общества к профессиональным видам деятельности.
Теоретико-методические основы
Система физического воспитания основывается на достижения многих наук. Ее теоретико-методической основой служат научные положения естественных (анатомия, физиология, биохимия и др.), общественных (философия, социология и др.), педагогических (психология, педагогика и др.) наук на основе которых разрабатывается и обосновывается наиболее общие закономерности физического воспитания.
Программно-нормативные основы
Физическое воспитание осуществляется на основе обязательных государственных программ по физической культуре и спорту (программы для дошкольных учреждений, общеобразовательной школы, средних и высших учебных заведений, армии и т.д.). Эти программы содержат научно обоснованные задачи и средства физического воспитания, комплексы двигательных умений и навыков, подлежащих усвоению, перечень конкретных норм и требований.
Программно-нормативные основы системы физического воспитания конкретизируются применительно к особенностям контингента (возраст, пол, уровень подготовленности, состояние здоровья) и условиям основной деятельности участников физкультурного движения (учеба, работа на производстве, служба в армии) в двух основных направлениях: общеподготовительном и специализированном.
Общеподготовительное направление представлено физическим воспитанием в системе общего обязательного образования. Оно обеспечивает базовый минимум всесторонней физической подготовки; необходимый в жизни основной фонд двигательных умений и навыков; доступный каждому уровень разностороннего развития физических способностей.
Специализированное направление (спортивная тренировка, производственно-прикладная и военно-прикладная физическая подготовка) предусматривает углубленное совершенствование в избранном виде двигательной деятельности на базе широкой общей подготовки с возможно высоким (в зависимости от индивидуальных способностей) уровнем достижений.
Эти основные направления обеспечивают возможность последовательного овладения жизненно важными движениями, воспитания физических, моральных и волевых качеств, спортивного совершенствования человека.
Организационные основы
Организационную структуру системы физического воспитания составляют государственные и общественно-самодеятельные формы организации, руководства и управления.
По государственной линии предусматриваются систематические обязательные занятия физическими упражнениями в дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах, средних специальных и высших заведениях, армии, лечебно-профилактических организациях. Занятия проводятся по государственным программам, в отведенное для этого часы в соответствии с расписанием и официальным графиком под руководством штатных специалистов.
По общественно-самодеятельной линии занятия физическими упражнениями организуются в зависимости от индивидуальных склонностей, способностей занимающихся и потребности в физическом воспитании. Отличительной чертой общественно-самодеятельной формы организации является полная добровольность физкультурных занятий.
Продолжительность занятий зависит во многом от индивидуальной установки, личных склонностей и реального наличия свободного времени.
Легкая атлетика в системе физического воспитания
Легкая атлетика – часть государственной системы физического воспитания
Легкоатлетические упражнения имеют оздоровительное значение. Занятия производятся на воздухе, упражнения воздействуют на все группы мышц: укрепляют двигательный аппарат, улучшают деятельность дыхательных органов, сердечно-сосудистой системы.
Вовлечение в занятие легкой атлетикой большого числа детей содействует достижению основной цели воспитания: укрепления физического здоровья учащихся, формирования полноценного крепкого и здорового поколения.
Большое значение имеет легкая атлетика для формирования растущего организма, физического воспитания подрастающего поколения. Легкая атлетика не имеет конкурентов. Качества – сила, выносливость, быстрота, ловкость, гибкость, умение преодолевать трудности. Навыки – бег, прыжки метания. Очень широко используются в трудовой деятельности, так и военном деле.
Воспитательное значение заключается в том, что занятия легкой атлетикой, формируют характер, закаляют волю человека, приучают его не боятся трудностей и смело их преодолевать. Занятия легкой атлетикой в коллективе, участие в командных соревнованиях воспитывает ответственность за порученное дело.
Спортивные тренировки в легкой атлетике и соревновательная деятельность дают возможность учащимся реализовать свои потенциальные способности, проявить себя как личность, сформировать характер и оптимальную психическую сферу.
Легкая атлетика – это вид спорта, который объединяет естественные для человека физические упражнения: ходьбу бег, прыжки метание. Разнообразие упражнений и широкие возможности варьировать нагрузку в ходьбе, беге, прыжках, метании позволяют успешно использовать эти упражнения для занятий детей и подростков разного возраста и разной степени физической подготовленности.
Немаловажно и то, что многие упражнения не требуют специального дорогостоящего оборудования и могут выполняться на простых площадках и местности. Таким образом, занятия легкой атлетикой доступны для детей из малообеспеченных семей и являются демократичным видом спорта.
Техника бега на короткие, средние и длинные дистанции
Бег на короткие дистанции (спринт) характеризуется выполнением кратковременной работы максимальной интенсивности. К нему относится бег на дистанции от 30 до 400 метров. Для удобства изучения технику бега принято условно подразделять на четыре части: начало бега (старт), стартовый разбег, бег по дистанции и финиширование.
Начало бега (старт) выполняется как можно быстрее. Доли секунды, потерянные на старте, трудно, а иногда невозможно отыграть на дистанции. Наиболее выгоден низкий старт. Он позволяет быстро начать бег и на небольшом отрезке дистанции (20-25 м) достигнуть максимальной скорости.
Для лучшего упора ногами при старте применяется стартовый станок или колодки. В зависимости от длины тела и особенностей техники бегуна передняя колодка (для сильнейшей ноги) устанавливается на расстоянии 35-45 см от линии старта (1-1,5 стопы), а задняя – 70-85 см (или на расстоянии длины голени от передней колодки). Стартовые колодки, расположенные близко друг к другу, обеспечивают одновременное отталкивание обеими ногами при начале бега. Опорная площадка передней колодки наклонена под углом 45-50 , а задней – 60-80 . Расстояние (по ширине_ между осями колодок обычно равно 18-20 см.
Низкий старт выполняется в следующей последовательности: установив колодки, бегун отходит на 2-3 м назад и сосредотачивает свое внимание на предстоящем беге. По команде «На старт!» бегун подходит к колодкам, приседает и ставит руки на дорожку. Затем стопой более слабой ноги упирается в опорную площадку задней колодки, стопой другой ноги – в переднюю колодку и опускается на колено сзади стоящей ноги. В последнюю очередь он ставит руки позади стартовой черты на ширину плеч или немного шире. Руки у линии старта опираются на большой, указательный и средний пальцы, причем большие пальцы обращены друг к другу, а руки выпрямлены в локтях, голова удерживается прямо, масса тела частично перенесена на руки. По команде «Внимание!» спортсмен разгибает ноги и отрывает колено от земли, поднимает таз и подает плечи вперед. Значительная часть массы тела переносится на руки, упор стопами в колодки при этом остается достаточно сильным. Туловище слегка согнуто, голова опущена, взгляд направлен вниз – вперед. Это положение бегун должен сохранить без движения до следующей команды. Носки ног и пальцы рук стартующего обязательно должны касаться поверхности дорожки. Промежуток времени между командой «Внимание!» и сигналом для начала бега правилами не регламентируются. Интервал определяется стартером. Это обязывает бегуна сосредоточиться для восприятия стартового сигнала.
По команде «Марш!» (или выстрелу) бегун энергично отталкивается ногами и выполняет быстрые движения согнутыми в локтях руками. Отталкивание производится под острым углом к дорожке. Движения при выходе со старта выполняются максимально быстро.
Стартовый разбег выполняется на первых 10-14 беговых шагах. На этом отрезке дистанции бегун должен набрать наибольшую скорость. На первых двух-трех шагах он стремится наиболее активно выпрямлять ноги при отталкивании и следит за тем, чтобы стопы не поднимались над дорожкой высоко. Длина шагов постепенно возрастает. Длина первого шага будет равна 4,5-5 стопам, если измерять от задней колодки, второго шага – 4,5, пятого – 5, шестого – 5,5 стоп и т.д. И так до 8-9 стоп в шаге. Длина шагов во многом зависит от индивидуальных особенностей бегуна: силы ног, длины тела, физической подготовленности и др. Ускорение заканчивается, как только длина шага станет постоянной. Хорошим беговым шагом будет такой шаг, длина которого на 30-40 см превышает длину тела бегуна. Туловище при этом постепенно выпрямляется, движения рук набирают максимальную амплитуду.
Бег по дистанции. Набрав максимальную скорость, бегун стремится сохранить ее на всей дистанции. Переход от стартового разбега к бегу по дистанции выполняется плавно, без резкого выпрямления туловища и без изменения ритма беговых шагов. Бег по дистанции спринтера-мастера характеризуется широкими и частыми шагами с мощным отталкиванием. Важную роль при этом играет быстрый вынос бедра вперед-вверх, что создает предпосылки для постановки ноги на дорожку активным загребающим движением. Осваивая технику спринтерского бега, спортсмен должен с первых занятий стремится бежать на передней части стопы, почти не касаясь пяткой дорожки. Энергичная работа руками не должна вызывать подъема плеч и сутулости спины.
Финиширование – это усилие бегуна на последних метрах дистанции. Бег считается законченным, когда бегун коснется воображаемой плоскости финиша какой-либо частью туловища. Финишную линию пробегают с полной скоростью, выполняя на последнем шаге «бросок» на ленточку грудью или боком. Новичкам рекомендуется пробегать финишную линию с полной скоростью, не думая о броске на ленточку.
В беге на 200 и 400 м старт принимают обычно на вираже беговой дорожки. Это позволяет пробегать начальный отрезок дистанции по прямой: при этом легче развить максимальную скорость. При подбегании к повороту для борьбы с центробежными силами спринтер плавно наклоняет туловище влево и слегка поворачивает в эту сторону стопы ног. Чем выше скорость бега и больше кривизна поворота дорожки, тем больше туловище наклоняется к центру окружности.