Файл: Курс лекций для студентов электроэнергетиков Направление подготовки 140400 Электроэнергетика.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 456
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
2. предпосылки и история развития энергетики
Главными экономическими предпосылками реформирования электроэнергетики России явились:
3.2.3. Геотермальная энергия и ее использование в электроэнергетике
3.2.4. Использование солнечной энергии
3.2.5. Особенности создания приливных электростанций
3.2.6. Перспективы практического использования управляемой термоядерной реакции
3.2.7. Разработка методов прямого преобразования энергии
3.2.8. Новые технологии транспорта и аккумулирования энергии
В ходе реформирования была существенно изменена структура управления отраслью (рис. 3.2) [23].
Рис. 3.2. - Существующая структура электроэнергетики России
Сформированные в ходе реформы компании представляют собой предприятия, специализированные на определенных видах деятельности (генерация, передача электроэнергии и другие), и контролирующие соответствующие профильные активы.
В инфраструктурной (не конкурентной) сфере созданы:
-
Системный оператор (СО-ЦДУ), учрежденный на базе центрального диспетчерского управления (ЦДУ ЕЭС России) и осуществляющий централизованное управление функционированием ЕЭС России. Этой организации были переданы диспетчерские подразделения АО-энерго; -
Федеральная сетевая компания (ФСК), в управление и ведение которой переданы все системообразующие линии электропередач (ЛЭП);
-
Холдинг межрегиональных распределительных сетевых компаний (МРСК), в который интегрированы сетевые активы АО-энерго (распределительные сети); -
Некоммерческое Партнерство «Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии Единой энергетической системы» (НП «АТС»), которое осуществляет организацию торговли и финансовых расчетов на оптовом рынке электроэнергии, повышение эффективности производства и потребления электроэнергии, а также защиту интересов поставщиков и покупателей электроэнергии. В настоящее время НП «АТС» переименовано в некоммерческое партнерство «Совет рынка», которым учреждено открытое акционерное общество ОАО «АТС», сопровождающее работу рынка электроэнергии. Для проведения финансовых расчетов за электроэнергию ОАО «АТС» на паритетных началах с некоммерческим партнерством «Совет рынка» учреждено ЗАО «Центр финансовых расчетов».
В сфере генерации, которая стала относиться к конкурентному виду деятельности, сформированы [28]:
-
генерирующие компании оптового рынка (оптовые генерирующие компании – ОГК).Шесть ОГК объединяют крупнейшие тепловые конденсационные электростанции, а одна («ГидроОГК») – большую часть гидроэлектростанций страны. Тепловые ОГК построены по экстерриториальному принципу, то есть в каждую компанию входят электростанции из различных регионов страны. Таким образом, в одной ценовой зоне могут конкурировать несколько ОГК; -
территориальные генерирующие компании (ТГК). В ТГК входят главным образом, теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), которые производят как электрическую, так и тепловую энергию. Эти компании объединяют тепловые электростанции, расположенные на определенной территории.
Новыми участниками рынка электрической энергии, формирующими спрос на электроэнергию помимо существующих крупных потребителей, стали гарантирующие поставщики. Гарантирующий поставщик – это участник оптового и розничных рынков электрической энергии, который обязан заключить договор с любым обратившимся к нему потребителем, который расположен в границах зоны его деятельности. Гарантирующие поставщики работают на всей территории России, то есть потребитель электроэнергии, находящийся в любом регионе, может заключить договор с гарантирующим поставщиком [28]. Этот статус получило большинство сбытовых подразделений АО-энерго.
В ряде изолированных или дефицитных энергосистем (ОЭС Востока, якутская, магаданская, сахалинская, норильская энергосистемы) рыночные принципы не внедрены, из-за невозможности организовать конкуренцию. В этих энергосистемах тарифы на электрическую энергию по-прежнему устанавливаются органами власти по затратному принципу.
Начиная с 2007 года, объемы электрической энергии (мощности), продаваемые на оптовом рынке по регулируемым ценам, начали планомерно уменьшаться [24]. Темпы такого устанавливались ежегодно Правительством Российской Федерации при утверждении прогнозов социально-экономического развития. В январе 2011 г.вся электрическая энергия на оптовом рынке продается по нерегулируемым (свободным) ценам.
3.1.1. Организационно – правовые и технологические аспекты управления электроэнергетикой России
В настоящее время реформирование электроэнергетики, то есть процесс перевода ее на рыночные механизмы ценообразования, находится на завершающем этапе. В соответствии с федеральным законом «Об электроэнергетике» изменена структура отрасли, созданы конкурентные рынки электроэнергии и мощности, формируется рынок системных услуг по регулированию частоты, обеспечению надежности и устойчивости [28].
На территории Российской Федерации действует двухуровневый (оптовый и розничный) рынок электроэнергии и мощности. На оптовом рынке продавцами и покупателями являются генерирующие компании, операторы экспорта/импорта электроэнергии, сбытовые организации, сетевые компании (в части приобретения электроэнергии для покрытия потерь при передаче), крупные потребители. Субъекты оптового рынка могут выступать как в роли продавцов, так и покупателей электроэнергии и мощности. Правила функционирования оптового рынка электроэнергии и мощности регламентируются постановлением Правительства РФ от 27.12.2011 №1172 и Договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.
Оптовый рынок электроэнергии и мощности функционирует на территории регионов, объединенных в ценовые зоны. В первую ценовую зону входят территории Европейской части России и Урала, во вторую – Сибирь. В неценовых зонах (Архангельская и Калининградская области, Республика Коми, регионы Дальнего Востока), где по технологическим причинам организация рыночных отношений в электроэнергетике пока невозможна, реализация электроэнергии и мощности на оптовом рынке осуществляется по регулируемым тарифам.
В изолированных энергосистемах, технологически не связанных с единой энергосистемой страны, оптовый рынок электроэнергии и мощности отсутствует, поставка электроэнергии осуществляется в рамках регулируемых розничных рынков.
На оптовом рынке торгуются два товара – электроэнергия и мощность. Мощность – особый товар, покупка которого предоставляет участнику оптового рынка право требования к продавцу мощности поддержания в готовности генерирующего оборудования для выработки электроэнергии установленного качества в объеме, необходимом для удовлетворения потребности в электрической энергии данного участника.
На оптовом рынке электроэнергии функционируют несколько секторов, различающихся условиями заключения сделок и сроками поставки: сектор регулируемых договоров, сектор свободных договоров, рынок на сутки вперед, балансирующий рынок [28].
С 2011 года в пределах ценовых зон оптового рынка электроэнергии и мощности регулируемые договоры (РД) заключаются только в отношении объемов электроэнергии и мощности, предназначенных для поставок населению, приравненным к населению группам потребителей, а также гарантирующим поставщикам, действующим на территории республик Северного Кавказа, Республики Тыва и Республики Бурятия.
Цены (тарифы) на поставку электрической энергии и мощности по регулируемым договорам рассчитываются по определяемым федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов формулам индексации цен. Объемы поставки электроэнергии и мощности по РД устанавливаются в рамках формируемого Федеральной службой по тарифам сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии таким образом, чтобы для включенного в сводный баланс производителя электроэнергии и мощности поставки по РД не превышали 35 % от полного объема поставки электрической энергии (мощности) на оптовый рынок, определенного в балансовом решении для соответствующего производителя.
Объемы электроэнергии, не покрываемые регулируемыми договорами, реализуются по нерегулируемым ценам в рамках свободных договоров, рынка на сутки вперед (РСВ) и балансирующего рынка (БР).
В рамках свободных договоров участники рынка самостоятельно определяют контрагентов, цены и объемы поставки.
Рынок на сутки вперед (РСВ) представляет собой проводимый коммерческим оператором (ОАО «АТС») конкурентный отбор ценовых заявок поставщиков и покупателей за сутки до реальной поставки электроэнергии с определением цен и объемов поставки на каждый час суток (рис. 3.3).
ОАО «АТС» на основании принятых заявок рассчитывает цены для каждого узла расчетной модели с учетом потерь в сетях и системных ограничений.
Рис. 3.3. - Схема ценообразования на рынке электроэнергии
На РСВ осуществляется маржинальное ценообразование, то есть цена определяется путем балансирования спроса и предложения и распространяется на всех участников рынка. Цена РСВ определяется для каждого из порядка 8000 узлов обеих ценовых зон. Индексы цен и объемы торговли РСВ публикуются в ежедневном режиме на сайте ОАО «АТС» [28].
Для снижения рисков манипулирования ценами на РСВ введена система стимулирования участников к подаче конкурентных ценовых заявок – в соответствии с правилами торговли, в первую очередь удовлетворяются заявки на поставку электроэнергии с наименьшей ценой.
Объемы электроэнергии, реализуемой в рамках двусторонних договоров и РСВ, формируют плановое потребление электроэнергии. Однако фактическое потребление неизбежно отличается от планового. Торговля отклонениями от планового производства или потребления осуществляется в режиме реального времени на балансирующем рынке (рис. 3.4.)
При этом за каждые 3 часа до часа фактической поставки системный оператор проводит дополнительные конкурентные отборы заявок поставщиков с учетом прогнозного потребления в энергосистеме, экономической эффективности загрузки станций и требований системной надежности.
Рис. 3.4. Балансирование спроса и предложения на рынке электроэнергии
Отклонения фактического потребления от планового квалифицируются собственными или внешними инициативами. Собственная инициатива возникает по причине действий участника рынка (потребителя или поставщика), внешняя – в результате команд Системного оператора или аварии, приведшей к вынужденному изменению режима производства или потребления электроэнергии. Для определения стоимости отклонений для различных видов инициатив используются расчетные формулы (срезки), рассчитываемые на каждый час суток для каждого узла расчетной модели.
Срезки определяются как максимальные (минимальные) значения индикатора БР и цены РСВ, тем самым стимулируя к более точному исполнению планового потребления и производства электроэнергии. На основе стоимости отклонений определяются предварительные требования и предварительные обязательства БР, разница между которыми формирует небаланс балансирующего рынка. Отрицательный небаланс распределяется между участниками пропорционально их собственным инициативам. Положительный небаланс распределяется между поставщиками, пропорционально величине исполнения внешних инициатив, и потребителями, максимально точно придерживающимися планового потребления. Таким образом, на БР «штрафуются» участники рынка, допускающие наибольшие отклонения фактических потребления и выработки от плановых по собственной инициативе, и «премируются» участники, придерживающиеся планового потребления и максимально точно выполняющие команды Системного оператора [29].
С 1 июня 2008 года торговля мощностью осуществляется на основе конкурентного отбора мощности (КОМ), проводимого системным оператором. Участники оптового рынка, прошедшие процедуру допуска к КОМ, получили возможность подавать заявки в объеме, не превышающем максимальную располагаемую мощность, учтенную Федеральной службой по тарифам России в прогнозном балансе на соответствующий период регулирования. Покупатели обязаны оплатить всю мощность, отобранную на КОМ в их ценовой зоне. Поставщики в каждой ценовой зоне несут солидарную ответственность за исполнение обязательств по предоставлению мощности.
Переходный рынок мощности обеспечил возможность реализации части мощности по нерегулируемым ценам, в рамках договоров купли-продажи электроэнергии и мощности (СДЭМ), в том числе на бирже, и купли-продажи мощности по результатам конкурентного отбора. Постановлением Правительства РФ №89 от 24 февраля 2010 года утверждены изменения в Правила оптового рынка, обеспечивающие запуск модели долгосрочного рынка мощности (ДРМ)[30]. Как и в части торговли электроэнергией, с 2011 года по регулируемым договорам поставляется мощность только в объемах, необходимых для поставки населению и приравненным категориям потребителей.
Основные отличия ДРМ от переходного рынка мощности:
-
В рамках КОМ мощность отбирается на не год вперед, а на 4 года (начиная с 2016 года), что гарантирует оплату мощности поставщику на период строительства новых мощностей; -
Ценообразование осуществляется в рамках зон свободного перетока (ЗСП), а не ценовых зон, что позволяет формировать локальные ценовые сигналы для покупателей и поставщиков мощности; -
В рамках конкурентного отбора отбирается и оплачивается не вся располагаемая мощность, что способствует усилению конкуренции среди поставщиков мощности. -
В долгосрочный рынок мощности включены договоры о предоставлении мощности, позволяющие обеспечить финансирование инвестиций в новую генерацию.