Файл: Матрица диагностики образовательных результатов в дополнительном образовании детей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 187

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ребенка, легко наблюдаемы и контролируемы, доступны для анализа любому педагогу и не требуют привлечения других специалистов. Вместе с тем перечень качеств в таблице может быть дополнен педагогом в соответствии, с целевыми установками его программы.
Таблица4.



Мониторинг личностного развития ребёнка


в процессе освоения им дополнительной образовательной программы

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное число баллов

Методы диагностики

1. Организационно-волевые качества

1.1. Терпение

Способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение

определённого времени, преодолевать трудности

Терпения хватает менее,

чем на 0,5 занятия

1

Наблюдение

Более, чем на 0,5

занятия

5

На всё занятие

10

1.2. Воля

Способность активно

Волевые усилия

1

Наблюдение




побуждать себя к практическим действиям

ребёнка побуждаются

извне







Иногда самим

ребёнком

5

Всегда самим

ребёнком

10

1.3.

Самоконтроль

Умение контролировать свои поступки (приводить к

должному свои действия)

Ребёнок постоянно

действует под воздействием контроля извне

1

Наблюдение

Периодически контролирует

себя сам

5

Постоянно

контролирует себя сам

10

2. Ориентационные качества

2.1. Самооценка

Способность оценивать себя адекватно реальным

достижениям

Завышенная

1

Анкетирование

Заниженная

5

Нормально

развитая

10

2.2. Интерес к занятиям в

детском объединении

Осознанное участие ребёнка в освоении образовательной программы

Продиктован

ребёнку извне

1

Тестирование

Периодически

поддерживается самим ребёнком

5

Постоянно поддерживается ребёнком

самостоятельно

10

3. Поведенческие качества

3.1.

Конфликтность (отношение ребёнка к столкновению

интересов (спору) в процессе взаимодействия)

Способность занять определённую позицию в конфликтной ситуации

Периодически провоцирует

конфликты

0

Тестирование, метод незакончен- ного

предложения. Наблюдение

Сам в

конфликтах не участвует, старается их избежать

5

Пытается самостоятельно уладить возникающие

конфликты

10

3.2. Тип

сотрудничества (отношение

ребёнка к общим делам детского объединения)

Умение воспринимать общие дела как свои собственные

Избегает

участия в общих делах

0

Тестирование, метод незакончен- ного

предложения. Наблюдение

Участвует при побуждении

извне

5

Инициативен в

общих делах

10



В качестве методов диагностики личностных изменений ребенка используются наблюдение, анкетирование, тестирование, диагностическая беседа, метод рефлексии, метод незаконченного предложения и др.

Работа по, этой технологии содействует личностному росту ребенка, позволяет выявить то, каким он пришел, чему научился, каким стал.

Сделаем пояснения в отношении некоторых личностных качеств, перечисленных в таблице. Первый блок показателей — организационно-волевые качества. К ним откосятся терпение,

воля и самоконтроль.

Терпение, хотя и дано ребенку в значительной мере от природы, поддается направленному

формированию и изменению. Его можно развивать у детей уже с полутора-двух лет. При оценивании его уровня у конкретного ребенка наивысший балл присваивается за осознанную выдержку: если у ребенка хватает силы выполнять задания в течение всего занятия, без внешних дополнительных побуждений.

Воля качество, которое также возможно целенаправленно формировать с раннего возраста.

Вместе с тем заметна зависимость степени развития волевой сферы личности от уровня психофизической активности: если последняя снижена, то, как правило, слаба и воля. Оптимальным для развития воли является средний уровень психофизической активности ребенка. Высшим баллом рекомендуется оценивать способность ребенка выполнять определенную деятельность за счет собственных волевых усилий, без побуждения извне со стороны педагога или родителей. Развитость у ребенка таких качеств, как терпение и воля, является важнейшим условием его управляемости, а значит, и самоорганизации.

Терпение и воля вырабатываются только методом постоянного контроля ребенка за собственным поведением. Для этого необходима соответствующая мотивация. Она может быть связана с желанием учащегося показать более высокую степень взрослости, самостоятельности и тем самым добиться самоутверждения среди окружающих его людей. Поэтому развитие терпения и воли
должно идти одновременно с формированием у ребенка высокой самооценки.

Еще одним условием воспитания терпения и воли является выработка у учащихся веры в свои силы, избавление от страха перед неудачей. Также большое значение имеет поощрение ребенка за самые незначительные успехи в проявлении терпения и воли.

Самоконтроль завершает первый блок личностных качеств. Эта характеристика позволяет выявить степень самоорганизации детей; она показывает, способен ли ребенок подчиняться требованиям, адресованным ему; исполнять собственную волю; достигать намеченных результатов.

Формы самоконтроля бывают разными: контроль за собственным вниманием, за своей памятью, за собственными действиями и т.д.

Таким образом, самоконтроль — это интегративная характеристика, свидетельствующая об умении ребенка регулировать свою природную данность и приобретенные навыки.

В таблице различаются три уровня развитости самоконтроля:

  • низкий когда ребенка практически постоянно контролируют извне;

  • средний когда ему самому удается контролировать свои намерения и поступки периодически;

  • высокий когда ребенок способен контролировать себя сам постоянно.

Для осуществления деятельности по интересам оптимальным является последний вариант, он и дает высший балл.

Педагог может побудить ребенка к самоорганизации, если семья не сформировала у него необходимых навыков (а именно с этим чаще всего приходится встречаться педагогам допол- нительного образования).

  1. Прежде всего, детям необходимо показать смысл тех личностных свойств, которые им предстоит развить у себя. Каждому ребенку, надо объяснить, какие качества даны ему от природы, а какие он может сформировать сам. Детей важно убедить (лучше на конкретных примерах) в том, что развитие человеческих качеств — терпения, воли, самоорганизованности, доброжелательности в отношениях с другими людьми и т.д. — приведет к более полному проявлению данных от природы способностей и улучшению результатов обучения.

  2. Другим побуждающим к самоорганизации стимулом может стать публичное подведение итогов после каждого занятия, включая проявление организационных, волевых и других качеств. Однако, выделяя отличившихся, не следует называть тех, кто еще не сумел продемонстрировать эти качества; умолчание будет воспринято как предоставление этим детям шанса сравняться с другими.

  3. Еще один фактор, закрепляющий навыки самоорганизации у детей, — строгий контроль за выполнением учащимися как предписаний педагога, так и данных ему обещаний. Здесь крайне


важна последовательность и настойчивость самого педагога.

  1. Не последнюю роль в приучении детей к самоконтролю играют родители. Семья — та среда, которая способна побудить детей к осознанному формированию личностных качеств. Однако

для родителей первоочередную ценность, как правило, представляет уровень практических навыков, получаемых в учреждениях дополнительного образования: умение петь, танцевать, конструировать, лепить из глины и т.д. К сожалению, взрослые не всегда ориентированы на развитие у детей собст- венно человеческих качеств — доброты, терпения, внимания, усидчивости, умения подчиняться и т.д., позволяющих формировать универсальную систему приспособления ребенка. Поэтому педагог, желающий привлечь родителей к процессу личностного роста их детей, должен провести с родителями предварительную работу по разъяснению значимости развития человеческих качеств как для адаптации ребенка в целом, так и для большей результативности основного и дополнительного образования.

Второй блок включает ориентационные качества самооценку и интерес к занятиям.

Самооценка — это представление ребенка о своих достоинствах и недостатках и одновременно характеристика уровня его притязаний. Значение этого феномена состоит в том; что самооценка запускает или тормозит механизм саморазвития личности. Самооценка — ключ к пониманию темпов развития ребенка.

От взрослых во многом, зависит, какой уровень самооценки сформируется у ребенка: заниженный, нормально развитый или завышенный.

Заниженная самооценка означает неразвитость положительного представления о самом себе, неверие в свои силы, а значит, отсутствие внутреннего стимула к развитию, поскольку ребенок не видит своих достоинств, на основе которых он может совершенствоваться. Дети с заниженной самооценкой требуют к себе особого внимания, постоянной похвалы за минимальные достижения.