Файл: Матрица диагностики образовательных результатов в дополнительном образовании детей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 186

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Матрица диагностики образовательных результатов в дополнительном образовании детей
(Буйлова Л.Н., Клёнова Н.В. Методика определения результатов образовательной деятельности детей// Дополнительное образование. – 2004. - № 12, 2005 - 1).
Источник: Педагогика дополнительного образования: мониторинг качества образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей: методические рекомендации/сост. А.М.Тарасова, М.М.Лобода; под общ. ред.Н.Н.Рыбаковой. – Омск: БОУ ДПО «ИРООО», 2009.

В отличие от общего образования, где процесс выявления результатов образовательной

деятельности учащихся четко отработан, в дополнительном образовании детей этот вопрос пока остается одним из наименее определенных, а потому вызывает реальные затруднения педагогов. Отсутствие в этой сфере единых образовательных стандартов, с которыми в системе общего среднего образования принято соотносить достигнутый уровень обученности, существенно осложняет определение результативности обучения детей по дополнительным образовательным программам. В силу индивидуального характера многих из них для каждой программы педагога необходимо разрабатывать свой пакет диагностических методик, отражающих ее цели и задачи.

Вместе с тем для облегчения создания таких методик педагогам дополнительного образования целесообразно предложить общую схему (матрицу) диагностики образовательных результатов, которая может быть наполнена конкретным содержанием в соответствии с особенностями той или иной программы.

Стоит уточнть понятия «результат» и «образовательный результат».

Результат (resultatus — отраженный) — состояние системы в определенный момент ее развития в соответствии с поставленными целями. Содержание ожидаемого результата связано с формулированием предстоящей цели деятельности.

Цель деятельности — представление человека о том, что он должен достигнуть в итоге своей деятельности, т.е. модель будущего результата.

Педагогические цели формируются под влиянием социального заказа. Для дополнительного образования это запросы детей и родителей, школ и других образовательных учреждений. Цели

формулируются на длительный срок и конкретизируются в ожидаемых результатах, что в итоге и становится предметом оценки.

Образовательный результат — итог (промежуточный или конечный) совместного взаимодействия педагога и ребенка в процессе образовательной деятельности по конкретной обра- зовательной программе.

Результативность — степень соответствия ожидаемых (нормативных или субъективно заданных) и полученных результатов.

Рассмотрим показатели, по которым чаще всего судят о результатах занятий ребенка в кружке, студии, секции, ансамбле и т.д.

В практике дополнительного образования детей образовательная деятельность ребенка обычно оценивается по учебным, чаще всего предметным, параметрам. О результатах образования детей судят, прежде всего, по итогам их участия в конкурсах, смотрах, олимпиадах; получению спортивных разрядов, награждению грамотами и другими знаками отличия. И это понятно: такие результаты наиболее ощутимы и очевидны.

Однако подобный подход таит в себе определенные опасности. Во-первых, у разных детей разные исходные возможности в темпах и глубине освоения учебного материала, и далеко не каждый способен подняться, до уровня грамот и призовых мест. Во-вторых, фиксация преимущественно предметных результатов зачастую искажает диапазон истинных достижений ребенка, поскольку вне поля зрения остаются его личностные результаты.

Формирование личностных качеств процесс длительный, он носит отсроченный характер.

Выявить и оценить личностные качества сложно. Тем не менее, выявлять результаты образовательной деятельности детей во всей их полноте должен каждый педагог. Это обусловлено спецификой дополнительного образования детей.


В соответствии с Законом РФ «Об образовании» ведущей функцией системы

дополнительного образования детей является реализация образовательных программ и образовательных услуг в целях удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. Это должно способствовать созданию условий для развития индивидуального потенциала учащихся, формированию их готовности к социальной и профессиональной адаптации.

«Такая цель дополнительного образования шире некой суммы знаний, умений и навыков, по которым традиционно определялись результаты образовательной деятельности. При этом роль знаний, умений и навыков не уменьшается, но они сегодня рассматриваются как основа и средства для такого образовательного результата, который способствует эффективному решению проблем человека и общества» (Л.Б.Железнова).

Поскольку образовательная деятельность в системе дополнительного образования

предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся, о ее результатах необходимо судить по двум группам показателей:

  • учебным, фиксирующим предметные и общеучебные знания, умения, навыки, приобретенные ребенком в процессе освоения образовательной программы;

  • личностным, выражающим изменения личностных качеств ребенка под влиянием занятий в детском объединении.

Предлагаем педагогу воспользоваться двумя таблицами, которые в совокупности позволяют наглядно представить:

  • набор основных знаний, умений и практических навыков, которые должен приобрести ребенок в результате освоения конкретной образовательной программы;

  • систему важнейших личностных свойств, которые желательно сформировать у ребенка за период его обучения по данной программе и время общения с педагогом и сверстниками.

  • определить возможные уровни выраженности каждого измеряемого показателя у разных детей, а значит, степень соответствия этих показателей предъявляемым требованиям.

Таблица 1 «Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе» демонстрирует технологию определения учебных результатов ребенка по дополнительной образовательной программе; таблица «Мониторинг личностного развития ребенка в процессе освоения им дополнительной образовательной программы» показывает, как можно отследить развитие его личностных качеств.

Таблица1


Мониторинг результатов обучения ребёнка


по дополнительной образовательной программе


Показатели

(оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное

число баллов

Методы диагностики

1. Теоретическая подготовка ребёнка

1.1.Теоретические знания (по основным разделам учебно- тематического плана программы)

Соответствие теоретических знаний ребёнка программным требованиям

Минимальный уровень ребёнок

овладел менее, чем ½ объёма знаний, предусмотренных программой

1

Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др.

Средний уровень объём усвоенных

знаний составляет более ½.

5

Максимальный уровень – освоил практически весь объём знаний, предусмотренных программой в

конкретный период

10

1.2. Владение специальной терминологией

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

Минимальный уровень – ребёнок, как правило, избегает употреблять

специальные термины

1

Собеседование

Средний уровень сочетает

специальную терминологию с бытовой

5







Максимальный уровень

специальные термины употребляет осознанно, в полном соответствии с их содержанием

10




2. Практическая подготовка ребёнка

2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно- тематического плана программы)

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям

Минимальный уровень – ребёнок овладел менее, чем ½

предусмотренных умений и навыков

1

Контрольное задание

Средний уровень – объём усвоенных умений и навыков составляет более

½.

5

Максимальный уровень – овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными

программой в конкретный период.

10

2.2. Интерес к занятиям в

детском объединении

Отсутствие

затруднений в использовании специального оборудования и оснащения

Минимальный уровень умений – ребёнок испытывает серьёзные

затруднения при работе с оборудованием.

1

Контрольное задание

Средний уровень – работает с

оборудованием с помощью педагога.

5

Максимальный уровень – работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых затруднений.

10

2.3. Творческие навыки

Креативность в выполнении практических заданий

Начальный (элементарный) уровень развития креативности – ребёнок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания

педагога

1

Контрольное задание

Репродуктивный уровень в

основном выполняет задания на основе образца

5

Творческий уровень – выполняет практические задания с элементами творчества.

10

3. Общеучебные умения и навыки ребёнка

3.1. Учебно - интеллектуальные умения:

3.1.1 Умение подбирать и

анализировать специальную литературу

Самостоятель- ность в выборе и анализе

литературы

Минимальный уровень умений – ребёнок испытывает серьёзные затруднения при работе со

специальной литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле

педагога.

1

Анализ исследовательс кой работы

Средний уровень – работает со

специальной литературой с помощью педагога или родителей.

5

Максимальный уровень – работает со специальной литературой

самостоятельно, не испытывает особых трудностей.

10

3.1.2. Умение пользоваться компьютерными источниками информации

Самостоятель- ность в пользовании компьютерными источниками информации

Минимальный уровень умений – ребёнок испытывает серьёзные затруднения при работе с компьютерными источниками

информации, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога.

1

Анализ исследовательс кой работы

Средний уровень – работает с

5











компьютерными источниками

информации с помощью педагога или родителей.







Максимальный уровень – работает с компьютерными источниками информации самостоятельно, не

испытывает особых трудностей.

10

3.1.3. Умение осуществлять учебно- исследователь- скую работу

(писать рефераты, проводить

самостоятельные учебные исследования




Минимальный уровень умений – ребёнок испытывает серьёзные затруднения при проведении

исследовательской работы, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога

1

Анализ исследовательс кой работы

Средний уровень – занимается исследовательской работой с

помощью педагога или родителей.

5

Максимальный уровень

осуществляет исследовательскую работу самостоятельно, не

испытывает особых трудностей.

10



3.2. Учебно - коммуникативные умения:

3.2.1 Умение слушать и

слышать педагога

Адекватность восприятия информации, идущей от педагога

Минимальный уровень умений.

По аналогии с п.3.1.1.

1

Наблюдение

Средний уровень.

По аналогии с п.3.1.1.

5

Максимальный уровень.

По аналогии с п.3.1.1.

10

3.2.2. Умение выступать перед аудиторией

Свобода владения и подачи

обучающимся подготовленной информации

Минимальный уровень умений.

По аналогии с п.3.1.1.

1

Наблюдение

Средний уровень.

По аналогии с п.3.1.1.

5

Максимальный уровень.

По аналогии с п.3.1.1.

10

3.2.3. Умение вести полемику, участвовать в

дискуссии

Самостоя- тельность в построении

дискуссионного выступления, логика в построении

доказательств.

Минимальный уровень умений.

По аналогии с п.3.1.1.

1

Наблюдение

Средний уровень.

По аналогии с п.3.1.1.

5

Максимальный уровень. По аналогии с п.3.1.1.

10

3.3. Учебно-организационные умения и навыки:

3.3.1. Умение организовать своё рабочее (учебное) место

Способность

самостоятельно готовить своё рабочее место к деятельности и убирать его за

собой

Минимальный уровень умений.

По аналогии с п.3.1.1.

1

Наблюдение

Средний уровень.

По аналогии с п.3.1.1.

5

Максимальный уровень. По аналогии с п.3.1.1.

10

3.3.2. Навыки соблюдения в процессе

деятельности правил

безопасности

Соответствие реальных навыков

соблюдения правил

безопасности программным

требованиям

Минимальный уровень умений.

По аналогии с п.3.1.1.

1

Наблюдение

Средний уровень.

По аналогии с п.3.1.1.

5

Максимальный уровень. По аналогии с п.3.1.1.

10