Файл: Матрица диагностики образовательных результатов в дополнительном образовании детей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 186
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Матрица диагностики образовательных результатов в дополнительном образовании детей
(Буйлова Л.Н., Клёнова Н.В. Методика определения результатов образовательной деятельности детей// Дополнительное образование. – 2004. - № 12, 2005 - № 1).
Источник: Педагогика дополнительного образования: мониторинг качества образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей: методические рекомендации/сост. А.М.Тарасова, М.М.Лобода; под общ. ред.Н.Н.Рыбаковой. – Омск: БОУ ДПО «ИРООО», 2009.
В отличие от общего образования, где процесс выявления результатов образовательной
деятельности учащихся четко отработан, в дополнительном образовании детей этот вопрос пока остается одним из наименее определенных, а потому вызывает реальные затруднения педагогов. Отсутствие в этой сфере единых образовательных стандартов, с которыми в системе общего среднего образования принято соотносить достигнутый уровень обученности, существенно осложняет определение результативности обучения детей по дополнительным образовательным программам. В силу индивидуального характера многих из них для каждой программы педагога необходимо разрабатывать свой пакет диагностических методик, отражающих ее цели и задачи.
Вместе с тем для облегчения создания таких методик педагогам дополнительного образования целесообразно предложить общую схему (матрицу) диагностики образовательных результатов, которая может быть наполнена конкретным содержанием в соответствии с особенностями той или иной программы.
Стоит уточнть понятия «результат» и «образовательный результат».
Результат (resultatus — отраженный) — состояние системы в определенный момент ее развития в соответствии с поставленными целями. Содержание ожидаемого результата связано с формулированием предстоящей цели деятельности.
Цель деятельности — представление человека о том, что он должен достигнуть в итоге своей деятельности, т.е. модель будущего результата.
Педагогические цели формируются под влиянием социального заказа. Для дополнительного образования это запросы детей и родителей, школ и других образовательных учреждений. Цели
формулируются на длительный срок и конкретизируются в ожидаемых результатах, что в итоге и становится предметом оценки.
Образовательный результат — итог (промежуточный или конечный) совместного взаимодействия педагога и ребенка в процессе образовательной деятельности по конкретной обра- зовательной программе.
Результативность — степень соответствия ожидаемых (нормативных или субъективно заданных) и полученных результатов.
Рассмотрим показатели, по которым чаще всего судят о результатах занятий ребенка в кружке, студии, секции, ансамбле и т.д.
В практике дополнительного образования детей образовательная деятельность ребенка обычно оценивается по учебным, чаще всего предметным, параметрам. О результатах образования детей судят, прежде всего, по итогам их участия в конкурсах, смотрах, олимпиадах; получению спортивных разрядов, награждению грамотами и другими знаками отличия. И это понятно: такие результаты наиболее ощутимы и очевидны.
Однако подобный подход таит в себе определенные опасности. Во-первых, у разных детей разные исходные возможности в темпах и глубине освоения учебного материала, и далеко не каждый способен подняться, до уровня грамот и призовых мест. Во-вторых, фиксация преимущественно предметных результатов зачастую искажает диапазон истинных достижений ребенка, поскольку вне поля зрения остаются его личностные результаты.
Формирование личностных качеств — процесс длительный, он носит отсроченный характер.
Выявить и оценить личностные качества сложно. Тем не менее, выявлять результаты образовательной деятельности детей во всей их полноте должен каждый педагог. Это обусловлено спецификой дополнительного образования детей.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» ведущей функцией системы
дополнительного образования детей является реализация образовательных программ и образовательных услуг в целях удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. Это должно способствовать созданию условий для развития индивидуального потенциала учащихся, формированию их готовности к социальной и профессиональной адаптации.
«Такая цель дополнительного образования шире некой суммы знаний, умений и навыков, по которым традиционно определялись результаты образовательной деятельности. При этом роль знаний, умений и навыков не уменьшается, но они сегодня рассматриваются как основа и средства для такого образовательного результата, который способствует эффективному решению проблем человека и общества» (Л.Б.Железнова).
Поскольку образовательная деятельность в системе дополнительного образования
предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся, о ее результатах необходимо судить по двум группам показателей:
-
учебным, фиксирующим предметные и общеучебные знания, умения, навыки, приобретенные ребенком в процессе освоения образовательной программы; -
личностным, выражающим изменения личностных качеств ребенка под влиянием занятий в детском объединении.
Предлагаем педагогу воспользоваться двумя таблицами, которые в совокупности позволяют наглядно представить:
-
набор основных знаний, умений и практических навыков, которые должен приобрести ребенок в результате освоения конкретной образовательной программы; -
систему важнейших личностных свойств, которые желательно сформировать у ребенка за период его обучения по данной программе и время общения с педагогом и сверстниками. -
определить возможные уровни выраженности каждого измеряемого показателя у разных детей, а значит, степень соответствия этих показателей предъявляемым требованиям.
Таблица 1 «Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе» демонстрирует технологию определения учебных результатов ребенка по дополнительной образовательной программе; таблица «Мониторинг личностного развития ребенка в процессе освоения им дополнительной образовательной программы» показывает, как можно отследить развитие его личностных качеств.
Таблица1
Мониторинг результатов обучения ребёнка
по дополнительной образовательной программе
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Возможное число баллов | Методы диагностики |
1. Теоретическая подготовка ребёнка | ||||
1.1.Теоретические знания (по основным разделам учебно- тематического плана программы) | Соответствие теоретических знаний ребёнка программным требованиям | Минимальный уровень – ребёнок овладел менее, чем ½ объёма знаний, предусмотренных программой | 1 | Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др. |
Средний уровень – объём усвоенных знаний составляет более ½. | 5 | |||
Максимальный уровень – освоил практически весь объём знаний, предусмотренных программой в конкретный период | 10 | |||
1.2. Владение специальной терминологией | Осмысленность и правильность использования специальной терминологии | Минимальный уровень – ребёнок, как правило, избегает употреблять специальные термины | 1 | Собеседование |
Средний уровень – сочетает специальную терминологию с бытовой | 5 |
| | Максимальный уровень – специальные термины употребляет осознанно, в полном соответствии с их содержанием | 10 | |
2. Практическая подготовка ребёнка | ||||
2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно- тематического плана программы) | Соответствие практических умений и навыков программным требованиям | Минимальный уровень – ребёнок овладел менее, чем ½ предусмотренных умений и навыков | 1 | Контрольное задание |
Средний уровень – объём усвоенных умений и навыков составляет более ½. | 5 | |||
Максимальный уровень – овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой в конкретный период. | 10 | |||
2.2. Интерес к занятиям в детском объединении | Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения | Минимальный уровень умений – ребёнок испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием. | 1 | Контрольное задание |
Средний уровень – работает с оборудованием с помощью педагога. | 5 | |||
Максимальный уровень – работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых затруднений. | 10 | |||
2.3. Творческие навыки | Креативность в выполнении практических заданий | Начальный (элементарный) уровень развития креативности – ребёнок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога | 1 | Контрольное задание |
Репродуктивный уровень – в основном выполняет задания на основе образца | 5 | |||
Творческий уровень – выполняет практические задания с элементами творчества. | 10 | |||
3. Общеучебные умения и навыки ребёнка | ||||
3.1. Учебно - интеллектуальные умения: | ||||
3.1.1 Умение подбирать и анализировать специальную литературу | Самостоятель- ность в выборе и анализе литературы | Минимальный уровень умений – ребёнок испытывает серьёзные затруднения при работе со специальной литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога. | 1 | Анализ исследовательс кой работы |
Средний уровень – работает со специальной литературой с помощью педагога или родителей. | 5 | |||
Максимальный уровень – работает со специальной литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей. | 10 | |||
3.1.2. Умение пользоваться компьютерными источниками информации | Самостоятель- ность в пользовании компьютерными источниками информации | Минимальный уровень умений – ребёнок испытывает серьёзные затруднения при работе с компьютерными источниками информации, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога. | 1 | Анализ исследовательс кой работы |
Средний уровень – работает с | 5 |
| | компьютерными источниками информации с помощью педагога или родителей. | | |
Максимальный уровень – работает с компьютерными источниками информации самостоятельно, не испытывает особых трудностей. | 10 | |||
3.1.3. Умение осуществлять учебно- исследователь- скую работу (писать рефераты, проводить самостоятельные учебные исследования | | Минимальный уровень умений – ребёнок испытывает серьёзные затруднения при проведении исследовательской работы, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога | 1 | Анализ исследовательс кой работы |
Средний уровень – занимается исследовательской работой с помощью педагога или родителей. | 5 | |||
Максимальный уровень – осуществляет исследовательскую работу самостоятельно, не испытывает особых трудностей. | 10 |
3.2. Учебно - коммуникативные умения: | ||||
3.2.1 Умение слушать и слышать педагога | Адекватность восприятия информации, идущей от педагога | Минимальный уровень умений. По аналогии с п.3.1.1. | 1 | Наблюдение |
Средний уровень. По аналогии с п.3.1.1. | 5 | |||
Максимальный уровень. По аналогии с п.3.1.1. | 10 | |||
3.2.2. Умение выступать перед аудиторией | Свобода владения и подачи обучающимся подготовленной информации | Минимальный уровень умений. По аналогии с п.3.1.1. | 1 | Наблюдение |
Средний уровень. По аналогии с п.3.1.1. | 5 | |||
Максимальный уровень. По аналогии с п.3.1.1. | 10 | |||
3.2.3. Умение вести полемику, участвовать в дискуссии | Самостоя- тельность в построении дискуссионного выступления, логика в построении доказательств. | Минимальный уровень умений. По аналогии с п.3.1.1. | 1 | Наблюдение |
Средний уровень. По аналогии с п.3.1.1. | 5 | |||
Максимальный уровень. По аналогии с п.3.1.1. | 10 | |||
3.3. Учебно-организационные умения и навыки: | ||||
3.3.1. Умение организовать своё рабочее (учебное) место | Способность самостоятельно готовить своё рабочее место к деятельности и убирать его за собой | Минимальный уровень умений. По аналогии с п.3.1.1. | 1 | Наблюдение |
Средний уровень. По аналогии с п.3.1.1. | 5 | |||
Максимальный уровень. По аналогии с п.3.1.1. | 10 | |||
3.3.2. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности | Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям | Минимальный уровень умений. По аналогии с п.3.1.1. | 1 | Наблюдение |
Средний уровень. По аналогии с п.3.1.1. | 5 | |||
Максимальный уровень. По аналогии с п.3.1.1. | 10 |