ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 73
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
На завершающем этапе выступления оратору необходимо либо прибегать к мерам, способным освежить внимание аудитории. Ораторская речь должна действовать прямо на чувства и волю слушателей.
Подведем некоторые итоги выявления способов привлечения внимания аудитории:
l. «Следует постоянно привлекать внимание слушателей – фразами обращения.
2. Умение делать остановки. Если оратор удостоверяется в том, что его не слушают, или же слушают невнимательно, то он должен сделать краткую остановку, что поможет усилить внимание к последующей высказанной им мысли.
3. Для активизации внимания аудитории оратор повышает или понижает голос, меняет темп речи. Для того, чтобы довести до сознания слушателей ту или иную мысль, оратор должен высказать ее громко, четко, акцентируя гласные, меняя интонацию на некоторых звуках и словах.
4. В связи с содержанием выступления необходимо время от времени адресовать слушателям вопросы. Подобные вопросы активизируют аудиторию и создают определенное эмоциональное напряжение.
5. Внезапная остановка на середине фразы, недоговоренность – все это создает возможность для перехода на новый уровень внимания, а затем возврата к прежней мысли.
6. Имеют значение жесты и движения головы, рук, которые активно действуют на внимание слушателей наряду с другими средствами выразительности» [12, с. 33].
Во многом перечисленные Касумовым А.А. способы привлечения внимания аудитории повторяют способы кратковременного привлечения внимания, выделенные П.С. Похоровщиком (рис. 2.2.2). Кратковременная активизация внимания обеспечивается использованием вопросно-ответного хода, повторного обращения к слушателям и т. д. [8]
Рис. 1.3 Способы кратковременного привлечения внимания (П.С. Похоровщик)
Дускаева Л.Р. и Корнилова Н.А. одним из способов управления вниманием аудитории считают речевой эпатаж, под которым они понимают «речевое поведение, противоречащее принятым нормам – коммуникативным, эстетическим, этическим, – которое в отдельных случаях рассматривается как предосудительное, недостойное и недопустимое» [14]. Речевой эпатаж рассчитан на привлечение внимания аудитории, в его основе лежит игра, речетворчество (намеренное нарушение лексического значения слова
, лексической сочетаемости, разрушение структурной оформленности слова и т. д.).
Таким образом, насчитывается большое количество методов и приемов управления вниманием аудитории. Выбор их зависим от специфики ситуации выступления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Внимание – это направленность и сосредоточенность психической деятельности, выраженная в формах активности. Внутри этого понятия выделяются еще два: направленность – это избирательный характер психической деятельности, т. е. выделение из окружения значимых для субъекта конкретных предметов, явлений или выбор определенного рода психической деятельности, и сосредоточенность – это большая или меньшая углубленность в деятельность.
Выделяют несколько видов внимания: произвольное, непроизвольное и послепроизвольное. Наиболее управляемым является непроизвольное внимание: оно привлекается внешними и внутренними факторами. Внешние факторы: особенности раздражителя, например, его интенсивность (громкий звук, яркий свет, резкий запах), новизна раздражителя. Внутренние, или субъективные факторы: значимость стимула, соответствие потребностям человека, а также интерес, увлекательность.
Также существует большое количество свойств внимания, базовыми являются устойчивость, отвлекаемость, концентрацию, распределение, объем, переключение внимания.
Лурия А.Р. выделил две группы факторов, которые обеспечивают избирательный характер психических процессов, определяя как направление, так и объем и устойчивость сознательной деятельности:
-
факторы, характеризующие структуру внешних раздражителей, доходящих до человека (структуру внешнего поля); -
факторы, относящиеся к деятельности самого субъекта (структура внутреннего поля).
Это позволяет делать выводы о том, что внимание является тем психическим процессом, который поддается управлению. Использование факторов, определяющих внимание, во взаимодействии с аудиторией, позволит управлять ее вниманием. Такие навыки полезны ораторам, тренерам, позволяют сделать публичное выступление, работу с аудиторией эффективной.
Насчитывается большое количество методов и приемов управления вниманием аудитории. Выбор их зависим от специфики ситуации выступления и его композиционной части: например, во вступлении уместны такие приемы привлечения внимания, как: обращение; изложение цели выступления, обзор главных разделов темы; приведение интересного примера, пословицы и поговорки и др.
Основными способами управления вниманием аудитории являются: установление зрительного контакта, фразы обращения, умение делать остановки и паузы, повышение или понижение голоса, изменение темпа речи, построение диалога с аудиторией, внезапная остановка на середине фразы, недоговоренность, жестикуляция и пр.
Таким образом, знание правил и закономерностей управления вниманием аудитории, правильное использование методов и приемов этого позволяет сделать речь оратора эффективной, т.е. слушатели будут слушать материалы, вникать, мотивироваться.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
-
Антонова, К. В. Этапы становления произвольного внимания [Текст] // Молодежь и наука : сб. матер. в VIII Всерос. научн.–техн. конф. студ., асп. и молодых ученых, посвященной 155-летию со дня рождения К. Э. Циолковского. – Красноярск : Сибирский федеральный ун-т, 2012. -
Золотая, И.Г. Применение дидактических игр на уроках математики для развития внимания [Текст] // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2010. – № 17. – С. 230-235. -
Калинина, Я.В. Композиция речи в ораторском искусстве [Текст] // Экономика развития. – 2010. – № 3-55. – С. 93-96. -
Левкова, Е.С. Составляющая «внимание» в методике компрессивного обучения [Текст] // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2013. – № 2 (26). – С. 241-246. – ISSN 2074-1774. -
Лурия, А.Р. Лекции по общей психологии [Текст] : учебное пособие / А. Р. Лурия. – СПб : Питер, 2012. – 319 с. – ISBN 978-5-459-01166-1. -
Макарова, Н.Г. Исследование у студентов свойств внимания: устойчивость, концентрация, распределение [Текст] // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. – 2013. – № 6. – С. 76-80. -
Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст] : учебное пособие / А. Г. Маклаков. – СПб : Питер, 2009. – 582 с. – ISBN 978-5-272-00062-0. -
Москвин, В.П. Механизмы публичной речи [Текст] // Электронный научно-образовательный журнал ВГПУ «Грани познания». – 2010. – № 1 (6). – С. 1-5. -
Особенности построения вузовской лекции [Текст] / Н.А. Липатова, К.Л. Уланова // Актуальные проблемы современной науки: сб. ст. междунар. научн.-практич. конф. 13-14 декабря 2013 г.: в 4 ч. Ч.1 / отв. ред. А.А. Сукиасян. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2013. – 332 с. – С. 74-77. -
Педагогические приемы в процессе интенсификации обучения иностранному языку [Текст] / О.С. Лейхтлинг, М.О. Исмаилова // Общество, наука и инновации: сб. ст. междунар. научн.-практич. конф. 29-30 ноября 2013 г. / отв. Ред. А.А. Сукиасян. – Уфа : РИЦ БашГУ, 2013. – С. 158-161. -
Приемы привлечения и удержания внимания судебной аудитории [Текст] / А.В. Боровков, С.Т. Караев // Вопросы современной юриспруденции. – 2014. – № 36. – С. 46-51. -
Проблемы общения с судебной аудиторией [Текст] / А.А. Касумов, Э.Т. Агаев // Вектор науки ТГУ. Серия: Юридические науки. – 2012. – № 3(10). – С. 31-33. -
Капкан М. В. Деловой этикет: учеб. пособие / М. В. Капкан, Л. С. Лихачева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун- т. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2017. – 168 с. -
Курганская М.Я. Деловые коммуникации [Электронный ресурс]: курс лекций/ Курганская М.Я.— Электрон. текстовые данные.— М.: Московский гуманитарный университет, 2013.— 121 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/22455. -
. Архангельская М.Д. Бизнес-этикет, или Игра по правилам. – М., 2004. -
4. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. – М., 2003. 5. Браим И.Н. Культура делового общения. – Минск, 1998. -
6. Зарецкая Е.Н. Деловое общение. – М., 2003.