Файл: Задача обучения на сегодняшний день состоит в том, чтобы студенты не только слушали и усваивали знания, которые им преподносит преподаватель, но и добывали эти знания самостоятельно в ходе исследовательского поиска..docx
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 254
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1.3 Основные этапы исследовательского процесса
Тема 1.4. Накопление и обработка научной информации
Тема 1.5 Правила работы с учебной литературой
Тема 1.6 Способы представления результатов исследовательской деятельности
Тема 1.7 Методы научного исследования
Тема 2.2 Основные элементы введения индивидуального проекта
Тема 2.3 Основная часть индивидуального проекта
Тема 2.4 Оформление заключения и приложений индивидуального проекта
Тема 2.5 Язык и стиль индивидуального проекта
Тема 3.1 Основные требования по оформлению работы
Тема 3.2 Оформление ссылок в индивидуальном проекте
Тема 3.3 Оформление списка использованных источников. Библиографическое описание
Тема 3.4 Правила оформления презентации
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………..………………… 3
1. НАИМЕНОВАНИЕ ПЕРВОЙ ГЛАВЫ…..…………………………. 5
2. НАИМЕНОВАНИЕ ВТОРОЙ ГЛАВЫ.…………………………….. 9
3. НАИМЕНОВАНИЕ ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЫ……………………………. 13 ЗАКЛЮЧЕНИЕ..…………………………………….……………………. 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………. 19
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………….………………………………………. 20
Тема 1.6 Способы представления результатов исследовательской деятельности
Исследовательскую работу можно представить в различных формах. Наиболее распространены текстовые работы:
- доклад;
- реферат;
- литературный обзор;
- рецензия;
- научная статья.
Кроме того, исследовательскую работу можно представить в форме компьютерной презентации или видеофильма с текстовым сопровождением. Реже её демонстрируют в форме действующей модели или макета с текстовым сопровождением.
Доклад – это документ, содержащий изложение результатов исследовательской деятельности, опубликованный в печати или прочитанный в аудитории. В докладе должна быть отражена новизна и практическая значимость темы, раскрыто её основное содержание и обоснованы выводы и предложения докладчика. Всё это отмечается и в тезисах доклада, которые, как правило, публикуются в сборнике по итогам мероприятия (конференции, семинара и т.п.).
Литературный обзор – это краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении из различных источников. В нём указываются направления исследований, которые ведут различные учёные.
Рецензия представляет собой критический разбор и оценку научной работы. Также в качестве рецензии может рассматриваться отзыв на научную работу или художественное произведение перед их публикацией, защитой. Рецензия может быть опубликована в виде статьи в газете или в журнале. Основные функции рецензии – информирующая и оценочная.
Научная статья является своеобразным литературным жанром. В научной статье должна быть обозначена проблема, отмечены известные попытки её решения. Исходя из этого в структуре научной статьи целесообразно выделить:
- описание проблемы и её актуальности для теории и практики;
- краткие данные о методике исследования;
- анализ собственных
научных результатов и их обобщение;
- выводы и предложения по проведению исследовательской деятельности в дальнейшем;
- ссылки на цитируемую литературу.
Научный отчёт – документ, содержащий подробное описание методики и хода исследования, его результатов, а также выводов, полученных в процессе научно – исследовательской или опытно – экспериментальной деятельности. Назначение научного отчёта – исчерпывающе осветить выполненную работу по её завершении или за определённый промежуток времени.
Реферат - сжатое изложение основной информации первоисточника на основе ее смысловой переработки. Реферат пишется для того, чтобы глубоко изучить материал. В нем раскрывается суть исследуемой проблемы; приводятся различные точки зрении, а также собственные взгляды на нее. В нем дается ответ на вопрос, что нового, существенного содержится в тексте по интересующей проблеме. Формулирование цели: при помощи глаголов «проанализировать, систематизировать, ответить, создать, изложить, рассмотреть, обобщить».
Общие требования к разработке реферата:
- продумайте проблему, тему и цель своей работы. В общих чертах определите ее содержание, набросайте предварительный план.
- составьте список литературы, который необходимо проработать. Читая, отмечайте, сканируйте или выписывайте все, что должно быть включено в работу.
- разработайте как можно более подробный план всех пунктов и подпунктов, укажите, откуда надо взять необходимый материал.
- во вступлении к работе раскройте значение проблемы, темы, определите цель реферата.
- последовательно раскройте все предусмотренные планом вопросы, обосновывайте, разъясняйте основные положения, подкрепляйте их конкретными примерами и фактами.
- проявляйте в работе свое личное отношение к проблеме, отразите собственные мысли и чувства по поводу.
- пишите грамотно, точно, делите текст на абзацы, не допускайте повторений, кратко формулируйте выводы.
- не рекомендуется вести повествование от первого лица ед.числа. Такие утверждения лучше выражать в безличной форме (проведенный эксперимент).
- каждая глава начинается с новой страницы.
- каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, если непрямое цитирование (пересказ мыслей автора своими словами), то необходимо также сделать ссылку на источник.
- обязательно соблюдайте этику работы с авторским текстом, делайте сноски, ставьте кавычки, выделяя цитаты.
- в конце работы сделайте обобщающий вывод.
- самокритично прочитайте свою работу, установите и исправьте все замеченные недостатки, перепишите работу начисто.
Тема 1.7 Методы научного исследования
Метод научного исследования — это способ познания объективной действительности, представляющий собой определенную последовательность действий, приемов, операций.
Методика— это совокупность способов и приемов исследования, порядок их применения и интерпретация полученных с их помощью результатов. Она зависит от характера объекта изучения, методологии, цели исследования, разработанных методов, общего уровня квалификации исследователя.
Любое научное исследование проводится соответствующими приемами и способами, и по определенным правилам.
В зависимости от сферы применения и степени общности различают методы:
- всеобщие (философские), действующие во всех науках и на всех этапах познания;
- общенаучные, которые могут применяться в гуманитарных, естественных и технических науках;
- специальные — для конкретной науки, области научного познания.
Все общенаучные методы целесообразно распределить для анализа на три группы: общелогические, теоретические и эмпирические.
Общелогическими методами являются анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия.
Анализ — это расчленение, разложение объекта исследования на составные части. Он лежит в основе аналитического метода исследования. Разновидностями анализа являются классификация и периодизация. Метод анализа используется как в реальной, так и в мыслительной деятельности.
Синтез — это соединение отдельных сторон, частей объекта исследования в единое целое. Однако это не просто их соединение, но и познание нового — взаимодействия частей как целого. Результатом синтеза является совершенно новое образование, свойства которого не есть только внешнее соединение свойств компонентов, но также и результат их внутренней взаимосвязи и взаимозависимости.
Индукция — это движение мысли (познания) от фактов, отдельных случаев к общему положению. Индуктивные умозаключения “наводят” на мысль, на общее. При индуктивном методе исследования для получения общего знания о каком-либо классе предметов необходимо исследовать отдельные предметы, найти в них общие существенные признаки, которые послужат основой знания об общем признаке, присущем данному классу предметов.
Дедукция — это выведение единичного, частного из какого-либо общего положения; движение мысли (познания) от общих утверждений к утверждениям об отдельных предметах или явлениях. Посредством дедуктивных умозаключений “выводят” определенную мысль из других мыслей.
Аналогия— это способ получения знаний о предметах и явлениях на основании того, что они имеют сходство с другими, рассуждение, в котором из сходства изучаемых объектов в некоторых признаках делается заключение об их сходстве и в других признаках. Степень вероятности (достоверности) умозаключений по аналогии зависит от количества сходных признаков у сравниваемых явлений. Наиболее часто аналогию применяют в теории подобия.
К методам теоретического уровня причисляют аксиоматический, гипотетический, формализацию, абстрагирование, обобщение, восхождение от абстрактного к конкретному, исторический, метод системного анализа.
Аксиоматический метод — способ исследования, который состоит в том, что некоторые утверждения (аксиомы, постулаты) принимаются без доказательств и затем по определенным логическим правилам из них выводятся остальные знания.
Гипотетический метод — способ исследования с использованием научной гипотезы, т. е. предположения о причине, которая вызывает данное следствие, или о существовании некоторого явления или предмета.
Гипотетический метод используется при конструировании норм права. Например, при установлении налоговой ставки в размере 13 процентов на доходы физических лиц вместо прогрессивной шкалы налогообложения предполагалось, что эта мера позволит вывести из тени объекты налогообложения и увеличить поступления в бюджет. По сообщениям налоговых органов, эта гипотеза полностью подтвердилась.
Формализация — отображение явления или предмета в знаковой форме какого-либо искусственного языка (например, логики, математики, химии) и изучение этого явления или предмета путем операций с соответствующими знаками. Использование искусственного формализованного языка в научном исследовании позволяет устранить такие недостатки естественного языка, как многозначность, неточность, неопределенность.
При формализации вместо рассуждений об объектах исследования оперируют со знаками (формулами). Путем операций с формулами искусственных языков можно получать новые формулы, доказывать истинность какого-либо положения.