Файл: Задача обучения на сегодняшний день состоит в том, чтобы студенты не только слушали и усваивали знания, которые им преподносит преподаватель, но и добывали эти знания самостоятельно в ходе исследовательского поиска..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 258

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1.2 Понятие исследования

Тема 1.3 Основные этапы исследовательского процесса

Тема 1.4. Накопление и обработка научной информации

Тема 1.5 Правила работы с учебной литературой

Ведение записей — обязательный элемент работы над книгой, неотделимый от процесса чтения, и поэтому их нельзя откладывать «на потом».

Записи должны быть предельно полными. Это, как правило, занимает гораздо меньше времени, чем повторное обращение к книге.

Тема 1.6 Способы представления результатов исследовательской деятельности

Тема 1.7 Методы научного исследования

Тема 2.2 Основные элементы введения индивидуального проекта

Тема 2.3 Основная часть индивидуального проекта

Тема 2.4 Оформление заключения и приложений индивидуального проекта

Тема 2.5 Язык и стиль индивидуального проекта

Тема 3.1 Основные требования по оформлению работы

Тема 3.2 Оформление ссылок в индивидуальном проекте

Тема 3.3 Оформление списка использованных источников. Библиографическое описание

Тема 3.4 Правила оформления презентации

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ТЕМА (наименование)

СОДЕРЖАНИЕ (план)

ВВЕДЕНИЕ

1. НАИМЕНОВАНИЕ

2. НАИМЕНОВАНИЕ

3. НАИМЕНОВАНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………..………………… 3

1. НАИМЕНОВАНИЕ ПЕРВОЙ ГЛАВЫ…..…………………………. 5

2. НАИМЕНОВАНИЕ ВТОРОЙ ГЛАВЫ.…………………………….. 9

3. НАИМЕНОВАНИЕ ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЫ……………………………. 13 ЗАКЛЮЧЕНИЕ..…………………………………….……………………. 17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………. 19

ПРИЛОЖЕНИЯ ………………….………………………………………. 20

В приложения 3, 4, 5 обязательно загляни.

Тема 1.6 Способы представления результатов исследовательской деятельности


Исследовательскую работу можно представить в различных формах. Наиболее распространены текстовые работы:

- доклад;

- реферат;

- литературный обзор;

- рецензия;

- научная статья.

Кроме того, исследовательскую работу можно представить в форме компьютерной презентации или видеофильма с текстовым сопровождением. Реже её демонстрируют в форме действующей модели или макета с текстовым сопровождением.

Доклад – это документ, содержащий изложение результатов исследовательской деятельности, опубликованный в печати или прочитанный в аудитории. В докладе должна быть отражена новизна и практическая значимость темы, раскрыто её основное содержание и обоснованы выводы и предложения докладчика. Всё это отмечается и в тезисах доклада, которые, как правило, публикуются в сборнике по итогам мероприятия (конференции, семинара и т.п.).

Литературный обзор – это краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении из различных источников. В нём указываются направления исследований, которые ведут различные учёные.

Рецензия представляет собой критический разбор и оценку научной работы. Также в качестве рецензии может рассматриваться отзыв на научную работу или художественное произведение перед их публикацией, защитой. Рецензия может быть опубликована в виде статьи в газете или в журнале. Основные функции рецензии – информирующая и оценочная.

Научная статья является своеобразным литературным жанром. В научной статье должна быть обозначена проблема, отмечены известные попытки её решения. Исходя из этого в структуре научной статьи целесообразно выделить:

- описание проблемы и её актуальности для теории и практики;

- краткие данные о методике исследования;

- анализ собственных
научных результатов и их обобщение;

- выводы и предложения по проведению исследовательской деятельности в дальнейшем;

- ссылки на цитируемую литературу.

Научный отчёт – документ, содержащий подробное описание методики и хода исследования, его результатов, а также выводов, полученных в процессе научно – исследовательской или опытно – экспериментальной деятельности. Назначение научного отчёта – исчерпывающе осветить выполненную работу по её завершении или за определённый промежуток времени.

Реферат - сжатое изложение основной информации первоисточника на основе ее смысловой переработки. Реферат пишется для того, чтобы глубоко изучить материал. В нем раскрывается суть исследуемой проблемы; приводятся различные точки зрении, а также собственные взгляды на нее. В нем дается ответ на вопрос, что нового, существенного содержится в тексте по интересующей проблеме. Формулирование цели: при помощи глаголов «проанализировать, систематизировать, ответить, создать, изложить, рассмотреть, обобщить».

Общие требования к разработке реферата:

- продумайте проблему, тему и цель своей работы. В общих чертах определите ее содержание, набросайте предварительный план.

- составьте список литературы, который необходимо проработать. Читая, отмечайте, сканируйте или выписывайте все, что должно быть включено в работу.

- разработайте как можно более подробный план всех пунктов и подпунктов, укажите, откуда надо взять необходимый материал.

- во вступлении к работе раскройте значение проблемы, темы, определите цель реферата.


- последовательно раскройте все предусмотренные планом вопросы, обосновывайте, разъясняйте основные положения, подкрепляйте их конкретными примерами и фактами.

- проявляйте в работе свое личное отношение к проблеме, отразите собственные мысли и чувства по поводу.

- пишите грамотно, точно, делите текст на абзацы, не допускайте повторений, кратко формулируйте выводы.

- не рекомендуется вести повествование от первого лица ед.числа. Такие утверждения лучше выражать в безличной форме (проведенный эксперимент).



- каждая глава начинается с новой страницы. 

- каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, если непрямое цитирование (пересказ мыслей автора своими словами), то необходимо также сделать ссылку на источник.

- обязательно соблюдайте этику работы с авторским текстом, делайте сноски, ставьте кавычки, выделяя цитаты.

- в конце работы сделайте обобщающий вывод.

- самокритично прочитайте свою работу, установите и исправьте все замеченные недостатки, перепишите работу начисто.

Тема 1.7 Методы научного исследования


Метод научного исследования — это способ познания объективной действительности, представляющий собой определенную последовательность действий, приемов, операций.

Методика— это совокупность способов и приемов исследования, порядок их применения и интерпретация полученных с их помощью результатов. Она зависит от характера объекта изучения, методологии, цели исследования, разработанных методов, общего уровня квалификации исследователя.

Любое научное исследование проводится соответствующими приемами и способами,  и по определенным правилам.

В зависимости от сферы применения и степени общности различают методы:

- всеобщие (философские),
 действующие во всех науках и на всех этапах познания;

- общенаучные, которые могут применяться в гуманитарных, естественных и технических науках;

- специальные — для конкретной науки, области научного познания.

Все общенаучные методы целесообразно распределить для анализа на три группы: общелогические, теоретические и эмпирические.

Общелогическими методами являются анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия.

Анализ — это расчленение, разложение объекта исследования на составные части. Он лежит в основе аналитического метода исследования. Разновидностями анализа являются классификация и периодизация. Метод анализа используется как в реальной, так и в мыслительной деятельности.

Синтез — это соединение отдельных сторон, частей объекта исследования в единое целое. Однако это не просто их соединение, но и познание нового — взаимодействия частей как целого. Результатом синтеза является совершенно новое образование, свойства которого не есть только внешнее соединение свойств компонентов, но также и результат их внутренней взаимосвязи и взаимозависимости.

Индукция — это движение мысли (познания) от фактов, отдельных случаев к общему положению. Индуктивные умозаключения “наводят” на мысль, на общее. При индуктивном методе исследования для получения общего знания о каком-либо классе предметов необходимо исследовать отдельные предметы, найти в них общие существенные признаки, которые послужат основой знания об общем признаке, присущем данному классу предметов.


Дедукция — это выведение единичного, частного из какого-либо общего положения; движение мысли (познания) от общих утверждений к утверждениям об отдельных предметах или явлениях. Посредством дедуктивных умозаключений “выводят” определенную мысль из других мыслей.

Аналогия— это способ получения знаний о предметах и явлениях на основании того, что они имеют сходство с другими, рассуждение, в котором из сходства изучаемых объектов в некоторых признаках делается заключение об их сходстве и в других признаках. Степень вероятности (достоверности) умозаключений по аналогии зависит от количества сходных признаков у сравниваемых явлений. Наиболее часто аналогию применяют в теории подобия.

К методам теоретического уровня причисляют аксиоматический, гипотетический, формализацию, абстрагирование, обобщение, восхождение от абстрактного к конкретному, исторический, метод системного анализа.

Аксиоматический метод — способ исследования, который состоит в том, что некоторые утверждения (аксиомы, постулаты) принимаются без доказательств и затем по определенным логическим правилам из них выводятся остальные знания.

Гипотетический метод — способ исследования с использованием научной гипотезы, т. е. предположения о причине, которая вызывает данное следствие, или о существовании некоторого явления или предмета.

Гипотетический метод используется при конструировании норм права. Например, при установлении налоговой ставки в размере 13 процентов на доходы физических лиц вместо прогрессивной шкалы налогообложения предполагалось, что эта мера позволит вывести из тени объекты налогообложения и увеличить поступления в бюджет. По сообщениям налоговых органов, эта гипотеза полностью подтвердилась.

Формализация — отображение явления или предмета в знаковой форме какого-либо искусственного языка (например, логики, математики, химии) и изучение этого явления или предмета путем операций с соответствующими знаками. Использование искусственного формализованного языка в научном исследовании позволяет устранить такие недостатки естественного языка, как многозначность, неточность, неопределенность.

При формализации вместо рассуждений об объектах исследования оперируют со знаками (формулами). Путем операций с формулами искусственных языков можно получать новые формулы, доказывать истинность какого-либо положения.