Файл: Задача обучения на сегодняшний день состоит в том, чтобы студенты не только слушали и усваивали знания, которые им преподносит преподаватель, но и добывали эти знания самостоятельно в ходе исследовательского поиска..docx
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 248
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1.3 Основные этапы исследовательского процесса
Тема 1.4. Накопление и обработка научной информации
Тема 1.5 Правила работы с учебной литературой
Тема 1.6 Способы представления результатов исследовательской деятельности
Тема 1.7 Методы научного исследования
Тема 2.2 Основные элементы введения индивидуального проекта
Тема 2.3 Основная часть индивидуального проекта
Тема 2.4 Оформление заключения и приложений индивидуального проекта
Тема 2.5 Язык и стиль индивидуального проекта
Тема 3.1 Основные требования по оформлению работы
Тема 3.2 Оформление ссылок в индивидуальном проекте
Тема 3.3 Оформление списка использованных источников. Библиографическое описание
Тема 3.4 Правила оформления презентации
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………..………………… 3
1. НАИМЕНОВАНИЕ ПЕРВОЙ ГЛАВЫ…..…………………………. 5
2. НАИМЕНОВАНИЕ ВТОРОЙ ГЛАВЫ.…………………………….. 9
3. НАИМЕНОВАНИЕ ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЫ……………………………. 13 ЗАКЛЮЧЕНИЕ..…………………………………….……………………. 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………. 19
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………….………………………………………. 20
- организация исследования — порядок проведения, основанный на распределении функций и ответственности, закрепленных в регламентах, нормативах и инструкциях;
- ресурсы исследования — комплекс средств и возможностей (например, информационных, экономических, людских и пр.), обеспечивающих успешное проведение исследования и достижение его результатов;
- объект и предмет исследования;
- тип исследования — принадлежность его к определенному типу, отражающему своеобразие всех характеристик;
- потребность исследования — степень остроты проблемы, профессионализма в подходах к ее решению, стиль управления.
- результат исследования — рекомендации, модель, формула, методика, способствующие успешному разрешению проблемы, пониманию ее содержания, истоков и последствий.
- эффективность исследования — соразмерность использованных ресурсов на проведение исследования и результатов, полученных от него.
Тема 1.3 Основные этапы исследовательского процесса
Исследование включает в себя три основных этапа.
Первый этап работы включает в себя:
- выбор проблемы и темы;
- определение объекта и предмета, целей и задач;
- разработку гипотезы исследования.
Второй этап работы содержит:
- выбор методов исследования;
- проверку гипотезы;
- непосредственно исследование;
- формулирование предварительных выводов, их апробирование и уточнение;
- обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций.
Третий этап строится на основе внедрения полученных результатов в практику. Работа литературно оформляется.
Логика каждого исследования специфична. Исследователь исходит из характера проблемы, целей и задач работы, конкретного материала, которым он располагает, уровня оснащенности исследования и своих возможностей. Дадим подробную характеристику каждому этапу работы.
Первый этап состоит из выбора области сферы исследования, причем выбор обусловлен как объективными факторами (актуальностью, новизной, перспективностью и т. д.), так и субъективными - опытом исследователя, его научным и профессиональным интересом, способностями, складом ума и т. д. Актуальность исследования – необходимое требование к любой работе. Обосновать актуальность – значит объяснить, почему именно эта тема в данный момент представляет интерес, каковы причины обращения к ней, что мешало сделать это раньше.
Проблема исследования понимается как категория, означающая нечто неизвестное в науке, которое предстоит открыть, доказать. Проблему создают противоречия, требующие разрешения. Проблема исследования должна быть актуальна, отвечать потребностям практики, иметь соответствующее научное решение. Обоснование актуальности проблемы позволяет конкретизировать тему исследования, которая, в свою очередь, должна быть тщательно продумана и корректно сформулирована.
Тема - в ней отражается проблема в ее характерных чертах. Удачная, четкая в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной замысел, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом.
Объект исследования - это совокупность связей, отношений и свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации. Это то, на что направлена исследовательская деятельность (выяснить, что именно рассматривается в исследовании). Объект исследования - это процесс, явление и т.п., которое исследуется, а предмет - часть объекта, которую можно преобразовать так, чтобы объект изменился. Другими словами, в предмете исследования указывается то, чему оно посвящено.
Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования. Именно предмет исследования определяет тему работы (т.е. обозначить, как рассматривается объект, какие отношения в нем, свойства, аспекты, функции он раскрывает).
Например:
Объект исследования – русский и немецкий языки.
Предмет исследования – заимствования в русском языке из немецкого.
Тема исследования – Влияние развития науки и техники в Германии на русский язык.
Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Формулируется одна цель работы и несколько задач, которые необходимо решить для достижения этой цели. Формулируя цель, необходимо записать ее в нескольких вариантах, а затем определить наиболее подходящий.
Цель обозначает то, что необходимо сделать, а задачи строятся в виде утверждений, направленных на достижение цели. Цель конкретизируется и развивается в задачах исследования. Не рекомендуется формулировать цель как “Исследование…”, “Изучение…”, так как эти слова указывают на средство достижения цели, а не на саму цель.
Первая задача, как правило, связана с выявлением, уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, природы, структуры изучаемого объекта (сбор и анализ информации…).
Вторая - с анализом реального состояния предмета исследования, динамики, внутренних противоречий развития (отбор материала для…).
Третья - со способностями преобразования, моделирования, опытно-экспериментальной проверки (разработка ….).
Четвертая - с выявлением путей и средств повышения эффективности совершенствования исследуемого явления, процесса, т. е. с практическими аспектами работы, с проблемой управления исследуемым объектом.
После определения цели формулируется рабочая гипотеза - научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо факторов, особенностей, характеристик и предвосхищающее результат исследования. Она формулируется на основе литературного обзора и является организующим и направляющим фактором первоначального этапа эксперимента, с позиций которого будет осуществляться исследование. В рамках гипотезы обобщаются данные эксперимента, она направляет исследование и прогнозирует его результат. Из гипотезы вытекает проект решения проблемы.
Первая часть гипотезы является описательной, вторая - объяснительной, третья - прогностической. Однако такое построение не является строго обязательным.
При формулировке гипотезы обычно используются конструкции типа: «если…, то…», « при условии, что…», т.е. такие, которые концентрируют внимание на проблеме и путях её решения.
Гипотезы бывают:
- описательные (предполагается существование какого-либо явления);
- объяснительные (вскрывающие причины его);
- описательно-объяснительные.
К гипотезе предъявляются определенные требования:
- она не должна включать в себя слишком много положений: как правило, одно основное, редко больше;
- в ней не должны содержаться понятия и категории, не являющиеся однозначными, не уясненные самим исследователем;
- при формулировке гипотезы следует избегать ценностных суждений, гипотеза должна соответствовать фактам, быть проверяемой и приложимой к широкому кругу явлений;
- требуется безупречное стилистическое оформление, логическая простота.
Второй этап исследования носит ярко выраженный индивидуализированный характер, не терпит жестко регламентированных правил и предписаний.
В ходе исследования составляется программа. В ней должно быть отражено:
- какое явление изучается;
- по каким показателям;
- какие критерии оценки применяются;
- какие методы исследования используются;
- порядок применения тех или иных методов.
Организация и проведение эксперимента начинается с испытательной проверки экспериментальной документации: вопросников, анкет, программ бесед, таблиц или матриц для регистрации и накопления данных.
Предварительные теоретические и практические выводы должны отвечать следующим методическим требованиям:
- быть всесторонне аргументированными, обобщающими основные итоги исследования;
- вытекать из накопленного материала, являясь логическим следствием его анализа и обобщения.
При формулировании важно избежать двух нередко встречающихся ошибок:
- своеобразного топтания на месте, когда из большого и емкого эмпирического материала делаются весьма поверхностные, частичного порядка ограниченные выводы;
- непомерно широкого обобщения, когда из незначительного фактического материала делаются неправомерно широкие выводы.
Третий этап внедрение полученных результатов в практику. Работа литературно оформляется.
В работе по оформлению материалов исследования следует придерживаться общих правил:
- название и содержание глав, а также пунктов должны соответствовать теме исследования и не выходить за ее рамки. Содержание глав должно исчерпывать тему, а содержание пунктов - главу в целом;
- первоначально, изучив материал для написания очередной главы, необходимо продумать ее план, ведущие идеи, систему аргументации и зафиксировать все это письменно, не теряя из виду логики всей работы. Затем провести уточнение, шлифовку отдельных смысловых частей и предложений, сделать необходимые дополнения, перестановки, убрать лишнее,
провести редакторскую, стилистическую правку;
- проверить оформление ссылок, составить справочный аппарат и список использованной литературы (библиографию);
- не допускать спешки с окончательной отделкой, взглянуть на материал через некоторое время, дать ему «отлежаться». При этом некоторые рассуждения и умозаключения, как показывает практика, будут представляться неудачно оформленными, малодоказательными и несущественными. Нужно их улучшить или опустить, оставить лишь действительно необходимое;
- избегать наукообразности, игры в эрудицию. Приведение большого количества ссылок, злоупотребление специальной терминологией затрудняют понимание мыслей исследователя, делают изложение излишне сложным. Стиль изложения должен сочетать в себе научную строгость и деловитость, доступность и выразительность;
- изложение материала должно быть аргументированным или полемическим, критикующим, кратким или обстоятельным, развернутым;
- соблюдать авторскую скромность, учесть и отметить все, что сделано предшественниками в разработке исследуемой проблемы;
- перед тем как оформить чистовой вариант, провести апробацию работы: рецензирование, обсуждение и т. п. Устранить недостатки, выявленные при апробировании.