Файл: Задача обучения на сегодняшний день состоит в том, чтобы студенты не только слушали и усваивали знания, которые им преподносит преподаватель, но и добывали эти знания самостоятельно в ходе исследовательского поиска..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 261

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1.2 Понятие исследования

Тема 1.3 Основные этапы исследовательского процесса

Тема 1.4. Накопление и обработка научной информации

Тема 1.5 Правила работы с учебной литературой

Ведение записей — обязательный элемент работы над книгой, неотделимый от процесса чтения, и поэтому их нельзя откладывать «на потом».

Записи должны быть предельно полными. Это, как правило, занимает гораздо меньше времени, чем повторное обращение к книге.

Тема 1.6 Способы представления результатов исследовательской деятельности

Тема 1.7 Методы научного исследования

Тема 2.2 Основные элементы введения индивидуального проекта

Тема 2.3 Основная часть индивидуального проекта

Тема 2.4 Оформление заключения и приложений индивидуального проекта

Тема 2.5 Язык и стиль индивидуального проекта

Тема 3.1 Основные требования по оформлению работы

Тема 3.2 Оформление ссылок в индивидуальном проекте

Тема 3.3 Оформление списка использованных источников. Библиографическое описание

Тема 3.4 Правила оформления презентации

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ТЕМА (наименование)

СОДЕРЖАНИЕ (план)

ВВЕДЕНИЕ

1. НАИМЕНОВАНИЕ

2. НАИМЕНОВАНИЕ

3. НАИМЕНОВАНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………..………………… 3

1. НАИМЕНОВАНИЕ ПЕРВОЙ ГЛАВЫ…..…………………………. 5

2. НАИМЕНОВАНИЕ ВТОРОЙ ГЛАВЫ.…………………………….. 9

3. НАИМЕНОВАНИЕ ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЫ……………………………. 13 ЗАКЛЮЧЕНИЕ..…………………………………….……………………. 17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………. 19

ПРИЛОЖЕНИЯ ………………….………………………………………. 20

В приложения 3, 4, 5 обязательно загляни.



- организация исследования — порядок проведения, основанный на распределении функций и ответственности, закрепленных в регла­ментах, нормативах и инструкциях;

- ресурсы исследования — комплекс средств и возможностей (на­пример, информационных, экономических, людских и пр.), обеспечивающих успешное проведение исследования и достижение его ре­зультатов;

- объект и предмет исследования;

- тип исследования — принадлежность его к определенному типу, отражающему своеобразие всех характеристик;

- потребность исследования — степень остроты проблемы, професси­онализма в подходах к ее решению, стиль управления.

- результат исследования — рекомендации, модель, формула, методи­ка, способствующие успешному разрешению проблемы, пониманию ее содержания, истоков и последствий.

- эффективность исследования — соразмерность использованных ресур­сов на проведение исследования и результатов, полученных от него.

Тема 1.3 Основные этапы исследовательского процесса


Исследование включает в себя три основных этапа.

Первый этап работы включает в себя:

- выбор проблемы и темы;

- определение объекта и предмета, целей и задач;

- разработку гипотезы исследования.

Второй этап работы содержит:

- выбор методов исследования;

- проверку гипотезы;

- непосредственно исследование;

- формулирование предварительных выводов, их апробирование и уточнение;

- обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций.

Третий этап строится на основе внедрения полученных результатов в практику. Работа литературно оформляется.

Логика каждого исследования специфична. Исследователь исходит из характера проблемы, целей и задач работы, конкретного материала, которым он располагает, уровня оснащенности исследования и своих возможностей. Дадим подробную характеристику каждому этапу работы.

Первый этап состоит из выбора области сферы исследования, причем выбор обусловлен как объективными факторами (актуальностью, новизной, перспективностью и т. д.), так и субъективными - опытом исследователя, его научным и профессиональным интересом, способностями, складом ума и т. д. Актуальность исследования – необходимое требование к любой работе. Обосновать актуальность – значит объяснить, почему именно эта тема в данный момент представляет интерес, каковы причины обращения к ней, что мешало сделать это раньше.


Проблема исследования понимается как категория, означающая нечто неизвестное в науке, которое предстоит открыть, доказать. Проблему создают противоречия, требующие разрешения. Проблема исследования должна быть актуальна, отвечать потребностям практики, иметь соответствующее научное решение. Обоснование актуальности проблемы позволяет конкретизировать тему исследования, которая, в свою очередь, должна быть тщательно продумана и корректно сформулирована.

Тема - в ней отражается проблема в ее характерных чертах. Удачная, четкая в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной замысел, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом.

Объект исследования - это совокупность связей, отношений и свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации. Это то, на что направлена исследовательская деятельность (выяснить, что именно рассматривается в исследовании). Объект исследования - это процесс, явление и т.п., которое исследуется, а предмет - часть объекта, которую можно преобразовать так, чтобы объект изменился. Другими словами, в предмете исследования указывается то, чему оно посвящено.

Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования. Именно предмет исследования определяет тему работы (т.е. обозначить, как рассматривается объект, какие отношения в нем, свойства, аспекты, функции он раскрывает).

Например:

Объект исследования – русский и немецкий языки.

Предмет исследования – заимствования в русском языке из немецкого.

Тема исследования – Влияние развития науки и техники в Германии на русский язык.

Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Формулируется одна цель работы и несколько задач, которые необходимо решить для достижения этой цели. Формулируя цель, необходимо записать ее в нескольких вариантах, а затем определить наиболее подходящий. 

Цель обозначает то, что необходимо сделать, а задачи строятся в виде утверждений, направленных на достижение цели. Цель конкретизируется и развивается в задачах исследования. Не рекомендуется формулировать цель как “Исследование…”, “Изучение…”, так как эти слова указывают на средство достижения цели, а не на саму цель.

Первая задача, как правило, связана с выявлением, уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, природы, структуры изучаемого объекта (сбор и анализ информации…).

Вторая - с анализом реального состояния предмета исследования, динамики, внутренних противоречий развития (отбор материала для…).

Третья - со способностями преобразования, моделирования, опытно-экспериментальной проверки (разработка ….).

Четвертая - с выявлением путей и средств повышения эффективности совершенствования исследуемого явления, процесса, т. е. с практическими аспектами работы, с проблемой управления исследуемым объектом.

После определения цели формулируется рабочая гипотеза - научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо факторов, особенностей, характеристик и предвосхищающее результат исследования. Она формулируется на основе литературного обзора и является организующим и направляющим фактором первоначального этапа эксперимента, с позиций которого будет осуществляться исследование. В рамках гипотезы обобщаются данные эксперимента, она направляет исследование и прогнозирует его результат. Из гипотезы вытекает проект решения проблемы.

Первая часть гипотезы является описательной, вторая - объяснительной, третья - прогностической. Однако такое построение не является строго обязательным.

При формулировке гипотезы обычно используются конструкции типа: «если…, то…», « при условии, что…», т.е. такие, которые концентрируют внимание на проблеме и путях её решения.

Гипотезы бывают:

- описательные (предполагается существование какого-либо явления);

- объяснительные (вскрывающие причины его);

- описательно-объяснительные. 

К гипотезе предъявляются определенные требования:

- она не должна включать в себя слишком много положений: как правило, одно основное, редко больше;


- в ней не должны содержаться понятия и категории, не являющиеся однозначными, не уясненные самим исследователем;

- при формулировке гипотезы следует избегать ценностных суждений, гипотеза должна соответствовать фактам, быть проверяемой и приложимой к широкому кругу явлений;

- требуется безупречное стилистическое оформление, логическая простота.

Второй этап исследования носит ярко выраженный индивидуализированный характер, не терпит жестко регламентированных правил и предписаний.

В ходе исследования составляется программа. В ней должно быть отражено:

- какое явление изучается;

- по каким показателям;

- какие критерии оценки применяются;

- какие методы исследования используются;

- порядок применения тех или иных методов.

Организация и проведение эксперимента начинается с испытательной проверки экспериментальной документации: вопросников, анкет, программ бесед, таблиц или матриц для регистрации и накопления данных.

Предварительные теоретические и практические выводы должны отвечать следующим методическим требованиям:

- быть всесторонне аргументированными, обобщающими основные итоги исследования;

- вытекать из накопленного материала, являясь логическим следствием его анализа и обобщения.

При формулировании важно избежать двух нередко встречающихся ошибок:

- своеобразного топтания на месте, когда из большого и емкого эмпирического материала делаются весьма поверхностные, частичного порядка ограниченные выводы;

- непомерно широкого обобщения, когда из незначительного фактического материала делаются неправомерно широкие выводы.

Третий этап внедрение полученных результатов в практику. Работа литературно оформляется.

В работе по оформлению материалов исследования следует придерживаться общих правил:

- название и содержание глав, а также пунктов должны соответствовать теме исследования и не выходить за ее рамки. Содержание глав должно исчерпывать тему, а содержание пунктов - главу в целом;

- первоначально, изучив материал для написания очередной главы, необходимо продумать ее план, ведущие идеи, систему аргументации и зафиксировать все это письменно, не теряя из виду логики всей работы. Затем провести уточнение, шлифовку отдельных смысловых частей и предложений, сделать необходимые дополнения, перестановки, убрать лишнее,
провести редакторскую, стилистическую правку;

- проверить оформление ссылок, составить справочный аппарат и список использованной литературы (библиографию);

- не допускать спешки с окончательной отделкой, взглянуть на материал через некоторое время, дать ему «отлежаться». При этом некоторые рассуждения и умозаключения, как показывает практика, будут представляться неудачно оформленными, малодоказательными и несущественными. Нужно их улучшить или опустить, оставить лишь действительно необходимое;

- избегать наукообразности, игры в эрудицию. Приведение большого количества ссылок, злоупотребление специальной терминологией затрудняют понимание мыслей исследователя, делают изложение излишне сложным. Стиль изложения должен сочетать в себе научную строгость и деловитость, доступность и выразительность;
- изложение материала должно быть аргументированным или полемическим, критикующим, кратким или обстоятельным, развернутым;

- соблюдать авторскую скромность, учесть и отметить все, что сделано предшественниками в разработке исследуемой проблемы; 

- перед тем как оформить чистовой вариант, провести апробацию работы: рецензирование, обсуждение и т. п. Устранить недостатки, выявленные при апробировании.