Файл: Курсовая работа по дисциплине Право социального обеспечения на тему Понятие и виды государственных пенсий.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 123

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Только для военнослужащих предусмотрено безусловное (без всяких дополнительных условий) и вне зависимости от пола назначение пенсии за выслугу лет в случае наличия минимального стажа 20 лет военной службы (и (или) службы в органах и войсках, перечисленных в Законе о пенсионном обеспечении военнослужащих). Для федеральных государственных служащих и граждан из числа космонавтов, кроме минимального стажа в 25 лет (для женщин-космонавтов - 20 лет), установлены и дополнительные условия (основания увольнения, срок службы на определенных должностях).

Только для военнослужащих при назначении пенсии за выслугу лет по совокупности трудового стажа и стажа военной службы (общий трудовой стаж должен составить не менее 25 лет) одним из условий является достижение конкретного возраста - 45 лет. Для федеральных государственных гражданских служащих и граждан из числа работников летно-испытательного состава, помимо определенной выслуги (рассмотренной нами выше), необходимым условием является не достижение определенного возраста, а наступление определенного события, а именно назначение страховой пенсии по старости (инвалидности).

Только для военнослужащих размер пенсии исчисляется исходя из совокупного размера оклада по воинской должности, оклада по воинскому званию и месячной надбавки за выслугу лет на момент увольнения военнослужащего с военной службы.

1.3. Круг лиц, имеющих право на получение пенсии


Право на пенсии по государственному пенсионному обеспечению имеют:

1) федеральные государственные гражданские служащие;

2) военнослужащие;

3) участники Великой Отечественной войны;

4) граждане, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";

5) граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;

6) граждане из числа космонавтов;

7) граждане из числа работников летно-испытательного состава;

8) нетрудоспособные граждане.

К получателям пенсии за выслугу лет относятся:

- федеральные государственные гражданские служащие;

- военнослужащие;

- граждане из числа космонавтов;

- граждане из числа работников летно-испытательного состава.


Глава 2. Проблемы практики реализации государственного пенсионного обеспечения

2.1. Актуальные проблемы государственного пенсионного обеспечения



Реформирование пенсионной системы Российской Федерации является важным моментом в реализации конституционных правоотношений. Опасения, связанные с реформированием пенсионного законодательства, явились поводом для целого ряда протестных движений, проводимых в самых разных городах Российской Федерации, однако влияние на ранее объявленные планы властей они не оказали. В целях реализации принципа правового государства, а также во избежание нарастания социальной напряженности в обществе воплощение в жизнь изменений действующего пенсионного законодательства должно осуществляться в русле конституционных правоотношений.
Декларирование построения правового государства обязывает Российскую Федерацию не только объявлять ценность прав и свобод человека, но и решать вопросы государственного значения исходя из приоритета прав и свобод. В то же время современные конституционные правоотношения в Российской Федерации отличаются «целым рядом черт, связанных с историческими особенностями развития, прежде всего государственно-правовых отношений. К ним относятся приоритет государственных интересов, традиционные методы принятия государственных решений» Политика, проводимая государством в области реформирования пенсионного законодательства, должна отражать прежде всего интересы самого населения.

В семье, воспитывающей ребенка-инвалида, остро стоит вопрос материального обеспечении, что обусловлено как особыми потребностями ребенка-инвалида в питании, развитии и лечении, так и отсутствием либо снижением дохода от трудовой деятельности, которую многие родители вынуждены прекратить или минимизировать ввиду необходимости ухода за ребенком с ограниченными возможностями. Обязанность государственной поддержки таких семей вытекает из ст. 7 Конвенции о правах инвалидов, согласно которой государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми. Государства - участники данной Конвенции признают не только право инвалидов на достаточный жизненный уровень для них самих и их семей, включающий достаточное питание, одежду и жилище, но также и на непрерывное улучшение условий жизни; признают право инвалидов на социальную защиту и на пользование этим правом без дискриминации по признаку инвалидности и принимают надлежащие меры к обеспечению и поощрению реализации этого права, включая меры по обеспечению инвалидам доступа к пенсионным пособиям и программам. Каждое государство выстраивает свою стратегию решения проблем социального обеспечения инвалидов, в том числе выстраивая собственную систему пенсионного обеспечения. Размер пенсий по государственному пенсионному обеспечению, ориентированный на установленный государством прожиточный минимум, не обеспечивает достойный уровень жизни.


2.2. Перспективы совершенствования государственного пенсионного обеспечения


1. Государственные органы и учреждения должны систематически принимать участие в международных конференциях, круглых столах, обмениваться опытом, подводить итого статистики судебной практики в сфере правового режима государственного пенсионного обеспечения;

2. Проводить научные исследования и изыскания и другие меры.

Правовая база, регламентирующая положения основных направлений государственного пенсионного обеспечения, представлена достаточно внушительной системой нормативно-правовых актов. в европейских государствах, а также и в России, принимаются новые нормативно-правовые акты.

Также следует сформировать основные задачи государственных органов и учреждений России, которые должны быть всецело направлены на борьбу с нарушениями прав граждан в сфере государственного пенсионного обеспечения, необходимо изложить их:

1. Необходимо совершать профилактическую деятельность, по предупреждению и распространению нарушений прав граждан в данной сфере. Это комплексное изучение причин и условий, которые стали толчком для совершения того или иного акта прав на выплату того или иного вида государственной пенсии;

2. Непосредственная борьба с нарушениями в сфере реализации права граждан на выплату государственной пенсии. Здесь в числе основополагающих задач государственных органов и учреждений можно обозначить следующие: необходимо выявлять, предупреждать, пресекать, раскрывать и расследовать такого рода действия;

3. «Необходимо минимизировать и (или) ликвидировать последствия каких-либо проявлений нарушений прав граждан на выплату государственной пенсии»[6]

Для разрешения имеющихся проблем правового регулирования необходимо положительно воспринимать и перенимать опыт международного законодательства регулирования института государственного пенсионного обеспечения.

Заключение.


Итак, государственная пенсия - это ежемесячная выплата, право на получение которой определяется согласно Закону о государственном пенсионном обеспечении. Принципиальное отличие государственного пенсионного обеспечения от пенсий по системе обязательного пенсионного страхования (страховая пенсия) заключается в различном финансовом обеспечении. Так, страховые пенсии обеспечиваются из средств Пенсионного фонда Российской Федерации и формируются в основном за счет выплачиваемых работодателем за работника или само занятым гражданином за себя страховых взносов в Пенсионный фонд.


Пенсия за выслугу лет назначается, в частности, лицам, проходившим государственную гражданскую службу и муниципальную службу, а также военную службу при наличии необходимого стажа (выслуги лет) на соответствующей службе. Так, для федеральных государственных гражданских служащих данный стаж в 2019 г. составляет 16,5 лет с последующим ежегодным увеличением на 6 месяцев до достижения в 2026 г. стажа 20 лет.

Для назначения пенсии имеет значение срок замещения должности непосредственно перед увольнением, основание увольнения со службы и, по общему правилу, наличие оснований для назначения страховой пенсии по старости (инвалидности) (п. 2 ст. 5, п. п. 1 - 2 ст. 7 Закона N 166-ФЗ; Приложение 2 к Закону N 166-ФЗ; ст. ст. 1, 3, 4, п. «а» ст. 5, ч. 1 ст. 13 Закона от 12.02.1993 N 4468-1).

Пенсия по старости назначается гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, достигшим определенного возраста и при наличии стажа не менее пяти лет (п. 3 ст. 5, п. 2 ст. 10 Закона N 166-ФЗ).

Пенсия по инвалидности назначается военнослужащим, участникам Великой Отечественной войны, гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, гражданам из числа космонавтов, ставшим инвалидами (п. 4 ст. 5, п. 4 ст. 7.1, ст. 9, п. 3 ст. 10 Закона N 166-ФЗ; п. «б» ст. 5, ст. 19 Закона N 4468-1).

Пенсия по случаю потери кормильца назначается в случае смерти военнослужащих, граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, граждан из числа космонавтов членам их семей (п. 5 ст. 5, п. 5 ст. 7.1, п. 3 ст. 8, п. 4 ст. 10 Закона N 166-ФЗ; ст. ст. 5, 28 Закона N 4468-1).


Список использованной литературы и источников.

[1] Чупрова Е.В. Пенсионное обеспечение граждан в Российской Федерации: учебное пособие «СПС «Консультант-Плюс». 2017. С. 23.». [2] Воронин Ю.В. Частное в публичном, или Некоторые размышления о методологии научных исследований накопительного компонента пенсионной системы Российской Федерации в праве социального обеспечения «Журнал российского права. 2019 . N 3. С. 84 - 96.».

[3] Миронова Т.К. Право социального обеспечения. М., 2015. С. 211.».

[4] Семянникова Д.А. К вопросу о пенсионном обеспечении детей-инвалидов в Российской Федерации «Социальное и пенсионное право. 2018. N 3. С. 37 - 41
». [5] Воронин Ю.В. Частное в публичном, или Некоторые размышления о методологии научных исследований накопительного компонента пенсионной системы Российской Федерации в праве социального обеспечения « Журнал российского права. 2019 . N 3. С. 84 - 96.» [6] Напсо М.Б. Актуальные проблемы реализации конституционного права граждан Российской Федерации на пенсионное обеспечение в контексте реформирования пенсионной системы Российской Федерации «Современное право. 2019. N 2. С. 38 – 49».

Список использованной литературы


Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.

  2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 29.05.2019) // Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, N 1, ст. 16.

  3. Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 30.04.2019) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 04.03.1993, N 9, ст. 328.

  4. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от  01.10.2019) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Российская газета, N 247, 20.12.2001.

  5. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 19.

  6. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 06.03.2019) «О страховых пенсиях» // Российская газета, N 296, 31.12.2013.

  7. Федеральный закон от 28.11.2018 N 441-ФЗ «О внесении изменений в статью 29 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 03.12.2018, N 49 (часть I), ст. 7513.

  8. Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» // Собрание законодательства РФ, 07.05.2012, N 19, ст. 2334.

  9. Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2012 N 2524-р (ред. от 24.10.2018) «Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 31.12.2012, N 53 (ч. 2), ст. 8029.

  10. Постановление Правительства Российской Федерации от 07.07.2011 N 553 «О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов» // Собрание законодательства РФ, 18.07.2011, N 29, ст. 4479.