Файл: Программа формирования универсальных учебных действий 21.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 196
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПМПК.
Общие ориентиры для рекомендации обучения по АООП ООО могут быть представлены следующим образом.
АООП ООО адресована обучающимся с ЗПР, достигшим уровня психофизического развития, близкого возрастной норме, но отмечаются трудности произвольной саморегуляции, проявляющейся в условиях деятельности и организованного поведения, и признаки общей социально-эмоциональной незрелости. Кроме того, у данной категории обучающихся могут отмечаться признаки легкой органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС), выражающиеся в повышенной психической истощаемости с сопутствующим снижением умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам.
Помимо перечисленных характеристик, у обучающихся могут отмечаться типичные, в разной степени выраженные, дисфункции в сферах пространственных представлений, зрительно-моторной координации, фонетико-фонематического развития, нейродинамики и др., но при этом наблюдается устойчивость форм адаптивного поведения.
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР
Особые образовательные потребности различаются у обучающихся с ОВЗ разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития, определяют особую логику построения учебного процесса и находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим современные научные представления об особенностях психофизического развития разных групп, обучающихся позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические.
К общим потребностям относятся:
Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП ООО ЗПР, характерны следующие специфические образовательные потребности:
Планируемые результаты освоения обучающимися адаптированной основной образовательной программы основного общего образования
Самым общим результатом освоения АООП ООО, обучающихся с ЗПР должно стать полноценное основное общее образование, развитие социальных (жизненных) компетенций.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП ООО соответствуют ФГОС ООО.
Планируемые результаты освоения программы коррекционной работы
Результаты освоения программы коррекционной работы отражают сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практико- ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений, обучающихся с ЗПР в различных средах.
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся:
Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации, проявляющаяся:
Общие ориентиры для рекомендации обучения по АООП ООО могут быть представлены следующим образом.
АООП ООО адресована обучающимся с ЗПР, достигшим уровня психофизического развития, близкого возрастной норме, но отмечаются трудности произвольной саморегуляции, проявляющейся в условиях деятельности и организованного поведения, и признаки общей социально-эмоциональной незрелости. Кроме того, у данной категории обучающихся могут отмечаться признаки легкой органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС), выражающиеся в повышенной психической истощаемости с сопутствующим снижением умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам.
Помимо перечисленных характеристик, у обучающихся могут отмечаться типичные, в разной степени выраженные, дисфункции в сферах пространственных представлений, зрительно-моторной координации, фонетико-фонематического развития, нейродинамики и др., но при этом наблюдается устойчивость форм адаптивного поведения.
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР
Особые образовательные потребности различаются у обучающихся с ОВЗ разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития, определяют особую логику построения учебного процесса и находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим современные научные представления об особенностях психофизического развития разных групп, обучающихся позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические.
К общим потребностям относятся:
-
получение специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития; -
выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между уровнями образования; -
получение основного общего образования в условиях образовательных организаций общего адекватного образовательным потребностям обучающегося с ОВЗ; -
обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе индивидуальной работы; -
психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками; -
психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации; -
постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации.
Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП ООО ЗПР, характерны следующие специфические образовательные потребности:
-
адаптация основной общеобразовательной программы основного общего образования с учетом необходимости коррекции психофизического развития; -
обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов, обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.); -
комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальной психокоррекционной помощи, направленной на компенсацию дефицитов эмоционального развития, формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения; -
организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР с учетом темпа учебной работы ("пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития); -
учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечение индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий, обучающихся с ЗПР; -
профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации; -
постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики психофизического развития; -
обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно; -
постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру; -
постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений; -
специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью; -
постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения; -
использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения; -
развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения; -
специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого; -
обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации (сотрудничество с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).
Планируемые результаты освоения обучающимися адаптированной основной образовательной программы основного общего образования
Самым общим результатом освоения АООП ООО, обучающихся с ЗПР должно стать полноценное основное общее образование, развитие социальных (жизненных) компетенций.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП ООО соответствуют ФГОС ООО.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП ООО дополняются результатами освоения программы коррекционной работы.
Планируемые результаты освоения программы коррекционной работы
Результаты освоения программы коррекционной работы отражают сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практико- ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений, обучающихся с ЗПР в различных средах.
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся:
-
в умении различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для её разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти самому; -
в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи; -
в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю; -
в умении написать при необходимости SMS-сообщение, правильно выбрать адресата (близкого человека), корректно и точно сформулировать возникшую проблему; -
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, проявляющееся: -
в расширении представлений об устройстве домашней жизни, разнообразии повседневных бытовых дел, понимании предназначения окружающих в быту предметов и вещей; -
в умении включаться в разнообразные повседневные дела, принимать участие; -
в адекватной оценке своих возможностей для выполнения определенных обязанностей в каких-то областях домашней жизни, умении брать на себя ответственность в этой деятельности; -
в расширении представлений об устройстве школьной жизни, участии в повседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с другими детьми; -
в умении ориентироваться в жизненном пространстве и просить помощи в случае затруднений, ориентироваться в окружающем мире; -
в умении включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность; -
в учении самостоятельно принимать решения, учиться делать выбор и на уровне окончания основного общего образования принять решение о дальнейшем своем трудоустройстве. -
овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, проявляющееся: -
в расширении знаний правил коммуникации; -
в расширении и обогащении опыта коммуникации; -
в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную); -
в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор; -
в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и в умении получать и уточнять информацию от собеседника; -
в освоении культурных форм выражения своих чувств.
Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации, проявляющаяся:
-
в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия, обучающегося с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, расширении адекватных представлений об опасности и безопасности; -
в адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности (безопасности) для себя и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды; -
в расширении представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту обучающегося; -
в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и ходом собственной жизни в семье и в школе; -
в умении устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку. -
в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы; -
в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной результативности; -
в накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий; -
в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком; -
в умении принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей; -
в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами. -
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, проявляющаяся: -
в знании правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса, с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; со знакомыми и незнакомыми людьми; -
в освоение необходимых социальных ритуалов, умении адекватно использовать принятые социальные ритуалы, умении вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, умении корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и другие. -
в освоении возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения; -
в умении проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт; -
в умении не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи; -
в умении применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта.