Файл: Программа формирования универсальных учебных действий 21.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 198
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
-
Программа формирования универсальных учебных действий
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся с ЗПР при получении основного общего образования соответствует ФГОС ООО (См. ООП ООО МБОУ СОШ №5).
-
Программы отдельных учебных предметов и курсов, в том числе, внеурочной деятельности.
Программа отдельных учебных предметов и курсов, в том числе, внеурочной деятельности у обучающихся с ЗПР при получении основного общего образования соответствует ФГОС ООО (См. ООП ООО МБОУ СОШ №5).
Программы коррекционно-развивающих курсов.
Основное содержание коррекционно-развивающих курсов.
Занятия по коррекции и развитию познавательной и эмоционально-волевой сфер, обучающихся с ЗПР
-
Психокоррекция регуляторной разбалансированности свойств внимания на уровне психических процессов. -
Психокоррекция регуляторной разбалансированности свойств внимания на уровне эмоциональных состояний. -
Психокоррекция регуляторной разбалансированности свойств внимания на уровне моторных и поведенческих функций. -
Психокоррекция регуляторной разбалансированности свойств внимания на уровне взаимодействия.
Коррекционно-логопедических индивидуальных занятия
Коррекция письменной речи.
Преодоление Дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
-
Развитие слогового анализа и синтеза. -
Звукобуквенный анализ слов (дифференциация звонких - глухих, твердых - мягких). -
Морфемный анализ и синтез слов. -
Развитие навыков грамотного письма.
Преодоление Оптической дисграфии.
-
Работы над координацией движений. -
Ориентировка в пространстве. -
Графический анализ букв. -
Развитие навыков письма.
Преодоление Аграмматической дисграфии.
-
Уточнение структуры простого, осложненного и сложного предложения. Маркировка предложений. -
Управление существительных, местоимений, числительных. -
Согласование прилагательного, местоимений, порядковых числительных, причастий с существительным (в роде, числе, падеже). -
Согласование подлежащего и сказуемого. -
Структурирование распространенной фразы. -
Структурирование сложного предложения. -
Построение схем предложений. -
Синтаксический разбор предложения. -
Пунктуационный разбор предложений. -
Развитие навыков грамотного чтения и письма словосочетаний, предложений, текста.
Преодоление Дизорфографии.
-
Работа над пониманием и по заучиванию орфографических правил. -
Нахождение ошибкоопасных мест в слове и соотнесение их с орфографическими правилами. -
Морфемный анализ слов. Подбор однокоренных слов. -
Звукобуквенный и слоговой анализ слов. -
Морфологический анализ. -
Орфоэпический анализ слов. -
Орфографический анализ. -
Лексическая работа над словом, словосочетанием. -
Коррекция и развитие навыков письма.
Коррекция навыков чтения.
-
Уточнение структуры текста, предложения. -
Интонация предложения, границы. -
Грамматическая связь по типу согласования, управления. -
Структурирование распространенной фразы. -
Анализ структуры предложения (смысловые, грамматические отношения; порядок слов; маркировка и границы; употребление союзов). -
Структурирование фразы. -
Построение схем предложений. -
Составление плана текста. -
Редактирование текстов. -
Работа с деформированным текстом. -
Работа над правильным (учитывая лексическое значение) употреблением слов в тексте, предложении, словосочетании. -
Пересказ данного текста (по вопросам, плану, опорным словам). -
Развитие навыка грамотного чтения.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Программа воспитания и социализации обучающихся с ЗПР при получении основного общего образования
Программа воспитания и социализации обучающихся с ЗПР при получении основного общего образования соответствует ФГОС ООО (См. ООП ООО МБОУ СОШ №5)
-
Программа коррекционной работы
Структура АООП ООО ЗПР предполагает введение программы коррекционной работы. Программа коррекционной работы предусматривает:
-
обучение детей с ЗПР в общеобразовательном классе с получением консультаций у специалистов школьной службы сопровождения; -
обучение в общеобразовательном (интегрированном) классе; -
обучение по индивидуальной программе, с использованием надомной и (или) дистанционной формы обучения; -
коррекцию недостатков психофизического развития на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях.
Программа коррекционной работы обеспечивает:
-
своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья; -
определение особых образовательных потребностей детей с ЗПР; -
определение особенностей организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности; -
создание условий, способствующих освоению детьми с ЗПР адаптированной основной образовательной программы; -
осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ЗПР с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ТПМПК и ПМПк); -
разработку и реализацию индивидуальных учебных планов, организацию индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии; -
обеспечение возможности обучения и воспитания по индивидуальным адаптированным образовательным программам и получения дополнительных коррекционных занятий со специалистами сопровождения; -
реализацию системы мероприятий по социальной адаптации детей с ЗПР; -
оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ЗПР по психолого-педагогическим и медицинским вопросам.
Программа коррекционной работы должна предусматривать индивидуализацию специального сопровождения, обучающегося с ЗПР. Содержание программы коррекционной работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК, индивидуальной программы реабилитации.
Цель программы коррекционной работы заключается в определении комплексной системы психолого-медико-педагогической и социальной помощи обучающимся с ОВЗ для успешного освоения основной образовательной программы на основе компенсации первичных нарушений и пропедевтики производных отклонений в развитии, активизации ресурсов социально-психологической адаптации личности ребенка.
Задачи программы:
-
своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья; -
определение особых образовательных потребностей, обучающихся с ЗПР, детей- инвалидов; -
определение оптимальных специальных условий для получения основного общего образования обучающимися с ЗПР, для развития их личностных, познавательных, коммуникативных способностей; -
разработка и использование индивидуально-ориентированных коррекционных образовательных программ, учебных планов для обучения школьников с ЗПР с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей; -
реализация комплексного психолого-медико-социального сопровождения обучающихся с ЗПР (в соответствии с рекомендациями территориальной и республиканской психолого-медико-педагогической комиссиями (ТПМПК, РПМПК), психолого-медико- педагогического консилиума образовательной организации (ПМПк)); -
реализация комплексной системы мероприятий по социальной адаптации и профессиональной ориентации обучающихся с ЗПР; -
обеспечение сетевого взаимодействия специалистов разного профиля в комплексной работе с обучающимися с ЗПР; -
осуществление информационно-просветительской и консультативной работы с родителями (законными представителями) обучающихся с ЗПР.
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
-
соблюдение интересов ребёнка (определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка); -
системность (обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса; -
непрерывность (гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению; -
вариативность (предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии); -
рекомендательный характер оказания помощи (обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, защищать законные права и интересы детей); -
принцип обходного пути (предполагает формирование новой функциональной системы в обход пострадавшего звена, опоры на сохранные анализаторы); -
комплексность (преодоление нарушений должно носить комплексный медико- психолого-педагогический характер и включать совместную работу педагогов и ряда специалистов (учитель-логопед, учитель-дефектолог педагог-психолог, медицинские работники, социальный педагог и др.).
Направления работы
Программа коррекционной работы на ступени основного общего образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:
-
диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление характера и интенсивности трудностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им социально- психолого -педагогической помощи в условиях образовательного учреждения; -
коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных); -
консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся; -
информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Направление работы | Основное содержание | Исполнители |
Диагностичес кая работа | выявление особых образовательных потребностей, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении основной образовательной программы основного общего образования; разработка индивидуального образовательного маршрута ребёнка с ОВЗ в рамках образовательного учреждения; проведение комплексной социально-психолого- педагогической диагностики нарушений в психическом и (или) физическом развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; определение уровня актуального и зоны ближайшего развития, обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей; изучение развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой сфер и личностных особенностей обучающихся; изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка; изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья; • системный разносторонний контроль за уровнем и динамикой развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (мониторинг динамики развития, успешности освоения образовательных программ основного общего образования). | зам. директора, педагог-психолог |
Коррекционно -развивающая работа: | реализация комплексного индивидуально ориентированного социально-психолого- педагогического в условиях образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психофизического развития; выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями; организация и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения; коррекция и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной и речевой сфер; развитие универсальных учебных действий в соответствии с требованиями основного общего образования; развитие и укрепление зрелых личностных установок, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии; формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний; развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции; развитие компетенций, необходимых для продолжения образования и профессионального самоопределения; формирование навыков получения и использования информации (на основе ИКТ), способствующих повышению социальных компетенций и адаптации в реальных жизненных условиях; социальная защита ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах. | зам. директора педагог- психолог, все педагоги |
Консультатив ная работа: | выработка совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса; консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приёмов работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья; консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья; консультационная поддержка и помощь, направленные на содействие свободному и осознанному выбору обучающимися с ограниченными возможностями здоровья профессии, формы и места обучения в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями. | зам. директора педагог- психолог |
Информацион но- просветитель ская работа | информационная поддержка образовательной деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями, их родителей (законных представителей), педагогических работников; различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса — обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам - вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; проведение тематических выступлений для педагогов и родителей (законных представителей) по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ОВЗ. | зам. директора педагог- психолог зам. директора педагог- психолог |