Файл: Программа формирования универсальных учебных действий 21.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 198

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Программа формирования универсальных учебных действий


Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся с ЗПР при получении основного общего образования соответствует ФГОС ООО (См. ООП ООО МБОУ СОШ №5).
    1. Программы отдельных учебных предметов и курсов, в том числе, внеурочной деятельности.


Программа отдельных учебных предметов и курсов, в том числе, внеурочной деятельности у обучающихся с ЗПР при получении основного общего образования соответствует ФГОС ООО (См. ООП ООО МБОУ СОШ №5).

Программы коррекционно-развивающих курсов.

Основное содержание коррекционно-развивающих курсов.

Занятия по коррекции и развитию познавательной и эмоционально-волевой сфер, обучающихся с ЗПР

  • Психокоррекция регуляторной разбалансированности свойств внимания на уровне психических процессов.

  • Психокоррекция регуляторной разбалансированности свойств внимания на уровне эмоциональных состояний.

  • Психокоррекция регуляторной разбалансированности свойств внимания на уровне моторных и поведенческих функций.

  • Психокоррекция регуляторной разбалансированности свойств внимания на уровне взаимодействия.

Коррекционно-логопедических индивидуальных занятия

Коррекция письменной речи.

Преодоление Дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

  • Развитие слогового анализа и синтеза.

  • Звукобуквенный анализ слов (дифференциация звонких - глухих, твердых - мягких).

  • Морфемный анализ и синтез слов.

  • Развитие навыков грамотного письма.

Преодоление Оптической дисграфии.

  • Работы над координацией движений.

  • Ориентировка в пространстве.

  • Графический анализ букв.

  • Развитие навыков письма.

Преодоление Аграмматической дисграфии.

  • Уточнение структуры простого, осложненного и сложного предложения. Маркировка предложений.

  • Управление существительных, местоимений, числительных.

  • Согласование прилагательного, местоимений, порядковых числительных, причастий с существительным (в роде, числе, падеже).

  • Согласование подлежащего и сказуемого.

  • Структурирование распространенной фразы.

  • Структурирование сложного предложения.

  • Построение схем предложений.

  • Синтаксический разбор предложения.

  • Пунктуационный разбор предложений.

  • Развитие навыков грамотного чтения и письма словосочетаний, предложений, текста.


Преодоление Дизорфографии.

  • Работа над пониманием и по заучиванию орфографических правил.

  • Нахождение ошибкоопасных мест в слове и соотнесение их с орфографическими правилами.

  • Морфемный анализ слов. Подбор однокоренных слов.

  • Звукобуквенный и слоговой анализ слов.

  • Морфологический анализ.

  • Орфоэпический анализ слов.

  • Орфографический анализ.

  • Лексическая работа над словом, словосочетанием.

  • Коррекция и развитие навыков письма.

Коррекция навыков чтения.

  • Уточнение структуры текста, предложения.

  • Интонация предложения, границы.

  • Грамматическая связь по типу согласования, управления.

  • Структурирование распространенной фразы.

  • Анализ структуры предложения (смысловые, грамматические отношения; порядок слов; маркировка и границы; употребление союзов).

  • Структурирование фразы.

  • Построение схем предложений.

  • Составление плана текста.

  • Редактирование текстов.

  • Работа с деформированным текстом.

  • Работа над правильным (учитывая лексическое значение) употреблением слов в тексте, предложении, словосочетании.

  • Пересказ данного текста (по вопросам, плану, опорным словам).

  • Развитие навыка грамотного чтения.



    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Программа воспитания и социализации обучающихся с ЗПР при получении основного общего образования


Программа воспитания и социализации обучающихся с ЗПР при получении основного общего образования соответствует ФГОС ООО (См. ООП ООО МБОУ СОШ №5)
    1. Программа коррекционной работы


Структура АООП ООО ЗПР предполагает введение программы коррекционной работы. Программа коррекционной работы предусматривает:

  • обучение детей с ЗПР в общеобразовательном классе с получением консультаций у специалистов школьной службы сопровождения;

  • обучение в общеобразовательном (интегрированном) классе;

  • обучение по индивидуальной программе, с использованием надомной и (или) дистанционной формы обучения;

  • коррекцию недостатков психофизического развития на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях.

Программа коррекционной работы обеспечивает:

  • своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;

  • определение особых образовательных потребностей детей с ЗПР;

  • определение особенностей организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;

  • создание условий, способствующих освоению детьми с ЗПР адаптированной основной образовательной программы;

  • осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ЗПР с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ТПМПК и ПМПк);

  • разработку и реализацию индивидуальных учебных планов, организацию индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии;

  • обеспечение возможности обучения и воспитания по индивидуальным адаптированным образовательным программам и получения дополнительных коррекционных занятий со специалистами сопровождения;

  • реализацию системы мероприятий по социальной адаптации детей с ЗПР;

  • оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ЗПР по психолого-педагогическим и медицинским вопросам.


Программа коррекционной работы должна предусматривать индивидуализацию специального сопровождения, обучающегося с ЗПР. Содержание программы коррекционной работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК, индивидуальной программы реабилитации.

Цель программы коррекционной работы заключается в определении комплексной системы психолого-медико-педагогической и социальной помощи обучающимся с ОВЗ для успешного освоения основной образовательной программы на основе компенсации первичных нарушений и пропедевтики производных отклонений в развитии, активизации ресурсов социально-психологической адаптации личности ребенка.

Задачи программы:

  • своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;

  • определение особых образовательных потребностей, обучающихся с ЗПР, детей- инвалидов;

  • определение оптимальных специальных условий для получения основного общего образования обучающимися с ЗПР, для развития их личностных, познавательных, коммуникативных способностей;

  • разработка и использование индивидуально-ориентированных коррекционных образовательных программ, учебных планов для обучения школьников с ЗПР с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей;

  • реализация комплексного психолого-медико-социального сопровождения обучающихся с ЗПР (в соответствии с рекомендациями территориальной и республиканской психолого-медико-педагогической комиссиями (ТПМПК, РПМПК), психолого-медико- педагогического консилиума образовательной организации (ПМПк));

  • реализация комплексной системы мероприятий по социальной адаптации и профессиональной ориентации обучающихся с ЗПР;

  • обеспечение сетевого взаимодействия специалистов разного профиля в комплексной работе с обучающимися с ЗПР;

  • осуществление информационно-просветительской и консультативной работы с родителями (законными представителями) обучающихся с ЗПР.

Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:

  • соблюдение интересов ребёнка (определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка);

  • системность (обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса;

  • непрерывность (гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению;

  • вариативность (предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии);

  • рекомендательный характер оказания помощи (обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, защищать законные права и интересы детей);

  • принцип обходного пути (предполагает формирование новой функциональной системы в обход пострадавшего звена, опоры на сохранные анализаторы);

  • комплексность (преодоление нарушений должно носить комплексный медико- психолого-педагогический характер и включать совместную работу педагогов и ряда специалистов (учитель-логопед, учитель-дефектолог педагог-психолог, медицинские работники, социальный педагог и др.).


Направления работы

Программа коррекционной работы на ступени основного общего образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:

  • диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление характера и интенсивности трудностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им социально- психолого -педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

  • коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

  • консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

  • информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.




Направление работы

Основное содержание

Исполнители

Диагностичес кая работа

выявление особых образовательных потребностей, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении основной образовательной программы основного общего образования;

разработка индивидуального образовательного маршрута ребёнка с ОВЗ в рамках образовательного учреждения;

проведение комплексной социально-психолого- педагогической диагностики нарушений в психическом и (или) физическом развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

определение уровня актуального и зоны ближайшего развития, обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;

изучение развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой сфер и личностных особенностей обучающихся;

изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;

изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;

• системный разносторонний контроль за уровнем и динамикой развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (мониторинг динамики развития, успешности освоения образовательных

программ основного общего образования).

зам. директора, педагог-психолог

Коррекционно

-развивающая работа:

реализация комплексного индивидуально ориентированного социально-психолого- педагогического в условиях образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психофизического развития;

выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

организация и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий,

необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

коррекция и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной и речевой сфер;

развитие универсальных учебных действий в соответствии с требованиями основного общего образования;

развитие и укрепление зрелых личностных установок, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;

формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;

развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции;

развитие компетенций, необходимых для продолжения образования и профессионального самоопределения;

формирование навыков получения и использования информации (на основе ИКТ), способствующих повышению социальных компетенций и адаптации в реальных жизненных условиях;

социальная защита ребёнка в случаях

неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

зам. директора педагог- психолог, все педагоги



Консультатив ная работа:

выработка совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса;

консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приёмов работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;

консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;

консультационная поддержка и помощь, направленные на содействие свободному и осознанному выбору обучающимися с ограниченными возможностями здоровья профессии, формы и места обучения в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и

психофизиологическими особенностями.

зам. директора педагог- психолог



Информацион но- просветитель ская работа

информационная поддержка образовательной деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями, их родителей (законных представителей), педагогических работников;

различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные

материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса — обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам - вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

проведение тематических выступлений для педагогов и родителей (законных представителей) по разъяснению индивидуально-типологических

особенностей различных категорий детей с ОВЗ.

зам. директора педагог- психолог

зам. директора педагог- психолог