ВУЗ: Белорусский государственный медицинский университет
Категория: Ответы на вопросы
Дисциплина: Медицина
Добавлен: 13.02.2019
Просмотров: 11091
Скачиваний: 33
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I. Теоретические основы дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение»
Права медицинских работников. Обязанности медицинских работников (Закон РБ «О здравоохранении»).
Врачебная этика и медицинская деонтология (Закон РБ «О здравоохранении»).
Раздел II. Основы медицинской статистики. Организация медико-статистического исследования
Динамический ряд, виды, методы выравнивания. Показатели динамического ряда, методика вычисления.
Раздел III. Общественное здоровье и методы его изучения. Важнейшие медико-социальные проблемы
Раздел IV. Охрана здоровья населения
Права главных государственных санитарных врачей, порядок их назначения и взаимодействия.
Анализ деятельности службы государственного санитарного надзора.
Оценка деятельности центра гигиены и эпидемиологии на основе модели конечных результатов.
Раздел V. Современные проблемы профилактики
Раздел VI. Основы управления, планирования, финансирования и экономики здравоохранения
Управление. Научные основы управления. Методы управления, характеристика. Стили руководства.
Органы управления службой государственного санитарного надзора.
Научная организация труда. Автоматизированные системы управления в здравоохранении.
Планирование здравоохранения. Задачи и принципы планирования. Виды планов, их характеристика.
Роль национальных программ профилактики в укреплении здоровья населения - национальные программы позволяют:
1) подходить к решению проблем профилактики с использованием не только ресурсов ЗО, но и ресурсов, возможностей других ведомств и министерств
2) организовать взаимодействие специалистов на международном уровне
3) привлечь к участию в программе общественные организации и население в целом
Уровни профилактики:
а) государственный – законодательные меры, направленные на повышение материального положения людей, их культурного уровня
б) общественный (трудового коллектива) – создание оптимального микроклимата в коллективе, адекватных условий труда.
в) семейный
г) индивидуальный – каждый в ответе за свое здоровье.
Направления профилактики:
1) поведенческое
2) санитарно-гигиеническое
3) функционально-биологическое
4) лечебно-оздоровительное
Виды профилактики (два направления ее):
а) индивидуальная - включает рациональный режим и гигиеническое поведение человека
б) общественная - система государственных, общественных и медицинских мероприятий по охране общественного здоровья
По состоянию здоровья различают (виды профилактики по ВОЗ):
1. Первичную профилактику - система мер наступательного характера, направленных на устранение условий и причин, вызывающих заболевание. Ее задачи: активизация защитных сил организма, предупреждение отрицательных воздействий факторов риска на здоровье человека.
2. Вторичную профилактику - комплекс медицинских мероприятий оборонительного характера, направленных на раннее выявление заболеваний, предупреждение рецидивов, прогрессирование патологического процесса.
3. Третичная профилактика - элемент вторичной, реабилитация больных, инвалидов, которые утратили возможность полноценной жизнедеятельности.
Основные принципы первичной профилактики:
1) непрерывность профилактических мероприятий (на протяжении всей жизни, начиная еще в антенатальном периоде)
2) дифференцированный характер профилактических мероприятий
3) массовость профилактики
4) научность профилактики
5) комплексность профилактических мер (участие в профилактике лечебных учреждений, органов власти, общественных организаций, населения)
Причины, требующие усиления профилактики на современном этапе:
1) изменяется тип патологии: с эпидемического (инфекции) на неэпидемический
2) отмечается неблагоприятное течение вирусной патологии
3) неблагоприятные тенденции динамики демографических процессов
4) ухудшается физическое и нервно-психическое здоровье населения (особенно детского).
ВОЗ: "Здоровье нации - в чреве беременных женщин"; "Больные родители не могут родить здорового ребенка"; "Каждые последующие поколения более больные, чем предыдущие".
5) повышается агрессивность окружающей среды
Профилактика как одно из приоритетных направлений охраны здоровья населения. Вопросы профилактики в законодательных документах. Программы профилактики, их роль в укреплении и охране здоровья. Этапы разработки программ профилактики, структура профилактических программ, контроль реализации и оценка эффективности.
Закон «О здравоохранении»:
медицинская профилактика - основанный на личной заинтересованности пациента комплекс медицинских услуг, направленных на снижение вероятности возникновения заболеваний, выявление причин и условий, способствующих их возникновению и распространению;
Статья 3. Основные принципы государственной политики Республики Беларусь в области здравоохранения
Основными принципами государственной политики Республики Беларусь в области здравоохранения являются:
-
создание условий для сохранения, укрепления и восстановления здоровья населения;
-
обеспечение доступности медицинского обслуживания, в том числе лекарственного обеспечения;
-
приоритетность мер профилактической направленности;
-
приоритетность развития первичной медицинской помощи;
-
приоритетность медицинского обслуживания, в том числе лекарственного обеспечения, несовершеннолетних, женщин во время беременности, родов и в послеродовой период, инвалидов и ветеранов в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
-
обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и его будущих поколений;
-
формирование ответственного отношения населения к сохранению, укреплению и восстановлению собственного здоровья и здоровья окружающих;
-
ответственность государственных органов, организаций за состояние здоровья населения;
-
ответственность нанимателей за состояние здоровья работников.
Статья 18-1. Медицинская профилактика
(введена Законом Республики Беларусь от 16.06.2014 N 164-З)
Организации здравоохранения в пределах своей компетенции проводят медицинскую профилактику путем проведения медицинских осмотров, диспансеризации населения, мероприятий по формированию здорового образа жизни, обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе по проведению профилактических прививок, других мероприятий по медицинской профилактике в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь.
Порядок проведения медицинских осмотров устанавливается Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
Материал лекции:
Программа – план для неповторяющихся действий.
Цели – улучшение состояния здоровья.
Компоненты:
-
информационная работа
-
навыки ЗОЖ
-
лечебно-профил работа
Документы, регламентирующие разработку гос программ:
-
Постановление МЗ РБ от 04.11.2004 №1404 «Об утверждении положения о порядке формирования, финансирования и выполнения государственных народно-хозяйственных и социальных программ»
-
Решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 6 октября 2007 г. № 356 ПОРЯДОК разработки и реализации межгосударственных целевых программ Евразийского экономического сообщества
-
Инструкция по применению «Разработка и мониторинг государственных программ в области охраны здоровья», утв. Министерством здравоохранения Республики Беларусь от 13.02.2009, рег. № 007-0209.
Виды программ
-
государственные народно-хозяйственные
-
социальные
-
межгосударственные целевые
Виды программы
-
комплексная
-
президентская
-
национальная
-
государственная
-
отраслевая
-
научно-техническая
Основные этапы разработки:
-
обоснования поставленной цели и конкретных задач на основе анализа существующей ситуации, имеющихся возможностей и прогнозов.
-
мероприятия, необходимые для решения задач, в их последовательности и взаимосвязи, с указанием ответственных исполнителей и сроков выполнения.
-
финансовые, кадровые, технические обеспечения программы.
-
контрольные показатели и механизмы для оценки хода выполнения программ, включая график и методы оценки хода работ и внесения необходимых изменений в программу.
Этапы разработки гос программы:
При разработке государственных программ в области охраны здоровья населения выделяются следующие основные этапы:
-
- подготовка инициативного предложения;
-
- разработка проекта концепции государственной программы;
-
- разработка и согласование проекта; - утверждение;
-
- мониторинг выполнения государственной программы;
-
- контроль выполнения государственной программы.
Все расписано подробно тут: http://belmapo.by/assets/files/007-0209.pdf
[Инструкция по применению: РАЗРАБОТКА И МОНИТОРИНГ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ, утв 13.02.2009]
Эффективность реализации гос программ:
1. экономическая эффективность
2. медицинская и социальная эффективность
Медико-социальная проблема и пути профилактики распространенности туберкулеза, Государственная программа «Туберкулез» на 2010-2014гг.
Основные характеристики Государственной Программы "Туберкулез"
Утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 января 2010 г. № 11
Наименование программы |
Государственная программа "Туберкулез" |
Государственные заказчики и координаторы |
Министерство здравоохранения Республики Беларусь облисполкомы и Минский горисполком Министерство внутренних дел Министерство сельского хозяйства и продовольствия Государственный пограничный комитет |
Заказчик-координатор |
Министерство здравоохранения Республики Беларусь |
Цель |
Обеспечение реализации права граждан на охрану здоровья, закрепленного в Конституции Республики Беларусь, путем предупреждения и снижения распространения туберкулезной инфекции, улучшения эпидемической ситуации |
Задачи |
снижение показателя смертности пациентов от туберкулеза на 1 процент в год; снижение показателя заболеваемости населения туберкулезом на 2 процента в год; увеличение к 2015 году числа активно выявляемых лиц, больных туберкулезом, на 5 процентов |
Срок реализации |
2010 – 2014 годы |
Объемы финансирования |
Ресурсное обеспечение Программы составляет (млн. руб.): республиканский бюджет – 2010 г. - 19 557,2 2011 г. - 48 447,1 2012 г. - 44 552,6 2013 г. - 41 690,1 2014 г. - 30 206,6 Местные бюджеты – 2010 г. - 15884,9 2011 г. - 20 092,1 2012 г. - 19 705,0 2013 г. - 22 334,1 2014 г. - 17 658,3 |
Ожидаемые результаты |
В результате реализации Государственной программы будут созданы условия, способствующие снижению показателя заболеваемости населения туберкулезом в среднем на 2 процента в год и показателя смертности пациентов от туберкулеза в среднем на 1 процент в год, что будет способствовать сохранению трудового потенциала республики и обеспечению социального благополучия населения. Увеличение числа активно выявляемых лиц, больных туберкулезом, на 5 процентов к 2015 году позволит определять заболевание в ранней стадии и излечивать пациентов от туберкулеза. Улучшение материально-технической базы противотуберкулезных организаций здравоохранения будет способствовать созданию условий для качественного и безопасного оказания медицинской помощи пациентам с туберкулезом |
Туберкулез в Республике Беларусь в последние два десятилетия продолжает оставаться распространенным заболеванием, наносящим значительный ущерб здоровью населения и экономике страны. С 1991 по 2008 год уровень заболеваемости туберкулезом по государственным организациям здравоохранения увеличился на 46,6 процента (с 30,9 до 45,3 на 100 тыс. населения), а уровень смертности - в два раза (с 4,3 до 8,6 на 100 тыс. населения).
С 2005 по 2008 год наметилась положительная динамика эпидемиологических показателей: уровень заболеваемости туберкулезом в Республике Беларусь снизился на 11,4 процента (с 51,1 до 45,3 на 100 тыс. населения), уровень смертности - на 29,8 процента (с 12,1 до 8,6 на 100 тыс. населения).
В то же время заболеваемость населения туберкулезом и смертность от него продолжают представлять серьезную проблему в республике, наносят значительный ущерб здоровью людей и экономике страны. Ежегодно туберкулезом заболевает 4,5 тыс. человек, из них 79,4 процента в трудоспособном возрасте, и умирает около 1000 человек, из которых 81,3 процента составляют лица трудоспособного возраста. Уровень смертности обусловлен высоким удельным весом остропрогрессирующих форм этого заболевания, а также наличием значительного контингента социально дезадаптированных лиц с хроническими и лекарственно-устойчивыми формами туберкулеза.
Экономические потери общества, связанные с туберкулезом, обусловлены как высокой стоимостью лечения из-за длительных сроков (2 - 3 года при незапущенных формах заболевания и 8 - 10 лет при распространенных хронических процессах), так и продолжительной, а зачастую и полной утратой трудоспособности и связанными с этим значительными затратами на социальное обеспечение по инвалидности.
О глобальности современной проблемы туберкулеза свидетельствуют экспертные оценки Всемирной организации здравоохранения. В 1993 году данная организация объявляет чрезвычайную ситуацию по туберкулезу, и с 1995 года начинает работать новая международная стратегия борьбы с туберкулезом, получившая название DOTS. В 2006 году начала действовать международная стратегия "Остановить туберкулез" ("Stop - TB"). Поставлена цель к 2015 году остановить распространение туберкулеза и достигнуть 70 процентов выявления всех случаев заболевания и 85 процентов излечения пациентов.
Ежегодно в Европе заболевают туберкулезом 445000 человек, умирают от этой болезни 66000 человек и, по оценке Всемирной организации здравоохранения, отмечается почти 70000 случаев заболевания туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя болезни. Наибольшее количество заболеваний (75 процентов всех случаев) приходится на страны Восточной Европы.
Находясь в центре Европы, Беларусь не является исключением, и все проблемы заболеваемости туберкулезом и смертности от него в развитых странах непосредственно касаются и населения нашей республики.
В последние годы появился ряд проблем, решение которых требует разработки внеочередных мер воздействия и привлечения дополнительных финансовых средств.
Так, из года в год возрастает число случаев ВИЧ-ассоциированного туберкулеза, кумулятивное число которого составило на 1 января 2009 г. 998 человек (на 1 января 2005 г. - 222), на 59,6 процента вырос уровень множественной лекарственной устойчивости среди вновь выявленных лиц, больных туберкулезом (с 9,9 процента в 2005 году до 15,8 процента в 2008 году). Контингенты лиц, больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью, состоящие на учете в противотуберкулезных организациях здравоохранения республики, увеличились за указанный период на 34,8 процента (с 1966 до 2651 человека).
Остается нерешенной проблема роста заболеваемости медицинских работников: в 2005 году заболело туберкулезом 96 человек, в том числе 13 человек, работающих в противотуберкулезных организациях здравоохранения, в 2008 году - 103 и 18 человек соответственно.
Необходимо интенсифицировать мероприятия, направленные на предупреждение распространения туберкулеза среди крупного рогатого скота в целях снижения риска заболевания населения туберкулезом, вызываемым микобактерией бычьего типа.
Особого внимания требует эпидемиология туберкулеза в пенитенциарных учреждениях, где уровень заболеваемости превышает в 6,7 раза аналогичный в гражданском секторе. В системе Министерства внутренних дел принятые профилактические меры позволили снизить заболеваемость туберкулезом с 1658 на 100 тыс. человек в 1998 году до 303,6 на 100 тыс. человек в 2008 году. Крайне необходимо усиливать противотуберкулезные действия и создавать необходимую материально-техническую базу для диагностики и лечения туберкулеза у лиц, находящихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел. Тюремный туберкулез после освобождения заключенных является серьезным фактором распространения заболевания среди населения и существенно влияет на ухудшение эпидемической ситуации.
Таким образом, существующие в настоящее время проблемы в борьбе с одним из опаснейших инфекционных заболеваний, каким является туберкулез, требуют осуществления на государственном уровне широкомасштабных мероприятий по организации противотуберкулезной помощи населению республики.
Приоритетными направлениями Государственной программы являются:
своевременная диагностика туберкулеза легких и других внелегочных локализаций;
проведение профилактических осмотров лиц повышенного риска заболевания туберкулезом;
разработка и внедрение в практику эффективных мер по снижению уровня смертности от туберкулеза, увеличению продолжительности жизни и улучшению качества жизни пролеченных больных;
разработка мероприятий по повышению уровня санитарной культуры населения, формированию здорового образа жизни.