ВУЗ: Белорусский государственный медицинский университет
Категория: Ответы на вопросы
Дисциплина: Медицина
Добавлен: 13.02.2019
Просмотров: 11094
Скачиваний: 33
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I. Теоретические основы дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение»
Права медицинских работников. Обязанности медицинских работников (Закон РБ «О здравоохранении»).
Врачебная этика и медицинская деонтология (Закон РБ «О здравоохранении»).
Раздел II. Основы медицинской статистики. Организация медико-статистического исследования
Динамический ряд, виды, методы выравнивания. Показатели динамического ряда, методика вычисления.
Раздел III. Общественное здоровье и методы его изучения. Важнейшие медико-социальные проблемы
Раздел IV. Охрана здоровья населения
Права главных государственных санитарных врачей, порядок их назначения и взаимодействия.
Анализ деятельности службы государственного санитарного надзора.
Оценка деятельности центра гигиены и эпидемиологии на основе модели конечных результатов.
Раздел V. Современные проблемы профилактики
Раздел VI. Основы управления, планирования, финансирования и экономики здравоохранения
Управление. Научные основы управления. Методы управления, характеристика. Стили руководства.
Органы управления службой государственного санитарного надзора.
Научная организация труда. Автоматизированные системы управления в здравоохранении.
Планирование здравоохранения. Задачи и принципы планирования. Виды планов, их характеристика.
Наименование программы |
Государственная программа по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2011–2015 годы и на период до 2020 года |
Основание для разработки |
Распоряжение Премьер-министра Республики Беларусь от 22 июля 2008 г. № 94р |
Государственные заказчики |
Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство здравоохранения, Министерство лесного хозяйства, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерство жилищно-коммунального хозяйства, Министерство образования, Национальная академия наук Беларуси, облисполкомы, Минский горисполком, Республиканский центр по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения |
Заказчик-координатор |
Министерство по чрезвычайным ситуациям |
Основные разработчики |
Министерство по чрезвычайным ситуациям, Национальная академия наук Беларуси, Министерство финансов, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство здравоохранения, Министерство лесного хозяйства, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерство жилищно-коммунального хозяйства, Министерство образования, Брестский, Гомельский и Могилевский облисполкомы, Республиканский центр по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения |
Цель программы |
Дальнейшее снижение риска неблагоприятных последствий для здоровья граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, содействие переходу от реабилитации территорий к их устойчивому социально-экономическому развитию при безусловном обеспечении требований радиационной безопасности |
Задачи программы |
в области социальной и медицинской защиты населения: обеспечение социальной защиты пострадавших граждан
совершенствование
системы медицинского наблюдения,
специальной диспансеризации, диагностики
и лечения пострадавших граждан организация бесплатного питания учащихся, обучающихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего базового и общего среднего образования, расположенных на загрязненных территориях. в области радиационной защиты: реализация комплекса защитных мероприятий в сельском хозяйстве, обеспечивающих производство продукции, соответствующей республиканским и международным нормативам по содержанию радионуклидов проведение мероприятий в лесном хозяйстве по рациональному использованию лесных ресурсов на загрязненных территориях, охране лесов от пожаров, минимизации доз облучения работников леса обеспечение надежного функционирования республиканской системы радиационного контроля выполнение работ по содержанию и функционированию территорий зон отчуждения и отселения, включая ликвидацию непригодных объектов, дезактивацию, захоронение радиоактивных отходов, требующих специального обращения в социально-экономическом развитии пострадавших регионов:
продолжение
газификации, строительства водопроводных
сетей и сооружений водоподготовки в
загрязненных населенных пунктах в области научного и информационного обеспечения: разработка новых методов диагностики, лечения и реабилитации пострадавших граждан совершенствование методов прогнозной оценки доз облучения населения в отдаленный период после катастрофы на Чернобыльской АЭС для проведения мер радиационной защиты обоснование показателей плодородия почв, обеспечивающих минимизацию поступления цезия-137 и стронция-90 в продукцию сельскохозяйственных культур, на принципах экономической целесообразности применения агрохимических защитных мер получение новых знаний в области радиобиологии и радиоэкологии для уточнения принципов безопасной жизнедеятельности на загрязненных территориях дальнейшее совершенствование взаимодействия республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов в осуществлении политики государства в области минимизации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на основе внедрения современных организационных и информационных технологий |
Срок реализации |
2011–2015 годы и на период до 2020 года |
Основные мероприятия Государственной программы |
социальная защита, медицинское обеспечение, оздоровление и санаторно-курортное лечение граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий радиационная защита и адресное применение защитных мер социально-экономическое развитие пострадавших регионов научное и информационное обеспечение |
Исполнители основных мероприятий Государственной программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство жилищно-коммунального хозяйства, Министерство здравоохранения, Министерство образования, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство финансов, Национальная академия наук Беларуси, Белорусский республиканский союз потребительских обществ, облисполкомы, органы местного управления |
Объемы и источники финансирования |
6 830 178,8 млн. рублей, в том числе: средства республиканского бюджета – 6 351 055,1 млн. рублей средства местных бюджетов – 272 099,2 млн. рублей другие источники финансирования – 207 024,5 млн. рублей |
Ожидаемые результаты реализации |
обеспечение радиационной защиты населения Республики Беларусь повышение эффективности адресной специализированной медицинской помощи пострадавшим гражданам улучшение качества и уровня жизни населения, проживающего в загрязненных радионуклидами районах содействие экономическому развитию пострадавших регионов |
Гигиеническое воспитание и обучение населения в Республике Беларусь. Основные принципы. Методы и средства гигиенического воспитания и обучения. Содержание работы врача-гигиениста по формированию здорового образа жизни.
Гигиеническое обучение и воспитание (ГОВ) - система государственных, общественных и медицинских мероприятий, направленных на повышение уровня санитарно-гигиенической культуры населения с целью сохранения и укрепления его здоровья, повышения работоспособности и продолжительности жизни. ГОВ основано на данных медицинских, психологических, социальных и экономических наук.
Приказ по ГОВ, 1992 г.:
1) за организацию всей работы ГОВ ответственен главный врач ЛПУ
2) каждый лечебник на приеме должен проводить профилактическую работу
3) в биологию в школе включены 6 часов материала по данному направлению
Цели ГОВ: создать умонастроение, направленное на охрану здоровья; воспитать у людей стремление к ЗОЖ; определить отношение к повседневному поведению.
Объекты ГОВ: общество в целом, семья, отдельная личность.
Основные принципы работы по ГОВ:
- научность
- актуальность тематики
- настроенность на конкретную аудиторию
- массовость работы
- доступность для аудитории
Методы и средства формирования ГОВ:
1. устная пропаганда
а) индивидуальное воздействие - беседы, инструктаж, консультация, телефонная консультация, личная корреспонденция
б) воздействие на группу лиц - лекция, беседа, групповая дискуссия, беседа за круглым столом, викторина, курсовое обучение
2. печатная пропаганда - брошюра, буклет, журнал, бюллетень, календарь, листок, памятка, стенгазета
3. наглядная пропаганда
а) плоскостные - плакат, рисунок, схема, чертеж, диаграмма, фотография, диафильм, слайд
б) объемные - муляж, макет, скульптура, манекен, натуральные (макро- и микро)
4. комбинированная - телевидение, радио, кино, музей, стационарная выставка
Требования к санбюллетеню: а) лист ватмана б) монотема в) 2 компонента: рисунок и текст; текст сформирован так, чтобы пациент увидел картинку, смог и захотел дочитать до конца
Требования к лекции: а) монотема б) продолжительность 40-45 мин в) актуальность г) настроенность на аудиторию д) 100% владение материалом е) готовность перейти на другой вариант общения с аудиторией
До 60-х г.г. 20 в. основной подход в ЗО: главное - излечить болезнь, позднее - профилактика болезней, к 90-м г.г. основной подход - получение максимума здоровья в любом возрасте, сохранение активного долголетия.
Профилактическая направленность- один из основополагающих принципов ЗО, ее важнейший раздел - формирование здорового образа жизни (ЗОЖ).
ЗОЖ - сознательное санитарное поведение, направленное на укрепление, сохранение и восстановление здоровья, на обеспечение жизнерадостности и работоспособности, на достижение активной, продолжительной жизни (ВОЗ, Дрезден,1985).
Образ жизни, способствующий сохранению здоровья, направлен на то, чтобы
- укреплять здоровье человека
- предупреждать и предотвращать болезни, несчастные случаи и преждевременную смерть
- вести адекватный образ жизни при острых и хронических заболеваниях, инвалидности, в соответствии с возрастом
Формирование ЗОЖ – это создание системы преодоления факторов риска в форме активной жизнедеятельности людей, направленной на укрепление здоровья, на оптимальное использование природных условий.
Элементы ЗОЖ:
1) медико-социальная активность населения – отношение к своему здоровью, к медицине, установка на ЗОЖ – это основа работы по формированию ЗОЖ
2) трудовая деятельность людей
3) хозяйственно-бытовая деятельность человека - материально-бытовые условия, время, которое затрачивается на хозяйственно-бытовую деятельность
4) социальная деятельность семьи - уход и воспитание за детьми, больными, пожилыми, планирование семьи, взаимоотношение в семье
5) деятельность, направленная на восстановление физических сил.
Медико-социальные проблемы ЗОЖ:
- медико-социальная активность населения (выполнение медицинских рекомендаций, участие в оздоровлении труда, быта, окружающей среды, оказание само – и взаимопомощи, умение использовать средства нетрадиционной медицины)
- изучение общественного мнения и управление им по отношению к собственному здоровью
- уровень культуры населения
- учет взаимодействия объективных и субъективных факторов (полное совпадение, несовподение, неправильное знание населения и т.д.)
- выявление и оценка групп риска
- активное участие населения
- разработка научных основ ЗОЖ (разработка физиологических и гигиенических основ ЗОЖ, детальное знание направленности факторов риска, мероприятия по профилактике отдельных заболеваний).
Принципы формирования ЗОЖ:
- сознательный личный образ жизни - индивидуальный режим жизни для формирования ЗОЖ, включающий физвоспитание, питание, личную гигиену, сексуальное поведение и т.д.
- научность - содержание пропаганды медицинских и гигиенических знаний должно соответствовать современному состоянию науки и практики.
- массовость - участие в работе по гигиеническому обучению, воспитанию и формированию ЗОЖ всех медицинских работников; вовлечение специалистов других ведомств и общественных организаций в пропагандистскую, воспитательную и оздоровительную работу.
- доступность - при изложении материала нужно избегать непонятных медицинских терминов, речь должна быть яркой, образной, доступной для понимания.
- целенаправленность - выражается в выборе содержания основного направления, а также в том, что работа должна проводиться дифференцирование с учетом различных групп населения.
- оптимистичность - следует подчеркивать возможность успешной борьбы с заболеваниями, пропагандировать знания даже по профилактике тяжелых заболеваний
- актуальность - выбор направления работы должен соответствовать тем конкретным проблемам, которые актуальны в данный момент времени.
Служба формирования ЗОЖ:
1) республиканские, областные, городские, районные центры здоровья (дома санпросвещения)
2) врачебно-физкультурные диспансеры, отделения, кабинеты
3) кабинеты ЗОЖ территориальных поликлиник
4) кабинеты санитарного просвещения ЦГиЭ.
Служба возглавляется зам. министра ЗО, главным государственным санитарным врачом. Руководство службой осуществляется Главным управлением гигиены, эпидемиологии и профилактики Министерства ЗО.
Основные задачи службы:
- координация деятельности различных органов и учреждений ЗО, направленной на утверждение принципов ЗОЖ населения; участие в реализации территориальных и отраслевых программах по укреплению здоровья населения;
- вовлечение всех медицинских работников, специалистов всех заинтересованных министерств , ведомств и общественных организаций в воспитательную работу с населением по пропаганде здорового образа жизни;
- постоянное повышение эффективности и интенсивности работы по обучению населения принципам ЗОЖ с широким привлечением к этой работе средств массовой информации;
- предоставление адекватной информации, позволяющей населению делать выбор с позиции укрепления здоровья; формирование общественного мнения, поднимающего престиж здоровья;
- организация и проведение мероприятий по коррекции образа жизни населения и предупреждению факторов риска заболеваний.
Раздел VI. Основы управления, планирования, финансирования и экономики здравоохранения
Руководство и управление здравоохранением в Республике Беларусь. Государственный санитарный надзор в структуре системы здравоохранения Республики Беларусь. Органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор.
методичка: «Управление санитарной службой в РБ» (с.16 и далее).
Формы управления в ЗО:
1) линейная форма – у каждого руководителя много подчиненных, каждый подчиненный имеет одного непосредственного руководителя (характерна для маленьких организаций)
2) функциональная форма – разделение управленческого труда, нарушение принципа единоначалия: в крупных больницах имеются заместители руководителя по терапии, хирургии, родовспоможению и др. (более прогрессивная и эффективная форма управления)
3) штабная форма – штаб, существующий при руководителе, готовит для него распоряжения, материалы и др. (характерна для более высоких уровней управления – управления ЗО города, области)
Государственное регулирование в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Полномочия Президента Республики Беларусь в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Полномочия Совета Министров Республики Беларусь в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Полномочия Министерства здравоохранения Республики Беларусь, иных республиканских органов государственного управления в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
из закона «О СЭБ»:
Статья 6. Полномочия Президента Республики Беларусь в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Президент Республики Беларусь определяет единую государственную политику и осуществляет государственное регулирование в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными законодательными актами.
Статья 7. Полномочия Совета Министров Республики Беларусь в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Совет Министров Республики Беларусь в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения:
обеспечивает проведение единой государственной политики;
обеспечивает развитие международного сотрудничества;
обеспечивает разработку и реализацию государственной программы;
осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом, иными законами, актами Президента Республики Беларусь.
Статья 8. Полномочия Министерства здравоохранения Республики Беларусь, иных республиканских органов государственного управления в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Министерство здравоохранения Республики Беларусь в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения:
проводит единую государственную политику;
организует обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
осуществляет государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование;
организует проведение государственного санитарного надзора;
организует проведение профилактических прививок;
координирует реализацию медико-санитарных мер, предусмотренных Международными медико-санитарными правилами;
согласовывает проекты технических регламентов, устанавливающих требования к безопасности и безвредности продукции, работ и услуг для жизни и здоровья населения;
осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.
Иные республиканские органы государственного управления реализуют государственную политику в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения в пределах своей компетенции.
Статья 9. Полномочия местных Советов депутатов в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Местные Советы депутатов в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения в пределах своей компетенции:
утверждают региональные программы;
осуществляют иные полномочия в соответствии с актами законодательства.
Статья 10. Полномочия местных исполнительных и распорядительных органов в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Местные исполнительные и распорядительные органы в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения в пределах своей компетенции: