Файл: Учебник уголовное право республики беларусь общая часть.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 2188
Скачиваний: 11
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1ПОНЯТИЕ, ЗАДАЧИ И СИСТЕМА УГОЛОВНОГО ПРАВА.НАУКА УГОЛОВНОГО ПРАВА
Глава 6ОБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Глава 7СУБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Глава 9МНОЖЕСТВЕННОСТЬ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Глава 10ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ИСКЛЮЧАЮЩИЕ ПРЕСТУПНОСТЬ ДЕЯНИЯ
Глава 11СТАДИИ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Глава 12Соучастие в преступлении
Глава 13УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Глава 14ПОНЯТИЕ, СИСТЕМА И ВИДЫ НАКАЗАНИЯ
Глава 16Меры уголовной ответственности,не связанные с применением наказания
Глава 17Освобождение от уголовной ответственностии наказания
Глава 18ПОГАШЕНИЕ И СНЯТИЕ СУДИМОСТИ
Глава 19ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ЛЕЧЕНИЯ
Глава 21КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ УГОЛОВНОГО ПРАВА БЕЛАРУСИ
Глава 22 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УГОЛОВНОГО ПРАВАЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ (Общая часть)
Глава 22
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УГОЛОВНОГО ПРАВА
ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ (Общая часть)
§ 1. Исторический аспект
Зарубежное уголовное право имеет более чем тысячелетнюю историю своего существования. На становление же современного уголовного права значительное влияние оказали события первых буржуазных революций и учения философов Джона Локка (1632-1704), Шарля-Луи Монтескье (1689-1755), Иммануила Канта (1724-1804), Георга Гегеля (1770-1831), Иогана Фихте (1762-1814), просветителя Чезаре Беккариа (1738-1794), юристов Уильяма Блэкстона (1733-1831), Ансельма Фейербаха (1775-1833).
Д. Локк не занимался специально вопросами уголовного права, однако в своем философском произведении “Два трактата о правлении” высказал ряд прогрессивных положений в области уголовного права. Изучения Локка о естественном состоянии и об общественном договоре вытекают и его уголовно-правовые требования. К числу основных позиций в области уголовного права Локк относит требование законности. “Кто бы ни обладал законодательной и верховной властью в любом государстве, он обязан управлять согласно установленным (постоянным) законам, провозглашенным народом и известным народу, а не путем импровизированных указов; править с помощью беспристрастных и справедливых судей, которые должны разрешать споры посредством этих законов, и применять силу сообщества в стране только при выполнении таких законов ...”
К врожденным правам человека Локк, относил свободу и равенство. Принцип равенства Локк применял и к уголовному праву. “Ни для одного человека, находящегося в гражданском обществе, — писал он, — не может быть сделано исключения из законов этого общества. В своем учении Локк выдвигал требование о пропорциональности между тяжестью наказания характером совершенного преступления. В последствии это положение было воспринято классической школой уголовного права. Локк теоретически обосновал основное требование уголовного права: nullum czimen sine lege (нет преступления, если об этом не говорится в законе). Критерием преступного и неприступного, — считал Локк, — может быть только закон. Только он может служить основанием для назначения наказания.
Крупнейший английский юрист Уильям Блэкстон воспринял гуманистические, просветительские идеи Д. Локка и развил их в своем знаменитом классическом руководстве по английскому праву. Четвертый том его “Комментариев к законам Англии” посвящен “публичным правонарушениям”, то есть сфере уголовного права. В своем произведении Блэкстон теоретически обосновал и развил учение о преступлении и других основополагающих институтах уголовного права.
Просветительно-гуманистическое направление в уголовном праве возникло в ХVIII в. Оно появилось как реакция на средневековую систему правосудия и отражало социально-политические и уголовно-правовые взгляды зарождавшегося класса буржуазии. Видными представителями этого направления были Ш. Монтескье и Ч. Беккариа.
Шарль Луи Монтескье был выдающимся писателем, экономистом, философом и юристом. Свои уголовно-правовые воззрения наиболее полно он изложил в двух произведениях «Персидские письма» (1721) и «О духе законов» (1748). Наибольший интерес представляют собой главы трактата «О духе законов»: книга шестая, гл.ХII (О силе наказаний); книга двенадцатая, гл.VII (О преступлении оскорбления величества), гл.VIII (О неправильном применении терминов «святотатство» и «оскорбление величества»), гл.XVII (О раскрытии заговоров), гл.ХVIII (как опасно в республиках наказывать слишком строго за преступление оскорбления величества); книга двадцать четвертая, гл.ХII (О наказании), гл.ХIII (о неискупимых преступлениях); книга двадцать пятая, гл. XII (об уголовных законах); книга двадцать восьмая, гл.XXV (о пределах, в которых допускалось применение судебного поединка) и др.
Ш. Монтескье сформулировал важный принцип уголовного права, состоящий в том, что уголовный закон должен карать не за образ мыслей, а за деяния и эти действия должны быть в законе четко описаны. Так, он описал, что слова, выражающие мысли не образуют состава преступления. «Слова становятся преступлением лишь тогда, когда они подготавливают преступное деяние, сопровождают или следуют за ним. Но делать из слов преступление, подлежащее смертной казни, вместо того, чтобы видеть в них один из признаков преступления, — значит все извратить и перепутать» (книга 12, гл. XII). «Законы Китая осуждают на смерть всякого, кто провинится в неуважении к императору, так как они не определяют, в чем состоит это неуважение, то любое действие может послужить предлогом того, чтобы лишить жизни какого угодно человека и перебить какое угодно семейство ... Итак, если преступление оскорбление величества не определено точно, это уже достаточно, чтобы правление выродилось в деспотизм» (книга 12, гл. VII).
Ш. Монтескье ограничивал сферу применения уголовных законов в особенности в религиозных отношениях. «Следует избегать применения уголовного законодательства в вопросах религии. Правда они внушают страх; но так как религия имеет свои уголовные законы, которые также внушают страх, то один страх подавляется другим и от их противоречивого действия душа человека ожесточается» (книга 25, гл.XII).
Ш. Монтескье высказал мысли о неэффективности жестоких уголовных законов, а также о наказании и его составляющих, как основе процесса исправления осужденного лица. Он писал: «... в странах, где наказание не жестоки, они производят на ум гражданина не менее сильное впечатление, чем самые жестокие наказания — в других странах ... часто законодатель, желающий прекратить какое-нибудь зло, только и думает о достижении этой цели. Он видит лишь одну сторону дела и не замечает сопряженных с ней неудобств. В результате после того, как зло пресекается, все видят только жестокость законодателя; в государстве остается зло, произведенное этой жестокостью, она извратила умы, они приучили людей к деспотизму» (книга 6, гл.XII). Ш. Монтескье утверждал, что «наказание должно сопровождаться идеей труда, а не праздности, идеей добра, а не чего-то необыкновенного, идеей воздержания, а не корысти» (книга 24, гл.XII).
Огромный вклад в развитие этого направления в уголовном праве внес великий итальянский просветитель и гуманизм Чезаре Беккариа. Свои взгляды Ч. Беккариа сформулировал в книге «О преступлениях и наказаниях», опубликованной в 1764 г. В своей работе Ч. Беккариа рассматривает вопрос о происхождении наказания и о праве наказания и приходит к выводу, что наказания должны устанавливаться только законами, они должны быть обязательными для всех и толкование их не может принадлежать суду (§ I - § IV). По его мнению, толкование законов — зло, оно порождается «темнотой законов», законы должны быть ясны не только для судей, но и для всех граждан, законы не могут издаваться на чуждом народу языке (§ V). Ч. Беккариа полагал, что наказание, должно быть соразмерно преступлению, он считал, что единственным и истинным мерилом преступлений и, соответственно наказаний является вред, который они приносят нации (§ VI- § VII). Ч. Беккариа высказал мысль о цели наказания, цель наказания, полагает он, заключается только в том, чтобы воспрепятствовать виновному вновь нанести вред обществу и удержать других от совершения того же. Поэтому следует употреблять только такие наказания, которые при сохранении соразмерности с преступлениями производили бы наиболее сильное впечатление и наиболее длительное впечатление на душу людей и были наименее мучительными для тела преступника (§ XII). Ч. Беккариа выдвинул принцип равенства всех перед законом (§ XX), довольно подробно рассматривался вопрос о некоторых видах наказания (§ XIX, § XXI, § XXII, § XXV). Ч. Беккариа впервые в истории довольно убедительно выступал противником смертной казни. Раздел о смертной казни — это самый большой параграф в его работе (§ XXVIII).
Большое влияние на развитие континентального уголовного права оказала французская революция XVIII в. По имению К. Маркса французская революция очистила “общественную почву от последних помех для сооружения здания современного государства”. Тем самым революция создала основу для современного права, в том числе и уголовного права. В определенной системе общие принципы, которые были положены в основу нового уголовного права были изложены в “Декларации прав человека и гражданина” 1789 г. Принцип равенства всех граждан перед уголовным законом закреплен в ст.6 этого закона и выражен в словах о том, что закон “должен быть равным для всех как в тех случаях, когда он оказывает свое покровительство, так и в тех, когда он карает. Уголовно-правовое положение о том, что нет преступления, если об этом не сказано в законе сформулировано в ст.7 закона: “Никто не может подвергаться обвинению, задержанию или заключению иначе, как в случаях, предусмотренных законом ...” В этой же статье закреплен принцип запрещения обратной силы закона: “Никто не может быть наказан иначе, как в силу закона, надлежаще примененного, изданного и обнародованного до совершения преступления”. В определенной мере в ст.8 этого закона закреплено положение о соответствии тяжести наказания тяжести совершенного преступления: “Закон может устанавливать наказания лишь строго и бесспорно необходимые”. Отмеченные принципы уголовного права были положены в основу уголовного кодекса Наполеона 1810 г. Этот кодекс просуществовал во Франции до 1994 года.
На развитие уголовного права в Германии оказала значительное влияние немецкая классическая философия конца XVIII и начала XIX в. Учение Канта и Гегеля об обществе, государстве, свободе воли и права, о преступлении и наказании явилось основой при создании вначале прусского уголовного кодекса 1851 г., а затем и других УК немецких государств: баварского 1861 г., саксонского 1855 г., баденского 1851 г., гамбургского 1869 г. В некоторых немецких землях был введен прусский УК 1851 г. (Вальдек, Любек, Ольденбург, Кургессен, Шлезвит-Гольштейн и др.) После объединения немецких земель в 1871 г. в единое государство было принято Германское уголовное положение 1871 г. В основу этого кодекса был положен УК Пруссии 1851 г.
Зарубежная наука уголовного права развивалась в течение первых трех четвертей XIX в. под влиянием так называемой “классической школы” уголовного права. Она не представляет какого-либо общего и единого направления. Среди представителей этой школы можно отметить различные течения, характер которых обусловлен национальными, политическими, историческими особенностями становления и развития отдельных государств. Но, несмотря на все различия, у всех этих течений есть нечто общее, позволяющее объединить их в единую уголовно-правовую школу. Классическое направление в центр внимания ставило преступление. Оно рассматривало его как явление юридическое, как результат нарушения прав. Преступление классическая школа изучала и регулировала в своих законодательных предложениях. Уголовное право классической школы было “уголовным правом деяния”. В наиболее завершенном виде уголовно-правовые идеи «классической школы» были сформулированы А. Фейербахом.
В 90-х годах XIX в. появляется так называемое “социологическое направление” в уголовном праве. В отличие от классической школы новое направление в уголовном праве рассматривает преступление как явление биологическое, и опасность видит не в деянии, а в деятеле. Представители этого направления в центр внимания уголовного права ставят не деяние, а деятеля. Это явление они изучают и в отношении его разрабатывают меры борьбы. Ведущими теоретиками этого направления являлись немецкий криминалист Ф. Лист, голландский Ван Гамель, русский И.Я. Фойницкий.
Все уголовные кодексы, действующие в конце XIX — начале XX вв., были построены на принципах классической школы уголовного права (Бельгийский кодекс 1867 г.; Германский кодекс 1871 г.; Итальянский кодекс 1889 г. и др.).
Лишь в некоторых странах в этот период отдельные институты уголовного права были сформулированы под влиянием социологической школы уголовного права. Так, благодаря наличию новых тенденций в теории зарубежного уголовного права были введены в законодательство: условное освобождение (Франция — 1885 г.), условное осуждение (Франция — 1891 г., Бельгия — 1888 г.), меры безопасности к рецидивистам (Франция — 1885 г.) и др.
В 1902 г. в Норвегии был принят новый уголовный кодекс. УК был составлен по проекту знаменитого норвежского криминалиста Гетца. УК 1902 г. был первым кодексом, в котором наиболее полно нашли отражение идеи социологической школы уголовного права.
При традиционном подходе к характеристике основных институтов общей части в УК заметны черты социологического учения права: деление преступления на преступление и проступки; определение на этой основе разных правовых последствий; дополнение традиционной системы наказаний мерами безопасности в отношении рецидивистов и психически больных; наличие институтов условного осуждения и отсрочки исполнения приговора и др.